Документ опубликован на сайте www.fom.ru
http://bd.fom.ru/report/map/projects/finfo/of0427/of042706 Почему начинают заниматься малым бизнесом 15.07.2004 [отчет] [ Петрова А. ] По данным опроса, у 6% россиян есть собственный бизнес. Каждый третий респондент (31%) хотел бы заняться бизнесом (среди респондентов моложе 35 лет таких большинство - 55%). Однако по большей части народ в бизнесмены не стремится (57%). Понятно, что среди пожилых людей доля тех, кто не хотел бы иметь свой бизнес, - наибольшая (87%). Почему же, по каким причинам люди начинают заниматься малым бизнесом, что ими движет? Большинство опрошенных (75%) сходятся во мнении, что мотивацией к этому выступает желание человека "жить лучше", обрести независимость, самостоятельность, самореализоваться да и просто полноценно работать, "жить, а не спать". А пятая часть наших сограждан (20%) полагает, что основной движущей силой, заставляющей людей заниматься мелким предпринимательством, является неблагоприятная экономическая и социальная ситуация в стране - безработица, бедность, низкая зарплата. Рассмотрим подробнее первую группу ответов. Чаще всего главной причиной, по которой люди начинают заниматься малым бизнесом, респонденты называют деньги. В соответствии со своей установкой по отношению к малому бизнесу участники опроса используют для обозначения этой причины разные слова: 50% говорят о желании людей "выжить", "заработать", "обеспечить семью", а 7% - о "жажде наживы, обогащения", стремлении заняться "спекуляцией", "нажиться за счет бедных людей", "наворовать", "всех ободрать", "загрести побольше денег ценой малых затрат". 8% опрошенных полагают, что заниматься бизнесом начинают те, у кого есть соответствующий потенциал: первоначальный капитал, образование, "деловая жилка", энергичный характер ("если есть у человека потенциал, если есть мозги", "лежит душа к бизнесу", "есть материальная база"). 5% респондентов говорят о стремлении людей к независимости от государства, начальства, к материальной независимости вообще ("тяга к экономической свободе", "хотят работать на себя, а не на дядю", "сам свою копейку можешь планировать"). Еще 5% наших сограждан добавляют, что людьми движет желание "найти свое место в жизни", "осуществить свои стремления", реализовать возможности, "самоутвердиться в жизни". Фонд "Общественное мнение". Всероссийский опрос городского и сельского населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик всех экономико-географических зон. Метод опроса - интервью по месту жительства. Статистическая погрешность не превышает 3,6%. 10 июля 2004 года. 1500 респондентов. |