fom.ru · Поиск ·      








21.06.1998, Кертман Г.Л.

МЕЛКИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ: НЕ СОВСЕМ "СВОИ", НО УЖЕ НЕ "ЧУЖИЕ"



Как показывают результаты опроса, практически каждый второй российский гражданин лично знаком с представителями малого бизнеса. Следовательно, половина опрошенных имеет собственные, почерпнутые из личных контактов, представления о проблемах людей, занимающихся мелким предпринимательством.

Вопрос: «Сейчас многие люди не работают по найму, а являются мелкими и средними предпринимателями, т.е. ездят "челноками", занимаются репетиторством, оказанием медицинских и других услуг, имеют небольшую мастерскую, кафе, магазин и т.п. Есть ли такие люди среди Ваших родственников, друзей, знакомых или нет?»

 ВсеВозрастОбразованиеДоход на чл. семьи (в рублях)
18-35 лет36-50 летстарше 50 летнеполное среднеесреднеесреднее спец.высшеедо 250 250-400 более 400
да4764512724495562453953
нет5236487073504438546044


Приведенные данные косвенно характеризуют сам слой мелких предпринимателей, поскольку очевидно, что в круге общения респондента, как правило, преобладают люди, близкие ему по возрасту, образовательному уровню, материальному положению. Следовательно, в малом бизнесе сверхпредставлены сравнительно молодые и высокообразованные россияне. Не случайно и то, что с мелкими предпринимателями чаще всего знакомы сравнительно обеспеченные респонденты, но реже всего – не самые бедные, а обладающие средним достатком. Это подтверждает заключения специалистов о широком распространении в сегодняшней России так называемого "бизнеса нищеты" - мельчайшего предпринимательства, позволяющего тем, кто занят в этом (практически полностью "теневом") секторе экономики, едва сводить концы с концами.

Тем не менее, 63% респондентов убеждены в том, что по сравнению с большинством россиян "мелкие и средние предприниматели живут в целом богаче", 23% считают - что так же, и лишь 2% – что беднее. При этом, очевидно, не берется в расчет "бизнес нищеты" (например, торговля цветами или сигаретами "с рук"), и "типичным представителем" малого бизнеса видится скорее владелец небольшого торгового предприятия либо фирмы, действующей на рынке услуг. Причем в данном случае распределение оценок почти не зависит от возраста, образования или дохода опрошенных: к примеру, мнения наиболее и наименее состоятельных респондентов оказываются совершенно идентичными.

Но если сегодняшний уровень благосостояния мелких и средних предпринимателей воспринимается большинством респондентов как относительно высокий, то их перспективы оцениваются весьма пессимистически.

Вопрос: «Как Вы считаете, большинство российских мелких и средних предпринимателей ждет в конечном счете успех или неудача?»

 ВсеВозрастОбразованиеДоход на чл. семьи (в рублях)
18-35 лет36-50 летстарше 50 летнеполное среднеесреднеесреднее спец.высшеедо 250 250-400 более 400
успех2637271616282833232431
неудача4539464946454444474543
затр. ответить2924283538272824303126


Конечно, респонденты могли трактовать данный вопрос по-разному: ведь успехом можно считать как сохранение сегодняшнего материального и социального статуса, так и его резкое повышение, связанное с переходом из малого бизнеса в "большой". И все же представляется, что большинство опрошенных невысоко оценивает именно шансы мелких и средних предпринимателей на сохранение завоеванных позиций.

При этом сравнительно оптимистичны молодые и высокообразованные респонденты, которые, во-первых, как мы видели, теснее контактируют с предпринимательской средой, а во-вторых, – в целом в наибольшей мере склонны поддерживать либеральные преобразования. Предсказать, что в конечном итоге малый и средний бизнес не сможет встать на ноги, равнозначно тому, чтобы признать несостоятельной всю стратегию экономических преобразований. Может быть, это "идеологическое" обстоятельство оказывает влияние как на позицию "прореформистских" социально-демографических групп, так и на суждения их антагонистов. Не случайно, что наибольший пессимизм в отношении перспектив малого и среднего бизнеса демонстрируют сторонники Г.Зюганова (среди них 17% опрошенных предсказывают "успех" и 55% – "неудачу"), а наибольший оптимизм – приверженцы Б.Немцова (соответственно, 46% и 21%).

Как явствует из приведенных ниже данных, идейно-политические пристрастия респондентов ощутимо сказываются и на их представлениях о том, "чистые" или "грязные" деньги зарабатывают мелкие и средние предприниматели.

Вопрос: «Как Вам кажется, эти люди получают свои деньги в основном честным или нечестным путем?»

 ВсеСреди электоратов
ЖириновскогоЗюганова ЛебедяЛужковаНемцоваЧерномырдинаЯвлинского
честным4436344651566751
нечестным3953504234342531
затр. ответить171115131515813


При этом представления респондентов, занимающих различные политические позиции, о препятствиях на пути развития малого и среднего бизнеса различаются незначительно. Так, фактором, в наибольшей мере мешающим предпринимателям добиваться успеха, однозначно признаются слишком высокие налоги (58%); далее по частоте упоминаний следуют "криминальная среда, рэкет" (39%), "несовершенство законов" (28%), "произвол чиновников" (22%) и т.д. Иначе говоря, ответственность вполне определенно возлагается на государство, тогда как самих предпринимателей обвиняют очень немногие как среди тех, кто считает, что они зарабатывают деньги честно, так и среди тех, кто с этим не согласен: только 9% опрошенных говорят об отсутствии "нужной квалификации, профессионализма" и 6% – о "неумении много и напряженно работать".

Обвиняя государство в проблемах, стоящих перед мелким бизнесом, значительная часть респондентов сочувствует предпринимателям до такой степени, что одобряет уклонение последних от налогов.

Вопрос: «В последнее время много говорится о том, что мелкие и средние предприниматели стараются уходить от уплаты налогов. У Вас это уклонение от налогов вызывает...?»

 ВсеСреди электоратов
ЖириновскогоЗюгановаЛебедяЛужковаНемцоваЧерномырдинаЯвлинского
... возмущение4951575347475040
... одобрение2529242525362828
мне это безразлично15149131581921
затр. ответить1161191310311


Менее половины опрошенных выражают недовольство такой практикой, причем даже среди сторонников Г.Зюганова, в наименьшей мере, как было показано выше, склонных признавать доходы мелких предпринимателей "честными", осуждение высказывают лишь 57% респондентов. Несколько курьезным выглядит то, что сторонники Б.Немцова – единственного члена правительства среди потенциальных кандидатов на президентский пост – демонстрируют наибольшую солидарность с неплательщиками налогов.

ВЫВОД


Таким образом, мелкий предприниматель, вызывавший на рубеже 80-90-х годов у "простого советского человека" сильные и противоречивые эмоции – от неподдельного восхищения до классовой ненависти, – сейчас воспринимается большинством российских граждан как заслуживающая сочувствия жертва экономической политики государства. Многие считают его доходы "нечестными", но видят "смягчающее обстоятельство" в том, что экономические и правовые условия для развития малого бизнеса в стране крайне неблагоприятны. В оценках же перспектив мелкого предпринимательства преобладает умеренный пессимизм.



База данных ФОМ > Экономика и бизнес > Частное предпринимательство > Малый и средний бизнес > МЕЛКИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ: НЕ СОВСЕМ "СВОИ", НО УЖЕ НЕ "ЧУЖИЕ"