fom.ru · Поиск ·      








30.06.2005

Челночная торговля

В кризисные 90-е годы в России появился социально-экономический феномен "челночной торговли": люди стали ездить в другие города и страны за товаром (чаще это была одежда) и сами продавать его на вещевых рынках. Этот феномен к настоящему времени описан, в основном, журналистами и публицистами. Исследование Фонда "Общественное мнение" отчасти позволяет понять, как он видится рядовым россиянам.

Сказали, что они сами в тот или иной промежуток времени занимались челночной торговлей, 4% участников опроса. У 8% респондентов этим занимались их родственники, у 9% – знакомые. Похоже, что в наибольшей степени челночная торговля была распространена в Центральном и Дальневосточном федеральных округах: здесь люди чаще говорят, что их родственники или знакомые занимались челночной торговлей. Сейчас этот вид мелкого предпринимательства трансформировался: большинство торгующих на вещевых рынках уже не ездят сами за товаром в другие страны и города, а покупают их (или берут на реализацию) на оптовых складах, т. е. работают как продавцы. Но люди, похоже, судят о количестве "челноков" по числу торговых мест на рынках – 48% опрошенных сказали, что по сравнению с 90-ми годами число "челноков" увеличилось. Утверждают, что их численность не изменилась, 15% респондентов, и 17% – полагают, что их стало меньше.

Группа респондентов, которые лично занимались челночной торговлей, недостаточно велика, чтобы составить достоверный социально-демографический портрет "челноков". Но полученные данные позволяют предположить, что это люди со средними социальными ресурсами: не самые "слабые", но и не самые "сильные" (со средним уровнем образования, средними доходами, представители младшей и средней возрастных групп). Иными словами, "челнок" – это, скорее всего, "средний россиянин".

Респондентов, которые сами занимались челночной торговлей, а также тех, чьи друзья и родственники когда-либо были "челноками" (это около 20% от общего числа опрошенных), спросили, удалось ли кому-нибудь из них стать состоятельным человеком благодаря такому "бизнесу". 8% от общего числа респондентов ответили на этот вопрос утвердительно, 11% – сказали, что никому из лично им известных "челноков" разбогатеть не удалось.

Тем не менее, 53% россиян полагают, что в 90-е годы "челноки" жили богаче, чем большинство россиян. Полагают, что "челноки" жили так же, как большинство, 20% опрошенных. И только 5% участников опроса полагают, что "челноки" в 90-е годы были беднее большинства россиян. В отношении сегодняшнего дня оценки изменились мало: 51% думают, что сейчас "челноки" живут богаче большинства; 26% – что и сейчас они живут так же, как все, и 4% – что "челноки" беднее.

Журналисты, которые брались за описание повседневности челночной торговли, часто утверждали, что основной мотив ухода в "челноки" – крайняя нужда и отсутствие альтернативных способов заработка. Данные массового опроса не слишком расходятся с такой оценкой. Большинство опрошенных россиян (64%) полагают, что "челноки" занимаются своим ремеслом вынужденно, без интереса. Противоположной точки зрения – что они делают это охотно, с интересом – россияне придерживаются в три раза реже (21%). С этими данными перекликается и распределение ответов на вопрос: "Одни люди при определенных условиях стали бы заниматься челночной торговлей. Другие не стали бы этим заниматься ни при каких условиях. К каким людям Вы бы отнесли себя – к первым или ко вторым?". К первым, т. е. к тем, кто при каких-то условиях стал бы заниматься челночной торговлей, отнесли себя 20% россиян. Ко вторым – тем, кто ни при каких условиях не обратились бы к этому занятию, отнесли себя 68% россиян. Примечательно, что к первым чаще, чем в среднем, относят себя люди младшей возрастной группы (18 – 35 лет – 32%); люди с высшим образованием (27%), жители Южного федерального округа (28%).

Большинство опрошенных (58%) относятся к "челнокам" положительно. О своем отрицательном отношении к ним заявили 19% россиян, чаще других это сторонники КПРФ и ЛДПР (32% и 25% соответственно), люди старше 55 лет (29%), лица с образованием ниже среднего (31%). Ответы на открытый вопрос о качествах, которые свойственны "челнокам", демонстрируют основания для такого отношения. 3% опрошенных считают "челноков" ворами, жуликами, спекулянтами. Столько же респондентов характеризуют их как лживых, нечестных, беспринципных. Жадными, алчными их назвали 7% опрошенных; грубыми, нахальными – 10%. Но все это – меньшая часть ответов. Большинство опрошенных дают "челнокам" вполне позитивные характеристики. Около четверти респондентов считают их, прежде всего, сильными, целеустремленными, волевыми людьми. Пятая часть опрошенных приписывают им такие качества, как работоспособность, предприимчивость, самостоятельность и др. Коммуникабельными, общительными, гибкими называют "челноков" 6% россиян; расчетливыми и ловкими – 4%. Встречаются также ответы, в которых "челноки" характеризуются как умные, грамотные люди.

Хорошее отношение большинства россиян к "челнокам" вовсе не означает, что они столь же позитивно оценивают челночную торговлю как явление. Полагают, что челночная торговля – это "хорошо для страны", 37% опрошенных. Примерно столько же респондентов (38%) придерживаются противоположной точки зрения – что это "плохо для страны". Многие (25%) затруднились с оценкой. Те, кто видит пользу в челночной торговле, говорят чаще всего о том, что благодаря ей была решена проблема товарного дефицита (41%); что в казну пошли доходы от ввозных пошлин, налоги, что появилась конкуренция (5%); что люди смогли выжить в кризисное время (6%). В числе отрицательных последствий упоминается чаще всего спад производства, непосильная для отечественной легкой промышленности конкуренция с импортными товарами, утечка капиталов за рубеж (18%). Многие говорят о бесконтрольном ввозе дорогих товаров низкого качества (17%), уходе от налогов (3%). Упоминается также о том, что под прикрытием челночной торговли стало легче перевозить наркотики; об антисанитарии на рынках, о большом притоке иммигрантов, о росте преступности, об уходе в торговлю квалифицированных кадров.

Светлана Климова

Фонд "Общественное мнение". Всероссийский опрос городского и сельского населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик всех экономико-географических зон. Метод опроса - интервью по месту жительства. Статистическая погрешность не превышает 3,6%. 4 июня 2005 года. 1500 респондентов.




База данных ФОМ > Экономика и бизнес > Частное предпринимательство >  Челночная торговля