|
Не будет ошибкой предположить, что большинство наших сограждан хотя бы раз в жизни пользовались услугами железнодорожного транспорта, а многие жители столичного региона ежедневно ездят на электричке в мегаполис на работу. Поэтому удивительным представляется тот факт, что половина всех опрошенных (50%) не смогли оценить деятельность Министерства путей сообщения – ведомства, курирующего эту сферу. Остальные участники опроса в своих оценках разделились примерно поровну: 27% сочли, что оно работает хорошо, 24% – что плохо. Характерно, что негативные характеристики чаще всего звучали из уст респондентов с высшим образованием (29%), лиц со среднемесячным доходом выше 1500 рублей (29%), жителей мегаполисов (30%) – представители ресурсных слоев нашего общества склонны предъявлять сравнительно высокие требования ко всему, что их окружает.
Прежде чем приступить к анализу ответов респондентов на открытые вопросы и рассуждений участников фокус-групп, необходимо сделать следующее замечание. Пассажирские перевозки – именно то, что и склонны подвергать тщательному анализу респонденты, – составляют значительно менее половины всего объема работы железнодорожного транспорта. Большая часть этой работы приходится на грузовые перевозки, но о них рядовые граждане имеют смутное представление. Поэтому они совершенно не воспринимают МПС как министерство, регулирующее и обслуживающее грузопотоки, отвечающее за 'кровеносную систему' экономики. Это ведомство они оценивают, по существу, лишь в одном качестве – как высшую инстанцию, ответственную за организацию пассажирских перевозок.
У третьей части всех оценивших работу МПС негативно (7% в целом по выборке) наибольшее недовольство вызывает регулярное повышение цен на железнодорожные билеты. В итоге поездка в другой город к родственникам или знакомым – раньше вполне доступная – сегодня становится для значительной части наших сограждан трудно осуществимой:
- 'Сейчас никуда не уедешь – цены сумасшедшие'; 'невозможно никуда съездить – дорого'; 'высокие цены на билеты'; 'билеты подорожали – и с нашей пенсией никуда уже не съездить'; 'дороговизна билетов'
(открытый вопрос, 7% ответов).
Однако помимо высоких, по мнению некоторых респондентов, цен на железнодорожные билеты порой существует серьезная проблема и с их приобретением. Это особенно ощутимо в летний период, когда значительная часть наших сограждан устремляется отдыхать на юг. Об этом говорят и респонденты, отвечавшие на открытый вопрос о том, почему они оценивают деятельность МПС негативно (1% ответов), и участники дискуссионных фокус-групп. Их удивляет отсутствие билетов в кассах – даже в самом начале срока их поступления в продажу (как известно, железнодорожные билеты можно приобретать не раньше, чем за 45 суток до предполагаемого отъезда). И в том, что лучшие билеты оказываются в руках перекупщиков, у которых потом и вынуждены их приобретать отправляющиеся в отпуск, тоже, по мнению опрошенных, виновато МПС:
- 'Нехватка билетов в летний период'; 'трудно билеты на поезд в летний период купить'; 'т. к. приходится доставать билеты – их нет в свободной продаже'; 'большие проблемы на московских вокзалах: сокращение касс, спекулятивная продажа билетов'; 'летом билеты не достать'
(открытый вопрос).
- '
Светлана: К сожалению, надо признать, что справляются плохо. Когда начинается летний сезон, мы это и по телевизору слышим, и убеждаемся возле кассы, что билетов не купить, они все где-то, в чьих-то руках.
- '
Алексей: Заказ билетов – тоже проблема. Заказывать билеты нужно за 45 суток.
- Модератор: Что, билетов нет?
Алексей: Билетов нет. Вот за 45 суток заказываешь билеты, просишь, допустим, нижние места, но обязательно дают боковые. Но первый день только начался – почему?' (ДФГ, Воронеж).
Однако гнев и недоумение у респондентов вызывает не столько повышение цен на железнодорожные билеты, сколько то обстоятельство, что при этом не происходит ни малейших изменений в качестве обслуживания. 'Берут деньги – и ничего не делают' – вот претензия, которую часто выдвигают наши респонденты:
- '
Анатолий: Я думаю, что они работают на себя, именно верхушка.
Модератор: Министерство?
Анатолий: Именно Министерство.
Модератор: А что значит 'работают на себя'?
Анатолий: То есть они заинтересованы в самих себе: повышаются тарифы, а улучшения никакого нет' (ДФГ, Санкт- Петербург).
- 'Они благоустройством занимаются – но для того, чтобы больше выгоды получать. Они, допустим, станции обустраивают, но тоже для того, чтобы получать деньги дополнительные, – те же турникеты'
(ДФГ, Санкт- Петербург).
- '
Алексей: Скажем: как было – так и осталось, как в советские времена. Улучшений нет. Цены изменились, а качество – я бы особо не сказал' (ДФГ, Воронеж).
- '
Вадим: Они все свои проблемы решают за счет повышения цен.
Зоя: Да, все за счет повышения цен' (ДФГ, Воронеж).
Именно на отсутствие достойного сервиса и жалуется почти треть всех респондентов, давших свои ответы на открытый вопрос о том, почему они считают, что МПС работает плохо (или 6% от всех опрошенных). Они отмечают грязь в вагонах поездов дальнего следования, сырое постельное белье (при этом бережно упакованное в индивидуальные целлофановые пакеты), грубость и невнимание проводников. Участники фокус-групп при этом поясняют, что в пути им совершенно не требуются изыски: за немалую для многих цену билета они хотели бы получить лишь минимальный по европейским меркам сервис:
- '800 рублей билет стоит! Я считаю, что не то чтобы мне должны все услуги предоставлять, но хотя бы те, которые должны быть: стаканы чистые, туалет чистый, бумага должна быть, все должно быть нормально'
(ДФГ, Санкт- Петербург).
- 'Плохие услуги. Поезда, вообще, грязные. Сами проводники бывают ужас какие. Мы ездили отдыхать – ну просто ужас был: проводники пьяные, поезда грязные, белье мокрое'
(ДФГ, Санкт- Петербург).
- 'Нет в поездах сервиса, чистоты, внимания'; 'обслуживание не на должном уровне'; 'в поездах – тараканы и грязь'; 'обслуживание в поездах не очень хорошее'; 'как была грязь в вагонах, так и осталась'; 'качество сервиса – запредельно низкого уровня'; 'в вагонах отвратительно: грязь, белье ужасное'
(открытый вопрос, 6% ответов).
По наблюдениям респондентов вырисовывается интересная ось для сравнения – в данном случае столичных поездов с поездами из российской глубинки. Вполне предсказуемо, что московские и питерские железнодорожные составы, по мнению опрошенных, и новее их региональных 'собратьев', и лучше оснащены, и уровень сервиса в них выше. Участник воронежской фокус-группы объясняет это тем, что 'чем ближе к Москве – тем лучше справляются, чем дальше от Москвы – тем больший бардак, во всех сферах, не только в МПС':
- 'Столичные – ленинградские, московские поезда – там все лучше: и вагоны более-менее поддерживаются, и порядок лучше. А вот как наши, воронежские или тамбовские, – там кошмар просто'
(ДФГ, Воронеж).
Еще одной причиной для недовольства работой МПС является несоблюдение расписания движения пригородных электричек. Этот вопрос особенно актуален для жителей пригородов двух столиц, поскольку многим, если не большинству из них приходится каждый день добираться в мегаполис на работу. Респонденты жалуются, что в последнее время значительно участились случаи отмены электричек или перенос их прибытия на другое время. Вполне понятно, что многим работающим людям это доставляет серьезные неудобства:
- 'С Московского вокзала я езжу 16 лет, и можно сказать, что хуже с каждым годом: электричек становится меньше, они стали реже, опоздание поездов на полтора часа, отмена или перенос – это совершенно стабильный вариант. Редчайший случай, когда все проходит по расписанию'
(ДФГ, Санкт- Петербург).
- 'Поездов мало, опаздывают часто, электрички часто отменяют'; 'отмена рейсов без предупреждения в ленинградском направлении'; 'постоянно мудрят с расписанием'; 'на Белорусском вокзале отменяют электрички'; 'отменяют поезда, расписание не выполняется, ждут по пять часов'; 'не могу вовремя доехать до места – отмена поездов'; 'дети ездят в Москву на работу, и электрички постоянно отменяют, окна в расписании большие'
(открытый вопрос, 5% ответов).
Впрочем, многие респонденты отметили, что в последнее время график движения поездов – как пригородных, так и дальнего следования – стал соблюдаться более тщательно. Сократив количество электропоездов, МПС, полагают они, все же смогло навести порядок в этой сфере. И сегодня респонденты говорят, что практически нет столь длительных и частых опозданий поездов, какие бывали раньше. Именно это обстоятельство позволило 4% респондентов оценить современную работу МПС как хорошую (пятая часть всех ответивших на соответствующий вопрос анкеты):
- 'Хотя бы потому, что нет шестичасовых опозданий, как раньше было'; 'время стали соблюдать электрички'; 'электрички ходят без задержек'; 'вроде транспорт – поезда и электропоезда – ходят вовремя'; 'особых задержек нет, поезда ходят правильно'; 'поезда идут без опоздания'
(открытый вопрос, 4% ответов).
Некоторые опрошенные (3% – седьмая часть всех оценивших работу МПС негативно) указывают на такую проблему, как 'высокий износ поездов', плохое техническое оснащение железных дорог:
- 'Все рушится, а нового нет'; 'если не брать магистральные дороги, то остальные дороги все более ветшают'
(открытый вопрос).
Однако они подчеркивают, что в данном случае основная вина ложится на плечи государства, осуществляющего недостаточное финансирование МПС:
- 'Не отремонтированы дороги, крушение поездов, срыв рейсов, т. к. министерству не дают денег на ремонт путей, вокзалов и т. д.'
(открытый вопрос).
- 'Не хватает финансов, еще в 1980 году наша железная дорога должна была быть переведена на электрооснащение, а до сих пор все по старинке'; 'недостаточное финансирование'; 'любая некоммерческая структура: мало выделяют денег и работать хорошо невозможно'
(открытый вопрос).
- 'Парк вагонов уже достаточно старый'
(ДФГ, Москва).
При отсутствии должного финансирования первостепенных нужд МПС респондентов возмущает печально знаменитый 'долгострой' – скоростная ветка Москва – Санкт-Петербург, на которую средства, и немалые, все же были найдены. Опрошенные выражают недовольство тем обстоятельством, что даже те деньги, которые удается найти, МПС тратит не на нужды первой необходимости. Объяснение этому они видят в одном: такие заведомо малоприбыльные операции, как модернизация технического парка железной дороги, не слишком интересуют чиновников. В отличие от 'миллиардной стройки', на которой, как полагают опрошенные, можно 'сорвать' неплохие деньги:
- '
Лена: Министры новую дорогу собирались строить. Получается, давно должны были пустить поезд Москва – Санкт-Петербург, а где он?
Ирина: Нет, скоростные перевозки – там полный обвал. То есть сейчас уже официально это называется немыслимой аферой. Эту огромную сумму теперь не найти, единственное, что от этой огромной суммы есть, – это вот яма на Московском вокзале, то есть там несколько кварталов на Лиговке снесено' (ДФГ, Санкт- Петербург).
- 'Думаю, что у них совершенно другие проблемы: вот эти скоростные перевозки, миллиардные деньги. Кроме того, МПС – это же монополисты, один из крупнейших монополистов в нашей стране, то есть они опять озабочены зарабатыванием денег. А то, что мы говорим как пассажиры, я думаю, для них такая ничтожность, это же заведомо неокупаемая часть'
(ДФГ, Санкт- Петербург).
Несмотря на столь внушительный список замечаний по работе МПС, все же немалое количество опрошенных довольно работой этого ведомства. И четверть всех оценивших его работу позитивно (5% в целом по выборке), отмечают значительные улучшения, произошедшие, по их ощущениям, в работе Министерства:
- 'По сравнению с прошлыми годами, обстановка на железной дороге стала лучше'; 'улучшение какое-то заметно'; 'есть какие-то положительные подвижки'; 'неплохо справляются со своей работой'; 'порядок навели более-менее'
(открытый вопрос, 5% ответов).
Для определенной части опрошенных решающим в вынесении собственной оценки работе МПС стало ее сравнение с работой авиации. Вполне понятно, что многие люди сейчас боятся летать на самолетах – причиной тому значительно участившиеся авиакатастрофы с многочисленными человеческими жертвами. Поэтому респонденты полагают, что в сложившихся обстоятельствах поезда являются хотя и менее комфортным, но зато значительно более надежным видом транспорта:
- 'По крайней мере, поезда так не бьются, как самолеты'; 'люди в основном ездят на поездах – на самолетах летать опасно'; 'мало аварий всяких и чрезвычайных ситуаций на железной дороге'; 'поезда нормально ездят, железная дорога – самая безопасная'; 'более безопасный вид транспорта'
(открытый вопрос, 2% ответов).
А позицию шестой части ответивших на вопрос о том, почему они оценивают работу МПС положительно (3% по выборке), можно охарактеризовать и вовсе одной фразой: 'Работает – и слава Богу!':
- 'Поезда пока бегают'; 'железные дороги еще работают'; 'поезда еще двигаются'; 'несмотря на разруху, поезда ходят'; 'действует транспорт этот'
(открытый вопрос, 3% ответов).
А на обсуждениях в фокус-группах звучит еще один мотив, который также вселяет определенную долю оптимизма. Респонденты, которым 'посчастливилось' воспользоваться железнодорожным транспортом бывших союзных республик, говорят, что российский аналог выглядит гораздо приличнее:
- '
Модератор: Скажите, какое у вас впечатление от услуг этого ведомства?
Виктор: Очень неприятное.
Максим: Я могу сказать одно: я ездил в Белоруссию, и там еще хуже, чем у нас в России. То есть я ехал туда на их поезде, обратно на нашем, на российском – их поезд значительно хуже' (ДФГ, Москва).
65% опрошенных уверены, что положение дел на российской железной дороге в той или иной мере зависит от деятельности министра путей сообщения (полагают, что 'зависит полностью' – 30%; 'зависит в значительной мере' – 35%). Противоположной точки зрения придерживается в четыре раза меньше респондентов – 14%: 10% полагают, что работа железной дороги зависит от деятельности министра 'в незначительной мере', еще 4% – что 'совсем не зависит'. Однако при этом лишь 8% опрошенных смогли уверенно назвать имя этого министра (им сегодня является Геннадий Фадеев), 76% ответили, что они 'не знают', 13% затруднились с ответом. Интересно, что при обсуждении этого вопроса на фокус-группах респонденты часто упоминали имя предыдущего главы этого ведомства Николая Аксененко, полагая, что он и сегодня занимает этот пост:
- '
Виктор: Аксененко уже убрали.
Модератор: Какие еще версии?
Максим: Не знаю, я только Аксененко слышал.
Светлана: Я думала тоже – Аксененко' (ДФГ, Москва).
Как бы то ни было, 31% опрошенных полагают, что Геннадий Фадеев справляется со своей работой, противоположного мнения придерживаются 13% респондентов (затруднились дать собственную оценку 56%). Столь значительное несоответствие между количеством респондентов, знающих этого министра (8%), и теми, кто дал какую-либо оценку его деятельности (всего 44%), наводит на мысль, что большинство оценивающих делают это на основе своего отношения к ведомству в целом, но никак не к работе конкретного – к тому же неизвестного им – министра.
Как видно из приведенных данных, доля респондентов, считающих, что министр справляется со своей работой, более чем в два с половиной раза превышает долю тех, кто не согласен с такой точкой зрения, – 31% против 13%. Это позволяет предположить, что в целом положение дел на российских железных дорогах не представляется опрошенным катастрофичным, хотя и оставляет, по их мнению, желать лучшего.
Оценивающие работу Фадеева положительно делают это, опираясь в том числе и на тот факт, что этот министр занимает свою должность уже во второй раз – он был главой этого ведомства еще в советском правительстве:
- '
Модератор: Как Фадеев справляется со своими обязанностями?
Игорь: Его второй раз назначили.
Лена: Значит, хорошо' (ДФГ, Москва).
Интересное предложение было высказано в ходе обсуждения на московской фокус-группе. Ее участницы пожелали министру прокатиться инкогнито на поезде Москва – Владивосток, чтобы самому испытать все те неудобства, с которыми сталкиваются рядовые граждане. Тогда он сможет составить объективное представление о существующих в отрасли проблемах:
- '
Юля: Он [министр] должен испытать на себе все проблемы пассажиров.
Светлана: Вы знаете, надо сесть в поезд Москва – Владивосток инкогнито, и прокатиться – сделаешь много выводов' (ДФГ, Москва).
|