fom.ru · Поиск ·      








07.04.1999, Климов И.А.

ОБ ИТОГАХ И ПЕРСПЕКТИВАХ АКЦИЙ ПРОТЕСТА УЧИТЕЛЕЙ



Эксперты в свободной форме отвечали на следующие вопросы:
  1. Если вспомнить предшествующие акции протеста учителей в вашем регионе, то какую линию поведения выбирали учителя для защиты своих интересов и какова была реакция на их действия местных и региональных властей?

  2. Состоялась ли в вашем регионе забастовка учителей 27-29 января, и если да, то в какой форме она проходила и кому были адресованы претензии?

  3. Как Вы считаете, вероятно ли повторение подобных акций протеста в вашем регионе, и если да, то на чью поддержку могут рассчитывать в своих действиях учителя?

ПРИНЦИПЫ АНАЛИЗА

В качестве исходного элемента наблюдения было взято высказывание - ответ одного эксперта на один вопрос. За единицу анализа принято суждение - часть высказывания, логически завершенная и самостоятельная по мысли.

Частотный анализ каждого из вопросов проводился путем выделения из всего спектра высказываний суждений, сходных по смыслу, и последующего их сопоставления.

Результаты приведены в процентах от общего числа суждений.

Для одиночных суждений проценты не приводятся.


РЕЗУЛЬТАТЫ

1. Особенности предыдущих акций протеста
1.1. Линия поведения учителей

Было выделено 172 суждения, в которых названные экспертами формы протеста можно было объединить в три группы:
  • крайние (забастовки, голодовки, перекрывание дорог) - 45%;

  • умеренные (пикетирование административных зданий, митинги, судебные иски, встречи с администрацией) - 45%;

  • мягкие (выражение солидарности с бастующими: письма, собрания, кратковременное прерывание уроков) - 10%.
Почти в половине случаев (45%) первая волна протестов учителей, осознавших всю безысходность своего положения и имевших перед глазами пример шахтерских выступлений, носила достаточно агрессивный характер, выразившийся в крайних формах протеста:
  • забастовки, прежде всего непроведение занятий в школах - 28%;

  • голодовки - 12%;

  • перекрывание дорог - 5%.
Все три крайние формы протеста проводились в Вологде, Ульяновске, сельских районах Ставрополья. «Забастовки у нас проходили довольно часто. Были пикеты и т.д. После учителя решились на долгосрочную голодовку. Проблема в тот момент так и не была решена. Лишь смерть человека заставила всех взглянуть на эту проблему» (Ульяновск).

В ходе забастовок учителей выдвигались в основном экономические требования - выплата зарплаты ("Требования сводились к просьбе выплатить зарплату..."). Лишь на Ставрополье одним из требований учителей было "прекратить расслоение детей, то есть ситуацию, когда гимназии берут лучше подготовленных ребят, а школам достаются менее подготовленные".

Среди умеренных форм протеста были использованы следующие:
  • пикеты у зданий городской и региональной администрации - 26% суждений;

  • обращения к руководителям регионов и открытые письма в прессе - 9%;

  • митинги, демонстрации, шествия - 7%;

  • переговоры с властями, встречи с руководителями, круглые столы - 3%.
Чем острее в регионе (в небольших городах и на селе) сказывались проблемы с выплатами, тем чаще протест принимал крайние формы. А там, где зарплату учителям выплачивают достаточно регулярно (особенно в крупных городах, прежде всего в областных центрах), забастовок и митингов не было, проводились лишь акции солидарности с бастующими, собрания трудовых коллективов, обращения к властям через профсоюзы и организации управления образованием. В этих случаях на местную власть оказывалось комплексное давление, в том числе и через обращение в суд ("Прерывались занятия на час, писали письма губернатору и т.д. Как только прерывались занятия, сразу выплачивались деньги").

1.2. Специфика реакции властей в регионах

О реакции властей на протестные акции говорилось в 85 суждениях. Экспертами были отмечены следующие ее формы:
  • конструктивная (удовлетворение требований, попытка предотвратить дальнейшие выступления) - 46%;

  • пассивная - 44%;

  • агрессивно-отрицательная - 10%.
Реакция региональных властей на протестное движение учителей нередко оказывалась в прямой зависимости от запущенности дел в регионе и, соответственно, остроты выступлений.

Конструктивная реакция властей (46% суждений) выражалась по-разному:
  • превентивно изыскивались средства ("Местная Дума поддержала бастующих, искала деньги на зарплату") - 22%;

  • предотвращалось обострение конфликта ("Власти в последний момент среагировали оперативно - перебросили деньги из других областей") - 14%;

  • велись результативные переговоры с бастующими, работала согласительная комиссия - 10%.
Пассивная реакция властей встречалась почти так же часто, как и конструктивная, и имела две разновидности - сочувствие и игнорирование.

Основные особенности пассивно-сочувственной тактики властей (31% суждений) следующие:
  • различные виды уговоров и затягивания ситуации (в том числе создание "дутых" графиков погашения задолженности, выезд на места, беседы с участниками забастовок, попытки разобраться в ситуации, выражение сочувствия учителям) - 13% суждений;

  • обещания, которые после прекращения забастовки не выполнялись - 11%;

  • ссылки на Москву, «перевод стрелок» на федеральные власти - 7%.
Тактика игнорирования выступлений педагогов (13% суждений), практиковавшаяся в ряде регионов, была обусловлена прежде всего невозможностью одновременного латания всех дыр ("Как только начинаешь выплачивать одним, начинают бастовать другие"; "Когда учителя обратились к губернатору первый раз с петицией выплатить зарплату, он на этом требовании написал: "Прошу прекратить шантаж и мне это больше не показывать". Подобное поведение было взято за образец всеми властными структурами региона").

Ответная агрессивная реакция властей на акции протеста учителей обозначена примерно в 10% суждений. Здесь - и попытки оказать давление на бастующих, и использование тактики сталкивания бастующих и небастующих учителей. Так, в ряде регионов власти или выплачивали зарплату лишь тем, кто не принял участия в забастовках ("губернатор ... высказался, что деньги надо выплачивать тем, кто не бастует"),или, как минимум, не оплачивали дни забастовок. Среди этой группы суждений были и такие (4%), где эксперты отмечают факты опосредованных угроз увольнения в адрес участников акций протеста со стороны администрации региона ("через прессу шли намеки на то, что учителя нехорошие").

В Вологде администрация болезненно отреагировала на позиции профсоюзов: "При том, что задержки по зарплате у нас не очень большие, область входит в 10 самых активных областей по акциям учителей. Власть по этому поводу ругается, что мы неплохо смотримся на общем фоне России, а профсоюзы обостряют ситуацию".

В целом можно считать, что акции учителей не только способствовали временному разрешению ситуации с задержками зарплат, но и в какой-то мере заставили местные власти обратить внимание на данную категорию работников.

2. Забастовка 27-29 января
2.1. Наличие или отсутствие факта забастовки

Для анализа было отобрано 102 суждения. Вот как распределились суждения экспертов об акциях протеста учителей, проходивших 27-29 января в большинстве российских регионов:
  • забастовка проводилась - 43%;

  • она носила локальный характер (проходила лишь в сельских регионах, выступления были немногочисленными) - 24%;

  • акции протеста учителей не было - 23%;

  • акция протеста носила другую, незабастовочную форму - 9%;

  • забастовка в регионе носит перманентный характер - 1%.
Таким образом, более чем в 77% экспертных суждений отмечается факт проведения в той или иной форме акции протеста учителей, причем лишь в 33% суждений указывается на использование учителями «предупредительных мер» или на локальный характер забастовки.

2.2. Формы проведения акции

Были выделены 83 суждения, которые позволяют говорить о применении следующих форм протеста:
  • забастовки - 45%;

  • митинги, пикеты, демонстрации - 30%;

  • выражения солидарности с коллегами - 25%.
Январские акции проходили менее активно, чем предыдущие выступления, и имели менее резкий характер ("Забастовка была, но в более тихой форме"). Учителя воздержались от блокады дорог, а упоминание о голодовке как форме протеста содержалось лишь в трёх суждениях. Наиболее характерной формой протестных акций были забастовки с прекращением занятий (40% суждений). Митинги как формы проведения акции упоминаются в 10% суждений, а пикеты у административных зданий - в 17%.

Акции солидарности с бастующими имели широкий спектр проявлений: собрания трудовых коллективов и письма солидарности (по 7% суждений соответственно); приостановка на час учебного процесса (5%); письма в адрес администрации региона (5%). В целом среди требований, выдвигаемых бастующими, преобладали экономические: незамедлительная выплата зарплаты, повышение зарплаты. Лишь в двух случаях эксперты указывают на требование смены городской администрации ("От экономических требований люди перешли на политические: «не оправдали доверие - уходите").

2.3. Кому адресовались претензии бастующих

Адресаты акций протеста учителей были названы в 78 экспертных суждениях. Претензии адресовались:
  • местной власти - 42%;

  • федеральным властям - 17%;

  • губернатору - 10%;

  • различным общественным и государственным институтам - 10%;

  • Президенту и Правительству - по 9%.
Таким образом, учителя возлагают ответственность за невыплаты зарплат в основном на местные власти, а к федеральной власти обращаются как к арбитру или как к виновнику общего бедственного положения в стране. Возможно, в этом проявился урок предыдущих выступлений, в частности шахтерских, когда претензии предъявлялись федеральному центру, а кризисная ситуация долго не находила решения.

3. Перспективы
3.1. Вероятность повторения акций

Для анализа было отобрано 85 суждений. Мнения экспертов по поводу повторения протестных акций учителей разделились следующим образом:
  • повторение возможно - 87%;

  • маловероятно - 8%;

  • весьма вероятно и будет носить более агрессивный характер - 5%.
Эксперты ставят проведение акций протеста в прямую зависимость от своевременности выплат и прочности позиций местной власти: "У нас регион довольно спокойный. У нас очень сильный мэр, который блестяще владеет техникой сглаживания конфликтов и не самый бедный город. Поэтому нас это миновало и, дай Бог, минует" (Волгоград). Толчком к очередной волне забастовок может служить новый виток инфляции, ухудшение экономической ситуации в регионе ("если понизится уровень жизни, то произойдут более громкие события, чем акции учителей") или невыполнение властями взятых на себя обязательств. Более того, "люди поняли, что власть можно напугать", поэтому отныне забастовки станут наиболее популярным способом достижения своих требований.

Одиночные суждения:
  • возможна бессрочная забастовка в апреле перед выпускными экзаменами ("весной ... повторение вполне вероятно, т.к. власть для разрешения ситуации ничего не делает");

  • забастовка маловероятна, так как "профсоюзы действуют разрозненно, а в коллективах мало неформальных лидеров";

  • "едва ли учителя станут инициаторами очередной забастовки, они могут лишь присоединиться к другим бастующим или к политической забастовке".
3.2. Возможные союзники

В ходе анализа ответов на вопрос о возможных союзниках учителей в будущих протестных акциях было отобрано 116 суждений. Из них следует, что учителя могут рассчитывать на поддержку:
  • различных партий и общественных движений - 14%;

  • бюджетников - 13%;

  • лишь на свои силы (помощи ждать не от кого)- 13%;

  • профсоюзов - 10%;

  • медиков - 8%;

  • оборонщиков - 7%;

  • КПРФ - 7%;

  • населения в целом - 4%;

  • представителей местной власти - 4%;

  • СМИ (прежде всего местных) - 4%;

  • родителей учеников - 3%;

  • шахтеров - 2%;

  • пенсионеров - 2%;

  • ЛДПР - 2%.

  • одиночные суждения: на работников промышленности, депутатов Госдумы, оппозиционные партии, комитет по образованию, казаков, работников культуры и др.).
Решающую роль в определении социальных и политических агентов, на чью поддержку могут рассчитывать учителя в случае продолжения выступлений, играют два фактора: грядущие выборы и нерешенность проблемы финансирования бюджетной сферы. Имея их в виду, эксперты говорят о вероятности оказания поддержки учителям со стороны различных партий и общественных движений: "За эти акции будут цепляться все политические партии, и каждый будет тянуть в свою сторону - это очень выгодная тема перед выборами"; "поддержку могут оказать все оппозиционные Правительству и Президенту партии и движения; могут к этому присоединиться и представители местной власти".

Учителя могут рассчитывать также на поддержку различных слоев населения, особенно работников бюджетной сферы, которые испытывают те же трудности, что и учителя ("Безусловно, повторение будет. Ситуация ухудшается, и ближе к лету такие акции будут более серьезными и массовыми: могут выступить и врачи, и работники оборонных предприятий, может быть общая забастовка"; "Поддержать могут промышленники, оборонка, у которых тоже плачевное состояние"; "Профсоюз учителей поддержит"; "Родители поддерживают учителей и деньгами и морально").

РЕЗЮМЕ

  1. В результате первой волны забастовок учителям частично удалось добиться своих требований. Более того, они осознали действенность акций протеста как формы давления на местную власть.

  2. Несмотря на то, что акции 27-29 января носили менее жесткий и менее массовый характер, все же они проводились в большинстве школ регионов, и претензии в основном направлялись в адрес местных властей.

  3. Нельзя говорить о том, что январские выступления полностью решили проблему финансирования школ. В большинстве регионов обстановка довольно напряженная, и малейшего ухудшения экономической ситуации или очередной задержки зарплаты достаточно, чтобы нарушить хрупкое равновесие и спровоцировать новую волну митингов и забастовок.
Стандартизованные телефонные интервью, проведенные с 15 по 25 февраля 1999 г. в 9 регионах Европейской части РФ. В опросе приняли участие 90 экспертов - руководители и ведущие аналитики региональных СМИ.


База данных ФОМ > Акции протеста > Формы и методы протеста > ОБ ИТОГАХ И ПЕРСПЕКТИВАХ АКЦИЙ ПРОТЕСТА УЧИТЕЛЕЙ