|
Опрос населения в 100 населенных пунктах 46 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 14-15 июня 2008 г.. 1500 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.
О том, что сегодня во многих российских школах действуют попечительские советы, «знают» 13% респондентов, еще 18% «что-то слышали» об этом. О существовании таких структур лучше других осведомлены высокообразованные граждане (21% из их числа «знают» и 22% «что-то слышали»). Именно они чаще остальных высказывают убеждение, что попечительские советы нужны современным школам (48% ответов в этой группе, в то время как в целом по выборке мнение о необходимости таковых разделяют 38% опрошенных). Граждане, у которых есть дети, или внуки, или другие близкие родственники, учащиеся в школе (таковых в нашей выборке 46%), также достаточно часто высказывались в пользу попечительских советов (в 44% случаев).
Число противников попечительских советов невелико – 8%, а более половины респондентов (54%) затруднились высказать определенное мнение на этот счет1.
Сегодня в российских школах роль попечительских советов сводится главным образом к материально-финансовому вспомоществованию. Между тем, поясняя в ответах на открытый вопрос, почему они считают, что в школах нужны попечительские советы, респонденты (те из них, кто разделяет мнение о необходимости этих советов) чаще всего говорили о контролирующих функциях в сфере воспитания – о том, что эти советы должны поддерживать дисциплину, порядок, нормальные взаимоотношения между учителями и учащимися: «воспитание детей требует вмешательства независимых людей»; «будет больше порядка в школе»; «неуважение к работе учителя, молодежь распущена, грубая»; «безобразия в школе, дисциплина чтоб была, воспитывать уважение к школе и учителям» (7%).
Мнение, что деятельность попечительских советов должна иметь самое непосредственное отношение к основным, содержательным вопросам школьной жизни – школьному воспитанию и образованию (а не сводиться к «периферийной» материально-финансовой поддержке), – звучало и в других ответах. Так, 4% респондентов говорили о том, что представители попечительских советов должны заниматься детскими проблемами («для индивидуальной помощи ребенку»; «защищать интересы учеников»; «оказывать помощь учащимся в сложных ситуациях»; «раскрывать индивидуальные особенности детей»; «чтобы лучше было детям»). Некоторые респонденты (2%) расширяют сферу компетенции попечителей до участия в учебном процессе («должны влиять на подходы к системе обучения»; «для улучшения образования»; «организовать процесс обучения наилучшим образом» и т. п.). Были и суждения (впрочем, немногочисленные – 1%), которые «ориентировали» попечителей на внеклассную работу со школьниками («нужны для проведения внеклассной работы с учениками»; «они будут отслеживать, чем занимаются школьники в свободное время»; «организовывать детские мероприятия»; «больше развит досуг учащихся»; «будут дополнительные кружки, чем курить по подворотням»).
Довольно часто попечительские советы понимались как помогающая инстанция, поддерживающая школу и школьную администрацию в решении разнообразных проблем (без уточнения характера последних): «для более эффективного решения проблем»; «в помощь школе»; «затруднения в школах»; «помощь в делах школы»; «школу нужно поддерживать» (5%); «для помощи учителям»; «одни учителя не справляются»; «чтобы помогать администрации школы»; «директору за всем не уследить»; «это помощь школьному педагогическому коллективу» (2%).
Суждений, в которых помощь попечителей ограничивалась финансово-бытовыми вопросами, звучало на удивление немного: «помогать финансово»; «спонсировать школу»; «для улучшения материального состояния школы»; «нужны меценаты, нужны спонсоры. Финансовые трудности в школах, денег выделяется мало, поэтому нужны спонсоры» (2%); «решать хозяйственные вопросы»; «чтобы школу сделать лучше, ремонт делать, улучшить состояние школы»; «благоустройство школ»; «в школе всегда чего-то не хватает, а советы будут помогать, ремонт проводить» (1%). Кроме того, 2% респондентов говорили, что попечители должны помогать детям из малоимущих и неблагополучных семей («помощь должна оказываться детям с низким материальным уровнем»; «распределять помощь нуждающимся»; «следить за детьми, как они живут в неблагополучных семьях»).
Респонденты, таким образом, наделяли попечительские советы, во-первых и преимущественно, учебно-воспитательными функциями, во-вторых (в меньшей степени), функциями материально-бытовой поддержки. Наконец, на основании ответов респондентов можно выделить третью группу функций – «политических», предполагающих соучастие попечителей в управлении школой и контроль с их стороны за деятельностью школьного педагогического коллектива. Так, 4% участников опроса настаивали на том, что «контроль за всем нужен, администрации одной нельзя доверять» («для контроля над деятельностью преподавателей»; «контроль за неправильными деяниями преподавателей в отношении учащихся»; «чтоб не было со стороны преподавателей предвзятости»; «для контроля деятельности администрации школ»; «директор чтобы не делал все что хочет»). Некоторые видят в попечительских советах демократический институт самоуправления («вносят элементы самоуправления»; «власть не должна быть централизованной»; «коллегиально дела решат быстрее и правильнее» – 1%); другие – фискально-контролирующий орган («в деятельность этих советов закладывать контроль за государственным финансированием»; «контролировать расходы»; «контроль за распределением средств, которые собирают с родителей для нужд школы»; «наши школы тоже стали коррупционированные, надо следить за тем, куда идут деньги родителей» – 1%).
Как было отмечено выше, 8% респондентов считают, что попечительские советы в школах не нужны. Объясняя свою позицию (также в форме ответа на открытый вопрос), они либо высказывали общее сомнение в пользе такого рода организаций («лишняя головная боль»; «без них обходились всегда»; «бесполезно»; «считаю формализмом все это»; «там мало действия, больше разговоров»; «у них нет функций, только все на бумаге»; «это ничего не изменит» – 2%), либо квалифицировали их как новый способ сбора денег с родителей («это вымогательство денег»; «только деньги собирают, обдираловка очередная»; «так как сводится к тому, что родители платят попечительские взносы» – 1%), либо отстаивали «суверенное» право школьного педагогического коллектива управлять жизнью школы и, следовательно, нести ответственность за решение ее проблем: «учителя сами знают, как им работать, нечего им мешать»; «не нужно учителям мешать воспитывать детей»; «лишних нянек школе не нужно»; «все вопросы могут решить администрация школы и родители»; «школа, директор должны сами справляться»; «пускай школа со своими проблемами справляется сама» (1%).
В ответах, приведенных выше, был затронут один из наиболее существенных аспектов деятельности попечительских советов, связанный с их правами и полномочиями. Как известно, сегодня в школе решающее слово по всем вопросам принадлежит, как правило, директору и школьной администрации, и 29% респондентов считают, что так и должно быть. Сторонников более демократичной практики, когда по некоторым вопросам школьной жизни решающее слово принадлежит попечительским советам, несколько меньше – 20% (значительная часть респондентов – 43% – затруднились ответить на вопрос, а тем 8% респондентов, которые считают попечительские советы не нужным школе органом, вопрос не задавался).
Респондентов, «наделивших» попечительские советы правом решающего голоса, спросили, на какие именно вопросы школьной жизни это право должно распространяться. По мнению 2% респондентов – на все вопросы. Впрочем, чаще люди ограничивали приоритет мнения попечителей конкретными сферами, в числе которых: финансирование и расходование средств («в вопросах финансового использования»; «в финансировании школы и контроле за использование финансов»; «распределение финансовых средств»; «деньги тратить иногда надо, над этим чтоб был контроль» – 4%), быт, благоустройство, материальное оснащение учебного процесса («во всех стройках, ремонтах»; «в хозяйственно-бытовых, при распределении денег на ремонт»; «по ремонту, по мебели, компьютерам»; «…оснащении школ оборудованием»; «…снабжением всем необходимым» – 2%); воспитание школьников («в вопросах воспитательного характера»; «когда речь идет о дисциплине»; «в воспитании нравственности» – 3%), организация их досуга (2%), вопросы, касающиеся учебного процесса, взаимоотношения между учителями и учащимися, питание школьников, помощь детям из малообеспеченных семей и пр. (по 1%).
Судя по ответам респондентов на открытый вопрос о том, каким должен быть состав попечительского совета, многие люди видят эту структуру как расширенный вариант родительского комитета. По мнению 43% респондентов, в нее должны входить «близкие родственники»; «…родители»; «матери и бабушки учеников»; «хорошие родители». Некоторые «включили» в попечительские советы школьную администрацию (15%). Остальных социальных агентов называли значительно реже: представителей местной власти упомянули 6% респондентов, спонсоров – 4%, сотрудников правоохранительных органов – 2%, представителей общественных организаций – 2%, политиков и депутатов, руководителей предприятий – по 1%.
Ирина Шмерлина
1 Вопросу о необходимости попечительских советов предшествовал небольшой комментарий интервьюера, в ходе которого разъяснялось, что попечительские советы – это общественные организации, которые создаются при школах и принимают участие в деятельности последних. После этого комментария вопрос «Как Вы считаете, российским школам нужны или не нужны попечительские советы?» задавался всем респондентам, в том числе и тем, кто впервые услышал о существовании подобного рода структур от интервьюера (65%) или затруднился припомнить, слышал ли он когда-либо о таковых (4%).
Есть ли у Вас дети, или внуки, или другие близкие родственники, учащиеся в школе?
Скажите, пожалуйста, Вы знаете, что-то слышали или слышите сейчас впервые о том, что сегодня во многих российских школах созданы попечительские советы?
население в целом |
дети, близкие родственники, учащиеся в школе… |
Попечительские советы - это общественные организации, которые создаются при школах и принимают участие в деятельности школы. Если говорить в целом, как Вы считаете, российским школам нужны или не нужны попечительские советы?
население в целом |
дети, близкие родственники, учащиеся в школе… |
Почему Вы считаете, что российским школам нужны попечительские советы ? (Открытый вопрос. Задавался заявившим, что российским школам нужны попечительские советы, - 38% от всех опрошенных.)
(в % от числа опрошенных) | Контроль над воспитательным процессом, помощь в поддержании дисциплины и воспитании детей, контроль за детьми в целом | 7 | «…Дисциплина чтоб была, воспитывать уважение к школе и учителям»; «будет больше порядка в школе»; «воспитание детей требует вмешательства независимых людей»; «может быть, наведут порядок в школе»; «неуважение к работе учителя, молодежь распущенная, грубая»; «увеличится контроль за детьми»; «хватает всякого безобразия в школе»; «чтобы помогали учителям воспитывать детей». | | Помощь школе в решении разного рода проблем | 5 | «В помощь школе»; «для более эффективного решения проблем»; «для помощи»; «затруднения в школах»; «помощь в делах школы»; «школу нужно поддерживать». | | Контроль за деятельностью учителей, школьной администрации, школы в целом | 4 | «Директор чтобы не делал всё что хочет»; «для контроля деятельности администрации школ»; «для контроля над деятельностью преподавателей»; «контролировать работу школы»; «контроль за всем нужен, администрации одной нельзя доверять»; «контроль за неправильными деяниями преподавателей в отношении учащихся»; «контроль за учителями»; «чтоб не было со стороны преподавателей предвзятости». | | Помощь детям в решении разного рода проблем | 4 | «Внимания детям больше уделять»; «детей надо охранять и помогать»; «для индивидуальной помощи ребенку»; «защищать интересы учеников»; «оказывать помощь учащимся в сложных ситуациях»; «чтобы лучше было детям»; «чтобы независимо решать проблемы детей». | | Помощь учителям, школьной администрации в решении разного рода проблем | 2 | «Директору за всем не уследить»; «для помощи учителям»; «нужна помощь педагогам»; «одни учителя не справляются»; «помочь преподавателям решать какие-то вопросы»; «учитель всего не охватит»; «чтобы помогать администрации школы»; «это помощь школьному педагогическому коллективу». | | Улучшение организации учебного процесса, контроль за качеством обучения | 2 | «Для образовательного процесса, чтоб контроль был за знаниями»; «для улучшения образования»; «для улучшения учебного процесса»; «должны влиять на подходы к системе обучения»; «надо, чтобы детей учили»; «обучение выше будет»; «организовать процесс обучения наилучшим образом»; «чтобы педагоги давали образование детям»; «чтобы родители участвовали в контроле учебного процесса». | | Финансирование школы | 2 | «Для улучшения материального состояния школы»; «нужны меценаты, нужны спонсоры. Финансовые трудности в школах, денег выделяется мало, поэтому нужны спонсоры»; «помогать финансово»; «спонсировать школу». | | Помощь малоимущим, неблагополучным семьям, контроль за ними | 2 | «50% за чертой бедности, хоть будут помогать таким детям»; «для поддержки незащищенных слоев общества»; «для помощи нуждающимся семьям»; «много матерей-одиночек и детей из малообеспеченных и неблагополучных семей»; «помощь должна оказываться детям с низким материальным уровнем»; «распределять помощь нуждающимся»; «следить за детьми, как они живут в неблагополучных семьях». | | Благоустройство школы, помощь в решении хозяйственных вопросов | 1 | «Благоустройство школ»; «в школе всегда чего-то не хватает, а советы будут помогать, ремонт проводить»; «помогают с питанием»; «помощь школам в обеспечении необходимыми учебниками, мебелью, учебными пособиями»; «решать хозяйственные вопросы»; «чтобы школу сделать лучше, ремонт делать, улучшать состояние школы». | | Проведение внеклассной работы, организация досуга детей | 1 | «Больше развит досуг учащихся»; «будут дополнительные кружки, чем курить по подворотням»; «нужны для проведения внеклассной работы с учениками»; «обратить внимание на спорт, заниматься библиотеками»; «они будут отслеживать, чем занимаются школьники в свободное время»; «организовывать детские мероприятия». | | Участие в управлении школой, коллегиальность этого процесса | 1 | «Власть не должна быть централизованной»; «вносят элементы самоуправления»; «коллегиально дела решат быстрее и правильнее»; «одна голова хорошо, а две лучше, родители тоже могут дать дельные советы»; «проблемы вносить на рассмотрение и настаивать на их решении»; «чтобы вливались в деятельность школы»; «это общее дело всех». | | Контроль за расходованием финансовых средств в школе, улучшение их распределения | 1 | «В деятельность этих советов закладывать контроль за государственным финансированием»; «контролировать расходы»; «контроль за всеми деньгами, путевками»; «контроль за распределением средств, которые собирают с родителей для нужд школы»; «наши школы тоже стали коррумпированные, надо следить за тем, куда идут деньги родителей»; «распределять от родителей собранные деньги»; «чтобы был контроль за хозяйственными расходами, на которые собирают деньги с родителей»; «чтобы навести порядок и контроль за выделяемыми средствами». | | Обеспечение связи между школой и родителями, помощь родителям | 1 | «Будут налаживать связь преподавателей и родителей»; «взаимодействие родителей, педагогов и учеников. Без поддержки родителей школа не будет находиться на должном уровне»; «они как-то содействуют родителям»; «связь школы с родителями»; «чтобы родители знали, чем занимаются их дети в школе». | | Государство недостаточно заботится о школе | 1 | «Государство не в силах справиться»; «государство не обеспечивает все надобности школы»; «нужны, так как нет финансирования со стороны государства»; «потому что государство перестало уделять должное внимание школам»; «средств из бюджета недостаточно»; «так как финансирование слабое школ». | | Другое | 2 | «Для борьбы с издержками реформ в образовании и лично Г. Фурсенко»; «если их создают, значит, в них нуждаются»; «как раньше были профсоюзы – типа того что-то»; «как родительский комитет»; «они из местных, знают дела изнутри»; «они могут поднять авторитет школы»; «они нужны, но они не эффективны». | | Затрудняюсь ответить, нет ответа | 7 |
Почему Вы считаете, что российским школам не нужны попечительские советы ? (Открытый вопрос. Задавался заявившим, что российским школам не нужны попечительские советы, - 8% от всех опрошенных.)
(в % от числа опрошенных) | Попечительские советы, бесполезны, это лишнее | 2 | «А что они дают?»; «без них обходились всегда»; «бесполезно»; «лишняя головная боль»; «считаю формализмом все это»; «там мало действия, больше разговоров»; «у них нет функций, только все на бумаге»; «это ничего не изменит». | | Администрация и учителя могут сами решать проблемы школы | 1 | «Не нужно учителям мешать воспитывать детей»; «пускай школа со своими проблемами справляется сама»; «сами справятся»; «учителя сами знают, как им работать, нечего им мешать»; «школа сама может справиться»; «школа, директор должны сами справляться». | | Это лишняя трата денег, поборы с родителей | 1 | «Дармоедов нечего кормить»; «денежные поборы»; «и так бюрократов хватает, которых надо содержать»; «обдирают родителей»; «…сводится к тому, что родители платят попечительские взносы»; «только деньги собирают, обдираловка очередная»; «это вымогательство денег». | | Проблемами школ должно заниматься государство | <1 | «Государство должно финансировать школы»; «для этого существует РОНО»; «образование – дело государственное, пусть государство и занимается». | | Другое | 1 | «…В них избраны родители материально обеспеченные, и они крутятся возле руководства, чтобы только их детям в школе было хорошо»; «есть родительский комитет в школе, а больше не надо, родители решают о ремонте класса, сами краску покупают и красят»; «нет заинтересованности у самого попечительского совета»; «очередная бюрократическая ступенька, родительских комитетов достаточно»; «потому что выделяются деньги из бюджета, а это несправедливо»; «там будут только богатые». | | Затрудняюсь ответить, нет ответа | 2 |
Одни считают, что по всем вопросам школьной жизни решающее слово должно принадлежать директору и администрации школы. Другие считают, что в некоторых вопросах школьной жизни решающее слово должно принадлежать попечительским советам. Какая точка зрения - первая или вторая - Вам ближе? (Ответы всех респондентов, кроме заявивших, что российским школам не нужны попечительские советы, - 92% от всех опрошенных.)
население в целом |
дети, близкие родственники, учащиеся в школе… |
В каких вопросах школьной жизни решающее слово должно, на Ваш взгляд, принадлежать попечительским советам? (Открытый вопрос. Задавался заявившим, что в некоторых вопросах школьной жизни решающее слово должно принадлежать попечительским советам, - 20% от всех опрошенных.)
(в % от числа опрошенных) | Материальные вопросы, распределение денежных средств, контроль за ним | 4 | «Финансирование школы и контроль за использованием финансов»; «распределение финансовых средств»; «контроль за денежными средствами»; «материальная поддержка»; «материальная база школы»; «в вопросах траты родительских денег»; «деньги тратить иногда надо, над этим чтоб был контроль»; «в вопросах финансового использования». | | Воспитание школьников, вопросы дисциплины | 3 | «В вопросах воспитательного характера»; «вопрос воспитания детей»; «когда речь идет о дисциплине»; «в воспитании нравственности»; «по дисциплине учащихся»; «поведение детей». | | Внешкольное обучение, досуг школьников экскурсии, праздники | 2 | «Дополнительные направления, которые не включены в школьную программу, продленный день, внеурочные занятия»; «дополнительные занятия помимо школьной программы, детский досуг»; «проведение досуга, дополнительных занятий»; «к примеру, организация выпускного бала»; «организация досуга детей»; «внеклассное обучение, праздники». | | Хозяйственные вопросы, ремонт школы, оснащение ее учебным оборудованием | 2 | «Во всех стройках, ремонтах»; «о ремонте, оснащении школ оборудованием»; «о ремонте школы»; «ремонт школы, покупка компьютеров»; «в хозяйственно-бытовых, при распределении денег на ремонт»; «по ремонту, по мебели, компьютерам»; «ремонт, благоустройство». | | Все вопросы | 2 | «Практически во всех вопросах»; «в жизнедеятельности школы»; «все, что касается школы»; «проверять работу школ»; «во всех проблемах». | | Конфликтные ситуации между учителями и учениками | 1 | «Отношение между учителем и учеником урегулировать»; «помощь при конфликтах, проблемах»; «когда учителя слишком давят на учеников»; «в спорах детей и учителей»; «в конфликтных ситуациях между учителями и учащимися»; «когда происходят конфликты учителей и детей». | | Качество образования, программы и методики обучения | 1 | «В решении процесса обучения»; «программное обучение детей в школе»; «качество знаний»; «качество образования»; «вопросы… подготовки детей»; «какие предметы изучать, определять нагрузку школьникам»; «сколько часов должны учиться дети». | | Питание школьников | 1 | «Следить за питанием»; «в вопросах питания»; «условия питания детей». | | Помощь детям из малообеспеченных семей, трудным детям | 1 | «Работа с трудными детьми и их родителями»; «подростки из неблагополучных семей – их проблемы»; «проблемные дети»; «например, проблемы подростков»; «материальное обеспечение многодетных семей»; «помощь малообеспеченным семьям»; «материальное положение семьи, необеспеченных родителей, их детей»; «о помощи малоимущим». | | Другое | 1 | «Контроль работы директора школы»; «организационные вопросы»; «во всех, которые не касаются обучения»; «в пользу родителей и детей»; «в педагогических»; «помогать администрировать работу школ, следить за учебой и знаниями»; «по работе учителей»; «награждение учителей». | | Затрудняюсь ответить, нет ответа | 6 |
Как Вы думаете, из кого должен состоять школьный попечительский совет, кто должен в него входить? (Открытый вопрос. Задавался всем респондентам, кроме заявивших, что российским школам не нужны попечительские советы, - 92% от всех опрошенных.)
(в % от числа опрошенных) | Представители родительского комитета, родители, родственники учеников | | 43 | «В него должны входить родители»; «близкие родственники»; «из родителей»; «из родителей, скорее всего»; «из родителей учеников»; «из родственников учеников»; «матери и бабушки учеников»; «родительский комитет»; «типа родительского комитета»; «хорошие родители». | | | Администрация школы, директор, учителя | | 15 | «Администрация школы»; «директор, завуч, классный руководитель»; «директор, учителя»; «педагоги»; «совет учителей». | | | Представители местной власти | | 6 | «Администрация города»; «власть местная»; «представитель госвласти»; «люди с высшей властью»; «представители районной администрации»; «представитель администрации поселка». | | | Люди с определенными личностными качествами | | 6 | Умные, образованные, компетентные | 3 | | «Бывшие преподаватели, имеющие опыт работы с детьми»; «грамотные»; «грамотные люди, знающие проблемы школы»; «грамотные люди, кто имеет детей и знает, как с ними обращаться»; «знающие люди»; «компетентные люди»; «образованные люди»; «специалисты из разных областей»; «умные люди». | | | Активные, инициативные | 2 | | «Из инициативных граждан города»; «инициативные люди»; «любого возраста активные». | | | Добросовестные, ответственные, порядочные, честные, справедливые | 1 | | «Добросовестные»; «ответственные»; «справедливые»; «из порядочных людей»; «честные и простые люди». | | | Шефы, спонсоры, меценаты, те, кто может оказать материальную поддержку школе | | 4 | «Люди, которые материально помогут малообеспеченным детям»; «люди, которые могут оказать материальную помощь»; «люди, которые принимают конкретное участие в попечительской работе»; «представители шефской организации»; «кто-то из шефов»; «меценаты»; «спонсоры, наверное». | | | Ученики старших классов, школьники | | 3 | «Сами дети»; «старшеклассники»; «школьники». | | | Люди определенных профессий | | 3 | Психологи | 2 | | «Психологи». | | | Врачи, люди других конкретных профессий | 1 | | «Медики»; «врачи»; «знающий юрист»; «педагоги по специальностям, но не работающие в школе»; «экономисты». | | | Те, кто хочет и может помочь школе, люди, неравнодушные к детям, проблемам школы | | 2 | «Заинтересованные люди»; «из людей, которые могут конкретно помочь школе»; «кто хочет и может»; «кто хочет этим заниматься»; «люди, неравнодушные к детям»; «неравнодушные люди»; «те, которые хотят сделать для школы что-то»; «у кого болит душа за школу». | | | Богатые, обеспеченные люди, предприниматели, бизнесмены | | 2 | «Из материально обеспеченных людей»; «люди богатые, с деньгами»; «родители с деньгами»; «бизнесмены»; «предприниматели». | | | Сотрудники правоохранительных органов | | 2 | «Детские комнаты милиции»; «УВД»; «правоохранительные органы»; «из милиции»; «обязательно участковых». | | | Представители общественных организаций, общественности | | 2 | «Представители общественных организаций»; «представители общественности»; «общественность». | | | Представители местных органов образования | | 1 | «Администрация из районного отдела образования»; «из ГОРОНО»; «представители департамента образования». | | | Представители органов социальной защиты, социальные работники | | 1 | «Органы опеки и работники соцзащиты»; «органы опеки и попечительства»; «представители социальных служб»; «социальные работники». | | | Руководители предприятий, организаций | | 1 | «Администрация крупных предприятий»; «директор предприятия»; «руководители организаций»; «руководители». | | | Политики, депутаты | | 1 | «Депутаты»; «женщины-депутаты»; «кто-то из политиков». | | | Известные, уважаемые люди | | 1 | «Достойные люди»; «из авторитетных, уважаемых людей»; «лучшие люди села, кого уважают»; «наиболее авторитетные люди, кому доверяют»; «известные люди»; «старейшины – уважаемые»; «уважаемые люди района». | | | Независимые, не связанные со школой люди | | 1 | «Люди извне»; «не учителя, а независимые люди»; «которые независимы от школы»; «чьи дети кончили учиться»; «такие люди, которые не заинтересованы в недобросовестности педагогов». | | | Все, разные | | <1 | «Из всех слоев населения»; «люди разных должностей, социальных уровней»; «люди разных профессий»; «население разных слоев»; «простые люди тоже играют важную роль». | | | Другое | | 2 | «Представители церквей, мечетей, синагог»; «влиятельные люди»; «женщины»; «зрелые люди»; «из людей среднего возраста»; «которые могут вникнуть в школьную жизнь»; «любого образования, от 35 до 50 лет»; «люди, которых школа должна выбирать»; «молодые»; «специалисты по ведению хозяйственных работ, прививали бы любовь к труду, родителям»; «те родители, чьи дети нарушают дисциплину». | | | Затрудняюсь ответить, нет ответа | | 46 |
Приложение. Таблицы
Есть ли у Вас дети, или внуки, или другие близкие родственники, учащиеся в школе?
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Доли групп |
100 |
46 |
54 |
36 |
36 |
27 |
14 |
34 |
34 |
18 |
20 |
39 |
24 |
8 |
13 |
17 |
37 |
25 |
26 |
есть |
46 |
43 |
48 |
39 |
52 |
45 |
48 |
45 |
46 |
44 |
54 |
49 |
40 |
48 |
37 |
38 |
45 |
55 |
42 |
нет |
54 |
56 |
52 |
60 |
48 |
54 |
52 |
54 |
54 |
56 |
46 |
51 |
60 |
52 |
63 |
62 |
55 |
44 |
58 |
затрудняюсь ответить |
0 |
1 |
0 |
1 |
0 |
1 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
* Здесь и далее - доля респондентов, которые при ответе на вопрос "Когда Вы в последний раз пользовались Интернетом?" выбрали позиции "В последние сутки", "В последнюю неделю", "В последний месяц".
Скажите, пожалуйста, Вы знаете, что-то слышали или слышите сейчас впервые о том, что сегодня во многих российских школах созданы попечительские советы?
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Доли групп |
100 |
46 |
54 |
36 |
36 |
27 |
14 |
34 |
34 |
18 |
20 |
39 |
24 |
8 |
13 |
17 |
37 |
25 |
26 |
знаю |
13 |
11 |
15 |
13 |
15 |
10 |
4 |
10 |
15 |
21 |
10 |
13 |
16 |
15 |
11 |
13 |
14 |
12 |
17 |
что-то слышал(-а) |
18 |
19 |
17 |
17 |
19 |
17 |
10 |
19 |
19 |
22 |
19 |
19 |
18 |
17 |
18 |
21 |
16 |
18 |
19 |
слышу сейчас впервые |
65 |
67 |
64 |
67 |
63 |
66 |
79 |
68 |
63 |
55 |
67 |
65 |
64 |
62 |
67 |
61 |
67 |
66 |
61 |
затрудняюсь ответить |
4 |
3 |
5 |
4 |
2 |
6 |
7 |
3 |
4 |
3 |
4 |
4 |
3 |
6 |
4 |
5 |
3 |
4 |
3 |
Попечительские советы - это общественные организации, которые создаются при школах и принимают участие в деятельности школы.
Если говорить в целом, как Вы считаете, российским школам нужны или не нужны попечительские советы?
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Доли групп |
100 |
46 |
54 |
36 |
36 |
27 |
14 |
34 |
34 |
18 |
20 |
39 |
24 |
8 |
13 |
17 |
37 |
25 |
26 |
нужны |
38 |
34 |
41 |
41 |
39 |
32 |
24 |
36 |
39 |
48 |
34 |
39 |
44 |
40 |
40 |
37 |
39 |
35 |
43 |
не нужны |
8 |
9 |
7 |
8 |
9 |
8 |
3 |
9 |
9 |
8 |
8 |
8 |
8 |
10 |
13 |
8 |
7 |
7 |
10 |
затрудняюсь ответить |
54 |
57 |
52 |
51 |
53 |
60 |
73 |
55 |
52 |
44 |
58 |
54 |
47 |
50 |
48 |
55 |
54 |
58 |
48 |
Одни считают, что по всем вопросам школьной жизни решающее слово должно принадлежать директору и администрации школы. Другие считают, что в некоторых вопросах школьной жизни решающее слово должно принадлежать попечительским советам. Какая точка зрения - первая или вторая - Вам ближе? (Ответы всех респондентов, кроме заявивших, что российским школам не нужны попечительские советы, - 92% от всех опрошенных.)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Доли групп |
100 |
46 |
54 |
36 |
36 |
27 |
14 |
34 |
34 |
18 |
20 |
39 |
24 |
8 |
13 |
17 |
37 |
25 |
26 |
первая |
29 |
27 |
30 |
29 |
29 |
29 |
29 |
26 |
30 |
31 |
33 |
28 |
30 |
29 |
26 |
19 |
32 |
32 |
26 |
вторая |
20 |
19 |
21 |
24 |
20 |
15 |
11 |
21 |
21 |
24 |
19 |
19 |
23 |
23 |
28 |
27 |
16 |
15 |
25 |
затрудняюсь ответить |
43 |
44 |
42 |
39 |
43 |
49 |
57 |
44 |
39 |
38 |
40 |
45 |
38 |
38 |
33 |
45 |
45 |
45 |
39 |
|
|
|
|
|