На главный сайтПервая страница базы данныхНовые поступленияСтруктурный каталог / А-ЯТематический каталог / А-Я |
02.02.2006 Слухи в нашей жизни Результаты исследования полностью см.:http://bd.fom.ru/map/projects/dominant/dom0605/domt0605_4 Большинство россиян не считают себя легковерными людьми: 73% опрошенных заявили, что чаще не верят слухам, и только 16% признали, что обычно слухам верят. Женщины выказывают склонность верить слухам несколько чаще мужчин (21% против 11% соответственно). Однако нормативная установка на "недоверие к слухам", разделяемая почти тремя четвертями россиян, не мешает многим признавать, что слухи иногда оказываются верными. Так, по опыту 27% опрошенных, слухи, поступающие от друзей и родственников, чаще подтверждаются, чем не подтверждаются. Противоположного мнения – что такие слухи по преимуществу недостоверны – придерживается несколько меньшая доля респондентов – 22%. Примерно поровну распределяются суждения о достоверности слухов, почерпнутых из СМИ: 22% респондентов считают, что они чаще подтверждаются, 19% придерживаются противоположной точки зрения. Чаще других упрекают СМИ в распространении не подтвержденных впоследствии слухов наиболее образованные респонденты (30%), а также москвичи (33%). Заслуживает внимания тот факт, что, по утверждению 36% опрошенных, они никогда не узнают слухи из СМИ, а 29% – не слышат их от своих друзей или родственников. Причем до 18% россиян, судя по данным опроса, вообще не доходят никакие слухи – ни из того, ни из другого источника. Те, кто заявил о своем недоверии слухам, особенно часто утверждают, что практически не стакиваются с ними. Вероятно, во многих случаях они просто предпочитают не расценивать получаемую информацию как слухи. В первую очередь это относится к общению с друзьями, родственниками, близкими людьми.
Интересно, что хотя большинство опрошенных, по их словам, чаще воспринимают слухи с недоверием, мнение о том, что слухи приносят в основном вред, разделяют сравнительно немногие – 26% респондентов. Гораздо чаще (34%) участники опроса полагают, что слухи "приносят и пользу, и вред в равной мере". Каждый третий из тех, кто не склонен верить в слухи, признает, что определенная польза в существовании слухов есть. При этом 5% россиян вообще полагают, что слухи скорее полезны, чем вредны, причем в этой, последней группе доли респондентов, верящих и не верящих в слухи, практически равны. Те, кто считает слухи сугубо вредным явлением, обосновывают это двумя доводами – негативным влиянием слухов на людей и недостоверностью информации. Первые полагают, что слухи расстраивают людей, доставляют им беспокойство: "настораживает людей, беспокоит"; "создают панику, хаос"; "суета одна"; "услышу – расстроюсь и не сплю"; "если верить слухам, то значит, не жить нормально"; "слухи расстраивают, хороших слухов не бывает". Вторые говорят, что слухи вводят людей в заблуждение: "они больше неправдивые"; "они врут"; "чего чушь молоть?"; "неправдоподобные слухи"; "вводят в заблуждение". Любопытно, что суждения первого типа встречаются чаще, чем второго, – 10% против 7%. То есть вред, наносимый слухами, чаще усматривается в том, что они порождают дискомфорт, а не в том, что они дезинформируют людей. О том, что слухи содержат по преимуществу неприятную, тревожную информацию, говорят и респонденты, придерживающиеся мнения, что слухи скорее полезны, чем вредны. Польза усматривается в возможности извлечь из этой негативной информации практические выводы: "готовишься встретить во всеоружии то, о чем слышишь"; "они предупреждают о будущем"; "предупреждают об опасности"; "предупрежден – значит, вооружен" (2% от всех опрошенных). Какие слухи в последнее время циркулируют в обществе? Только каждый четвертый респондент назвал какой-либо слух, о котором он узнал в последнее время, и почти в половине этих случаев речь шла либо о событиях, касающихся жилищно-коммунального хозяйства, либо о повышении цен (в том числе – и тарифов на услуги ЖКХ): "все подорожает"; "о квартплате – будет повышение"; "будет сильное повышение цен на газ, свет"; "об отключении газа"; "о повышении тарифов на транспорт"; "о подорожании хлеба"; "о росте цен"; "подорожание бензина" (12% ответов). Не были обойдены вниманием респондентов и капризы погоды – "последние слухи" на эту тему вспомнили 5% опрошенных. Слухи из мира политики, равно как и из жизни знаменитостей, волнуют россиян, по всей видимости, в значительно меньшей степени – их упоминали по 1% опрошенных: "о том, что сменится мэр города в Ульяновске"; "что Путин уходит в отставку"; "про бывшего губернатора"; "что Касьянов будет президентом"; "слух, что Киркоров с Пугачевой развелись"; "Пугачева вышла замуж за Галкина". Петр Бавин Фонд "Общественное мнение". Всероссийский опрос городского и сельского населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик всех экономико-географических зон. Метод опроса - интервью по месту жительства. Статистическая погрешность не превышает 3,6%. 2 февраля 2006 года. 1500 респондентов.
|
|