Документ опубликован на сайте www.fom.ru
http://bd.fom.ru/report/map/projects/dominant/dominant2003/dom0344/dd034429




"Либеральная империя" – абракадабра или национальная идея?

06.10.2003 [отчет] [ Опрос населения ]







 


В условиях идеологического вакуума представители политической элиты время от времени пытаются 'вбрасывать' в информационное поле те или иные концепты, претендующие на статус национальной идеи. Одним из таких концептов стала идея 'либеральной империи' – как желательной модели развития России. Нас заинтересовало, как восприняли ее наши сограждане.

Каждый четвертый опрошенный заявил, что слышал словосочетание 'либеральная империя'. Большинство респондентов затруднились раскрыть это понятие, и только 18% участников массового опроса смогли дать значимый ответ на соответствующий открытый вопрос. По мнению каждого четвертого из них, 'либеральная империя' – это демократическое государство, в котором соблюдаются права человека и отстаиваются либеральные ценности и принципы:
  • 'Много демократических свобод у граждан'; 'свобода слова, передвижения, можно получить гражданство'; 'общество, живущее по принципу либеральной теории'; 'это строй, где господствуют либеральные ценности' (открытый вопрос).
В представлении 3% респондентов 'либеральная империя' – это сильная держава, построенная на принципах единоначалия:
  • 'Могущественная держава...'; 'сильная, богатая, экономически развитая страна'; 'единоначалие, но с ограничением'; 'значит, что страной будет управлять один, либерал' (открытый вопрос).
Высокий процент отказов от ответа на открытый вопрос объясняется, очевидно, не только новизной клише. Среди ответов на открытый вопрос встретилось, например, такое суждение:
  • 'Я не согласен со словами. Империя может быть только великой державой, сильной, жесткой' (открытый вопрос).
То есть 'либеральный', в представлении респондента, значит 'мягкий', и при такой трактовке словосочетание 'либеральная империя' – это оксюморон.

Показательной является и высокая доля отказов от ответа среди участников дискуссионных фокус-групп.
  • 'Необъяснимое понятие'; 'это я объяснить ребенку не смогу'; 'абракадабра'; 'понятие нежизнеспособное – к слову «империя» не подходит понятие «либеральная»' (ДФГ, Москва).
Впрочем, некоторые участники московской фокус-группы все же дали свои определения понятия 'либеральная империя':
  • 'Свободная и независимая'; 'эпоха Николая II'; 'государство, в котором император имеет ограниченную власть, а законодательной властью обладает либеральная партия' (ДФГ, Москва).
Пятеро из восьми участников дискуссии не смогли определить своими словами понятие 'либеральная империя', причем четверо из них, очевидно, затруднились с ответом именно по причине противоречивости этого словосочетания – вероятно, отсюда и возникло выражение 'абракадабра'.

Затруднения чаще других испытывали молодые респонденты: в данном случае из пяти отказов от ответа четыре приходятся на долю респондентов моложе 35 лет. Характерна в этом смысле реплика 24-летнего участника новосибирской ДФГ:
  • 'Я никак не понимаю этого словосочетания – в школе этого не преподавали' (ДФГ, Новосибирск).
Респонденты среднего возраста чаще сталкиваются с трудностями иного рода: смысл каждого из слов им ясен, и именно поэтому словосочетание 'либеральная империя' они считают лишенным смысла:
  • 'Нонсенс – одно слово противоречит другому. Империя – государственное устройство, во главе которого стоит император, у него вся полнота власти. Император не терпит своеволия и неподчинения. Либеральность подразумевает свободу мнений и действий. Следовательно, император – противник либеральности – множественности и свободы' (ДФГ, Новосибирск, респондент – женщина 42 года).
  • 'Нонсенс. Империя – это диктат, а либерализм тяготеет к демократии. Явления несовместимые. Либералы могут жить в империи, но сама империя не может быть либеральной' (ДФГ, Новосибирск, респондент – женщина, 43 лет).
В понимании термина 'либерализм' наблюдается определенное единство. Участники фокус-групп полагают, что суть либерализма состоит в обеспечении гражданских и политических свобод:
  • 'У либерального государства свобода слова – первое, свобода передвижения, или как там называется, каким-то термином... перемещение, вероисповедание – это во-первых. И соблюдение законов этого государства, и правосудие, естественно' (ДФГ, Москва).


  • 'Терпимость взглядов. Терпимость к чужим взглядам. Принятие не только своего мнения, но и мнения оппонента' (ДФГ, Новосибирск).
  • 'Модератор: Хорошо. Как Вы относитесь к либерализму? Какое у Вас отношение? Как Вы его можете словами описать?
Участник ДФГ: Так как я сказал: раз я для себя считаю, что это свобода выбора, то естественно, я отношусь к этому только положительно' (ДФГ, Самара).

Такое понимание термина 'либерализм' характерно и для тех респондентов, кто относится к нему скорее негативно:
  • 'Вот по поводу свободы я согласен, но по поводу внимания... Не знаю, может быть, я плохо понимаю этот термин, но мне кажется, что либеральное – это относиться с неким равнодушием. То есть ты предоставляешь просто свободу выбора, а как уж он это сделает – это уже его проблемы' (ДФГ, Самара).
Неопределенность в понимании данного термина возникает либо тогда, когда респонденты опереться только на знания, почерпнутые из школьных или студенческих времен, из советского прошлого:
  • 'Модератор: Еще есть мнения – что значит слово «либерализм»?
1-я участница: Когда мы учились, таких слов не было.

2-я участница: Был марксизм, коммунизм – а либерализма не было' (ДФГ, Новосибирск).

либо в случае, когда у них возникают коннотации с современными российскими политическими реалиями:
  • 'У меня либерализм – я считаю, что он никогда не был сильным, какой-то сильной позицией. То есть это скорей всего позиция средняя, позиция никакая. Поэтому меня лично либерализм – он пугает. Мне как-то не нравится. И слово даже' (ДФГ, Самара).
И далее:
  • 'Вот когда слышишь «либеральная партия Жириновского», то я как-то его отдельно... Они даже не синонимы, а антонимы, наоборот. То есть либеральный – один, и либеральный – другой. То есть смысл – совершенно другой. У меня либерализм больше с Англией связан, еще с чем-то... С их политикой, чем нежели с нашей' (ДФГ, Самара).
В следующей реплике другого участника той же фокус-группы – противопоставление либерализма как понятия и 'либерализма' как термина, ассоциирующегося с партией В. Жириновского:
  • 'Но отдельно от обстановки это слово, я считаю, трудно и невозможно. Вообще «либерализм», само собой, слово неплохое. Но когда оно у меня ассоциируется с названием партии Жириновского, то мне становится страшно' (ДФГ, Самара).
Представление об 'империи' – гораздо более размыто. Одни респонденты понимают ее прежде всего как монархию:
  • 'Империя – это, во-первых, монархия. То есть это монарх. И что еще можно добавить к этому? Все, в общем-то, уже сказано' (ДФГ, Самара).


  • 'Империя – государственное устройство, во главе которого стоит император. Император принимает всю полноту власти – законодательной и исполнительной, он не терпит неповиновения' (ДФГ, Новосибирск).
Другие упирают на экспансионистскую политику, свойственную империям:
  • 'Любая империя – она захватывает земли и завоевывает. <...> Если мы ведем захватнические войны – что Бонапарт, что Николай, – значит, он захватывает земли, получается империя' (ДФГ, Москва).
  • 'У меня ассоциации со словом «империя» – помимо Российской империи, в голову еще приходит Япония 30-х – 40-х годов. То есть это милитаризм. И Германия начала XX века. То есть вот этот вот захват каких-то территорий, колониальные войны. То есть что-то такое' (ДФГ, Новосибирск).
По мнению 13% опрошенных, России следует стремиться к тому, чтобы стать 'либеральной империей'. Чаще других такой точки зрения придерживаются 'оптимисты' (люди, полагающие, что в ближайшие год-два они смогут жить лучше, чем сегодня) – 25%, молодые респонденты (от 18 до 35 лет) – 21% и сторонники 'Единой России' – 20%.

Противоположной точки зрения придерживаются 18% опрошенных. Против стремления к статусу 'либеральной империи' значительно чаще выступают респонденты с высшим образованием (36%) и сторонники КПРФ (30%).

В реальность превращения России в 'либеральную империю' даже в отдаленном будущем верят лишь 11% опрошенных. Среди 'оптимистов' этот показатель составляет 18%, среди молодежи – 16%, а среди сторонников 'Единой России' – только 12%. 18% респондентов не верят в то, что в этом столетии Россия сможет стать 'либеральной империей'. Чаще других такой прогноз дает коммунистический электорат (28%) и респонденты с высшим образованием (34%).

Уже по этим данным видно, что одобрение и неодобрение интенции определенным образом коррелирует с оценкой перспектив. Следующая таблица позволяет оценить уровень этой корреляции.

 

Все

Россия стать либеральной империей...

должна не должна затр. ответить
Доли групп 100 13 18 69

Вопрос: 'Как Вы считаете, в этом столетии Россия может или не может стать либеральной империей?'

Может

11

55

8

3

Не может

18

27

65

4

Затр. ответить

71

18

27

93



Более половины респондентов, одобряющих стремление к статусу 'либеральной империи', верят в осуществление этой идеи. Соответственно, можно выделить группу респондентов, считающих, что наша страна должна и может стать 'либеральной империей'. Группа эта не слишком велика – 7% участников опроса. Ее основу составляют 'оптимисты' – 55%. Это в основном молодые люди (53% состава группы), как правило – со средним и средним специальным образованием. Для них 'либеральная империя' – это прежде всего государство, опирающееся на либерально-демократические принципы:
  • 'Демократическая страна', 'демократические реформы'; 'свобода вложения капитала, торговли'; 'сильная, свободная страна' (открытый вопрос).
Представители данной группы, отталкивающиеся в своем определении от слова 'империя', принимают его с характерными оговорками:
  • 'Империя, в которой люди свободно выражают свои мысли'; 'империя, но не с жесткой монархией, а с мягкими порядками'; 'страна с имперскими интересами, не жестко выраженными' (открытый вопрос).
Две трети из тех, кто считает, что России не следует становиться 'либеральной империей', полагают, что этого и не случится. Данная группа составляет 12% выборки. Ее основа – респонденты среднего и старшего поколения. В этой группе больше, чем в среднем по выборке, сторонников коммунистов (24% против 17% в среднем) и респондентов с высшим образованием (25% против 12% в среднем); однако внутри самой группы доли представителей этих страт примерно равняются долям представителей 'смежных' страт – сторонников 'Единой России' и респондентов со средним и средним специальным образованием.

В определениях 'либеральной империи', которые даются представителями данной группы, мы видим неприятие как 'империи', так и 'либерализма', но доля суждений второго типа – несколько выше:
  • 'Анархия'; 'засилье анархии'; 'либералы – те, кто хватает себе, я против них' (открытый вопрос).


  • 'Вообще я против империи'; 'не надо нам империй – это уже в прошлом' (открытый вопрос).
В отличие от массива суждений, принадлежащих тем, кто хочет видеть Россию 'либеральной империей' и верит, что это возможно, в данном случае мы встречаем множество реплик, иллюстрирующих уже отмеченное выше недоумение респондентов по поводу внутренней противоречивости понятия:
  • 'Там должна быть дисциплина, а либерализм не стыкуется с империей'; 'империя не может быть либеральной'; 'это противоречивое выражение' (открытый вопрос).
Учитывая те сложности, которые возникали у респондентов при определении концепта 'либеральная империя' как единого целого, можно предположить, что в тот момент, когда участникам массового опроса предлагалось выразить свое отношение к перспективе воплощения этой идеи в России, они строили свою оценку скорее на отношении к одному из двух терминов – или к либерализму, или к империи.

В пользу этого тезиса говорит и тот факт, что отношение к концепту 'либеральная империя' и его актуальности для сегодняшней России не зависит от того, слышали ли респонденты о выступлении А. Чубайса, в котором он высказал эту идею:

 

Все

О том, что А. Чубайс высказал идею, что Россия должна стремиться к тому, чтобы стать либеральной империей...

знаю, что-то слышал(-а) слышу впервые
Доли групп 100 14 71

Вопрос: 'Как Вы считаете, Россия должна или не должна стремиться к тому, чтобы стать либеральной империй?'

Должна

13

23

13

Не должна

18

36

17

Затр. ответить

69

41

69

Вопрос: 'Как Вы считаете, в этом столетии Россия может или не может стать либеральной империей?'

Может

11

20

11

Не может

18

34

17

Затр. ответить

71

46

72



Как мы видим, среди тех, кто 'слышал Чубайса', доля определившихся с отношением к 'либеральной империи' примерно вдвое выше, чем в среднем по выборке, но соотношение долей позитивно и негативно настроенных респондентов осталось абсолютно таким же.

Как мы уже постарались показать выше, опираясь на ответы участников опроса на открытые вопросы, концепт 'либеральности' оказывает более сильное мобилизующее воздействие, нежели концепт 'империи', в силу своей большей определенности в сознании граждан. Теперь продемонстрируем доказательство этого тезиса на количественном, а не только качественном материале.

Более двух лет назад в рамках исследований ФОМа (См.: Левые, правые, центристы // Доминанты. Поле мнений. 2001. № 034, 13 сент. (http://bd.fom.ru/report/map/projects/dominant/dominant2001/276_3320/696_3338/2260_3346/d013407)) был разработан тест, позволяющий отнести респондентов к одной из четырех идеологических групп – 'либералы', 'демократы' (правые); 'эгалитаристы', 'традиционалисты' (левые).

Тест на 'либерализм' включал вопросы о предпочтительности рыночного или директивно-государственного механизма ценообразования, об отношении к неравенству доходов граждан и к праву гражданина по собственному усмотрению решать, работать ему или не работать. Тест в этот раз прошли – то есть оказались 'либералами' – 19% опрошенных. В этой группе сверхпредставлены люди с высшим образованием, оптимисты, молодые респонденты – то есть как представители групп, склонных поддерживать идею создания либеральной империи, так и групп, в которых эта мысль встречает серьезное сопротивление.

Мы решили проверить, отличается ли восприятие концепта 'либеральная империя' теми, кого мы на основании этого теста отнесли к 'либералам', от отношения к этой идее 'среднего' россиянина.

 

Все

Либералы

Не либералы

Доли групп 100 19 81

Вопрос: 'Как Вы считаете, Россия должна или не должна стремиться к тому, чтобы стать либеральной империй?'

Должна

13

21

12

Не должна

18

17

18

Затр. ответить

69

62

71

Вопрос: 'Как Вы считаете, в этом столетии Россия может или не может стать либеральной империей?'

Может

11

18

9

Не может

18

20

17

Затр. ответить

71

62

73



Как мы видим, доля респондентов, поддерживающих план по превращению России в 'либеральную империю' и верящих в его осуществимость, среди либералов значительно выше, чем среди нелибералов. То есть те, кто является приверженцем либеральных ценностей (с точки зрения их 'классического' понимания), можно сказать, 'чувствуют родство' с предложенным концептом и скорее склонны относиться к нему с одобрением.

Мы также предположили, что те респонденты, которые демонстрируют свою приверженность принципам, условно названным 'традиционалистскими', могут с большим одобрением отнестись к идее либеральной империи, увидев близкое (по сути) понятие 'империя'. В данном случае мы взяли лишь два вопроса из теста на традиционализм – об отношении к личности Сталина и к выбору между коллективистской установкой на 'общую цель' и индивидуалистической – на 'благо отдельного человека'. В приведенной ниже таблице выделены ответы тех респондентов, которые демонстрируют приверженность традиционалистским ценностям:

 

Все

'Гражданам России нужна/нужны...

Сталин принес нашей стране...

общая цель условия, при которых каждый мог бы позаботиться о себе и своих близких больше пользы вреда и пользы в равной мере больше вреда
Доли групп 100 28 62 34 22 21

Вопрос: 'Как Вы считаете, Россия должна или не должна стремиться к тому, чтобы стать либеральной империй?'

Должна

13

13

15

13

16

18

Не должна

18

22

17

23

22

18

Затр. ответить

69

65

68

64

62

65

Вопрос: Как Вы считаете, в этом столетии Россия может или не может стать либеральной империей?

Может

11

10

13

9

15

18

Не может

18

22

18

22

19

20

Затр. ответить

71

68

69

69

66

62



Мы полагали, что оказывающие предпочтение общей идее, которая бы послужила сплочению людей, и одобряющие деятельность Сталина должны более лояльно отнестись к слову 'империя', имперской идее. Однако оказалось, что это далеко не так, и даже наоборот: в группе 'традиционалистов' доля противников концепта 'либеральная империя' оказалась выше, чем в среднем по выборке.

С одной стороны, эти респонденты, вероятно, не склонны воспринимать Советский Союз как империю, а с другой – для них в значительной мере характерно негативное отношение к понятию 'либерализм', что и приводит к неприятию данного концепта.

Итак, можно предположить, что в словосочетании 'либеральная империя' основным, 'мобилизующим отношение' словом является слово 'либеральный'. Именно оно в большей мере определяет отношение к концепту в целом. Приверженцы либеральных ценностей чаще склонны приветствовать стремление к превращению России в либеральную империю. Противников либеральных ценностей – или, по крайней мере, людей, далеких от них, – в нашей стране большинство, и потому вряд ли стоит ожидать расширения поддержки идеи 'либеральной империи' с их стороны.

И в заключение, если вернуться к цифрам, приведенным в самом начале, следует заметить, что подобные парадоксальные концепты воспринимаются в обществе с трудом, и уже хотя бы поэтому вряд ли могут обрести значительную популярность у наших сограждан.