Документ опубликован на сайте www.fom.ru
http://bd.fom.ru/report/map/projects/finfo/finfo2004/of0433/of043301 Школа хорошая и школа плохая 26.08.2004 [отчет] [ Преснякова Л. ] Почти половина россиян (45%) уверены, что там, где они живут, хороших школ сегодня больше, чем плохих, противоположного мнения придерживается каждый пятый участник опроса (20%). Примечательно, что среди респондентов, чьи дети в этом году начнут или будут продолжать свое обучение в средней школе (в целом по выборке их доля составляет 26%), каждый второй (53%) убежден, что хороших школ вокруг больше, чем плохих. Между тем, 42% наших сограждан полагают, что по сравнению с советскими временами хороших школ стало меньше, и лишь 18% считают, что их стало больше. Еще 13% отмечают, что хороших школ осталось столько же, сколько было прежде. Мы попросили респондентов в свободной форме ответить на два вопроса: что такое хорошая школа и что такое плохая школа. Хорошую школу, по мнению россиян, отличает прежде всего высокий профессионализм учителей ("педагоги высокого уровня"; "квалифицированные преподаватели"; "внимательные преподаватели"; "где учителя любят детей, уважают их") - 41%. Вдвое реже признаком хорошей школы называют высокий уровень образования ("где дают хорошее образование"; "высокий уровень знаний"; "должна давать всестороннее образование, особенно изучать историю и законы"; "где хорошая подготовка в вуз") - 21%. Почти такая же доля опрошенных (19%) выделяет в качестве отличительной черты хорошей школы ее материально-техническую обеспеченность и благоустроенность ("хорошее оснащение школы"; "школа оборудована спортинвентарем, компьютерами"; "современные пособия и оборудование"; "благоустроенная школа"; "в классах, коридорах чисто, аккуратно"). По мнению 9% респондентов, хорошую школу отличают благоприятный психологический климат, хорошие отношения между учителями и учениками; по мнению 6% - порядок и дисциплина. Еще 5% опрошенных говорят в этой связи о бесплатном обучении, 4% - о наличии внеклассных мероприятий, секций и кружков. Кроме того, среди признаков хорошей школы упоминались: достаточно высокая зарплата учителей, единая школьная форма, отсутствие социального расслоения среди детей, хорошая охрана школы (по 1%). Еще для 1% опрошенных хорошая школа - это частная школа, и столько же респондентов считают идеалом школу советских времен ("советская школа была самая лучшая в мире"). Плохую школу, судя по полученным ответам, в первую очередь отличает низкий профессиональный уровень учителей (28%); кроме того, для нее характерны слабая материально-техническая база (10%), низкое качество образования (9%), отсутствие дисциплины и порядка, контроля за учениками (7%), плохая организация учебного процесса (5%), неблагоприятная психологическая обстановка (4%), отсутствие внеклассных мероприятий и секций (1%), низкая зарплата учителей (1%). Существенная отличительная черта плохой школы, по мнению 7% респондентов, - это поборы с родителей, явные и завуалированные взятки ("где за все платят родители из своего кармана"; "где много поборов"; "взятки, купленные оценки"). Для 3% опрошенных плохая школа - та, "где курят и колются наркотиками ученики". Еще 1% считает, что сегодня все школы - плохие. Фонд "Общественное мнение". Всероссийский опрос городского и сельского населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик всех экономико-географических зон. Метод опроса - интервью по месту жительства. Статистическая погрешность не превышает 3,6%. 18 августа 2004 года. 1500 респондентов. |