Документ опубликован на сайте www.fom.ru
http://bd.fom.ru/report/map/projects/finfo/of2005/of0543/of054329




Обстановка в школе: свет и тени

27.10.2005 [отчет]




Результаты исследования полностью см.:http://bd.fom.ru/map/projects/dominant/dom0543/domt0543_5

У россиян масса претензий к отечественной системе среднего образования. Недавние опросы, в частности, показывают: наши сограждане склонны считать, что сегодня и качество образования хуже, чем в советские времена, и хороших школ, и хороших учителей стало меньше, чем тогда (такие суждения высказываются в два-три раза чаще, чем противоположные). Однако когда речь заходит не о системе образования, а о совершенно конкретных средних школах, известных респондентам не понаслышке, тональность разговора разительно меняется.

В ходе последнего опроса школьная тема обсуждалась только с теми респондентами, у которых есть дети, внуки или иные близкие родственники, учащиеся в школе. Таковых среди участников опроса оказалось 47%, и все вопросы, заданные им, касались исключительно тех школ, где учатся их отпрыски. Выяснилось, что 32% опрошенных (или 68% от числа состоящих в близком родстве со школьниками) в целом довольны этими школами, и только 7% – не довольны (еще 8% – затруднились дать определенный ответ).

Отвечая на открытый вопрос о том, что им нравится в школах, где учатся их дети и внуки, респонденты чаще всего отмечали профессионализм педагогов: "педагоги хорошие"; "квалифицированный преподавательский состав" (11% от всех опрошенных). Заметно реже говорилось о благоустроенности школ (2%), их технической оснащенности (1%), а также о высоком качестве образования (3%).

Не нравится же опрошенным более всего то обстоятельство, что образование сегодня требует расходов. Респонденты сетуют как на "общие взносы" ("сборы в фонд школы"; "обдираловка – берут деньги на нужды класса"), так и на отдельные статьи расходов – "кружки платные в школе"; "собирают деньги на ремонт с нас" (в целом 8% участников опроса). Еще 6% опрошенных выразили недовольство слабой материально-технической базой школ, 4% – низким качеством образования.

Большинство родственников школьников (64%, или 30% от всех участников опроса) определенно заявляют, что их полностью устраивает атмосфера школы, где учится их отпрыск, что в этой атмосфере нет ничего такого, что вызывало бы у них тревогу, обеспокоенность. Тех, кто обнаруживает те или иные тревожные симптомы, почти втрое меньше (11% участников опроса). Беспокоящие их обстоятельства школьной жизни можно условно разделить на две группы: "учительский фактор" (5% опрошенных говорят о равнодушии учителей, низком качестве преподавания, необходимости денежных трат, о нехватке учителей) и "детский фактор" (примерно столько же ответов, в которых упоминаются жестокость детей, воровство в школах, курение и употребление наркотиков, повышенное внимание школьников к символам материального достатка – к модной одежде, сотовым телефонам и т.д.). Отметим, что некоторые (1% опрошенных) говорили об уязвимости, незащищенности школ от угроз извне; ясно, что беспокойство по этому поводу – следствие прошлогодней трагедии в Беслане.

Петр Бавин

Фонд "Общественное мнение". Всероссийский опрос городского и сельского населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик всех экономико-географических зон. Метод опроса - интервью по месту жительства. Статистическая погрешность не превышает 3,6%. 22 октября 2005 года. 1500 респондентов.