Документ опубликован на сайте www.fom.ru
http://bd.fom.ru/report/map/projects/finfo/finfo2004/of0430/of043006




Пиво и телереклама

05.08.2004 [отчет] [ Петрова А. ]




Каждый третий взрослый россиянин утверждает, что вообще не пьет алкогольных напитков (32%). "Пьющие" - отдают предпочтение пиву (31%) или водке (29%). Вино предпочитают другим алкогольным напиткам 23% наших сограждан, шампанское и коньяк - по 4%.

Большинство россиян (66%) относятся отрицательно к рекламе пива на телевидении. У наших сограждан сложилось впечатление, что рекламы пива на телевидении много (85%), а за последний год ее стало еще больше, чем раньше (72%).

Почему же телереклама популярного напитка вызывает неприятие, протест?

Часть респондентов (14%) вообще относится к рекламе отрицательно, не любит ее - безотносительно к тому, какой товар или услуга рекламируются, т.к. она мешает просмотру передач, кажется "агрессивной", "безвкусной", "наглой и лживой". А реклама пива особенно раздражает своей надоедливостью ("одно пиво в рекламе идет"; "за один раз по 5-6 раз реклама про пиво").

У других - более веские аргументы. Так, 29% опрошенных - принципиальные противники пропаганды алкогольных напитков среди населения в целом, а особенно среди целевой аудитории пивных рекламодателей - молодежи ("молодежь уже считает, что пить пиво - модно, круто"; "на подростков все это рассчитано, чтобы всех споить"; "приучают детей к алкоголю с пеленок"; "вредно влияет такая реклама на молодых людей"; "алкоголь рекламировать безнравственно").

16% наших сограждан являются противниками рекламы пива, потому что, по их мнению, неумеренное потребление этого напитка приносит вред здоровью: развивается пивной алкоголизм, особенно у подростков, люди теряют здоровье, деградируют ("больше стала пить молодежь, спиваются"; "развивает алкогольную зависимость"; "пивной алкоголизм развивается"; "генофонд нации нарушается"; "пиво наносит вред здоровью"; "деградация молодежи").

6% "жалеют" деньги рекламодателей, полагая, что пиво - товар, не нуждающийся в рекламе ("и без рекламы пьют"; "человек сам знает, какое пиво пить"; "хорошее пиво не требует рекламы").

1% россиян не против телерекламы пива вообще, а против неуёмности самой рекламы ("лучше показывать меньше и когда дети и молодежь спят"; "всего должно быть в меру").

Впрочем, есть люди, относящиеся к телерекламе пива нейтрально (22%) или положительно (5%).

Сторонники "пивной" телерекламы считают ее "интересной" - они любят пиво и получают из рекламы информацию о новых марках и сортах.

"Безразличные" объясняют свою позицию в основном тем, что они к рекламе вообще индифферентны, не видят в ней ни пользы, ни вреда, полагая, что телеролики лишены той силы воздействия на умы и поведение, которую им приписывают ("на меня не влияет реклама"; "кто пил, тот и будет пить, несмотря на рекламу"; "не эта реклама, так другая"; "хоть есть реклама, хоть нет - все равно люди пьют"). К тому же, уверены они, реклама пива имеет такое же право на жизнь, как и реклама других продуктов потребления: "реклама продвигает новые товары"; "пусть будет - прокладки же показывают".

Фонд "Общественное мнение". Всероссийский опрос городского и сельского населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик всех экономико-географических зон. Метод опроса - интервью по месту жительства. Статистическая погрешность не превышает 3,6%. 31 июля 2004 года. 1500 респондентов.