27.05.2004, Опрос населения
Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 22-23 мая 2004 г.. 1500 респондентов. Дополнительный опрос населения Москвы - 600 респондентов, 100 из которых входят и в общероссийскую выборку. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.
|
КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, СЕЙЧАС ПРОФЕССИЯ ШКОЛЬНОГО УЧИТЕЛЯ ПОЛЬЗУЕТСЯ ИЛИ НЕ ПОЛЬЗУЕТСЯ УВАЖЕНИЕМ?
НА ВАШ ВЗГЛЯД, СЕЙЧАС ГОСУДАРСТВО УДЕЛЯЕТ ШКОЛЕ ДОСТАТОЧНО ИЛИ НЕДОСТАТОЧНО ВНИМАНИЯ?
ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, СЕГОДНЯ В РОССИИ КАЧЕСТВО ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛУЧШЕ, ХУЖЕ ИЛИ ТАКОЕ ЖЕ - ПО СРАВНЕНИЮ С ТЕМ, КАКИМ ОНО БЫЛО В СОВЕТСКОЕ ВРЕМЯ?
СЕЙЧАС В РОССИИ ЕСТЬ ПЛАТНЫЕ СРЕДНИЕ ШКОЛЫ. КАК ВЫ ПОЛАГАЕТЕ, КАЧЕСТВО ОБУЧЕНИЯ В ПЛАТНЫХ ШКОЛАХ ВЫШЕ, ЧЕМ В БЕСПЛАТНЫХ, НИЖЕ ИЛИ ПРИМЕРНО ТАКОЕ ЖЕ?
В ЧЕМ, ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, СОСТОИТ ГЛАВНАЯ ЗАДАЧА ШКОЛЫ: ДАВАТЬ ДЕТЯМ ЗНАНИЯ ИЛИ ВОСПИТЫВАТЬ ДЕТЕЙ? ИЛИ ВЫ СЧИТАЕТЕ, ЧТО ЭТИ ЗАДАЧИ РАВНОЗНАЧНЫ?
КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ В ЦЕЛОМ ДИСЦИПЛИНА СЛИШКОМ ЖЕСТКАЯ, НЕДОСТАТОЧНО ЖЕСТКАЯ, ИЛИ ДИСЦИПЛИНА В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ ТАКАЯ, КАКОЙ ДОЛЖНА БЫТЬ?
СКАЖИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, ЕСТЬ ЛИ У ВАС ДЕТИ, ВНУКИ ИЛИ БЛИЗКИЕ РОДСТВЕННИКИ, УЧАЩИЕСЯ В ШКОЛЕ?
ПО ВАШИМ ОЦЕНКАМ, ШКОЛА, В КОТОРОЙ УЧИТСЯ ВАШ РЕБЕНОК (ВНУК), ДАЕТ ХОРОШЕЕ ИЛИ ПЛОХОЕ ОБРАЗОВАНИЕ? (Ответы заявивших, что у них есть дети, внуки или близкие родственники, учащиеся в школе.)
ЕСЛИ ГОВОРИТЬ В ЦЕЛОМ, УЧИТЕЛЯ, У КОТОРЫХ УЧИТСЯ ВАШ РЕБЕНОК (ВНУК), ВАМ НРАВЯТСЯ ИЛИ НЕ НРАВЯТСЯ? (Ответы заявивших, что у них есть дети, внуки или близкие родственники, учащиеся в школе.)
ОТКРЫТЫЙ ВОПРОС: КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, ПОЧЕМУ, ПО КАКОЙ ПРИЧИНЕ КАЧЕСТВО ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТАЛО ЛУЧШЕ, ПО СРАВНЕНИЮ С ТЕМ, КАКИМ ОНО БЫЛО В СОВЕТСКОЕ ВРЕМЯ?
(в % от числа опрошенных по России)
Увеличилось количество предметов, усовершенствовалась программа и методики обучения |
|
5 |
- 'Более расширенные знания'; 'более современные программы'; 'больше знаний стали дети получать, дополнительно стали давать знания'; 'больше интересных появилось предметов, которых у нас не было'; 'другая школьная программа, больше полезного и интересного'; 'очень много внимания уделяется тестированию, контрольным срезам, что повышает качество знаний у учащихся'; 'исчезли ненужные предметы'; 'программа в школе новая'; 'программа сложнее сейчас'; 'программы лучше, больше';
|
|
|
|
|
|
Появились компьютерные классы, увеличилось количество учебных материалов |
|
3 |
- 'Больше современной техники: компьютеры, телевизоры, микроэлектроника'; 'больше техники в школах появилось'; 'в школах стало больше компьютеров'; 'компьютеризировано образование сейчас, больше новых технологий в образовательном процессе стало'; 'лучше снабжается техникой, компьютерами'; 'учебников стало больше, в школе компьютеры поставили'; 'больше материала для обучения'.
|
|
|
|
|
|
Появилось много источников информации, Интернет |
|
2 |
- 'Больше информации сейчас и возможности получать ее'; 'больше информации, Интернет'; 'доступ к Интернету – много разного и много нового'; 'ребенок сейчас получает гораздо больше информации, чем раньше'.
|
|
|
|
|
|
Возросли потребность в получении качественного образования и требования к образованию |
|
1 |
- 'Больше стало требований к ученикам'; 'дети более заинтересованы в учебе'; 'задачи усложняются, и поэтому надо идти в ногу со временем'; 'сейчас нужны знания для конкретного дела'; 'требование жизни'; 'трудно поступать в институт – требуют все больше знаний'.
|
|
|
|
|
|
Повысилась квалификация учителей, учителя стали работать лучше |
|
1 |
- 'Более опытные учителя'; 'более квалифицированные учителя идут сейчас'; 'образованнее учителя'; 'уровень интеллекта учителей повысился'; 'уровень подготовки учителей выше'; 'учителя выкладываются больше'; 'учителя хорошо работают'.
|
|
|
|
|
|
Дети стали более развитыми |
|
1 |
- 'Дети стали более грамотными'; 'дети стали раскрепощеннее, много знают, во многом разбираются, умеют пользоваться ПК'; 'молодежь, дети сейчас более продвинутые...'; 'ученики стали пограмотнее, сфера знаний больше стала'.
|
|
|
|
|
|
Отпало влияние советской идеологии, больше стало свободы, возможностей для самовыражения |
|
1 |
- 'Больше свободы для творческого самовыражения'; 'меньше политики'; 'преподавание истории и литературы стало более правдоподобное, правдивое, отсутствие политической идеологии'; 'раньше больше запретов было, чем сейчас'; 'раскрепощенность учителей, нет рамок советского режима...'.
|
|
|
|
|
|
Улучшились условия обучения в целом |
|
1 |
- 'Выше стало образование в стране'; 'лучше условия сейчас'; 'лучше условия, чем раньше'; 'сейчас созданы все условия для развития высокого качества образования'.
|
|
|
|
|
|
Это влияние прогресса |
|
1 |
- 'Все совершенствуется'; 'жизнь прогрессирует'; 'мы же развиваемся'; 'прогресс'.
|
|
|
|
|
|
Расширились возможности выбора школ, профиля обучения |
|
1 |
- 'Выбор школ есть'; 'доступнее стало, можно любое образование получить, учится тот, кто хочет'; 'есть разделение на классы разноуровневого образования'; 'появилось много школ с уклоном'; '...разные программы, которые можно выбрать по желанию: гуманитарные, математические'; 'совершенно другой подход к детям: спецклассы, иностранный язык с первого класса'; 'свобода выбора'.
|
|
|
|
|
|
Стал более индивидуальным подход к детям |
|
1 |
- 'Подход к ребенку индивидуальный'; 'теперь стали детям больше внимания уделять'; 'учителя больше внимания стали детям оказывать'.
|
|
|
|
|
|
Другое |
|
1 |
- 'Больше финансируется'; 'в заработке учителей произошли изменения в лучшую сторону'; 'ездят по обмену, более открытое общение'; 'нет точного ответа, т. к. есть в советском времени и плюсы, и минусы'; 'ориентация на сильных учеников'; 'потому что стало все платно'.
|
|
|
|
|
|
Затрудняюсь ответить, нет ответа |
|
4 |
|
|
|
Вопрос не задавался |
|
83 |
|
ОТКРЫТЫЙ ВОПРОС: КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, ПОЧЕМУ, ПО КАКОЙ ПРИЧИНЕ КАЧЕСТВО ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТАЛО ХУЖЕ, ПО СРАВНЕНИЮ С ТЕМ, КАКИМ ОНО БЫЛО В СОВЕТСКОЕ ВРЕМЯ?
(в % от числа опрошенных по России)
Плохое финансирование, слабое материальное обеспечение школ |
|
13 |
Низкая зарплата учителей |
9 |
|
- 'Денег мало учителя получают'; 'зарплата маленькая у учителей'; 'какая зарплата, такая и работа'; 'мало зарплаты учителям, поэтому плохо учат'; 'мало платят педагогам'; 'материальное положение учителей'; 'учителя загнали в такое положение, что он занят зарабатыванием денег, а не качеством образования'.
|
|
|
Недостаточное финансирование школ в целом |
3 |
|
- 'Бюджет низкий для школ, недостаточно финансируются'; 'все дело в слабом финансировании'; 'недостаточное финансирование всей образовательной системы'; 'нет денег на развитие школы'; 'нужно больше выделять средств для образования'.
|
|
|
Плохое оснащение школ, недостаточное обеспечение учебными пособиями |
1 |
|
- 'Нет компьютеров...'; 'нет наглядных пособий, кабинеты не оборудованы'; 'нет условий, нет пособий'; 'уровень ниже, потому что у них не хватает соответствующего оборудования'; 'плохая материальная база'.
|
|
|
|
|
|
Общая атмосфера в школе |
|
12 |
Безразличие учителей к детям, разобщенность учителей и учеников |
5 |
|
- 'В советское время были все заинтересованы, чтоб ребенок учился'; 'детям нет никакого внимания'; 'изменилось отношение преподавателей – безразличие'; 'нет ответственности у учителей: свои часы отработали – и уходят домой'; 'отношение учителя к ученикам часто наплевательское'; 'сейчас учителя стали хуже к своим обязанностям относиться'; 'учителя больше заняты своими проблемами'; 'дети – сами по себе, учителя – сами по себе, нет единых стремлений'; 'детей не заинтересовывают, не прививают любовь к постижению нового'; 'между детьми, родителями и учителями нет взаимопонимания'.
|
|
|
Отсутствие дисциплины в школе |
3 |
|
- 'Дети пропускают уроки – никому нет до этого дела'; 'дети стали разбалованные'; '...совершенно нет дисциплины'; 'очень низкая дисциплина, поэтому плохие знания'; 'тогда было строго, порядок был в школе'.
|
|
|
Отсутствие у детей интереса к учебе |
2 |
|
- 'Дети не хотят учиться, не заинтересованы в этом'; 'интереса меньше у ребят к учебе'; 'сами ученики стали хуже относиться к учебе'; 'сейчас не хотят учиться сами дети'; 'у детей нет ни к чему интереса'.
|
|
|
Отсутствие воспитания, низкий уровень культуры и морали |
2 |
|
- 'Воспитание поколения отвратительное'; 'моральные ценности понизились'; 'моральный спад у учащихся'; 'не воспитывают'; 'не учат уважать старших и любить свою родину'; дети – обкуренные дебилы'; '...много распущенных детей, наркоманов'; 'у детей не осталось ничего святого'; 'учителя не оказывают должного воспитания ученикам'.
|
|
|
Отсутствие у детей уважения к учителям |
1 |
|
- 'Было больше уважения к школе и учителям'; 'отношение детей к учителям'; 'раньше учителей уважали, а теперь – нет'; 'учителя не пользуются авторитетом у учащихся'.
|
|
|
|
|
|
Плохие учебные программы, несовершенная система обучения |
|
6 |
Чрезмерная сложность программ, много ненужных предметов |
3 |
|
- 'В программу включают много лишнего'; 'дети не успевают осваивать материал, т. к. идет гонка и нет времени для закрепления'; 'дети с трудом втягиваются в учебу, т. к. школьное образование стало трудным для учащихся'; '...несмотря на все эти перепрыгивания в школе через класс, программы усложняются, но дети их не усваивают'; 'многое пихают'; 'очень заумно все преподают'; 'перегруженность детей ненужными предметами'.
|
|
|
Нестабильность программ, слишком много экспериментов |
1 |
|
- 'В реформах очень много ненужного'; 'нет единой школьной программы'; 'нет единой методики обучения для всех школьников: каждая школа сама по себе придумывает программу'; 'нет стабильности, слишком много перемен в программах'; 'очень много различных программ'; 'слишком много экспериментальных программ, и составляют их далеко не практики'; 'экспериментов много, систему не закрепили, нет постоянной системы обучения'.
|
|
|
Снижение требований к качеству образования |
1 |
|
- 'Мало спрашивают'; 'меньше требовательность'; 'не требуют с учеников ничего'; 'нельзя проконтролировать, как учится, оценки ставят нерегулярно, нет внимания на неактивных учеников'; 'раньше больше обращали внимания на качество образования'; 'стало меньше требований к ученику'; 'требования ниже'.
|
|
|
Другие недостатки системы обучения |
2 |
|
- 'Знаний не дают, не так открыто, все на компьютерах, читают мало'; 'значительно хуже преподавание русской классической литературы...'; 'плохо знают историю, т. к. ее перековеркали'; 'программа обучения другая, раньше была лучше'; 'программа плохая'; 'сейчас пользуются больше компьютерами, калькуляторами, а раньше – головой'.
|
|
|
|
|
|
Платное образование |
|
6 |
Образование стало платным |
5 |
|
- 'Без денег не учатся, а денег ни у кого нет'; 'все образование – платное'; 'все стало платным: нет денег – нет образования'; 'нужно отменить платное образование в вузах – поднимется качество образования в школе'; 'оплату ввели за обучение'; 'слишком много платных школ'; 'хорошее образование очень дорого'; 'семьям, у которых нет денег, двери в вуз закрыты'.
|
|
|
Учебники, пособия стали платными |
2 |
|
- 'Платные учебники...'; 'учебников нет из-за дороговизны – не каждый может купить, в школы не поступает никакая литература'; 'учебников нет, не дают детям, а не все могут их купить'; 'учились по бесплатным учебникам, а сейчас все платное'.
|
|
|
|
|
|
Коррумпированность школы |
|
5 |
Все покупается за деньги |
3 |
|
- 'Больше внимание делается на то, что можно купить себе оценку'; 'все делают деньги, все покупается и продается'; 'все – за деньги, никто ничего не учит, все откупаются'; 'все куплено за деньги, и дипломы – тоже'; 'сейчас знаний не дают, все можно купить за деньги'.
|
|
|
Поборы, взятки, вымогательство |
2 |
|
- 'Везде надо платить: оценки занижают, если нет денег'; 'взятки и подарки учителям могут сделать не все родители, значит к детям отношение у учителей разное'; 'все упирается в деньги, развилось поборничество с учащихся'; 'все учатся за взятки: хочешь знать предмет – плати'; 'кругом взятки берут, и все'; 'тогда работали на совесть все, а сейчас – за подарки'.
|
|
|
|
|
|
Проблема преподавательских кадров |
|
5 |
Нехватка квалифицированных учителей |
3 |
|
- 'Кадры недостаточно подготовлены'; 'недостаток учителей'; 'неквалифицированные учителя'; 'нет настоящих специалистов, по призванию'; 'нет образования приличного у учителей'; 'нет хороших специалистов в школе'; 'нехватка учителей: предметы не ведутся'; 'отток специалистов – работают неопытные, молодые'; 'плохие кадры'; 'хорошие профессионалы уходят'.
|
|
|
Плохая работа учителей |
2 |
|
- 'В нашей школе образование не дают, учат плохо, за учеников отчета нет'; 'не даются достоверные знания'; 'нет индивидуальной работы с учениками'; 'работают педагоги плохо'; 'учителя меньше дают знаний'; 'учителя не учат'; 'учителя стали хуже учить детей'.
|
|
|
|
|
|
Невнимание государства к сфере школьного образования |
|
2 |
- 'Государство забросило образование'; 'государство не уделяет школе внимания – образование должно быть одним из главных направлений внутренней политики'; 'недостаток внимания к образованию как системе'; 'недостаточно внимания государства'.
|
|
|
|
|
|
Низкий уровень образования в целом |
|
1 |
- 'Дети ничего не знают'; 'основная часть учеников слабее в знаниях'; 'поколение, которое обучалось в советское время, – более грамотное'; 'сейчас все хуже'; 'я учусь и вижу, что знания плохие у учеников'.
|
|
|
|
|
|
Отсутствие детских организаций в школе, внеклассной работы с детьми |
|
1 |
- '...Сейчас нет ни пионерской дружины, ни кружков, точнее, есть, но все это за деньги'; 'нет основной идеи, по которой бы жила школа, типа пионерии'; 'пионеры были – интереснее жилось'; 'раньше дети занимались в бесплатных кружках, были чем-то заняты'; 'нет внеклассной работы с детьми'.
|
|
|
|
|
|
Плохие учебники |
|
1 |
- 'Дети не понимают учебники'; '...нет хороших учебников'; 'учебники не продуманы, не раскрывающие темы'.
|
|
|
|
|
|
Общая ситуация в стране |
|
1 |
- 'По причине общего развала государства'; 'смена жизни повлияла на образование'; 'перестройка все сломала...'; 'такая сейчас жизнь – такое и образование'; 'потому что не до учебы сейчас всем, не до детей сейчас ни школе, ни родителям – сейчас одни деньги, все думают, как выжить...'; 'социальная обстановка такая...'; 'недостаточное развитие общества'; 'распад СССР, социальная незащищенность'.
|
|
|
|
|
|
Другое |
|
1 |
- 'Влияние ТВ, рекламы'; 'зависит от директора школы'; 'упал престиж профессии учителя'; 'отменено всеобщее среднее образование...'; 'сейчас и школы позакрывали'; 'у меня ребенок учится в 9-м классе, и учительница оскорбляет ребенка и родителей тоже в присутствии детей'.
|
|
|
|
|
|
Затрудняюсь ответить, нет ответа |
|
4 |
|
|
|
Вопрос не задавался |
|
54 |
|
Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 22-23 мая 2004 г.. 1500 респондентов. Дополнительный опрос населения Москвы - 600 респондентов, 100 из которых входят и в общероссийскую выборку. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.
|
|
КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, СЕЙЧАС ПРОФЕССИЯ ШКОЛЬНОГО УЧИТЕЛЯ ПОЛЬЗУЕТСЯ ИЛИ НЕ ПОЛЬЗУЕТСЯ УВАЖЕНИЕМ?
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Доли групп (%) | 100 | 21 | 9 | 4 | 4 | 4 | 43 | 46 | 16 | 35 | 28 | 31 | 39 | 47 | 53 | 34 | 38 | 28 | 18 | 36 | 34 | 12 | 23 | 34 | 32 | 6 | 13 | 18 | 37 | 27 | 25 | 10 | 15 | 21 | 10 | 14 | 4 | |
пользуется | 37 | 41 | 36 | 46 | 29 | 33 | 37 | 38 | 37 | 37 | 44 | 37 | 34 | 38 | 37 | 42 | 35 | 35 | 42 | 42 | 32 | 31 | 46 | 35 | 36 | 33 | 35 | 32 | 35 | 47 | 33 | 37 | 44 | 40 | 40 | 37 | 30 |
не пользуется | 56 | 52 | 55 | 51 | 66 | 67 | 56 | 54 | 57 | 56 | 52 | 55 | 58 | 55 | 56 | 53 | 59 | 53 | 45 | 52 | 62 | 65 | 48 | 59 | 57 | 54 | 56 | 63 | 58 | 47 | 61 | 56 | 50 | 54 | 55 | 54 | 56 |
затрудняюсь ответить | 7 | 7 | 9 | 4 | 5 | 0 | 8 | 7 | 7 | 7 | 4 | 7 | 8 | 7 | 7 | 5 | 5 | 12 | 13 | 6 | 6 | 4 | 6 | 6 | 8 | 13 | 10 | 5 | 7 | 6 | 6 | 7 | 7 | 6 | 5 | 9 | 14 |
НА ВАШ ВЗГЛЯД, СЕЙЧАС ГОСУДАРСТВО УДЕЛЯЕТ ШКОЛЕ ДОСТАТОЧНО ИЛИ НЕДОСТАТОЧНО ВНИМАНИЯ?
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Доли групп (%) | 100 | 21 | 9 | 4 | 4 | 4 | 43 | 46 | 16 | 35 | 28 | 31 | 39 | 47 | 53 | 34 | 38 | 28 | 18 | 36 | 34 | 12 | 23 | 34 | 32 | 6 | 13 | 18 | 37 | 27 | 25 | 10 | 15 | 21 | 10 | 14 | 4 | |
достаточно | 9 | 10 | 9 | 8 | 1 | 10 | 11 | 10 | 7 | 10 | 11 | 12 | 6 | 10 | 9 | 12 | 7 | 9 | 13 | 10 | 7 | 7 | 12 | 9 | 8 | 7 | 7 | 7 | 9 | 13 | 6 | 6 | 12 | 12 | 13 | 9 | 7 |
недостаточно | 83 | 84 | 87 | 87 | 91 | 88 | 81 | 81 | 89 | 83 | 85 | 80 | 85 | 84 | 82 | 82 | 88 | 76 | 68 | 84 | 87 | 90 | 82 | 81 | 86 | 87 | 82 | 88 | 84 | 78 | 87 | 87 | 80 | 79 | 79 | 84 | 84 |
затрудняюсь ответить | 8 | 7 | 4 | 5 | 7 | 2 | 9 | 9 | 4 | 7 | 4 | 8 | 9 | 6 | 9 | 5 | 5 | 15 | 18 | 5 | 6 | 4 | 6 | 9 | 6 | 6 | 11 | 5 | 7 | 9 | 6 | 6 | 9 | 8 | 8 | 7 | 9 |
ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, СЕГОДНЯ В РОССИИ КАЧЕСТВО ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛУЧШЕ, ХУЖЕ ИЛИ ТАКОЕ ЖЕ - ПО СРАВНЕНИЮ С ТЕМ, КАКИМ ОНО БЫЛО В СОВЕТСКОЕ ВРЕМЯ?
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Доли групп (%) | 100 | 21 | 9 | 4 | 4 | 4 | 43 | 46 | 16 | 35 | 28 | 31 | 39 | 47 | 53 | 34 | 38 | 28 | 18 | 36 | 34 | 12 | 23 | 34 | 32 | 6 | 13 | 18 | 37 | 27 | 25 | 10 | 15 | 21 | 10 | 14 | 4 | |
лучше | 17 | 20 | 11 | 15 | 4 | 20 | 18 | 20 | 11 | 18 | 29 | 14 | 12 | 16 | 18 | 28 | 11 | 13 | 14 | 20 | 18 | 14 | 21 | 17 | 16 | 8 | 15 | 19 | 17 | 20 | 13 | 16 | 14 | 21 | 24 | 17 | 24 |
такое же | 16 | 17 | 16 | 27 | 12 | 16 | 17 | 17 | 14 | 16 | 15 | 19 | 15 | 18 | 15 | 19 | 16 | 13 | 18 | 17 | 15 | 18 | 19 | 17 | 14 | 12 | 16 | 16 | 14 | 20 | 15 | 12 | 18 | 19 | 12 | 17 | 21 |
хуже | 46 | 45 | 60 | 48 | 61 | 48 | 43 | 44 | 59 | 44 | 41 | 47 | 50 | 45 | 47 | 36 | 57 | 44 | 36 | 42 | 52 | 57 | 46 | 44 | 50 | 59 | 47 | 45 | 51 | 38 | 53 | 41 | 52 | 41 | 43 | 46 | 35 |
затрудняюсь ответить | 20 | 18 | 14 | 10 | 24 | 16 | 22 | 19 | 16 | 22 | 15 | 19 | 23 | 20 | 20 | 17 | 16 | 30 | 32 | 21 | 16 | 11 | 14 | 22 | 20 | 21 | 22 | 20 | 18 | 22 | 19 | 32 | 17 | 19 | 21 | 20 | 20 |
СЕЙЧАС В РОССИИ ЕСТЬ ПЛАТНЫЕ СРЕДНИЕ ШКОЛЫ. КАК ВЫ ПОЛАГАЕТЕ, КАЧЕСТВО ОБУЧЕНИЯ В ПЛАТНЫХ ШКОЛАХ ВЫШЕ, ЧЕМ В БЕСПЛАТНЫХ, НИЖЕ ИЛИ ПРИМЕРНО ТАКОЕ ЖЕ?
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Доли групп (%) | 100 | 21 | 9 | 4 | 4 | 4 | 43 | 46 | 16 | 35 | 28 | 31 | 39 | 47 | 53 | 34 | 38 | 28 | 18 | 36 | 34 | 12 | 23 | 34 | 32 | 6 | 13 | 18 | 37 | 27 | 25 | 10 | 15 | 21 | 10 | 14 | 4 | |
выше | 37 | 37 | 30 | 34 | 33 | 48 | 38 | 37 | 35 | 38 | 48 | 34 | 32 | 35 | 39 | 46 | 36 | 28 | 26 | 41 | 40 | 35 | 36 | 36 | 39 | 37 | 52 | 31 | 37 | 34 | 36 | 40 | 38 | 38 | 33 | 35 | 45 |
примерно такое же | 32 | 30 | 36 | 31 | 27 | 35 | 34 | 32 | 35 | 32 | 33 | 32 | 32 | 36 | 29 | 35 | 33 | 26 | 26 | 33 | 32 | 37 | 36 | 31 | 32 | 34 | 21 | 35 | 33 | 33 | 36 | 25 | 30 | 33 | 32 | 32 | 28 |
ниже | 6 | 6 | 9 | 7 | 12 | 3 | 5 | 6 | 8 | 5 | 6 | 7 | 6 | 6 | 7 | 5 | 6 | 8 | 4 | 4 | 8 | 11 | 4 | 5 | 8 | 6 | 9 | 8 | 5 | 5 | 4 | 9 | 7 | 6 | 9 | 7 | 7 |
затрудняюсь ответить | 25 | 27 | 24 | 27 | 27 | 14 | 22 | 25 | 22 | 25 | 12 | 27 | 31 | 24 | 26 | 14 | 25 | 37 | 44 | 22 | 20 | 17 | 24 | 28 | 21 | 23 | 18 | 26 | 24 | 28 | 25 | 26 | 25 | 23 | 27 | 27 | 20 |
В ЧЕМ, ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, СОСТОИТ ГЛАВНАЯ ЗАДАЧА ШКОЛЫ: ДАВАТЬ ДЕТЯМ ЗНАНИЯ ИЛИ ВОСПИТЫВАТЬ ДЕТЕЙ? ИЛИ ВЫ СЧИТАЕТЕ, ЧТО ЭТИ ЗАДАЧИ РАВНОЗНАЧНЫ?
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Доли групп (%) | 100 | 21 | 9 | 4 | 4 | 4 | 43 | 46 | 16 | 35 | 28 | 31 | 39 | 47 | 53 | 34 | 38 | 28 | 18 | 36 | 34 | 12 | 23 | 34 | 32 | 6 | 13 | 18 | 37 | 27 | 25 | 10 | 15 | 21 | 10 | 14 | 4 | |
давать знания | 25 | 30 | 23 | 27 | 19 | 23 | 25 | 28 | 24 | 24 | 27 | 26 | 23 | 25 | 26 | 25 | 26 | 24 | 24 | 26 | 27 | 22 | 25 | 24 | 28 | 21 | 32 | 23 | 24 | 27 | 24 | 26 | 22 | 21 | 25 | 31 | 49 |
воспитывать | 4 | 3 | 5 | 1 | 0 | 3 | 7 | 4 | 2 | 6 | 5 | 5 | 4 | 4 | 4 | 5 | 4 | 4 | 4 | 5 | 3 | 7 | 5 | 4 | 4 | 3 | 5 | 3 | 5 | 5 | 4 | 3 | 6 | 4 | 7 | 4 | 2 |
задачи равнозначны | 68 | 65 | 72 | 69 | 77 | 73 | 65 | 66 | 71 | 67 | 67 | 67 | 69 | 68 | 67 | 68 | 68 | 67 | 66 | 67 | 68 | 69 | 68 | 69 | 66 | 75 | 60 | 71 | 70 | 65 | 71 | 69 | 70 | 73 | 64 | 58 | 47 |
затрудняюсь ответить | 3 | 2 | 1 | 2 | 4 | 0 | 3 | 3 | 2 | 3 | 1 | 3 | 3 | 2 | 3 | 1 | 2 | 6 | 5 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 3 | 1 | 3 | 3 | 2 | 4 | 1 | 3 | 1 | 2 | 4 | 7 | 2 |
КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ В ЦЕЛОМ ДИСЦИПЛИНА СЛИШКОМ ЖЕСТКАЯ, НЕДОСТАТОЧНО ЖЕСТКАЯ, ИЛИ ДИСЦИПЛИНА В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ ТАКАЯ, КАКОЙ ДОЛЖНА БЫТЬ?
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Доли групп (%) | 100 | 21 | 9 | 4 | 4 | 4 | 43 | 46 | 16 | 35 | 28 | 31 | 39 | 47 | 53 | 34 | 38 | 28 | 18 | 36 | 34 | 12 | 23 | 34 | 32 | 6 | 13 | 18 | 37 | 27 | 25 | 10 | 15 | 21 | 10 | 14 | 4 | |
слишком жесткая | 2 | 2 | 1 | 4 | 1 | 3 | 3 | 2 | 2 | 2 | 5 | 2 | 1 | 2 | 2 | 5 | 1 | 1 | 2 | 3 | 1 | 5 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 3 | 2 | 3 | 1 | 1 | 2 | 4 | 4 | 2 | 6 |
такая, какой должна быть | 22 | 20 | 17 | 32 | 17 | 30 | 22 | 22 | 23 | 22 | 28 | 21 | 17 | 21 | 22 | 32 | 18 | 15 | 18 | 24 | 21 | 23 | 23 | 22 | 19 | 19 | 29 | 23 | 17 | 24 | 19 | 18 | 20 | 27 | 23 | 19 | 31 |
недостаточно жесткая | 58 | 61 | 64 | 53 | 59 | 57 | 57 | 59 | 57 | 58 | 55 | 59 | 60 | 58 | 57 | 51 | 65 | 56 | 55 | 56 | 62 | 57 | 60 | 58 | 59 | 51 | 49 | 54 | 66 | 54 | 64 | 61 | 58 | 49 | 59 | 62 | 42 |
затрудняюсь ответить | 18 | 17 | 18 | 11 | 23 | 10 | 17 | 17 | 17 | 18 | 12 | 18 | 22 | 18 | 18 | 12 | 16 | 28 | 26 | 17 | 16 | 15 | 15 | 18 | 19 | 28 | 20 | 20 | 14 | 19 | 16 | 20 | 20 | 20 | 14 | 17 | 22 |
СКАЖИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, ЕСТЬ ЛИ У ВАС ДЕТИ, ВНУКИ ИЛИ БЛИЗКИЕ РОДСТВЕННИКИ, УЧАЩИЕСЯ В ШКОЛЕ?
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Доли групп (%) | 100 | 21 | 9 | 4 | 4 | 4 | 43 | 46 | 16 | 35 | 28 | 31 | 39 | 47 | 53 | 34 | 38 | 28 | 18 | 36 | 34 | 12 | 23 | 34 | 32 | 6 | 13 | 18 | 37 | 27 | 25 | 10 | 15 | 21 | 10 | 14 | 4 | |
да | 56 | 59 | 59 | 55 | 62 | 68 | 51 | 57 | 54 | 56 | 55 | 57 | 56 | 54 | 58 | 53 | 58 | 55 | 51 | 56 | 59 | 50 | 65 | 58 | 51 | 48 | 46 | 50 | 57 | 64 | 51 | 53 | 53 | 61 | 56 | 62 | 54 |
нет | 44 | 41 | 41 | 45 | 38 | 32 | 49 | 43 | 46 | 44 | 45 | 43 | 44 | 46 | 42 | 47 | 42 | 45 | 49 | 44 | 41 | 50 | 35 | 42 | 49 | 52 | 54 | 50 | 43 | 36 | 49 | 47 | 47 | 39 | 44 | 38 | 46 |
ПО ВАШИМ ОЦЕНКАМ, ШКОЛА, В КОТОРОЙ УЧИТСЯ ВАШ РЕБЕНОК (ВНУК), ДАЕТ ХОРОШЕЕ ИЛИ ПЛОХОЕ ОБРАЗОВАНИЕ? (Ответы заявивших, что у них есть дети, внуки или близкие родственники, учащиеся в школе.)
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Доли групп (%) | 100 | 21 | 9 | 4 | 4 | 4 | 43 | 46 | 16 | 35 | 28 | 31 | 39 | 47 | 53 | 34 | 38 | 28 | 18 | 36 | 34 | 12 | 23 | 34 | 32 | 6 | 13 | 18 | 37 | 27 | 25 | 10 | 15 | 21 | 10 | 14 | 4 | |
хорошее | 37 | 42 | 42 | 32 | 40 | 50 | 33 | 41 | 35 | 34 | 39 | 39 | 36 | 35 | 39 | 37 | 40 | 34 | 33 | 38 | 40 | 33 | 42 | 37 | 35 | 35 | 30 | 32 | 38 | 44 | 36 | 33 | 36 | 42 | 41 | 36 | 39 |
плохое | 10 | 10 | 5 | 16 | 18 | 12 | 9 | 8 | 9 | 13 | 9 | 9 | 11 | 10 | 10 | 11 | 10 | 8 | 4 | 10 | 12 | 12 | 11 | 10 | 9 | 8 | 7 | 11 | 10 | 10 | 9 | 9 | 11 | 10 | 6 | 12 | 10 |
затрудняюсь ответить | 9 | 7 | 13 | 7 | 4 | 6 | 9 | 8 | 10 | 9 | 7 | 9 | 10 | 9 | 8 | 6 | 8 | 13 | 14 | 8 | 7 | 6 | 12 | 11 | 6 | 5 | 9 | 7 | 9 | 10 | 6 | 10 | 6 | 9 | 9 | 15 | 5 |
ЕСЛИ ГОВОРИТЬ В ЦЕЛОМ, УЧИТЕЛЯ, У КОТОРЫХ УЧИТСЯ ВАШ РЕБЕНОК (ВНУК), ВАМ НРАВЯТСЯ ИЛИ НЕ НРАВЯТСЯ? (Ответы заявивших, что у них есть дети, внуки или близкие родственники, учащиеся в школе.)
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Доли групп (%) | 100 | 21 | 9 | 4 | 4 | 4 | 43 | 46 | 16 | 35 | 28 | 31 | 39 | 47 | 53 | 34 | 38 | 28 | 18 | 36 | 34 | 12 | 23 | 34 | 32 | 6 | 13 | 18 | 37 | 27 | 25 | 10 | 15 | 21 | 10 | 14 | 4 | |
нравятся | 35 | 41 | 37 | 37 | 37 | 47 | 29 | 38 | 33 | 32 | 38 | 37 | 33 | 32 | 38 | 36 | 38 | 31 | 31 | 37 | 38 | 30 | 44 | 36 | 32 | 29 | 26 | 32 | 34 | 45 | 34 | 31 | 37 | 38 | 37 | 33 | 31 |
не нравятся | 8 | 7 | 7 | 11 | 9 | 7 | 8 | 7 | 8 | 9 | 7 | 7 | 8 | 7 | 8 | 7 | 9 | 5 | 4 | 7 | 9 | 10 | 8 | 7 | 8 | 11 | 7 | 10 | 7 | 6 | 7 | 5 | 9 | 7 | 4 | 10 | 10 |
затрудняюсь ответить | 13 | 11 | 15 | 8 | 16 | 13 | 14 | 12 | 13 | 14 | 9 | 13 | 15 | 14 | 12 | 10 | 10 | 19 | 16 | 13 | 12 | 11 | 13 | 15 | 11 | 8 | 12 | 8 | 16 | 13 | 9 | 16 | 7 | 16 | 15 | 19 | 13 |
ШКОЛА, В КОТОРОЙ УЧИТСЯ ВАШ РЕБЕНОК (ВНУК), ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИЛИ ЧАСТНАЯ? (Ответы заявивших, что у них есть дети, внуки или близкие родственники, учащиеся в школе.)
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Доли групп (%) | 100 | 21 | 9 | 4 | 4 | 4 | 43 | 46 | 16 | 35 | 28 | 31 | 39 | 47 | 53 | 34 | 38 | 28 | 18 | 36 | 34 | 12 | 23 | 34 | 32 | 6 | 13 | 18 | 37 | 27 | 25 | 10 | 15 | 21 | 10 | 14 | 4 | |
государственная | 54 | 58 | 56 | 53 | 61 | 68 | 50 | 56 | 51 | 54 | 53 | 55 | 55 | 52 | 57 | 52 | 57 | 54 | 50 | 55 | 58 | 48 | 64 | 56 | 50 | 47 | 44 | 48 | 56 | 63 | 49 | 53 | 53 | 59 | 52 | 60 | 52 |
частная | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 2 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 2 | 1 | 2 |
затрудняюсь ответить | 1 | 0 | 2 | 2 | 0 | 0 | 0 | 0 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 2 | 2 | 0 |
Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 22-23 мая 2004 г. 1500 респондентов. Дополнительный опрос населения Москвы - 600 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.
|
|