fom.ru · Поиск ·      








10.02.2005, Опрос населения

Общественный транспорт: качество, цены, льготы

Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 5-6 февраля 2005 г.. 1500 респондентов. Дополнительный опрос населения Москвы - 600 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.


1. Общественный транспорт: качество, цены, льготы
2. Льготы на проезд в общественном транспорте
3. Приложение. Таблицы

 
Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 5-6 февраля 2005 г.. 1500 респондентов. Дополнительный опрос населения Москвы - 600 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.


Две трети россиян регулярно пользуются общественным транспортом (сказали, что обходятся без регулярных поездок, 32% опрошенных). Основным средством повседневного передвижения россиян является автобус (им регулярно пользуются 46% опрошенных); второе место – за маршрутным такси (30%). Прочие виды общественного транспорта систематически обслуживают гораздо меньшую долю россиян – от 4% до 9%. Отметим, что автобус удерживает лидерство даже в Москве: его пассажирами регулярно становятся 66% столичных жителей, тогда как пассажирами метро – 62%.

В целом удовлетворение работой общественного транспорта выражает половина участников опроса (49%), а недовольство – треть (32%). Ситуация в данной отрасли, таким образом, воспринимается россиянами как более или менее благополучная. Более того, респонденты чаще говорят, что за последние два-три года общественный транспорт в их местности стал работать лучше (28%), нежели отмечают сдвиги к худшему (17%). Не замечают перемен в этой сфере 41% респондентов.

Заслуживает внимания тот факт, что москвичи, которым, очевидно, приходится проводить в общественном транспорте больше времени, чем жителям любого другого населенного пункта, чаще выражают недовольство его работой (48%), чем удовлетворенность (41%). В этом отношении столичные жители практически в равной мере отличаются и от населения других российских мегаполисов (там довольны работой общественного транспорта 53% опрошенных, недовольны – 36%), и от селян (54% и 31%, соответственно). Сомнительное удовольствие пользоваться столичным общественным транспортом обходится москвичам намного дороже, чем остальным россиянам. Если в целом по России граждане, регулярно пользующиеся транспортом и оплачивающие поездки из своего кармана, в среднем тратят на это 109 рублей в неделю, то москвичи – 230 рублей, а жители других мегаполисов – 135 рублей.

Вообще, 'транспортная' статья расходов, судя по данным опроса, довольно обременительна для бюджета «среднего россиянина»: большинство респондентов, регулярно пользующихся общественным транспортом и оплачивающих поездки самостоятельно (а таких в целом – 62%), считают сумму, которую им приходится еженедельно тратить на это, существенной.

После введения в действие закона о замене натуральных льгот денежными выплатами доля россиян, пользующихся льготами при пользовании общественным транспортом, сократилась на треть. Если до 1 января 2005 года такие льготы имели 27% опрошенных, то теперь – 18%.

Более четверти тех, кому прежде положены были льготы, общественным транспортом регулярно не пользуются (27% льготников).

При этом примерно пятая часть (22%) тех, кто имел льготы до 1 января 2005 г. и регулярно пользуется общественным транспортом (что составляет 6% от общего числа опрошенных, оказывающихся в роли пассажира не реже раза в неделю), делают это бесплатно – по удостоверениям, служебным документам и бесплатным проездным билетам.

Остальные льготники платят за проезд, причем у 18% еженедельно уходит на транспорт более 100 рублей. В среднем льготники, оплачивающие проезд из своего кармана и регулярно пользующиеся общественным транспортом, тратят на это 86 рублей в неделю. Очевидно, что государственная компенсация, составляющая в среднем 250 рублей в месяц, не покрывает транспортных расходов значительной части льготников.

Один из аргументов в пользу отмены льгот на проезд в общественном транспорте состоит в том, что это даст транспортным предприятиям больше средств на развитие, в результате чего транспорт станет работать лучше. Однако только 16% опрошенных верят, что так и случится: половина респондентов (51%) полагает, что транспорт будет работать так же, как сейчас, а 12% даже думают, что его работа ухудшится.


 
1. Общественный транспорт: качество, цены, льготы
Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства. Результаты опросов за 5-6 февраля 2005 г.. 1500 респондентов. Дополнительный опрос населения Москвы - 600 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.
СКАЖИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, КАКОЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ТРАНСПОРТ ЕСТЬ ТАМ, ГДЕ ВЫ ЖИВЕТЕ - ТОЛЬКО ГОСУДАРСТВЕННЫЙ (НЕКОММЕРЧЕСКИЙ) ТРАНСПОРТ, ТОЛЬКО КОММЕРЧЕСКИЙ, ТОТ И ДРУГОЙ ИЛИ НИ ТОГО, НИ ДРУГОГО?
ВЫ ДОВОЛЬНЫ ИЛИ НЕ ДОВОЛЬНЫ ТЕМ, КАК РАБОТАЕТ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ТРАНСПОРТ ТАМ, ГДЕ ВЫ ЖИВЕТЕ?
ТАМ, ГДЕ ВЫ ЖИВЕТЕ, ОБЩЕСТВЕННЫЙ ТРАНСПОРТ, ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, СТАЛ РАБОТАТЬ ЛУЧШЕ, ХУЖЕ ИЛИ РАБОТАЕТ ТАК ЖЕ, КАК ДВА-ТРИ ГОДА НАЗАД?
КАКИМИ ВИДАМИ ОБЩЕСТВЕННОГО ТРАНСПОРТА ВЫ РЕГУЛЯРНО ПОЛЬЗУЕТЕСЬ? (Респондент сам называет виды общественного транспорта. Любое число ответов.)
КАК ЧАСТО В СРЕДНЕМ ЗА НЕДЕЛЮ ВЫ ПОЛЬЗУЕТЕСЬ ОБЩЕСТВЕННЫМ ТРАНСПОРТОМ? (Ответы заявивших, что они регулярно пользуются каким-либо видом транспорта. Карточка, один ответ.)
СУММА, КОТОРУЮ ВЫ ТРАТИТЕ ЗА НЕДЕЛЮ НА ПРОЕЗД В ОБЩЕСТВЕННОМ ТРАНСПОРТЕ, - ЭТО ДЛЯ ВАС СУЩЕСТВЕННАЯ ИЛИ НЕСУЩЕСТВЕННАЯ ТРАТА? (Ответы заявивших, что они регулярно пользуются каким-либо видом транспорта.)
КАКУЮ ПРИМЕРНО СУММУ ВЫ ТРАТИТЕ В СРЕДНЕМ ЗА НЕДЕЛЮ НА ПРОЕЗД В ОБЩЕСТВЕННОМ ТРАНСПОРТЕ? (Ответы заявивших, что они регулярно пользуются каким-либо видом транспорта


 
2. Льготы на проезд в общественном транспорте
Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства. Результаты опросов за 5-6 февраля 2005 г.. 1500 респондентов. Дополнительный опрос населения Москвы - 600 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.
ВЫ ПОЛЬЗОВАЛИСЬ ИЛИ НЕ ПОЛЬЗОВАЛИСЬ ЛЬГОТАМИ НА ПРОЕЗД В ОБЩЕСТВЕННОМ ТРАНСПОРТЕ ДО 1 ЯНВАРЯ ЭТОГО ГОДА?
А СЕЙЧАС ВЫ ПОЛЬЗУЕТЕСЬ ИЛИ НЕ ПОЛЬЗУЕТЕСЬ ЛЬГОТАМИ НА ПРОЕЗД В ОБЩЕСТВЕННОМ ТРАНСПОРТЕ, И ЕСЛИ ДА, ТО В КАКОЙ ФОРМЕ? (Карточка, один ответ.)
ЛЬГОТЫ НА ПРОЕЗД В ОБЩЕСТВЕННОМ ТРАНСПОРТЕ ЗАМЕНЯЮТСЯ ДЕНЕЖНЫМИ ВЫПЛАТАМИ ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ У ТРАНСПОРТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ БЫЛО БОЛЬШЕ СРЕДСТВ НА РАЗВИТИЕ ТРАНСПОРТА. КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, ПОСЛЕ ОТМЕНЫ ЛЬГОТ НА ПРОЕЗД ОБЩЕСТВЕННЫЙ ТРАНСПОРТ СТАНЕТ РАБОТАТЬ ЛУЧШЕ, ХУЖЕ ИЛИ БУДЕТ РАБОТАТЬ ТАК ЖЕ, КАК СЕЙЧАС?


 
3. Приложение. Таблицы
Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 5-6 февраля 2005 г. 1500 респондентов. Дополнительный опрос населения Москвы - 600 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.

СКАЖИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, КАКОЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ТРАНСПОРТ ЕСТЬ ТАМ, ГДЕ ВЫ ЖИВЕТЕ - ТОЛЬКО ГОСУДАРСТВЕННЫЙ (НЕКОММЕРЧЕСКИЙ) ТРАНСПОРТ, ТОЛЬКО КОММЕРЧЕСКИЙ, ТОТ И ДРУГОЙ ИЛИ НИ ТОГО, НИ ДРУГОГО?

 Россия, все Доверие В.Путину Адаптация Пол Возраст Образование Доход на члена семьи Тип населенного пункта
доверяю отчасти доверяю, отчасти нет не доверяю оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужской женский 18 - 35 лет 36 - 54 лет 55 лет и старше ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 1500 руб. 1501 - 2999 руб. 3000 руб. и более Москва мегаполис большой город малый город село
Доли групп100423321292939485235382716343613333123612174025
только государственный161913139172015161614172714149201974011241
только коммерческий1213101313111213111212111412129171471316823
и тот, и другой686374717668656968707163517170795962839594827531
ни того, ни другого212202221113112122100023
затрудняюсь ответить342122214116621233203233



ВЫ ДОВОЛЬНЫ ИЛИ НЕ ДОВОЛЬНЫ ТЕМ, КАК РАБОТАЕТ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ТРАНСПОРТ ТАМ, ГДЕ ВЫ ЖИВЕТЕ?

 Россия, все Доверие В.Путину Адаптация Пол Возраст Образование Доход на члена семьи Тип населенного пункта
доверяю отчасти доверяю, отчасти нет не доверяю оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужской женский 18 - 35 лет 36 - 54 лет 55 лет и старше ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 1500 руб. 1501 - 2999 руб. 3000 руб. и более Москва мегаполис большой город малый город село
Доли групп100423321292939485235382716343613333123612174025
доволен(-а)495349465553434851554548544950425448514153494654
не доволен(-а)322932383127373233313628243332402932324836362831
затрудняюсь ответить191819171420192117151824211818181720171211142615



ТАМ, ГДЕ ВЫ ЖИВЕТЕ, ОБЩЕСТВЕННЫЙ ТРАНСПОРТ, ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, СТАЛ РАБОТАТЬ ЛУЧШЕ, ХУЖЕ ИЛИ РАБОТАЕТ ТАК ЖЕ, КАК ДВА-ТРИ ГОДА НАЗАД?

 Россия, все Доверие В.Путину Адаптация Пол Возраст Образование Доход на члена семьи Тип населенного пункта
доверяю отчасти доверяю, отчасти нет не доверяю оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужской женский 18 - 35 лет 36 - 54 лет 55 лет и старше ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 1500 руб. 1501 - 2999 руб. 3000 руб. и более Москва мегаполис большой город малый город село
Доли групп100423321292939485235382716343613333123612174025
лучше282532253927212828333019172733273022341232293124
так же414539403647414141423944473939464147376034383848
хуже171517201414211519121918171915151518171724231315
затрудняюсь ответить141512151112161613131219181413131413121110101912



КАКИМИ ВИДАМИ ОБЩЕСТВЕННОГО ТРАНСПОРТА ВЫ РЕГУЛЯРНО ПОЛЬЗУЕТЕСЬ? (Респондент сам называет виды общественного транспорта. Любое число ответов.)

 Россия, все Доверие В.Путину Адаптация Пол Возраст Образование Доход на члена семьи Тип населенного пункта
доверяю отчасти доверяю, отчасти нет не доверяю оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужской женский 18 - 35 лет 36 - 54 лет 55 лет и старше ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 1500 руб. 1501 - 2999 руб. 3000 руб. и более Москва мегаполис большой город малый город село
Доли групп100423321292939485235382716343613333123612174025
автобус464649404348464348474643394646494645476651314647
маршрутное такси302933264428212930423014122837352625382338482915
троллейбус97109899898811581013691213292120
трамвай869109587876118779571220211430
метро77871066789761771714186221030
электричка, пригородный поезд444555353552135933641066
речной трамвай, паром000000000000000000000000
другое110011111100011111100011
никаким видом транспорта не пользуюсь регулярно323228362431373727223441433228263635241315203842
затрудняюсь ответить110001101011101001121010



КАК ЧАСТО В СРЕДНЕМ ЗА НЕДЕЛЮ ВЫ ПОЛЬЗУЕТЕСЬ ОБЩЕСТВЕННЫМ ТРАНСПОРТОМ? (Ответы заявивших, что они регулярно пользуются каким-либо видом транспорта. Карточка, один ответ.)

 Россия, все Доверие В.Путину Адаптация Пол Возраст Образование Доход на члена семьи Тип населенного пункта
доверяю отчасти доверяю, отчасти нет не доверяю оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужской женский 18 - 35 лет 36 - 54 лет 55 лет и старше ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 1500 руб. 1501 - 2999 руб. 3000 руб. и более Москва мегаполис большой город малый город село
Доли групп100423321292939485235382716343613333123612174025
каждый день211824222920162220292297212430141630413433178
пять-шесть дней в неделю9712714679813943119867151323974
три-четыре дня в неделю10101111111110101011119810111112910151111118
один-два дня в неделю1514161291718101913131914151512161713129181516
реже, чем один раз в неделю121581111141110131110162110119151376581120
затрудняюсь ответить221121212122311413004112



СУММА, КОТОРУЮ ВЫ ТРАТИТЕ ЗА НЕДЕЛЮ НА ПРОЕЗД В ОБЩЕСТВЕННОМ ТРАНСПОРТЕ, - ЭТО ДЛЯ ВАС СУЩЕСТВЕННАЯ ИЛИ НЕСУЩЕСТВЕННАЯ ТРАТА? (Ответы заявивших, что они регулярно пользуются каким-либо видом транспорта.)

 Россия, все Доверие В.Путину Адаптация Пол Возраст Образование Доход на члена семьи Тип населенного пункта
доверяю отчасти доверяю, отчасти нет не доверяю оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужской женский 18 - 35 лет 36 - 54 лет 55 лет и старше ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 1500 руб. 1501 - 2999 руб. 3000 руб. и более Москва мегаполис большой город малый город село
Доли групп100423321292939485235382716343613333123612174025
я пользуюсь общественным транспортом бесплатно6776188481317115574892211463
существенная363340353933373339423923263838363733374850422933
несущественная222422203224152322312114152225262119261618302221
затрудняюсь ответить443244334434524525426451



КАКУЮ ПРИМЕРНО СУММУ ВЫ ТРАТИТЕ В СРЕДНЕМ ЗА НЕДЕЛЮ НА ПРОЕЗД В ОБЩЕСТВЕННОМ ТРАНСПОРТЕ? (Ответы заявивших, что они регулярно пользуются каким-либо видом транспорта и оплачивают проезд.)

 Россия, все Доверие В.Путину Адаптация Пол Возраст Образование Доход на члена семьи Тип населенного пункта
доверяю отчасти доверяю, отчасти нет не доверяю оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужской женский 18 - 35 лет 36 - 54 лет 55 лет и старше ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 1500 руб. 1501 - 2999 руб. 3000 руб. и более Москва мегаполис большой город малый город село
Доли групп100423321292939485235382716343613333123612174025
до 50 руб.1718151715201615181714201916171220201217211820
50 - 99 руб.1512181617151415151817811161710181216215231512
100 - 149 руб.11101210141281012141166121212891361716107
150 - 200 руб.981171567991310239816571526191137
свыше 200 руб.67639447410501669438208345




 
Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 5-6 февраля 2005 г. 1500 респондентов. Дополнительный опрос населения Москвы - 600 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.

ВЫ ПОЛЬЗОВАЛИСЬ ИЛИ НЕ ПОЛЬЗОВАЛИСЬ ЛЬГОТАМИ НА ПРОЕЗД В ОБЩЕСТВЕННОМ ТРАНСПОРТЕ ДО 1 ЯНВАРЯ ЭТОГО ГОДА?

 Россия, все Доверие В.Путину Адаптация Пол Возраст Образование Доход на члена семьи Тип населенного пункта
доверяю отчасти доверяю, отчасти нет не доверяю оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужской женский 18 - 35 лет 36 - 54 лет 55 лет и старше ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 1500 руб. 1501 - 2999 руб. 3000 руб. и более Москва мегаполис большой город малый город село
Доли групп100423321292939485235382716343613333123612174025
пользовался(-ась)27302431123434262991667502123302044253428312822
не пользовался(-ась)726975698864667470918331497877707955746670697178
затрудняюсь ответить111001111012211011102110



А СЕЙЧАС ВЫ ПОЛЬЗУЕТЕСЬ ИЛИ НЕ ПОЛЬЗУЕТЕСЬ ЛЬГОТАМИ НА ПРОЕЗД В ОБЩЕСТВЕННОМ ТРАНСПОРТЕ, И ЕСЛИ ДА, ТО В КАКОЙ ФОРМЕ? (Карточка, один ответ.)

 Россия, все Доверие В.Путину Адаптация Пол Возраст Образование Доход на члена семьи Тип населенного пункта
доверяю отчасти доверяю, отчасти нет не доверяю оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужской женский 18 - 35 лет 36 - 54 лет 55 лет и старше ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 1500 руб. 1501 - 2999 руб. 3000 руб. и более Москва мегаполис большой город малый город село
Доли групп100423321292939485235382716343613333123612174025
получаю денежную компенсацию и покупаю разовые билеты89773911790422196567154095712
пользуюсь удостоверением (льготника, пенсионера, служебным документом)7768389682419136585109235783
получаю бесплатный месячный (квартальный, полугодовой) проездной билет222112212115312112233021
получаю денежную компенсацию и покупаю месячный (квартальный, полугодовой) проездной билет за полную стоимость111202111003201202104200
получаю денежную компенсацию и покупаю месячный (квартальный, полугодовой) проездной билет со скидкой111110111102210211132101
льготами не пользуюсь797581799175728276959042548286788565817171838078
затрудняюсь ответить342213333127731225205134



ЛЬГОТЫ НА ПРОЕЗД В ОБЩЕСТВЕННОМ ТРАНСПОРТЕ ЗАМЕНЯЮТСЯ ДЕНЕЖНЫМИ ВЫПЛАТАМИ ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ У ТРАНСПОРТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ БЫЛО БОЛЬШЕ СРЕДСТВ НА РАЗВИТИЕ ТРАНСПОРТА. КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, ПОСЛЕ ОТМЕНЫ ЛЬГОТ НА ПРОЕЗД ОБЩЕСТВЕННЫЙ ТРАНСПОРТ СТАНЕТ РАБОТАТЬ ЛУЧШЕ, ХУЖЕ ИЛИ БУДЕТ РАБОТАТЬ ТАК ЖЕ, КАК СЕЙЧАС?

 Россия, все Доверие В.Путину Адаптация Пол Возраст Образование Доход на члена семьи Тип населенного пункта
доверяю отчасти доверяю, отчасти нет не доверяю оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужской женский 18 - 35 лет 36 - 54 лет 55 лет и старше ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 1500 руб. 1501 - 2999 руб. 3000 руб. и более Москва мегаполис большой город малый город село
Доли групп100423321292939485235382716343613333123612174025
лучше162015122514131617191713121816191816191414191421
так же514656544859495251535149485053534951505760514949
хуже12121213118161311131212121212131412121012121312
затрудняюсь ответить202217221619221921162125292019151921201815182517







База данных ФОМ > Экономика и бизнес > Экономические реформы > Монетизация социальных льгот > Общественный транспорт: качество, цены, льготы