На главный сайтПервая страница базы данныхНовые поступленияСтруктурный каталог / А-ЯТематический каталог / А-Я |
08.12.2005 Безопасность движения на дорогах Результаты исследования полностью см.:http://bd.fom.ru/map/projects/dominant/dom0549/domt0549_4 Известно, что люди делятся на водителей и пешеходов, и взаимопонимания между первыми и вторыми обычно не наблюдается; по крайней мере, у нас, где уважение к другим участникам движения и соблюдение правил – скорее аномалия и чуть ли не дурной тон. Данные опроса подтверждают, что культура дорожного движения в нашей стране оставляет желать лучшего – и вряд ли положение дел можно исправить одним только предлагаемым ужесточением наказаний. По словам опрошенных, 56% из них приходилось видеть ДТП с участием водителей и пешеходов, а 18% попадали в них лично (10% – в качестве водителей, 7% – в качестве пешеходов, 1% – и в том, и в другом качестве). При этом большинство респондентов (60%) придерживаются мнения, что виновниками таких происшествий одинаково часто оказываются и водители, и пешеходы; но те, кто склонен возлагать большую часть ответственности на одну из сторон, вчетверо чаще обвиняют водителей (28%), чем пешеходов (7%). Отметим, что мнения водителей и пешеходов по этому вопросу совпадают. Участников опроса попросили ответить, какие действия пешеходов и водителей, на их взгляд, чаще всего приводят к ДТП (вопросы задавались в открытой форме). По мнению респондентов, пешеходы провоцируют ДТП тем, что не соблюдают правила дорожного движения и переходят дорогу в неположенном месте (31%), невнимательны и рассеяны – "не смотрят по сторонам" (28%), перебегают дорогу перед близко идущим транспортом (16%), в целом безрассудны – недооценивают опасность (6%) и т. д. Отвечая на закрытый вопрос, 17% опрошенных заявили, что там, где они живут, пешеходы редко переходят дорогу в неположенных местах, тогда как 51% уверяют, что это происходит часто (по словам 24% респондентов, у них не обозначены места для перехода через улицу – в большинстве своем это сельские жители). Что касается водителей, то они, по мнению респондентов, провоцируют ДТП чаще всего тем, что садятся за руль в состоянии алкогольного или наркотического опьянения (45%), а кроме того – превышают скорость (31%), нарушают правила дорожного движения или просто не знают их (15% и 7% соответственно), не проявляют должной внимательности (9%) или уважения к другим участникам движения (6%). По словам 25% опрошенных, там, где они живут, водители обычно пропускают пешеходов на нерегулируемых пешеходных переходах ("зебрах"); доля тех, кто утверждает обратное, вдвое больше – 51%. Но чем крупнее поселение, тем чаще респонденты говорили, что водители не пропускают пешеходов, и реже – что пропускают: в мегаполисах распределение по соответствующему вопросу составило 68% против 22%, тогда как в малых городах – 53% против 32%. По общей оценке респондентов, за последние год-два там, где они живут, ситуация с безопасностью движения не изменилась (40%) или ухудшилась (39%; особенно часто на это жаловались жители малых городов – 49%). Только 12% опрошенных говорят, что она изменилась к лучшему. И в большинстве своем респонденты придерживаются мнения, что сегодня следует ужесточать наказания за нарушения правил дорожного движения – причем не только водителями (72%), но и пешеходами (62%). Против ужесточения наказаний выступают 16% и 22% опрошенных соответственно. Вместе с тем, несмотря на общую пессимистическую оценку ситуации на дорогах и преобладание точки зрения о необходимости ужесточения наказаний за нарушение правил, несмотря на то, что водители чаще, чем пешеходы, признаются виновными в ДТП, 10% опрошенных (среди молодежи – 19%) не осуждают тех, кто покупает водительские права, полагая, что этому можно найти оправдание. Одни говорят, что такие люди уже умеют водить машину (3%), другие – что на экзаменах в ГАИ и автошколах чинится множество препятствий, и не остается иного выхода (2%), а некоторые просто считают, что это "личное дело каждого" (1%), тем более что в нашей стране все продается и покупается (1%). Кстати, по данным опроса, у 5% тех, кто ездит за рулем часто, и у 28% тех, кто ездит редко, водительских прав нет. И можно предположить, что в действительности эта доля даже выше – ведь вполне вероятно, что некоторые из таких водителей не захотели откровенничать на столь скользкую тему в беседе с незнакомым человеком. Елена Вовк Фонд "Общественное мнение". Всероссийский опрос городского и сельского населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик всех экономико-географических зон. Метод опроса - интервью по месту жительства. Статистическая погрешность не превышает 3,6%. 6 декабря 2005 года. 1500 респондентов.
|
|