Документ опубликован на сайте www.fom.ru
http://bd.fom.ru/report/map/projects/finfo/of0607/of060725




Карикатуры на пророка Мухаммеда

16.02.2006 [отчет]




Результаты исследования полностью см.:http://bd.fom.ru/map/projects/dominant/dom0607/domt0607_4

В российском массовом сознании доминирует почтительное отношение к религиозным ценностям. Лишь 6% населения полагают, что богов, пророков, святых можно изображать в смешном, карикатурном виде. По мнению подавляющего большинства (85%), это недопустимо.

Сквозь призму этих установок общественным мнением России был воспринят скандал, разгоревшийся вокруг опубликованных в европейских газетах карикатур с изображением пророка Мухаммеда. Осведомлены об этих публикациях 71% россиян (47% "знают", 24% "что-то слышали"); практически столько же (69%) имеют представление о бурной реакции мусульманского мира, последовавшей за публикациями карикатур (47% "знают", 22% "что-то слышали"). Впервые услышала об этой истории в ходе опроса примерно четвертая часть респондентов.

Оценивая ситуацию, россияне настроены скорее осуждать публикацию карикатур, нежели протестные действия со стороны мусульман.

О своем осуждении карикатур с изображениями пророка заявили 63% опрошенных, причем чаще других – люди пожилые (71%), высокообразованные и жители больших городов (по 70%). Лишь 13% респондентов не видят в этих публикациях ничего предосудительного. Четвертая часть опрошенных не смогли сформулировать свою точку зрения по данному вопросу.

Большинство участников опроса, осудивших публикацию карикатур (примерно 40% от всех опрошенных), при ответе на открытый вопрос говорили о недопустимости кощунственного отношения к религиозным чувствам представителей любой веры. Те же, кто не нашел в этом ничего предосудительного, чаще затруднялись аргументировать свою позицию, чем приводили те или иные доводы. Лишь 1% респондентов защищали в этой ситуации свободу слова и печати, примерно столько же – апеллировали к историческим прецедентам и чувству юмора.

В отношении к массовым акциям протеста, развернувшимся в мусульманском мире в связи с публикацией карикатур, среди россиян нет единодушия. Каждый четвертый (26%) относится к этим акциям отрицательно, каждый пятый (19%) – положительно, каждый шестой-седьмой респондент (15%) – безразлично (еще 10% – затруднились с ответом, остальным же, не знавшим об этих событиях, данный вопрос не задавался). Негативное отношение к реакции мусульманского мира на карикатуры особенно характерно для людей с высшим образованием (40%), а также жителей мегаполисов (38%).

Те, кто заявил об отрицательном отношении к акциям протеста, аргументировали свою позицию прежде всего агрессивным, насильственным характером протестных действий (7%); некоторые квалифицировали их как проявления экстремизма и вандализма (4%) . Фактически тот же довод выдвигали те, кто говорил, что подобного рода конфликты должны решаться мирным путем (4%). По мнению 4% респондентов, скандал вокруг карикатур искусственно раздут и имеет политическую подоплеку. Некоторые люди полагают, что этот конфликт может привести к религиозной войне (2%).

Люди, воспринявшие акции протеста положительно, отстаивают право мусульман на защиту своих религиозных канонов (6%), с сочувствием относятся к оскорбленным чувствам верующих (5%). В той или иной формулировке эти доводы приводили практически все, кто оправдывает бурную реакцию мусульманского мира на карикатуры.

По мнению 38% опрошенных, развернувшиеся события будут иметь серьезные последствия для отношений между мусульманским и западным мирами (этой точки зрения придерживается каждый второй высокообразованный россиянин). Конкретизируя свои представления о возможных последствиях, эти респонденты чаще всего говорят о перспективе активизации терроризма и об угрозе войны (по 9% от всех опрошенных). 30% считают, что никакими серьезными последствиями данные события сопровождаться не будут, остальные не дали однозначного ответа.

* * *

Почти половина участников опроса, проведенного в июне 2003 года, полагала, что ислам играет отрицательную роль в современном мире (49%); сегодня распространенность такой точки зрения снизилась на 10 п.п. и составляет 39%. Каждый пятый респондент заявил сейчас, что, по его мнению, ислам играет в мире положительную роль; в июне 2003 аналогичный ответ был получен от 14% наших сограждан. На 6 п.п. снизилась и доля людей, воспринимающих ислам как религию, им чуждую (20% – сегодня, 26% – в опросе 2003 года). Возможно, такое ослабление предубежденности россиян в отношении ислама вызвано именно "карикатурной историей".

Ирина Шмерлина

Фонд "Общественное мнение". Всероссийский опрос городского и сельского населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик всех экономико-географических зон. Метод опроса - интервью по месту жительства. Статистическая погрешность не превышает 3,6%. 11-12 февраля 2006 года. 1500 респондентов.