Документ опубликован на сайте www.fom.ru
http://bd.fom.ru/report/map/projects/dominant/dominant2007/dom0714/domt0714_3/d071422




Безопасность дорожного движения: поможет ли ужесточение наказаний?

05.04.2007 [отчет] [ Опрос населения ]




Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 31 марта - 1 апреля 2007 г. 1500 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.



В этой теме:
1. Отношение к ГИБДД (ГАИ)
2. Оценка безопасности дорожного движения
3. Закон об ужесточении наказаний за нарушение ПДД

Большинство россиян в той или иной степени осведомлены о том, что Госдума РФ планирует ужесточить наказания за нарушение правил дорожного движения. О принятии соответствующего закона в первом чтении 'знают' 37% опрошенных, еще 35% – 'что-то слышали'. В целом отношение к этой инициативе неоднозначное, хотя доля позитивных оценок все же преобладает: так, 42% респондентов думают, что ужесточение наказаний за нарушение ПДД принесет пользу, 10% – что оно навредит, 22% ожидают как пользы, так и вреда (еще 11% говорят, что не будет ни того, ни другого).

О том, что участники опроса подразумевают под пользой и вредом, можно судить по их ответам на открытый вопрос, какими будут последствия ужесточения наказаний за нарушение ПДД. Одни респонденты предполагали, что это приведет к повышению дисциплины и ответственности водителей, снижению количества нарушений ('люди наконец-то поймут, что надо соблюдать ПДД'; 'будет меньше пьяных водителей'; 'лихачить не будут' – в сумме 27% опрошенных); а в результате – к снижению количества аварий, случаев травматизма и гибели на дорогах (6%) и общему улучшению дорожной ситуации (3%). Другие говорили, что ужесточение наказаний за нарушение правил дорожного движения приведет к усилению коррупции среди сотрудников ГИБДД, росту поборов и взяток ('узаконенный грабеж с разбоем со стороны ГАИ' – 19% ответов); что богатые, влиятельные люди будут откупаться от наказаний, а пострадают бедные ('это ударит по карману простых людей, а богатые как нарушали, так и будут нарушать' – 6%). По мнению некоторых респондентов, ужесточение наказаний ничего не даст, все останется по-прежнему или ситуация даже ухудшится ('если штрафовать будут огульно, может быть еще хуже, чем сегодня'; 'еще больше будет скрытых нарушителей'; 'за штрафы новых дорог не выстроишь' – 6%). Высказывалось также предположение, что подобные меры создадут нервозную обстановку, вызовут ожесточение и протесты среди водителей ('забастовку автомобилисты устроят'; 'народ будет бунтовать' – 2%).

Отметим, что в сумме доли говоривших о положительных и об отрицательных последствиях ужесточения наказаний за нарушение правил дорожного движения очень близки.

Между тем, безопасность дорожного движения в своем городе, регионе, респонденты оценивают довольно низко. Только 8% заявили, что там, где они живут, дела в этом отношении обстоят хорошо, тогда как 46% называют положение дел плохим, а 37% – удовлетворительным. Более того, по мнению четверти опрошенных (27%), за последние год-два ситуация ухудшилась. О повышении безопасности сообщили только 12% участников опроса (52% перемен не видят).

При этом только 6% опрошенных заявили, что там, где они живут, водители никогда не нарушают правил дорожного движения. Подавляющее большинство респондентов утверждают обратное, причем 64% говорят, что это происходит часто, и только 18% – что редко. И даже среди 'водителей' (водят автомобиль 33% опрошенных) две трети – 21% по выборке – признаются, что временами сами нарушают ПДД, – правда, подавляющее большинство из них (19%) утверждают, что делают это редко.

В целом среди респондентов преобладает мнение, что наказания за нарушение ПДД следует ужесточить – в пользу подобного шага высказывается 67% опрошенных, против – 19%. Среди 'водителей' доля противников ужесточения наказаний вдвое выше, чем среди 'пешеходов' (31% против 14% соответственно), но и они чаще поддерживают эту меру (61%).

Судя по всему, сторонники ужесточения наказаний делятся на подразумевающих, что таковое должно заключаться в увеличении денежных взысканий, и тех, кто ратует за введение или ужесточение иных санкций. Так, респондентам рассказали, что сейчас за проезд на красный свет на водителя налагается штраф в 100 рублей, а по новому закону за такое нарушение предусмотрен либо штраф в 1–1,5 тысячи рублей, либо лишение прав на 1–1,5 года. Ужесточение наказания в целом одобрили 71% опрошенных. При этом 39% респондентов считают правильным взимать с нарушителей штраф, а 32% – временно лишать их прав. 'Водители', естественно, еще более определенно предпочитают штраф лишению прав (43% и 27% соответственно).

Как видим, данные свидетельствуют о широкой поддержке идеи ужесточить наказания за нарушение ПДД. Более половины опрошенных (56%) ожидают, что это приведет к уменьшению количества ДТП (29% – полагают, что в этом отношении ничего не изменится). Но ужесточение наказаний считается все же не первоочередной мерой и, тем более, не панацеей. Так, половина респондентов (52%) считают, что количество ДТП снизится и в том случае, если наказания останутся прежними, но будут созданы условия, при которых они станут неизбежными (полагают, что подобные перемены не принесут результатов, 19% опрошенных).

Отметим, что среди тех, кто водит автомобиль, ужесточение наказаний считается менее действенной мерой, нежели обеспечение их неотвратимости: в первом случае доли ожидающих и не ожидающих уменьшения количества ДТП среди 'водителей' практически равны (47% и 43% соответственно), тогда как во втором надеющиеся на позитивный эффект безоговорочно преобладают (56% при 24% 'скептиков').

Более того, делая выбор между двумя альтернативными мнениями – 'для повышения безопасности дорожного движения необходимо прежде всего ужесточить наказания за нарушение правил' и 'наказания ужесточать не надо, но нужно сделать так, чтобы избежать их было невозможно', к первому из них присоединились 29% опрошенных, тогда как ко второму – 48%. Еще определеннее – выбор 'водителей': 25% и 61% соответственно.

Наконец, отвечая на открытый вопрос о том, что необходимо делать в первую очередь для повышения безопасности дорожного движения, только 17% опрошенных заговорили о необходимости укреплять дисциплину и порядок на дорогах, ужесточать наказания за нарушения ПДД. Значительно чаще говорилось о том, что следует ремонтировать старые и строить новые дороги и развязки (32% респондентов), улучшать работу ГИБДД, бороться с коррупцией в ее рядах (14%), устанавливать дорожные знаки и светофоры, улучшать освещение дорог (11%) и т.д.

Елена Вовк



1. Отношение к ГИБДД (ГАИ)


Лично Вам приходится или не приходится водить автомобиль? И если приходится, то часто или редко?

По Вашему мнению, как сегодня работает ГИБДД (ГАИ), как она справляется со своими обязанностями - хорошо, удовлетворительно или плохо?

население в целом

водят автомобиль

не водят автомобиль

За последний год Вам приходилось или не приходилось иметь дело, общаться с сотрудниками ГИБДД (ГАИ)? Если да, то какое впечатление в целом осталось у Вас от этого общения - положительное или отрицательное?

население в целом

водят автомобиль

не водят автомобиль



2. Оценка безопасности дорожного движения


Как обстоят дела с безопасностью дорожного движения там, где Вы живете, - хорошо, удовлетворительно или плохо?

население в целом

водят автомобиль

не водят автомобиль

Если говорить в целом, ситуация с безопасностью движения там, где Вы живете, за последние год-два улучшилась, ухудшилась или не изменилась?

население в целом

водят автомобиль

не водят автомобиль

Что, по Вашему мнению, необходимо сделать в первую очередь для повышения безопасности дорожного движения там, где Вы живете? (Открытый вопрос.)

(в % от числа опрошенных)
Строительство дорог, развязок, ремонт дорог 32
'Асфальт, дороги новые, чтобы можно было проехать'; 'благоустроить дороги, расширить проезжую часть'; 'в первую очередь сделать хорошие дороги'; 'выделять деньги на дороги'; 'выровнять все дороги – как на трассе, так и в селе'; 'делать развязки, учиться у Европы'; 'дороги надо делать в первую очередь'; 'построить новые дороги и реконструировать старые'; 'ямы на дорогах нужно заделать – ездить невозможно'.
Укрепление дисциплины и порядка на дорогах, ужесточение наказания за нарушение правил дорожного движения 17
'Соблюдать правила водителям и пешеходам'; 'больше контролировать пешеходов и водителей'; 'методом наказаний приучить водителей к соблюдению ПДД'; 'нарушил – забрать машину'; 'нарушителей заставить работать как при советской власти – трудотерапия'; 'поднять дисциплину на дорогах среди пешеходов и водителей'; 'штрафы увеличить водителям и пешеходам за нарушения'.
Изменения в работе ГИБДД 14
Усиление контроля за работой этой службы, борьба с превышением служебных полномочий, с коррупцией среди ее сотрудников8
'Богатые на иномарках нарушают правила, а их не останавливают, ко всем должны быть одинаковые условия'; 'бороться с коррупцией'; 'ввести жесткий контроль за сотрудниками ГИБДД'; 'ГИБДД наказать, чтобы взятки не брали'; 'контролировать гаишников – одни поборы'; 'урегулировать панибратские отношения между нарушителями и ГАИ'; 'чтобы сотрудники ГАИ сами не нарушали правила движения, а то потом спрашивают с других'.
Улучшение работы ГИБДД, увеличение количества патрулей, постов6
'Добросовестное отношение ГАИ к своим обязанностям'; 'ДПС чтоб больше ездили'; 'лучше и больше работать ГИБДД, а не сидеть в кустах'; 'ставить регулировщика в случае поломки светофора'; 'увеличить количество постов ГАИ'; 'чаще рейды проводить'; 'чтобы было больше инспекторов'; 'чтобы сотрудники ГАИ чаще стояли на проблемных участках дорог'.
Усовершенствование кадровой политики в ГИБДД, повышение зарплат сотрудникам этой службы, реорганизация ГИБДД2
'Зарплату повысить ГИБДД'; 'подбор сотрудников и их оклад'; 'поднять зарплату сотрудникам ГАИ и подбор кадров'; 'изменить функции ГИБДД: это должен быть не предупреждающий, а карающий орган'; '...не надо ГИБДД в правоохранительные органы отдавать'; 'реформа в ГАИ нужна'; 'сменить руководство ГИБДД'; 'состав ГАИ заменить полностью'.
Установка светофоров, дорожных знаков, освещения, видеонаблюдения 8
'Больше иметь дорожных знаков'; 'ввести видеонаблюдение на дорогах'; 'камеры слежения на дорогах поставить'; 'нет светофоров'; 'нет совсем знаков на дорогах'; 'обновить разметку'; 'освещение дорог'; 'поставить знаки, чтобы водители это видели'; 'поставить регулируемый светофор на перекресток'.
Обеспечение безопасности пешеходов, строительство тротуаров, пешеходных переходов, 'лежачих полицейских' и др. 8
'Необходимо располагать «зебру» там, где удобно ходить пешеходам'; 'переходы рядом со стоянками – убрать, перенести, а то непонятно, когда оттуда машины выезжают'; 'пешеходных переходов чтоб было больше'; 'подземные переходы сделать'; '«полицейского» полосатого положить на дороги и многое др.'; 'поставить блоки или ограждение, чтобы машины не заезжали на тротуар'; 'у нас мало тротуаров, вот и шагаешь по колено в грязи по нашим дорогам, поэтому и сбивают людей'.
Повышение внимания и культуры поведения на дорогах, воспитание уважения водителей и пешеходов друг к другу, массовое обучение правилам дорожного движения 6
'Больше друг друга уважать'; 'взаимопонимание и взаимоуважение водителей и пешеходов'; 'водители должны корректно относиться к пешеходам'; 'воспитывать водителей, чтобы меньше нарушали правила, особенно водители из Москвы'; 'культуру вождения повысить'; 'научить и водителей, и пешеходов соблюдать правила дорожного движения'; 'азбуку дорожного движения пройти всем'; 'воспитывать население: как пешеходов, так и водителей'; 'детей обучать правилам поведения на дорогах'; 'необходимо больше пропагандировать среди населения, особенно детей и самих водителей, правила дорожного движения'.
Усиление контроля за выдачей водительских прав, ужесточение условий их выдачи 3
'Автошколы должны быть под контролем государства'; 'выдавать права лишь тем, кто действительно умеет водить и знает правила'; 'жестче отбирать водителей общественного транспорта, а права водителям выдавать после долгих проверок'; 'контроль при получении водительских прав'; 'не давать права всем, кто желает'; 'проверить, как права получены, ездить не умеют'.
Ограничение транспортных потоков, снижение скоростного режима транспорта 3
'Запретить возле домов ездить быстро – дети, старики гуляют'; 'не разрешать проезд большегрузных во время часа пик'; 'нужно пересмотреть схему движения транспорта'; 'ограничить движение транспорта у жилых домов'; 'ограничить количество машин, сделать нормированное посещение центра на личном транспорте'; 'ограничить скорость движения в городе'; 'перекрыть дорогу через село, ездить по объездной'; 'упорядочить движение общественного транспорта – его переизбыток'.
Усиление борьбы с пьянством за рулем 3
'За вождение в нетрезвом состоянии усилить наказание'; 'ликвидировать водителей-пьяниц'; 'надо пожестче следить, чтобы пьяные не садились за руль'; 'надо, чтобы шоферы были трезвые'; 'повысить штрафы за нарушение правил для пьяных водителей'; 'пьяные не должны ездить'; 'пьяных лишать прав'.
Строительство, упорядочение парковок, автомобильных стоянок 1
'Разгружать дворы и улицы от парковок, что затрудняет проход и проезд'; '...отводить специальные места для парковок и стоянок автомашин'; 'убрать машины с тротуаров – приходится ходить по проезжей части'; '...навести порядок стоянок, парковок машин'; 'установить места парковки не на пешеходных переходах, а на газонах'; 'не разрешать ставить машины у домов'.
Своевременная уборка дорог, улиц 1
'Очистить город от снега и льда'; 'чистить дороги'.
Усовершенствование законодательства в области дорожного движения <1
'Законы пересмотреть'; 'изменить некоторые правила'; 'обновить закон'; 'сменить структуру законов'.
Другое 1
'Богатые как нарушали, так и будут нарушать'; 'больше автобусов'; 'вывезти офисы из центра'; 'олигархи пусть делают трассы и по ним ездят, что они простых людей губят?'; 'у нас и так безопасно, машин ездит очень мало'; 'упразднить ГАИ и ввести структуру, которая всерьез будет заниматься дорогами'; 'чтобы запретить тонированные стекла'.
Затрудняюсь ответить, нет ответа 23

Там, где Вы живете, водители нарушают или не нарушают правила дорожного движения? И если нарушают, то часто или редко?

население в целом

водят автомобиль

не водят автомобиль

Как Вы считаете, сегодня следует или не следует ужесточать наказания за нарушения правил дорожного движения водителями?

население в целом

водят автомобиль

не водят автомобиль



3. Закон об ужесточении наказаний за нарушение ПДД


Вы знаете, что-то слышали или слышите сейчас впервые о том, что Госдума в первом чтении приняла закон, который ужесточит наказания за нарушение правил дорожного движения?

население в целом

водят автомобиль

не водят автомобиль

По Вашему мнению, ужесточение наказаний за нарушение правил дорожного движения принесет пользу или вред? Или принесет как пользу, так и вред? Или не принесет ни пользы, ни вреда?

население в целом

водят автомобиль

не водят автомобиль

Какими именно, по Вашему мнению, будут последствия ужесточения наказаний за нарушение правил дорожного движения? (Открытый вопрос.)

(в % от числа опрошенных)
Водители станут более дисциплинированными, ответственными, меньше будут нарушать правила дорожного движения, меньше будет лихачества на дорогах24
'Автолюбители будут ездить аккуратнее'; 'бдительность водителей возрастет'; 'большой штраф будет дисциплинировать'; 'будет меньше нарушений'; 'люди будут лучше выполнять требования'; 'люди наконец-то поймут, что надо соблюдать ПДД'; 'люди станут дисциплинированные'; 'водители будут думать, прежде чем гонять по улицам'; 'лихачить не будут'; 'потише будут ездить'.
Увеличится коррупция среди сотрудников ГИБДД, возрастет величина взяток, могут пострадать невинные люди19
'А наживутся опять гаишники'; 'денег больше левых давать будут'; 'милиция увеличит свои поборы для дальнобойщиков'; 'может все пойти в карман ГИБДД'; 'рост благосостояния сотрудников ГИБДД'; 'сотрудники будут брать поборы побольше'; 'узаконенный грабеж с разбоем со стороны ГАИ'; 'это просто увеличит размеры взяток гаишникам'.
Богатые, влиятельные люди будут откупаться от наказаний, пострадают бедные6
'Богатые будут нарушать, а щепки долетят до неимущих'; 'богатые будут откупаться, а бедных лишат всего, у них нет денег на такие штрафы'; 'богатые откупятся, бедные – платите'; 'богатым все равно, а бедным плохо'; 'крутых рублем не запугать'; 'это ударит по карману простых людей, а богатые как нарушали, так и будут нарушать'; 'нарушители высокого ранга не будут наказаны'.
Уменьшится количество аварий, случаев травматизма и гибели людей на дорогах6
'Аварий меньше, травм меньше'; 'будут меньше гибнуть люди'; 'количество аварий сократится'; 'уменьшится количество дорожно-транспортных происшествий'; 'меньшая смертность'; 'меньше ДТП будет'; 'меньше катастроф будет'; 'меньше столкновений и жертв будет от этого'; 'смертей будет меньше'.
Это ничего не даст, все останется по-прежнему, количество правонарушений на дорогах возрастет6
'Все останется так же'; 'если штрафовать будут огульно, может быть еще хуже, чем сегодня'; 'будет еще больше нарушений ПДД'; 'еще больше будет скрытых нарушителей'; 'за штрафы новых дорог не выстроишь'; 'изменений никаких не будет'; 'как было, так все и останется'.
Увеличатся штрафы, нарушители будут лишаться водительских прав и т. д.3
'Будет налагаться штраф'; 'будут водителей сажать на сутки'; 'будут судить нарушителей'; 'временно лишать прав'; 'камеры и штрафы'; 'лишение прав полностью'; 'отбирать права и лишать прав, садить на 10 лет тех, кто в пьяном виде или наркотики принимал'; 'штрафы увеличить за нарушения'.
Меньше будет пьяных за рулем3
'Будет меньше пьяных водителей'; 'будут бояться садиться за руль пьяными'; 'меньше пьяных за рулем'; 'пить меньше будут на дорогах'; 'поменьше будут пьяные и невменяемые ездить'.
Улучшится ситуация на дорогах, будет больше порядка3
'Безопасней будет на дорогах'; 'больше будет порядка на дорогах'; 'будет более безопасно'; 'будет порядок на дорогах'; 'будет спокойнее ходить по дорогам'; 'должна улучшиться безопасность движения'; 'лучше станет ситуация на дорогах'; 'порядка больше'.
Эти меры создадут нервозную обстановку, вызовут ожесточение людей, водители будут протестовать, устраивать митинги2
'Бурное возмущение водителей'; 'возможны забастовки автомобилистов'; 'все будут озлоблены и тревожны'; 'добьются ожесточения людей'; 'забастовку автомобилисты устроят'; 'народ будет бунтовать'; 'озлобленность водителей'; 'это создаст нервозную обстановку среди водителей'.
Это правильные меры, они принесут пользу1
'Больше положительного'; 'может быть улучшение'; 'положение улучшится'; 'хорошо'.
Нужно уменьшить возможность злоупотреблений со стороны сотрудников ГИБДД1
'Ввести систему слежения, чтобы не могли брать деньгами'; 'надо перевоспитывать работников ГАИ'; 'только штрафы и умеют драть, пусть сначала дороги оборудуют'; 'ужесточить наказание коррумпированным работникам ГИБДД'.
Другое2
'Будет меньше машин в городе'; 'будут чаще пешком ходить'; 'думаю, что хорошие будут, станут больше в казну денег перечислять'; 'нам – нет, а государству польза большая материальная'; 'у половины не будет прав, меньше ездить будут, то есть станет на дорогах просторнее и спокойнее'; 'увеличится стоимость бензина и регистрации автотранспорта'.
Затрудняюсь ответить, нет ответа33

На Ваш взгляд, если наказания за нарушение правил дорожного движения будут ужесточены, количество дорожно-транспортных происшествий уменьшится или не уменьшится?

население в целом

водят автомобиль

не водят автомобиль

Как Вы думаете, а если наказания за нарушение правил дорожного движения останутся прежними, но будут созданы условия, при которых избежать наказания будет невозможно, количество дорожно-транспортных происшествий уменьшится или не уменьшится?

население в целом

водят автомобиль

не водят автомобиль

Одни считают, что для повышения безопасности дорожного движения необходимо прежде всего ужесточить наказания за нарушение правил. Другие считают, что наказания ужесточать не надо, но нужно сделать так, чтобы избежать их было невозможно. Какое мнение Вам ближе - первое или второе?

население в целом

водят автомобиль

не водят автомобиль

Сегодня за проезд на красный свет на водителя налагается штраф в размере 100 рублей. По новому закону за проезд на красный свет на водителя либо будет налагаться штраф в 1–1,5 тысячи рублей, либо он будет лишаться прав на 1–1,5 года. Вы одобряете или не одобряете такое ужесточение наказания за проезд на красный свет? И если одобряете, то что Вам кажется более правильным - взимать увеличенный штраф или временно лишать прав?

население в целом

водят автомобиль

не водят автомобиль

Бывает ли, что Вы нарушаете правила дорожного движения? И если бывает, то часто или редко? (Ответы заявивших, что им приходится водить автомобиль.)

Приложение. Таблицы.


По Вашему мнению, как сегодня работает ГИБДД (ГАИ), как она справляется со своими обязанностями - хорошо, удовлетворительно или плохо?


Население в целом В.Путину Пол Возраст Образование Доход Тип населен. пункта
доверяю отчасти доверяю не доверяю мужской женский 18 - 35 лет 36 - 54 лет 55 лет и старше ниже среднего среднее общее среднее спец. высшее 2000 руб. и менее 2001 - 4000 руб. более 4000 руб. Москва мегаполис большой город малый город село
Доли групп 100 59 27 10 47 53 37 36 27 13 36 34 17 21 32 26 8 13 18 36 25
хорошо 9 10 9 6 12 7 12 9 5 9 11 8 8 9 9 9 5 6 13 9 10
удовлетворительно 29 29 32 22 30 29 34 29 24 26 28 32 28 30 28 30 21 27 32 28 32
плохо 34 31 34 53 38 30 37 36 27 17 32 38 43 27 33 41 55 43 37 30 25
затрудняюсь ответить 28 30 25 19 20 34 17 26 44 48 30 22 20 33 30 21 19 24 18 32 32

За последний год Вам приходилось или не приходилось иметь дело, общаться с сотрудниками ГИБДД (ГАИ)? Если да, то какое впечатление в целом осталось у Вас от этого общения - положительное или отрицательное?


Население в целом В.Путину Пол Возраст Образование Доход Тип населен. пункта
доверяю отчасти доверяю не доверяю мужской женский 18 - 35 лет 36 - 54 лет 55 лет и старше ниже среднего среднее общее среднее спец. высшее 2000 руб. и менее 2001 - 4000 руб. более 4000 руб. Москва мегаполис большой город малый город село
Доли групп 100 59 27 10 47 53 37 36 27 13 36 34 17 21 32 26 8 13 18 36 25
не приходилось 70 73 70 52 56 81 61 68 83 86 71 66 58 74 78 59 55 79 67 67 75
положительное 10 10 10 13 15 6 14 9 5 4 9 11 16 10 7 14 12 7 15 10 8
отрицательное 17 15 17 31 26 9 21 19 8 6 16 20 23 14 13 23 31 12 16 18 14
затрудняюсь ответить 3 3 3 4 3 4 3 3 4 4 4 3 3 2 3 4 3 1 2 5 3

Как обстоят дела с безопасностью дорожного движения там, где Вы живете, - хорошо, удовлетворительно или плохо?


Население в целом В.Путину Пол Возраст Образование Доход Тип населен. пункта
доверяю отчасти доверяю не доверяю мужской женский 18 - 35 лет 36 - 54 лет 55 лет и старше ниже среднего среднее общее среднее спец. высшее 2000 руб. и менее 2001 - 4000 руб. более 4000 руб. Москва мегаполис большой город малый город село
Доли групп 100 59 27 10 47 53 37 36 27 13 36 34 17 21 32 26 8 13 18 36 25
хорошо 8 8 10 5 8 9 9 8 6 10 10 7 6 10 9 6 7 4 9 9 10
удовлетворительно 37 39 37 30 38 36 42 37 31 34 37 36 41 41 35 36 31 33 39 35 43
плохо 46 44 46 60 46 46 46 47 45 34 45 52 49 42 46 54 59 56 50 47 34
затрудняюсь ответить 8 9 7 5 8 9 3 7 17 22 8 5 3 7 10 4 3 7 2 10 13

Если говорить в целом, ситуация с безопасностью движения там, где Вы живете, за последние год-два улучшилась, ухудшилась или не изменилась?


Население в целом В.Путину Пол Возраст Образование Доход Тип населен. пункта
доверяю отчасти доверяю не доверяю мужской женский 18 - 35 лет 36 - 54 лет 55 лет и старше ниже среднего среднее общее среднее спец. высшее 2000 руб. и менее 2001 - 4000 руб. более 4000 руб. Москва мегаполис большой город малый город село
Доли групп 100 59 27 10 47 53 37 36 27 13 36 34 17 21 32 26 8 13 18 36 25
не изменилась 52 53 55 49 53 52 55 51 50 53 54 52 49 57 53 49 55 47 49 48 62
улучшилась 12 13 10 7 13 11 13 13 9 9 13 11 15 10 11 16 8 6 19 14 9
ухудшилась 27 25 27 38 27 26 25 29 26 19 24 31 30 26 26 28 30 43 23 27 19
затрудняюсь ответить 9 9 8 6 7 11 7 7 15 18 10 7 6 7 10 7 7 4 9 11 10

Там, где Вы живете, водители нарушают или не нарушают правила дорожного движения? И если нарушают, то часто или редко?


Население в целом В.Путину Пол Возраст Образование Доход Тип населен. пункта
доверяю отчасти доверяю не доверяю мужской женский 18 - 35 лет 36 - 54 лет 55 лет и старше ниже среднего среднее общее среднее спец. высшее 2000 руб. и менее 2001 - 4000 руб. более 4000 руб. Москва мегаполис большой город малый город село
Доли групп 100 59 27 10 47 53 37 36 27 13 36 34 17 21 32 26 8 13 18 36 25
не нарушают 6 6 5 2 6 5 5 5 7 10 8 3 3 10 5 3 2 1 5 5 11
часто 64 64 63 72 66 63 67 66 58 50 60 70 76 53 65 71 77 74 74 66 46
редко 18 17 19 20 19 17 20 18 14 13 19 20 15 21 18 18 11 17 16 16 24
затрудняюсь ответить 12 13 13 5 10 15 8 11 21 28 13 7 7 16 13 8 10 7 4 14 19

Как Вы считаете, сегодня следует или не следует ужесточать наказания за нарушения правил дорожного движения водителями?


Население в целом В.Путину Пол Возраст Образование Доход Тип населен. пункта
доверяю отчасти доверяю не доверяю мужской женский 18 - 35 лет 36 - 54 лет 55 лет и старше ниже среднего среднее общее среднее спец. высшее 2000 руб. и менее 2001 - 4000 руб. более 4000 руб. Москва мегаполис большой город малый город село
Доли групп 100 59 27 10 47 53 37 36 27 13 36 34 17 21 32 26 8 13 18 36 25
следует 67 70 63 70 63 71 67 66 69 67 65 69 70 68 72 66 68 67 73 64 67
не следует 19 17 23 24 27 13 21 21 14 10 21 21 20 19 15 23 15 22 21 21 17
затрудняюсь ответить 13 13 14 6 11 16 12 13 16 23 14 10 11 14 12 11 18 11 6 15 16

Вы знаете, что-то слышали или слышите сейчас впервые о том, что Госдума в первом чтении приняла закон, который ужесточит наказания за нарушение правил дорожного движения?


Население в целом В.Путину Пол Возраст Образование Доход Тип населен. пункта
доверяю отчасти доверяю не доверяю мужской женский 18 - 35 лет 36 - 54 лет 55 лет и старше ниже среднего среднее общее среднее спец. высшее 2000 руб. и менее 2001 - 4000 руб. более 4000 руб. Москва мегаполис большой город малый город село
Доли групп 100 59 27 10 47 53 37 36 27 13 36 34 17 21 32 26 8 13 18 36 25
знаю 37 37 35 45 42 32 33 42 35 18 30 44 54 25 37 49 57 33 39 39 29
что-то слышал(-а) 35 34 37 37 38 31 35 37 30 36 37 33 32 39 34 32 26 33 36 34 38
слышу сейчас впервые 26 26 26 18 17 33 30 17 31 40 30 22 13 33 26 17 17 34 23 23 29
затрудняюсь ответить 3 3 2 0 2 3 2 3 4 6 4 2 1 3 3 2 0 0 2 3 5

По Вашему мнению, ужесточение наказаний за нарушение правил дорожного движения принесет пользу или вред? Или принесет как пользу, так и вред? Или не принесет ни пользы, ни вреда?


Население в целом В.Путину Пол Возраст Образование Доход Тип населен. пункта
доверяю отчасти доверяю не доверяю мужской женский 18 - 35 лет 36 - 54 лет 55 лет и старше ниже среднего среднее общее среднее спец. высшее 2000 руб. и менее 2001 - 4000 руб. более 4000 руб. Москва мегаполис большой город малый город село
Доли групп 100 59 27 10 47 53 37 36 27 13 36 34 17 21 32 26 8 13 18 36 25
принесет пользу 42 46 38 38 38 47 44 38 46 44 46 43 34 49 47 35 27 42 42 45 45
принесет как пользу, так и вред 22 22 24 21 25 20 24 25 16 16 18 26 30 15 22 26 34 25 29 18 18
нанесет вред 10 8 12 18 15 6 9 12 8 5 10 11 13 11 7 12 7 10 8 11 11
не принесет ни пользы, ни вреда 11 10 13 13 12 11 11 13 10 8 10 12 15 9 10 17 19 16 12 10 8
затрудняюсь ответить 14 14 13 10 10 17 12 11 20 28 15 9 9 15 14 9 13 8 8 16 18

На Ваш взгляд, если наказания за нарушение правил дорожного движения будут ужесточены, количество дорожно-транспортных происшествий уменьшится или не уменьшится?


Население в целом В.Путину Пол Возраст Образование Доход Тип населен. пункта
доверяю отчасти доверяю не доверяю мужской женский 18 - 35 лет 36 - 54 лет 55 лет и старше ниже среднего среднее общее среднее спец. высшее 2000 руб. и менее 2001 - 4000 руб. более 4000 руб. Москва мегаполис большой город малый город село
Доли групп 100 59 27 10 47 53 37 36 27 13 36 34 17 21 32 26 8 13 18 36 25
уменьшится 56 58 56 48 51 61 56 53 60 57 56 58 52 58 58 54 42 59 63 56 55
не уменьшится 29 28 29 37 36 23 32 33 20 18 27 31 38 25 27 38 47 30 28 29 23
затрудняюсь ответить 15 14 15 15 13 17 12 14 20 25 17 11 10 17 15 8 11 11 9 15 22

Как Вы думаете, а если наказания за нарушение правил дорожного движения останутся прежними, но будут созданы условия, при которых избежать наказания будет невозможно, количество дорожно-транспортных происшествий уменьшится или не уменьшится?


Население в целом В.Путину Пол Возраст Образование Доход Тип населен. пункта
доверяю отчасти доверяю не доверяю мужской женский 18 - 35 лет 36 - 54 лет 55 лет и старше ниже среднего среднее общее среднее спец. высшее 2000 руб. и менее 2001 - 4000 руб. более 4000 руб. Москва мегаполис большой город малый город село
Доли групп 100 59 27 10 47 53 37 36 27 13 36 34 17 21 32 26 8 13 18 36 25
уменьшится 52 52 52 59 53 51 52 55 49 42 49 56 60 50 50 59 60 54 60 49 48
не уменьшится 19 18 21 20 21 16 22 17 16 13 19 19 22 16 19 21 16 23 23 20 13
затрудняюсь ответить 29 30 27 22 25 32 26 28 35 45 32 25 19 34 31 21 24 23 17 31 39

Одни считают, что для повышения безопасности дорожного движения необходимо прежде всего ужесточить наказания за нарушение правил. Другие считают, что наказания ужесточать не надо, но нужно сделать так, чтобы избежать их было невозможно. Какое мнение Вам ближе - первое или второе?


Население в целом В.Путину Пол Возраст Образование Доход Тип населен. пункта
доверяю отчасти доверяю не доверяю мужской женский 18 - 35 лет 36 - 54 лет 55 лет и старше ниже среднего среднее общее среднее спец. высшее 2000 руб. и менее 2001 - 4000 руб. более 4000 руб. Москва мегаполис большой город малый город село
Доли групп 100 59 27 10 47 53 37 36 27 13 36 34 17 21 32 26 8 13 18 36 25
первое 29 29 29 30 29 29 33 25 29 30 30 28 27 25 32 25 21 39 30 27 29
второе 48 45 50 54 52 43 47 53 40 29 42 55 59 43 45 59 64 51 49 47 40
затрудняюсь ответить 24 26 21 16 19 27 20 22 31 41 27 18 13 32 22 16 15 10 22 26 31

Сегодня за проезд на красный свет на водителя налагается штраф в размере 100 рублей. По новому закону за проезд на красный свет на водителя либо будет налагаться штраф в 1–1,5 тысячи рублей, либо он будет лишаться прав на 1–1,5 года. Вы одобряете или не одобряете такое ужесточение наказания за проезд на красный свет? И если одобряете, то что Вам кажется более правильным - взимать увеличенный штраф или временно лишать прав?


Население в целом В.Путину Пол Возраст Образование Доход Тип населен. пункта
доверяю отчасти доверяю не доверяю мужской женский 18 - 35 лет 36 - 54 лет 55 лет и старше ниже среднего среднее общее среднее спец. высшее 2000 руб. и менее 2001 - 4000 руб. более 4000 руб. Москва мегаполис большой город малый город село
Доли групп 100 59 27 10 47 53 37 36 27 13 36 34 17 21 32 26 8 13 18 36 25
не одобряю ужесточение наказания 17 16 15 22 22 12 17 19 14 18 16 18 16 20 14 15 9 15 14 18 20
считаю правильным взимать увеличенный штраф 39 42 39 27 38 40 43 39 34 37 40 39 41 41 39 42 38 38 42 39 38
считаю правильным временно лишать прав 32 29 33 42 31 32 30 30 36 24 32 33 36 28 31 37 46 38 38 26 27
затрудняюсь ответить 12 12 13 9 9 16 11 12 16 21 13 11 7 11 15 6 7 8 6 16 16

Лично Вам приходится или не приходится водить автомобиль? И если приходится, то часто или редко?


Население в целом В.Путину Пол Возраст Образование Доход Тип населен. пункта
доверяю отчасти доверяю не доверяю мужской женский 18 - 35 лет 36 - 54 лет 55 лет и старше ниже среднего среднее общее среднее спец. высшее 2000 руб. и менее 2001 - 4000 руб. более 4000 руб. Москва мегаполис большой город малый город село
Доли групп 100 59 27 10 47 53 37 36 27 13 36 34 17 21 32 26 8 13 18 36 25
не приходится 67 71 65 48 44 88 59 65 82 82 71 63 57 77 73 58 55 77 60 66 73
часто 22 19 24 39 41 5 26 25 12 10 19 25 32 17 16 28 31 13 24 23 20
редко 11 10 12 13 15 7 14 10 6 7 10 12 11 6 12 14 14 10 15 10 6
затрудняюсь ответить 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0

Бывает ли, что Вы нарушаете правила дорожного движения? И если бывает, то часто или редко? (Ответы заявивших, что им приходится водить автомобиль.)


Население в целом В.Путину Пол Возраст Образование Доход Тип населен. пункта
доверяю отчасти доверяю не доверяю мужской женский 18 - 35 лет 36 - 54 лет 55 лет и старше ниже среднего среднее общее среднее спец. высшее 2000 руб. и менее 2001 - 4000 руб. более 4000 руб. Москва мегаполис большой город малый город село
Доли групп 100 59 27 10 47 53 37 36 27 13 36 34 17 21 32 26 8 13 18 36 25
не бывает 11 9 11 22 16 6 13 10 7 7 9 13 13 7 11 12 13 7 10 12 10
часто 3 3 2 2 5 0 3 3 2 1 2 4 4 1 1 5 5 2 7 1 2
редко 19 17 21 27 34 5 23 21 8 9 18 19 26 14 15 25 27 13 23 20 14
затрудняюсь ответить 1 1 1 1 1 0 1 0 0 0 1 1 0 0 0 0 0 0 1 1 1