fom.ru · Поиск ·      








13.04.2006, Обзор

Крупный бизнес в России

Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 8-9 апреля 2006 г.. 1500 респондентов. Дополнительный опрос населения Москвы - 600 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.

Каждый второй россиянин (49%) считает, что сейчас в нашей стране созданы благоприятные условия для развития крупного бизнеса; не согласны с этим 19% опрошенных. Для 32% вопрос оказался сложным, и они затруднились оценить нынешние условия для развития крупного бизнеса в России. Следует отметить, что с 2000 года, когда этот вопрос был задан впервые (впоследствии он задавался неоднократно), доля респондентов, считающих, что условия для развития крупного бизнеса в России благоприятны, постепенно повышалась и в целом увеличилась на 18 процентных пунктов, а доля оценивающих эти условия как неблагоприятные уменьшилась на 13 п.п.

В то же время стабильной и довольно высокой остается доля россиян, полагающих, что благоприятные условия для развития крупного бизнеса создавать надо: сегодня, как в июле 2003 и в июле 2004 года, это мнение разделяют 53% от всех опрошенных.

По мнению 30% респондентов, в последние год-два условия для развития крупного бизнеса в России улучшились, 27% не видят никаких изменений, а 6% убеждены, что эти условия ухудшились.

Экономическая роль крупного бизнеса чаще оценивается позитивно, чем негативно: 35% опрошенных считают, что он положительно влияет на экономику страны, а 28% – что отрицательно. Примерно такое же соотношение оценок наблюдалось и два года назад, в июле 2004 года (35% к 26%), в то время как в июле 2003 года роль крупного бизнеса существенно чаще оценивалась негативно, чем позитивно (соотношение 25% к 45%).

Однако политическая роль крупного бизнеса в России чаще оценивается негативно: его влияние на политику страны считают отрицательным 34% опрошенных, положительным – 21%. Влияние крупного бизнеса на жизнь рядовых граждан сегодня также чаще оценивается отрицательно, чем положительно: 33% против 22%. Отметим, впрочем, что по сравнению с 2003 годом, когда соотношение оценок составляло 46% к 14%, ситуация выглядит более благоприятной.

По мнению большинства россиян (53%), власть способствует развитию крупного бизнеса, помогает ему. В три с половиной раза реже высказывается мнение, что власть препятствует развитию крупного бизнеса (15%). Можно сказать, что за последние два года (с июля 2004 года) позиция властей стала представляться россиянам более понятной: на 10 п.п. снизилась доля затруднившихся ответить на этот вопрос, а доля считающих, что власть оказывает крупному бизнесу поддержку, увеличилась на 9 п.п. Доля полагающих, что власть чинит препятствия крупному бизнесу, осталась неизменной.

Практически не меняется отношение к людям, которые занимаются крупным бизнесом: половина россиян заявляют, что относятся к ним положительно (49%, в 2004 году – 47%), треть – отрицательно (по 30%). Особенно распространено положительное отношение к представителям крупного бизнеса среди молодых участников опроса (63% среди респондентов моложе 35 лет), среди людей с высшим образованием и жителей мегаполисов (по 61%).

Три четверти опрошенных (72%) убеждены, что "сегодня большинство представителей крупного российского бизнеса не платят полностью все налоги, положенные по закону" (уверены, что платят, 14%). По мнению трети респондентов (35%), за последние год-два количество тех, кто полностью платит все налоги, не изменилось, 15% полагают, что их стало больше, а 11% считают, что доля их уменьшилась.

Те, кто уверен в увеличении количества представителей крупного российского бизнеса, исправно выплачивающих все налоги, полагают, что этому поспособствовало ужесточение законов, улучшение контроля со стороны налоговых служб, позитивные изменения в системе налогообложения, которая стала проще, усовершенствовалась; бизнес стал устойчивее, солиднее, а бизнесмены ответственнее. Некоторые отмечают, что бизнесмены опасаются крутых санкций государства, имея перед глазами пример М. Ходорковского ("не хотят укрываться, не хотят в тюрьме, как Ходорковский, сидеть").

Респонденты, полагающие, что за последние год-два среди представителей крупного российского бизнеса стало меньше тех, кто полностью платит все налоги, в основном исходят из того, что все бизнесмены – жадные, алчные, с доходами расставаться не хотят; власти их слабо контролируют, а бизнесмены этим пользуются, выискивая разные способы ухода от налогов. Некоторые, правда, оправдывают бизнесменов – они считают, что всему виной несовершенная налоговая система: "если полностью платить все налоги, то ничего не останется".

Анна Петрова




База данных ФОМ > Экономика и бизнес > Частное предпринимательство > Личности бизнесменов > Крупный бизнес в России