|
Содержание школьной образовательной программы является достаточно животрепещущей темой, которая обсуждается в обществе в течение последних нескольких лет. Включение в эту программу таких предметов, как экология, ОБЖ, религиоведение, граждановедение и др., вызывает у родителей смешанные чувства.
Кроме того, в ближайшем будущем список обязательных предметов школьной программы может быть расширен за счет введения начальной военной подготовки.
Как свидетельствуют результаты опроса, идея введения НВП в школьную программу вызывает весьма неоднозначное отношение опрошенных. На фоне включения новых, нетрадиционных предметов военная подготовка – предмет, многим знакомый по личному опыту, – воспринимается опрошенными как некий противовес нововведениям, как обращение к положительному опыту советской системы образования.
Первоначальная реакция на предложение ввести в программу НВП достаточно положительна – 77% опрошенных поддерживают это предложение, а не одобряют его только 12%. Наиболее часто поддерживают введение НВП мужчины (82%). На начальном этапе обсуждения этой темы в фокус-группах практически все участники отзывались о новом предмете только положительно:
- 'Надо ребятишек готовить быть патриотами'
(ДФГ, Москва).
- 'Я, например, отношусь положительно. Действительно, у нас мальчики должны уже со школьной скамьи знать, что такое военная подготовка'
(ДФГ, Новосибирск).
Более конкретное обсуждение проблемы, однако, демонстрирует весьма широкий разброс мнений о позитивных и негативных аспектах введения НВП в школьную программу. При этом, несмотря на то, что многие участники групповых дискуссий в свои школьные годы проходили НВП, их представления о том, каким должно быть содержание этого курса, оказались диаметрально противоположными; многие участники фокус-групп слабо связывают свой личный опыт с требованиями, предъявляемыми к НВП сегодня.
Так, для многих опрошенных НВП – это предмет об основах самообороны и системах оружия, другие респонденты предлагают включить в НВП историю военного дела, основы патриотического воспитания, навыки действий в чрезвычайных ситуациях, спортивную подготовку; ряд участников обсуждения рассматривает НВП как предмет, который должен включать в себя основы философии и психологии.
- 'В этот курс вообще должны включаться какие-то определенные психологические моменты, воспитание'
(ДФГ, Самара).
- 'На первых порах надо хотя бы преподавать историю русской армии, начиная с самого рождения... Допустим, в пятом, шестом классе... можно добавить историю оружия, про оружие рассказывать... Ну а дальше уж по восходящей идти, вплоть до современной тактики ведения борьбы'
(ДФГ, Москва).
- '
Участник ДФГ: Девочкам тоже обязателен предмет такой. Предмет, чтобы уметь любить, уметь любить себя, уметь любить окружающих... Любовь. Без любви не может быть жизни. Потом девочкам даже надо давать какие-то элементы семейного воспитания.
Модератор: Как вам кажется, это нужно делать на уроках НВП?
Участник ДФГ: На НВП. Вот как раз отнести специально вопросы с женственностью. Которые воспитывают нежность и любовь' (ДФГ, Самара).
Широкий спектр представлений о содержании курса НВП отражается также и в распределении ответов на открытый вопрос: 'Какие полезные знания и навыки может дать сегодняшним школьникам начальная военная подготовка?'
21% опрошенных, следуя логике названия предмета, считают важной его составляющей основы военного дела:
- 'Будут знать, как обращаться с оружием, и знать меры предосторожности'; 'дети будут больше знать о вооружении'
(открытый вопрос).
18% предполагают, что НВП будет способствовать нравственному развитию российских школьников:
- 'Будут смелые и мужественные'; 'любовь к матери'; 'научатся вести себя достойно по отношению к старшим, к девушкам'
(открытый вопрос).
15% ожидают, что школьники получат в курсе НВП представления об основах гражданской обороны и безопасности жизнедеятельности.
- 'В случае военной тревоги не было паники, все могли пользоваться средствами защиты'; 'навыки поведения учащихся в чрезвычайных ситуациях'
(открытый вопрос).
13% считают, что НВП будет способствовать приобщению школьников к физкультуре и спорту:
- 'Будут более здоровыми и развитыми, физическая закалка'; 'будут подготовлены в спортивном плане лучше'
(открытый вопрос).
Очевидно, столь разное видение предмета диктует и весьма дифференцированное отношение к нему.
Среди ожидаемых положительных последствий введения начальной военной подготовки в школьный курс участники фокус-групп чаще всего отмечают повышение дисциплины, улучшение физической подготовки, формирование навыков самосохранения, рост патриотизма и общей эрудиции.
- 'Может быть, начальная военная подготовка дисциплинирует нашу молодежь. Может, меньше будет наркоманов'
(ДФГ, Новосибирск).
- 'Ребята должны быть физически подготовлены'
(ДФГ, Москва).
- 'Чтобы можно было отдохнуть, заняться физкультурой. Потому что там наверняка будет и физическая подготовка тоже'
(ДФГ, Москва).
- 'Про историю развития русского оружия или про что-нибудь еще такое'
(ДФГ, Москва).
Также, по мнению участников опроса, введение НВП в школьную программу позволит организовать свободное время детей.
- 'Меньше на компьютере будут играть, меньше по улицам бегать'
(ДФГ, Самара).
В зависимости от представления о содержании, предназначении курса военной подготовки варьируются мнения респондентов о его объеме, интенсивности и о том, с какого класса необходимо введение уроков НВП.
- 'На три, на четыре года. И чтобы лишней нагрузки сильной не было, и чтобы было интересно. Раз в неделю, может быть, даже раз в две недели. Ты пришел, посидел там, тебе историю рассказали, и все'
(ДФГ, Новосибирск).
- 'Нет, я думаю, года бы хватило... Чтобы сильно не углубляться, чисто азы – и все'
(ДФГ, Новосибирск).
Сторонники включения в НВП элементов общеидеологического и патриотического воспитания считают, что начинать курс надо в начальных или средних классах; те же, кто воспринимает НВП как краткий курс подготовки в армию, настаивают на его введении в старших классах.
Так, 20% опрошенных склоняются к тому, что знакомить школьников с НВП нужно в пятом классе, 12% – в седьмом классе, 14% – в восьмом и 9% – в девятом.
- 'Ни в коем случае не в самых старших классах, с девятого класса... Нужно начинать где-то со средних классов, когда человек уже начинает задумываться о защите отечества и патриотизм понимает немножко по-другому'
(ДФГ, Самара).
Если курс НВП как курс патриотического воспитания, с точки зрения респондентов, должен быть достаточно развернутым, всеобъемлющим, то сторонники НВП как подготовки к службе в армии представляют себе этот курс достаточно сжатым и кратким.
Желающих ввести НВП в качестве отдельного предмета в выпускных классах значительно меньше, чем остальных (7% – в десятом классе и 1% – в одиннадцатом). С точки зрения большинства, для идеологического воспитания это уже слишком поздно, начальная же военная подготовка как курс прикладных основ военного дела будет мешать школьникам в период подготовки к выпускным экзаменам.
- 'Только не выпускной класс. Там же экзамены! Сейчас очень сложная подготовка, особенно с Единым экзаменом. Просто нервная нагрузка очень сильная'
(ДФГ, Новосибирск).
50% опрошенных считают, что введение НВП в школе увеличит число молодых людей, желающих служить в армии, а 16% – что уменьшит.
Свыше двух третей опрошенных – 69% – полагают, что новый предмет будет способствовать воспитанию патриотизма у подрастающего поколения.
Это мнение высказывается и на обсуждениях в фокус-группах:
- 'Уроки начальной военной подготовки обязательно прививают любовь к Родине. Развивают чувство патриотизма... Чувство гордости за свою родину, чувство любви'
(ДФГ, Новосибирск).
При этом, однако, участники фокус-групп, уверенно перечисляя среди ожидаемых позитивных результатов введения НВП повышение дисциплины и общефизической подготовки, подвергали значительным сомнениям положительное влияние этого предмета на уровень патриотического воспитания школьников:
- 'Те задачи патриотизма, которые выполняла НВП в Советском Союзе, сейчас она не выполнит'
(ДФГ, Москва).
Это подтверждают также результаты ответов на открытые вопросы: отвечая на вопрос 'Почему Вы так относитесь к этому предложению (поддерживаю предложение ввести в школе начальную военную подготовку – НВП)?', 20% опрошенных говорят о подготовке школьников к службе в армии:
- 'Мальчишки должны идти в армию подготовленными';
'надо готовить ребят к армии заранее' (открытый вопрос).
14% – о воспитании таких качеств, как дисциплина, мужество и воля:
- 'Прививать со школы строгую дисциплину'; 'воспитание настоящих мужчин'
(открытый вопрос).
7% – о получении навыков военного дела и гражданской обороны:
- 'Грядет война, они должны знать, как защитить себя'; 'дети должны быть готовы к экстремальным случаям'
(открытый вопрос).
При этом о патриотическом воспитании на уроках НВП упоминают лишь 5% опрошенных:
- 'Воспитывает патриотизм'; 'воспитывать у детей чувство патриотизма'
(открытый вопрос).
По мнению респондентов, введение НВП как единственный способ повышения уровня патриотизма среди школьников малоэффективно – оно может способствовать решению этой задачи только в том случае, если будет подкреплено практическими изменениями в жизни общества, стимулирующими гордость за свою страну.
- 'Есть, возможно, еще такой мотив, как возрождение патриотизма. Но я не верю, что для нынешней молодежи это возможно. Потому что одно дело – мы жили в такое время. А сейчас дети много видят, много понимают, и насаждать искусственно патриотизм невозможно. А то, что творится в стране, к сожалению, не способствует развитию патриотизма'
(ДФГ, Новосибирск).
- 'Молодежь вряд ли воспитается таким образом... Одно дело – какой-то учебный курс, другое дело – вся жизнь вокруг. А вся жизнь вокруг – она не способствует'
(ДФГ, Новосибирск).
Немаловажным положительным следствием введения нового предмета, как было отмечено участниками фокус-групп, станет пополнение штата школьных преподавателей мужчинами, причем военными.
- 'Меня радует то, что в школе, по крайней мере, появятся мужчины. Потому что очень много в школе женщин-педагогов'
(ДФГ, Новосибирск).
- 'В школах будет гораздо больше мужчин. Мужчин же будут брать? ... Преподавать, как правило, военные будут. Значит, плюс для них тоже'
(ДФГ, Самара).
Несмотря на то, что с введением НВП в школьную программу респонденты связывают значительно больше позитивных моментов, нежели негативных, жертвовать другими предметами ради изучения военного дела считают правильным только 10% опрошенных, а подавляющее большинство – 66% – полагает, что НВП должно вводиться только как дополнительный предмет.
Если же ради преподавания военной подготовки все-таки придется жертвовать какими-либо предметами школьной программы, то целесообразно, по мнению участников фокус-групп, будет сократить количество часов на те предметы, которые, с точки зрения респондентов, близки к НВП по содержанию, – ОБЖ, физкультуры и труда. Именно эти дисциплины, как считают опрошенные, в значительной степени пересекаются с предполагаемым курсом НВП, который должен, в перспективе, включить в себя основы гражданской обороны, физической подготовки и прикладного творчества.
- 'Я считаю, что нужно скомбинировать этот предмет с ОБЖ, который существует или существовал вместе с НВП. То есть какие-то элементы ОБЖ, я считаю, необходимо включить'
(ДФГ, Самара).
- 'Труд и физкультура с этим предметом сильно пересекаются'
(ДФГ, Самара).
Многие участники фокус-групп считают целесообразным раздельное преподавание НВП: для мальчиков – с акцентом на обучение собственно военному делу, а для девочек – преимущественно основам медицины.
Итоги своего собственного изучения военной подготовки в школе респонденты оценивают следующим образом: 39% считают, что полученные знания и навыки пригодились им в жизни, а 16% – что не пригодились, при том, что 40% заявляют, что у них НВП вообще не было.
Как свидетельствуют результаты групповых дискуссий, к 'полезным' навыкам респонденты чаще всего относят азы медицинской подготовки и поведения в чрезвычайных ситуациях, к 'бесполезным' – умение обращаться с противогазом и теоретические знания по гражданской обороне. Мужчины, кроме того, достаточно часто вспоминают о том, что навыки владения оружием, пригодившиеся им в армии, были получены именно в школе в рамках курса военной подготовки.
- 'В армии пригодилось. Это единственное. Потому что из автомата я уже стрелял'
(ДФГ, Новосибирск).
- 'Медицинская помощь пригодилась. У меня были такие случаи, что я два раза применял свои знания'
(ДФГ, Новосибирск).
При этом именно среди тех, кто считает знания, полученные на школьных занятиях по НВП, полезными, наиболее высока доля тех, кто поддерживает идею введения этого предмета сегодня, – 92% (в среднем по выборке – 77%).
По мнению опрошенных, введение нового школьного курса имеет скорее всего политический контекст: большая часть участников обсуждения убеждена в том, что изменения в школьную программу вводятся по инициативе президента РФ или Министерства обороны.
- 'Это же нормальная политика Путина. Он сначала обратил свой взор на физкультуру и спорт. Чтобы он был массовый... Теперь как бы пошел дальше, еще и на патриотизм'
(ДФГ, Новосибирск).
Не исключается при этом и версия, что введение НВП инициировано предвыборной активностью Грызлова или Шойгу.
- 'Это может быть Шойгу. Да, Шойгу обязательно... Выборы, «Единство» готовится'
(ДФГ, Новосибирск).
Положение в системе образования в целом с точки зрения обсуждаемой тематики оценивается участниками дискуссий достаточно пессимистично: уровень эрудированности, физической подготовки и дисциплины школьников снижается.
- '
1-й участник: Дети сегодня совершенно атрофированные...
2-й участник: Деградированные, лучше так сказать...
1-й участник: Нет, деградированные – это насчет учебы. А я имею в виду – у них мышцы атрофированные' (ДФГ, Москва).
Некоторыми респондентами введение НВП в такой ситуации воспринимается как отчаянная попытка руководителей Министерства образования хоть немного улучшить положение в сфере школьного образования, при том, что, с точки зрения респондентов, конкретное представление о содержании предполагаемого курса у тех, кто инициирует его введение, отсутствует.
- 'Они уже там за голову хватаются, караул кричат. Давай хоть НВП, что ли, введем. Не знают, за что хвататься уже'
(ДФГ, Москва).
- 'Они просто не знают, за что еще хвататься'
(ДФГ, Москва).
Таким образом, новый школьный курс НВП, в восприятии респондентов, призван решить широкий спектр проблем современного российского образования: свободного времени школьников, их идеологического воспитания, повышения общего уровня эрудиции и физической подготовки.
Очевидно, эти надежды вызваны ностальгическими воспоминаниями об общей системе школьного обучения и воспитания в советское время, частью которого являлся курс начальной военной подготовки.
- 'Это вызывает ностальгию по молодости. О школе воспоминания, детство... Мы ходили по улице, маршировали, какие-то занятия у нас были с этими автоматами, нас вывозили на полигон... Хорошо было'
(ДФГ, Новосибирск).
В целом из высказываний опрошенных складывается впечатление, что курс военной подготовки должен, по их мнению, не столько дать школьникам представление о военном деле и владении оружием, сколько научить их жизни в новых российских условиях. |