|
Предварительные замечания
На этапе 4 серии социологических исследований "Имидж РАО Газпром" был проведен общенациональный репрезентативный опрос взрослого населения Российской Федерации с целью получения общей картины нынешнего отношения россиян к РАО Газпром.
Сроки проведения опроса: с 6 по 7 декабря 1997 года.
Опрос проводился накануне начала массированной телевизионной имидж-рекламы РАО Газпром и, следовательно, зафиксировал "начальную точку отсчета" для последующей оценки предпринимаемых усилий по формированию имиджа РАО Газпром.
Метод отбора респондентов: вероятностная трехступенчатая выборка с маршрутным отбором на последней ступени.
Объем выборки: В опросе приняли участие 1500 жителей 56 населенных пунктов, расположенных на территориях 37 административных районов, 29 областей, краев и республик всех экономико-географических зон РФ.
Метод опроса: интервью по месту жительства.
Число интервьюеров: 143 человека.
Общая характеристика отношения россиян к РАО Газпром
Включенность россиян в информацию о Газпроме
Судя по результатам всероссийского опроса, информация о Газпроме, распространяемая по каналам СМИ, достигает далеко не всех россиян. Вне зоны ее действия оказываются 39% взрослых жителей России, а еще 9% не могут точно ответить, встречалась им такая информация или нет. Остальные 52% респондентов разделились почти поровну: 28% за последний месяц часто встречали информацию о Газпроме по телевидению, в прессе, по радио и 24% – редко:
Диаграмма 1
Различные социальные группы с разной интенсивностью охвачены информационными сообщениями СМИ о Газпроме.
Так, нынешней зимой информационные сообщения реже всего достигали жителей провинциальных центров с населением менее 1 млн человек (46% из них не встречались с такой информацией), а также сельских жителей (47%):
Таблица 1
(в % от числа опрошенных в каждой группе)
|
Все |
Москва и мегаполисы |
Центры субъектов РФ |
Малые города, рабочие поселки |
село |
Мужчины |
Женщины |
18-34 лет |
34-54 лет |
больше 54 лет |
Ниже среднего |
Среднее |
Высшее |
до 200 тыс руб. |
200-350 тыс руб. |
Свыше 350 тыс руб |
Часто ли за последний месяц по телевидению, в прессе, по радио Вам встречалась информация о Газпроме? |
За последний месяц информация о Газпроме не встречалась |
39 |
30 |
46 |
32 |
47 |
33 |
43 |
46 |
31 |
42 |
50 |
38 |
22 |
43 |
39 |
34 |
Часто |
28 |
33 |
29 |
26 |
27 |
33 |
24 |
22 |
31 |
28 |
16 |
28 |
42 |
25 |
25 |
32 |
Редко |
24 |
29 |
19 |
28 |
20 |
27 |
22 |
22 |
30 |
19 |
20 |
25 |
28 |
23 |
23 |
27 |
Затрудняюсь ответить |
9 |
7 |
5 |
14 |
6 |
6 |
11 |
8 |
8 |
11 |
13 |
8 |
5 |
9 |
11 |
7 |
|
* В эту группу входят жители Москвы, Санкт-Петербурга и центров субъектов федерации с численностью жителей не менее 1 млн. чел.
Среди социально-демографических групп в наиболее глубоком информационном вакууме оказались молодые люди в возрасте от 18 до 34 лет (46%) и низкообразованные слои населения (50%).
Напротив, в информационном потоке сообщений о Газпроме чаще остальных за последнее время оказывались люди с высшим образованием: 42% из них ответили, что за последний месяц часто сталкивались с информацией о Газпроме в СМИ. Впрочем, группа высокообразованных вообще сильнее других включена во все информационные потоки.
Восприятие россиянами сообщений СМИ о Газпроме
В целом образ Газпрома, который создают сегодня СМИ, у россиян окрашен скорее нейтральными тонами: помимо 39% респондентов, которым вовсе не встречались в СМИ сообщения о Газпроме, еще 16% не могут определить, с какой информацией о Газпроме они встречались – с позитивной или негативной, а 11% заявляют, что встречались с нейтральной информацией. Остальные гораздо чаще встречали негативную информацию, чем позитивную – соответственно 21% и 13%:
Диаграмма 2
Различные социальные группы проявляют удивительное единодушие в оценках характера получаемой по каналам СМИ информации о Газпроме:
Таблица 2
(в % от числа опрошенных в каждой группе)
|
Все |
Москва и мегаполисы |
Центры субъектов РФ |
Малые города, рабочие поселки |
село |
Мужчины |
Женщины |
18-34 лет |
34-54 лет |
больше 54 лет |
Ниже среднего |
Среднее |
Высшее |
до 200 тыс руб. |
200-350 тыс руб. |
Свыше 350 тыс руб |
Если за последний месяц Вам по телевидению, в прессе, по радио встречалась информация о Газпроме, то какой она чаще была – позитивной, негативной для Газпрома или нейтральной? |
За последний месяц не встречалась |
39 |
30 |
46 |
34 |
48 |
33 |
44 |
47 |
31 |
43 |
53 |
38 |
23 |
43 |
41 |
35 |
Чаще позитивная |
8 |
8 |
10 |
6 |
9 |
10 |
7 |
8 |
9 |
6 |
5 |
8 |
10 |
8 |
6 |
9 |
Чаще негативная |
16 |
20 |
16 |
16 |
13 |
20 |
12 |
10 |
20 |
16 |
11 |
15 |
26 |
13 |
16 |
18 |
Примерно поровну позитивная и негативная |
10 |
11 |
8 |
12 |
9 |
11 |
10 |
8 |
13 |
8 |
9 |
10 |
11 |
8 |
11 |
12 |
Нейтральная |
11 |
14 |
9 |
11 |
9 |
10 |
11 |
10 |
12 |
9 |
5 |
11 |
17 |
10 |
9 |
12 |
Затрудняюсь ответить |
16 |
16 |
10 |
21 |
12 |
15 |
16 |
15 |
15 |
17 |
16 |
16 |
11 |
17 |
16 |
14 |
|
Единственное заметное отличие в оценках обнаруживают представители высокообразованных групп – каждый четвертый из них отмечает негативный характер полученной за последний месяц информации о Газпроме.
Изменение отношения к РАО Газпром
Неудивительно, что такие преимущественно нейтральные информационные потоки слабой интенсивности не могли произвести в умах россиян "революционного перелома" в отношении к Газпрому. Только 4% респондентов ответили, что их отношение к Газпрому за последний месяц улучшилось. Разочарованных (тех, у кого, по собственным оценкам, отношение к Газпрому стало хуже) оказалось в два раза больше (10%). Подавляющее большинство не изменило своего отношения к Газпрому (34%) или же не может определить, в какую сторону оно изменилось – в положительную или в отрицательную (12%):
Диаграмма 3
Среди различных социальных групп россиян никакой специфики в изменении отношения к РАО Газпром за последний месяц практически не прослеживается:
Таблица 3
(в % от числа опрошенных в каждой группе)
|
Все |
Москва и мегаполисы |
Центры субъектов РФ |
Малые города, рабочие поселки |
село |
Мужчины |
Женщины |
18-34 лет |
34-54 лет |
больше 54 лет |
Ниже среднего |
Среднее |
Высшее |
до 200 тыс руб. |
200-350 тыс руб. |
Свыше 350 тыс руб |
Если вы узнали что-либо о Газпроме за последний месяц, то после этого ваше отношение к Газпрому улучшилось, ухудшилось или не изменилось? |
За последний месяц ничего Газпроме не узнал |
40 |
31 |
46 |
34 |
50 |
34 |
45 |
48 |
33 |
43 |
52 |
39 |
25 |
45 |
41 |
35 |
Улучшилось |
4 |
2 |
3 |
4 |
5 |
5 |
3 |
3 |
5 |
3 |
3 |
4 |
4 |
4 |
6 |
2 |
Не изменилось |
34 |
46 |
33 |
33 |
28 |
38 |
31 |
30 |
40 |
30 |
26 |
34 |
47 |
29 |
31 |
41 |
Ухудшилось |
10 |
8 |
10 |
12 |
8 |
12 |
8 |
9 |
11 |
7 |
5 |
10 |
15 |
10 |
10 |
9 |
Затрудняюсь ответить |
12 |
12 |
7 |
17 |
9 |
10 |
13 |
10 |
11 |
15 |
12 |
13 |
8 |
12 |
12 |
11 |
|
Наибольшая стабильность отношения к Газпрому наблюдается среди жителей столицы и крупнейших административных центров (46% жителей, по их самооценкам, не изменили своего отношения к Газпрому), представителей среднего возраста – от 34 до 54 лет (40%), людей с высшим образованием (47%) и среди высокодоходных слоев населения (41%).
Восприятие Газпрома и его руководителя Р.Вяхирева
Данные декабрьского опроса фиксируют равнодушно-спокойное отношение 61% россиян к РАО Газпром. Из них 43% вообще не интересуются Газпромом, а еще 18% затруднились определить знак своего отношения (положительный или отрицательный). Среди остальных респондентов 21% положительно относится к РАО Газпром и 18% – отрицательно:
Диаграмма 4
Отношение россиян к руководителю Газпрома Р.Вяхиреву сегодня практически не сформировалось – 80% респондентов не могут определить своего отношения к этому человеку, в том числе 59% заявляют об отсутствии своего интереса к нему, а 21% затрудняются ответить, положительно или отрицательно они к нему относятся. Остальные 20% (пятая часть) россиян распадаются на две примерно равные группы: 8% относятся к Р.Вяхиреву положительно, 12% – отрицательно:
Диаграмма 5
Судя по результатам декабрьского опроса, в сегодняшнем отношении разных социальных групп к РАО Газпром и к его руководителю Р.Вяхиреву никаких значимых различий не просматривается:
Таблица 4
(в % от числа опрошенных в каждой группе)
|
Все |
Москва и мегаполисы |
Центры субъектов РФ |
Малые города, рабочие поселки |
село |
Мужчины |
Женщины |
18-34 лет |
34-54 лет |
больше 54 лет |
Ниже среднего |
Среднее |
Высшее |
до 200 тыс руб. |
200-350 тыс руб. |
Свыше 350 тыс руб |
А как в целом вы в настоящее время относитесь к Газпрому – положительно или отрицательно? |
Меня это не интересует |
42 |
42 |
41 |
43 |
42 |
37 |
46 |
47 |
38 |
42 |
47 |
42 |
32 |
40 |
43 |
43 |
Положительно |
21 |
18 |
23 |
20 |
24 |
23 |
20 |
25 |
23 |
16 |
19 |
22 |
24 |
22 |
19 |
21 |
Отрицательно |
18 |
22 |
18 |
18 |
17 |
24 |
14 |
11 |
21 |
21 |
14 |
17 |
28 |
18 |
18 |
21 |
Затрудняюсь ответить |
18 |
15 |
17 |
19 |
18 |
16 |
19 |
16 |
17 |
21 |
19 |
18 |
15 |
19 |
19 |
15 |
А как вы относитесь в настоящее время к руководителю Газпрома Рэму Вяхиреву – положительно или отрицательно? |
Он меня не интересует |
59 |
57 |
57 |
55 |
65 |
56 |
61 |
66 |
56 |
55 |
64 |
59 |
49 |
59 |
56 |
59 |
Положительно |
8 |
11 |
7 |
6 |
9 |
9 |
8 |
8 |
10 |
7 |
6 |
8 |
12 |
7 |
8 |
8 |
Отрицательно |
12 |
13 |
15 |
13 |
7 |
15 |
9 |
8 |
14 |
14 |
10 |
12 |
15 |
12 |
14 |
11 |
Затрудняюсь ответить |
21 |
18 |
20 |
25 |
18 |
19 |
22 |
18 |
21 |
23 |
19 |
21 |
23 |
21 |
22 |
20 |
|
Отношение как к Газпрому, так и к Р.Вяхиреву сегодня менее всего сформировалось среди молодых людей в возрасте от 18 до 34 лет, с образованием ниже среднего.
Сторонники и противники РАО Газпром
Несмотря на то, что отношение россиян к РАО Газпром сегодня носит явно аморфный, несформированный характер, среди респондентов выделяются две, хотя и небольшие, но четко социально очерченные группы сторонников и противников Газпрома. Не исключено, что общая тональность восприятия россиянами Газпрома сегодня, и особенно завтра, будет определяться тем, какая из этих групп завоюет больший авторитет в обществе, станет лидером – выразителем общественного мнения. Не в малой степени такое лидерство зависит от социальных ресурсов каждой из таких групп.
К сторонникам Газпрома будем относить тех респондентов, у которых, по их самооценкам, сегодня сформировалось позитивное отношение и к РАО Газпром и к его руководителю Р.Вяхиреву. Соответственно к противникам Газпрома отнесем тех, кто и к Газпрому и к Р.Вяхиреву относится негативно.
Судя по результатам опроса, сторонники Газпрома составляют сегодня 7% россиян, а его противники – чуть больше: 9%.
Так как группы сторонников и противников весьма малы, то последующий анализ их специфики носит приблизительный характер и необходим, образно говоря, для понимания существующих сегодня в обществе "зародышей" процессов формирования позитивного и негативного отношения к РАО Газпром.
Восприятие сообщений СМИ о Газпроме его сторонниками и противниками
Неудивительно, что и сторонники и противники заметно активнее, чем население в среднем, воспринимают сообщения СМИ о Газпроме и демонстрируют более высокую динамичность оценок Газпрома:
Таблица 5
(в % от числа опрошенных в каждой группе)
|
Все |
Сторонники |
Противники |
Часто ли за последний месяц по ТВ, в прессе, по радио Вам встречалась информация о Газпроме? |
Не встречались |
39 |
12 |
12 |
|
|
|
|
Часто |
28 |
52 |
54 |
Редко |
24 |
30 |
28 |
Затрудняюсь ответить |
9 |
5 |
3 |
Какой чаще была эта информация – позитивной или негативной? |
Информация не встречалась |
39 |
13 |
12 |
Позитивная |
13 |
38 |
16 |
Негативная |
21 |
20 |
55 |
Нейтральная |
11 |
19 |
12 |
Затрудняюсь ответить |
16 |
9 |
4 |
|
Несмотря на то, что коммуникативные характеристики у сторонников и у противников практически совпадают (они одинаково часто встречаются с информацией о Газпроме в СМИ), все же каждая группа воспринимает преимущественно "свою" информацию: сторонники – позитивную, а противники – негативную.
Динамика отношения к Газпрому в группах сторонников и противников оказывается различной:
Таблица 6
(в % от числа опрошенных в каждой группе)
|
Все |
Сторонники |
Противники |
Если Вы узнали что-либо о Газпроме за последний месяц, то после этого Ваше отношение к нему улучшилось, ухудшилось или не изменилось |
Ничего не узнал |
40 |
12 |
12 |
Улучшилось |
4 |
20 |
1 |
Не изменилось |
34 |
56 |
43 |
Ухудшилось |
10 |
1 |
42 |
Затрудняюсь ответить |
12 |
10 |
1 |
|
Приведенные результаты свидетельствуют о том, что под влиянием последних сообщений СМИ в группе сторонников преобладает отсутствие динамики отношения к Газпрому, а среди противников – паритет между усилением негативного отношения и отсутствием динамики. Иными словами, за последний месяц потенциал негативизма противников заметно увеличился, в то время как потенциал сторонников стабилизировался.
Социальные резервы сторонников и противников РАО Газпром
Чтобы понять, из каких слоев российского общества могут быть сегодня рекрутированы сторонники Газпрома, рассмотрим, где они проживают и к каким социально-демографическим группам россиян они принадлежат:
Таблица 7
(в % от числа опрошенных в каждой группе)
|
Все |
Сторонники |
Противники
|
Тип населенного пункта, где живет респондент |
Мегаполисы и Москва |
18 |
20 |
19 |
Обл. центр, столица республики менее 1 млн. жителей |
19 |
17 |
25 |
Районный центр, малый город, поселок городского типа |
34 |
27 |
38 |
Село |
28 |
34 |
18 |
|
Несколько неожиданным (если только за этим не скрывается традиционная благожелательность сельских жителей) оказалось то, что среди жителей села чаще всего встречаются сторонники и реже всего – противники Газпрома. А вот городская провинция, особенно областные центры, является зоной противников, которых здесь можно встретить чаще, чем в поселениях других типов.
Сравнение социально-демографического состава сторонников и противников выявляет группы, в которых образ Газпрома уже сегодня приобрел достаточную определенность:
Таблица 8
(в % от числа опрошенных в каждой группе)
|
Все |
Сторонники |
Противники |
Возраст |
18 – 24 |
13 |
17 |
4 |
25 – 34 |
16 |
12 |
10 |
35 – 44 |
21 |
22 |
20 |
45 – 54 |
20 |
25 |
29 |
55 – 64 |
14 |
11 |
18 |
старше 64 |
16 |
12 |
17 |
Образование |
Начальное или ниже |
7 |
6 |
2 |
Неполное среднее |
13 |
11 |
12 |
Среднее общее, ПТУ |
33 |
23 |
26 |
Среднее специальное |
33 |
39 |
38 |
Высшее, незаконченное высшее |
13 |
19 |
19 |
Доход на одного члена семьи в месяц, тыс.руб. |
до 200 |
33 |
29 |
29 |
200 – 350 |
32 |
30 |
36 |
350 – 500 |
20 |
22 |
19 |
500 – 1000 |
9 |
10 |
12 |
|
Так, и сторонников и противников чаще всего можно встретить среди тех представителей поколения сорокалетних, которые имеют образование не ниже среднего специального.
Если же говорить в целом, то сторонники выглядят несколько моложе противников, т.е. обладают лучшей социальной перспективой, что сулит в будущем некоторое "потепление" отношения россиян к Газпрому.
Структура занятости сторонников и противников не имеет ярко выраженной специфики:
Таблица 9
(в % от числа опрошенных в каждой группе)
|
Все |
Сторонники |
Противники |
Каков основной род ваших занятий? |
Работа в сфере промышленного производства |
13 |
13 |
20 |
Работа в области культуры, науки, образования, здравоохранения, информации, финансов |
11 |
12 |
8 |
Работа в сфере услуг, в торговле, коммунальном хозяйстве |
10 |
11 |
7 |
Работа в строительстве, на транспорте, связи |
8 |
8 |
13 |
Работа в системе государственного управления |
2 |
1 |
1 |
Военнослужащий, работник правоохранительных органов |
2 |
5 |
0 |
Пенсионер |
28 |
24 |
35 |
Временно не работающий, безработный |
10 |
8 |
8 |
Домохозяйка |
4 |
3 |
1 |
Учащийся, студент |
4 |
4 |
1 |
|
Можно отметить лишь повышенный скептицизм в отношении к Газпрому со стороны работников промышленности, строительства, транспорта и связи, а также пенсионеров.
Не прослеживается особой специфики и в отношении к Газпрому респондентов с различным должностным статусом:
Таблица 10
(в % от числа опрошенных в каждой группе)
|
Все |
Сторонники |
Противники |
Если вы работаете, то какова ваша должность, служебное положение? |
Руководитель, специалист |
14 |
19 |
17 |
Служащий, технический исполнитель |
15 |
14 |
17 |
Рабочий |
22 |
25 |
20 |
|
Можно лишь отметить, что среди руководителей низшего звена и специалистов больше вероятность встретить сторонников, чем противников.
Судя по полученным результатам, в рекламной кампании по формированию позитивного имиджа РАО Газпром особое внимание следует уделять высокообразованным группам, занятым в народном хозяйстве, не потеряв при этом благорасположения сельских жителей.
Коммуникативные особенности сторонников и противников
Как показывают результаты общероссийского опроса, каналы СМИ, которым отдают предпочтение сторонники и противники РАО Газпром, не совпадают.
Сторонники чаще предпочитают узнавать новости по телеканалам ОРТ и НТВ, а противники – по телеканалу ОРТ, по местным телеканалам и из газет:
Таблица 11
(в % от числа опрошенных в каждой группе)
|
Все |
Сторонники |
Противники |
Если вы интересуетесь политическими новостями, то из каких источников информации /телевидение, газеты, радио/ вы чаще всего узнавали новости за последнюю неделю? |
Не интересуюсь политическими новостями |
19 |
14 |
15 |
Новости по телеканалу ОРТ |
61 |
75 |
66 |
Новости по телеканалу РТР |
38 |
41 |
38 |
Новости по телеканалу НТВ |
25 |
33 |
29 |
Новости по телеканалу ТВ6 |
5 |
5 |
4 |
Новости по местным телеканалам |
8 |
8 |
13 |
Новости в газетах |
23 |
25 |
33 |
Новости по радио |
23 |
26 |
24 |
Новости из разговоров с другими людьми |
5 |
2 |
5 |
|
Можно сделать вывод, что если путем рекламной кампании нужно "увлечь, удержать" сторонников, то следует использовать ОРТ и НТВ, а чтобы "нейтрализовать, успокоить" противников, лучше пользоваться местными телеканалами и прессой.
Предпочтения конкретных изданий прессы у сторонников и противников тоже оказались разными:
Таблица 12
(в % от числа опрошенных в каждой группе)
|
Все |
Сторонники |
Противники |
Какие газеты вы читаете в последнее время более или менее регулярно /не реже 1 раза в неделю/? |
Областная, республиканская, краевая газета |
20 |
25 |
19 |
Местная городская, районная газета |
51 |
50 |
62 |
"Аргументы и факты" |
19 |
27 |
19 |
"Труд" |
4 |
11 |
4 |
"Известия" |
3 |
3 |
6 |
"Комсомольская правда" |
11 |
16 |
16 |
"Российская газета" |
3 |
2 |
4 |
"Московский комсомолец" |
8 |
8 |
12 |
Газет не читаю |
19 |
11 |
11 |
|
Сторонники отдают предпочтение областной (республиканской, краевой) прессе, а противники больше любят городские или районные газеты.
Среди наиболее массовых центральных газет сторонники предпочитают "АиФ" и "Труд", а противники – "Известия".
Судя по всему, и отношение к сообщениям СМИ на любую тему у сторонников и противников принципиально различается. СМИ пользуются гораздо большим доверием у сторонников, а противники часто воспринимают информацию как провокацию, ложь, манипуляцию. Об этом косвенно свидетельствуют характеристики, которыми наделяют журналистов представители этих двух групп:
Таблица 13
(в % от числа опрошенных в каждой группе)
|
Все |
Сторонники |
Противники |
|
|
Сегодня высказываются разные мнения о российских журналистах. С какими из них вы согласны? Российские журналисты – это чаще всего... |
... Выразители общественных интересов |
37 |
47 |
32 |
... Ловцы сенсаций и "жареных" фактов |
27 |
30 |
34 |
... Наблюдатели жизни, информаторы общества |
33 |
41 |
28 |
... Прислужники властей, богатых и влиятельных людей |
15 |
17 |
25 |
... Воспитатели, наставники, просветители |
11 |
19 |
6 |
... Манипуляторы общественным мнением |
14 |
19 |
18 |
... Стражи демократии, поборники справедливости |
11 |
13 |
12 |
... Продажные борзописцы, лжецы |
7 |
3 |
12 |
Затрудняюсь ответить |
14 |
4 |
11 |
|
В результатах массовых опросов редко можно встретить столь контрастные оценки: для сторонников чаще всего журналисты – это выразители общественных интересов, наблюдатели жизни, наставники, просветители, а для противников – ловцы сенсаций, прислужники властей.
Это означает, что для решения задачи "нейтрализации противников" в рекламной кампании по формированию имиджа Газпрома следует избегать сенсаций, ярких фактов и ...участия известных журналистов. Наоборот, все это весьма пригодится, чтобы "удержать сторонников".
Выводы
В декабре почти половина россиян не встречалась в СМИ с какой-либо информацией о РАО Газпром.
Среди тех, кто встречал в СМИ информацию о Газпроме, каждый пятый воспринял ее как позитивную, а каждый третий – как негативную.
В результате на момент опроса лишь у 4% россиян к Газпрому отношение за последний месяц улучшилось, а разочарованных (тех, чье отношение ухудшилось) оказалось в два с половиной раза больше.
На этом фоне выделяются две небольшие группы – сторонников, положительно относящихся как к Газпрому, так и к его руководству (7%), и противников, относящихся и к тому и к другому отрицательно (9%).
Под влиянием сообщений СМИ у большинства сторонников отношение к газпрому остается неизменным, а у значительной группы противников оно становится еще хуже.
Для активизации кампании по формированию имиджа РАО Газпром необходима не только ее интенсификация, но и, судя по социальным характеристикам состава сторонников и противников, следует уделить особое внимание высокообразованным работникам промышленного производства.
Для наиболее эффективного решения задачи "увлечь, удержать" и расширить ряды сторонников можно пользоваться каналами ОРТ, НТВ, областной прессой, центральными газетами – АиФ, "Труд" и "Комсомольская правда", а чтобы наиболее успешно "нейтрализовать", "успокоить" противников, лучше использовать местные телеканалы и ОРТ, районную и городскую прессу, "Известия" и "Комсомольскую правду".
|