08.08.2002, Опрос населения
1.'Принцы' и 'нищие' российского образования2.Графики и открытые вопросы3.Опрос экспертов 4.Приложение.Таблицы 1.'Принцы' и 'нищие' российского образования |
Как показывают опросы ФОМа, представления россиян о министерствах и ведомствах, их функциях и сфере деятельности нередко оказываются весьма и весьма расплывчатыми (См., например, Преснякова Л. Рядовые и маршалы российского здравоохранения // Доминанты. Поле мнений. 2002. № 29 (ttp://www.fom.ru/survey/dominant/455/1116/3711.html).). Министерство образования – не исключение: большей части респондентов ничего не известно о деятельности этой структуры, неясны ее функции:
- 'Модератор: Что вы знаете о Министерстве образования нашем?
Участник 1: Что оно существует.
Модератор: Какие функции у Министерства образования?
Участник 2: Образование, образовывает' (ДФГ, Москва).
'Участник 1: Это самое закрытое, по-моему, министерство, о котором не знаем ничего.
Участница 2: Нет информации нигде.
Участник 3: Мы больше знаем о ФСБ, о МВД, а это – такое закрытое, коробочка какая-то, называется – Министерство образования, а что оно делает, не знаем' (ДФГ, Самара).
Неудивительно, что половина россиян (51%) затруднились дать оценку деятельности вышеназванного министерства.
Многим участникам ДФГ также неизвестно, каковы функции этого ведомства, но все же они дают оценки его работе, причем чаще – негативные. Эти респонденты руководствуются предположением, что если в стране кризис, то дела скорее всего обстоят плохо во всех сферах, а значит, плохо работают и все министерства, включая то, о котором их спрашивают:
- 'Точно так же, как и в любой другой отрасли народного хозяйства, – бардак, порядка нет ...' (ДФГ, Самара).
- 'Модератор: А чем занимается Министерство образования?
Участник: Бюрократией, как всегда, как все министерства. Ничем не отличается от других' (ДФГ, Новосибирск).
В целом же по России в адрес этого ведомства прозвучало вдвое больше негативных (33%), нежели позитивных (16%) оценок. Неудовлетворенными работой Министерства образования чаще оказывались респонденты со средним специальным (39%) и высшим образованием (49%), а также лица среднего возраста (40%). О хорошей работе этой структуры чаще говорили молодежь от 18 до 35 лет (21%) и оптимисты (26%).
Что служит критерием оценки работы Министерства образования? Судя по ответам респондентов на открытые вопросы о том, почему они дали позитивную или негативную оценку этому ведомству, основным мерилом становится отношение респондентов к сложившейся ныне ситуациив системе образования. Так, большая часть претензий к деятельности министерства, ответственного за эту сферу, были связаны именно с проблемами в области образования (70% от ответивших, или 21% по выборке в целом):
- плохое материальное положение педагогов – 'обижают учителей, мизерные зарплаты'; 'жизнь преподавателей трудная, низко оплачиваемая'; 'учителя брошены на произвол'; 'нет заботы об учителях' (27% от ответивших);
- недостаточное финансирование школ и вузов – 'плохое обеспечение учебных заведений'; 'недостаточное финансирование школ и вузов'; 'не хватает материальной базы' (13%);
- нехватка учебников, оборудования – 'учебников не хватает'; 'нет инвентаря'; 'плохо снабжают учебные заведения учебными материалами'; 'в классах нет должного оборудования' (10%);
- введение системы платного обучения – 'переход от государственного образования к коммерческому'; 'нет возможности получить бесплатное образование'; 'все платно, даже ремонты, книги, знания' (20%);
- падение уровня образования – 'уровень знаний детей стал очень низкий'; 'у выпускников уровень стал хуже, чем раньше'; 'знаний у детей нет' (7%);
- претензии к существующей программе обучения – 'запутались в программах обучения'; 'нет единой программы обучения в школе, обучение идет по разным учебникам'; 'стали преподавать сомнительные вещи детям'; 'грузят неизвестно чем детей'; 'сложная программа' (3%).
Часть претензий респондентов к Министерству образования связана собственно с деятельностью (или ее отсутствием) этого ведомства (17% от ответивших, или 5% по выборке в целом). Так, негативную оценку получают реформаторские усилия министерства: 'Одни шараханья, занимаются реорганизациями'; 'бесконечные реорганизации и реформы, которые только ухудшают систему образования'; 'слишком много экспериментов, поисков новых форм, очень много от этого мороки, а толку мало'; 'все время что-то меняют, бросаются из одной крайности в другую' (7%).
Раздаются и обвинения в консерватизме, инертности – но, отметим, значительно реже – 'нужно менять программу образования – плохая сегодняшняя'; 'не идут навстречу реформаторам'; 'новые методики не внедряются'; 'инертность мышления чиновников от образования'; 'чересчур консервативны' (менее 1%).
В вину этому ведомству также вменяется отсутствие контроля ('мало проверяют школы, куда уходит финансирование'; 'необходим контроль за вузами'; 'плохой контроль'; 'плохо контролируют работу школ') – 7%, бездеятельность и неэффективность – ('не работает вообще'; 'результат нулевой'; 'нет исполнения функциональных обязанностей'; 'их работы не видно') – 3%.
Кстати, на ДФГ высказывалась еще одна претензия к работе этого ведомства, а именно – 'оторванность' министерства от ситуации на местах, незнание конкретных проблем учителей, родителей, школьников:
- 'Вот я думаю, ничем оно не занимается, оно занимается самим собой, школа занимается сама по себе' (ДФГ, Самара).
- 'Это происходит оттого, что оно оторвано от народа: и от учителей, и от детей. Там работают люди, которые по 100 лет не были в школе, все теоретики страшные... и на практике оторваны от жизни' (ДФГ, Самара).
- '<Нужно> опрос провести, наверное, населения – что беспокоит родителей, учителей, преподавательский состав, что их не устраивает, что плохо, что хорошо. Иначе – никак не узнают' (ДФГ, Москва).
Наконец, неудовлетворенность части респондентов работой Министерства образования обусловлена негативной оценкой работы учителей и преподавателей вузов – как представителей системы образования (20% от ответивших, или 6% по выборке в целом):
- 'Преподаватели мало знают'; 'низкий уровень преподавания'; 'в институтах берут взятки' (открытый вопрос).
Позитивные моменты в работе Министерства образования упомянули в своих ответах на открытый вопрос 11% опрошенных. Среди заслуг этого ведомства респонденты называли реформаторские устремления ('видно, что реформирует, что работает'; 'все налаживается, проводят реформы'), внимание к проблемам школы ('все-таки школам уделяют внимание какое-то'; 'есть положительные подвижки в школе'; 'в снабжении школьников учебниками'), заботу о педагогах и выплату зарплаты в срок ('стали выплачивать деньги, забастовки прекратились'; 'вроде борются за хорошее – чтоб учителя работали нормально, чтоб зарплата была хорошей'; 'немного заботятся об учителях'), открытие новых учебных заведений ('школы строятся новые – это здорово'; 'открывается много вузов'). Любопытно, и возможность бесплатного обучения – вещь, ранее воспринимавшаяся как нечто само собой разумеющееся, – теперь причисляется к достижениям Министерства образования ('есть возможность получить бесплатное образование'). Кроме того, часть опрошенных, считающих российское образование лучшим в мире, ставят это в заслугу министерства ('российское образование продолжает оставаться одним из лучших в мире').
Как уже было сказано, многим респондентам неизвестно, чем занимается Министерство образования, что входит в его функции, поэтому около половины россиян затруднились оценить его работу. Человек, возглавляющий это ведомство, министр образования (В. Филлипов) известен совсем небольшой доле опрошенных – знают его только 8% респондентов. Неудивительно поэтому, что более половины россиян (56%) затруднились дать оценку работе этого министра.
Однако 44% опрошенных все-таки взялись вынести суждение о деятельности В. Филиппова. При этом, как и в случае с министерством, в адрес его главы прозвучало больше негативных (25%), нежели позитивных (19%) оценок.
Судя по всему, респонденты оценивают работу министра образования, исходя из своего отношения к деятельности возглавляемого им министерства, – отношения, которое, в свою очередь, определяется их представлениями о состоянии российской системы образования. Так, те, кто позитивно отзывается о работе министерства, чаще говорят, что нынешний министр образования справляется со своими обязанностями; те же, кто дает этому ведомству отрицательные характеристики, чаще говорят, что его глава со своими обязанностями не справляется:
Вопрос: 'Как Вы полагаете, нынешний министр, возглавляющий Министерство образования, справляется или не справляется со своей работой?'
|
Все опрошенные |
Министерство образования работает |
хорошо |
плохо |
Справляется |
19 |
54 |
8 |
Не справляется |
25 |
9 |
54 |
|
Какие требования предъявляются к министру образования?
Во-первых, это универсальные требования, которые респонденты предъявляют, судя по всему, к любому современному российскому министру. Прежде всего –хорошие организаторские способности:
- 'Наверное, нужны хорошие организаторские способности, именно задатки руководителя, чтобы организовать такую большую армию работников Министерства образования именно на нужный лад' (ДФГ, Москва).
- 'Но при этом он должен быть еще хорошим администратором, раз он министр' (ДФГ, Самара).
Причем одним из проявлений этих административных способностей, по мнению респондентов, является умение лично контролировать ситуацию на местах:
- 'Чаще на местах бывать, а не кабинетным министром, в другие города ездить, а не только в Москве сидеть' (ДФГ, Самара).
Кроме того, министр должен быть профессионалом в избранной сфере деятельности, в данном случае – в сфере образования, и желательно – иметь солидный опыт работы в этой структуре:
- 'Есть какие-то заслуженные учителя, там, выбирают... Из такого бы получился министр образования, который знает, за что ему дали, что он заслуженный учитель, то есть, ...может быть, более интересный подход у него к детям. Может быть, он и министром был бы хорошим' (ДФГ, Москва).
- 'Во-первых, он работать всегда должен в системе образования, как минимум, лет 15 – 20' (ДФГ, Самара).
- 'Изначально школу знать' (ДФГ, Самара).
Наконец, еще одно универсальное требование, предъявляемое к людям, занимающим подобные посты, – это высокие моральные качества:
- 'Он должен быть интеллигентным человеком нашей старой закалки – типа Сахарова или Светлова... Из культурной аристократии' (ДФГ, Новосибирск).
- 'Потом, сами по себе качества, порядочность <чтобы> была' (ДФГ, Самара).
Впрочем, для некоторых респондентов прагматичность оказывается более важным качеством, нежели незапятнанный моральный облик:
- 'Участник 1: В наше время он должен хоть какой-то вес иметь в своей среде. Иначе его затопчут свои же, заклюют. Он должен быть вхож везде, и не голодранец.
Участник 2: И связи какие-то чтобы были.
Участник 3: Чтобы кому-то мог дать и сам брал – у нас такая страна' (ДФГ, Новосибирск).
Во-вторых, к министру образования предъявляются и особые требования, обусловленные спецификой той сферы, в которой он работает. Главные из этих требований – гибкость и 'продвинутость': именно такие качества, по мнению респондентов, необходимы главе ведомства, отвечающего за эффективное функционирование системы образования:
- 'Либерал – чтоб другие точки зрения учитывал' (ДФГ, Самара).
- 'Более продвинутый, чтоб все схватывал на лету и соответственно новое... всё, что новое, хорошее, нужное, – это всё внедрял' (ДФГ, Самара).
Стоит отметить, что высказанные требования к министру отнюдь не означают, что респонденты отказывают нынешнему главе министерства в этих качествах. Как уже было сказано, большинство опрошенных просто не знают В. Филиппова, и соответственно не могут сказать, обладает ли этот человек качествами, необходимыми для работы на данном посту:
- 'Модератор: Человек на своем месте?
Участник 1: Трудно сказать.
Участник 2: Мы же с ним незнакомы' (ДФГ, Москва).
- 'Модератор: Что вы думаете о министре образования, какое у вас впечатление от него, от его работы? Его личные качества, его профессиональные качества – по всем вопросам?
Участница 1: Я не знаю вообще, поэтому сказать нечего.
Участница 2: Я даже не видел.
Участница 3: Не представляю, не знаю' (ДФГ, Самара).
Кстати, некоторые участники ДФГ подобную 'неизвестность' министра считают его недостатком:
- 'Если его никто не знает, значит, человек не может... проявить себя' (ДФГ, Самара).
Если министерство образования и его глава получают от респондентов гораздо больше отрицательных, нежели положительных оценок, то к рядовым педагогам – школьным учителям и преподавателям вузов – отношение у россиян совершенно иное, и, что важно отметить, гораздо более позитивное.
Так, всего только 10% респондентов считают, что нынешние учителя работают плохо или очень плохо, в то время как положительную оценку их работе дают втрое больше опрошенных – 34%. Еще треть (32%) считают работу учителей удовлетворительной, 24% опрошенных затруднились ответить на этот вопрос. Примерно такое же соотношение позитивных и негативных оценок наблюдается и в отношении деятельности преподавателей вузов: только 7% респондентов говорят об их плохой работе, тогда как о хорошей или отличной – 20%. Еще 23% дают удовлетворительную оценку работе вузовских преподавателей, и 49% наших сограждан затруднились ответить на этот вопрос. Отметим, что преподавателям вузов содержательные оценки (позитивные и негативные) даются реже, чем школьным учителям. Вероятно, это обусловлено тем, что с первыми респонденты сталкиваются существенно реже, чем со вторыми: если в школе учились практически все опрошенные, то высшее образование есть только у 12% респондентов, принявших участие в нынешнем опросе; если в течение последнего полугода с учителями приходилось общаться 42% опрошенных, то с преподавателями вузов – только 21% респондентов.
Вообще, личный опыт респондентов оказывает влияние на оценку деятельности работников сферы образования. Те респонденты, у кого осталось позитивное впечатление от общения с учителями, гораздо чаще дают позитивную оценку их работе; те же, кто остался недоволен своим опытом, практически не дают позитивных оценок работе учителей, зато намного чаще говорят о том, что учителя работают плохо и очень плохо, или удовлетворительно.
Вопрос: 'Как, по Вашему мнению, работают сегодня учителя, как они справляются со своими обязанностями – отлично, хорошо, удовлетворительно, плохо или очень плохо?'
|
Все опрошенные |
Впечатление от общения с учителями |
положительное |
отрицательное |
Доли групп |
100 |
31 |
8 |
Отлично и хорошо |
34 |
56 |
8 |
Удовлетворительно |
32 |
35 |
41 |
Плохо и очень плохо |
10 |
3 |
45 |
|
Точно так же чаще дают позитивную оценку работе преподавателей вузов те респонденты, у кого осталось хорошее впечатление от общения с ними, причем таких респондентов втрое больше (12%), чем тех, кто остался недоволен подобным общением (4%). Последние же, наоборот, чаще дают негативную или удовлетворительную оценку работе вузовских преподавателей.
Вопрос: 'Как, по Вашему мнению, работают сегодня преподаватели вузов, как они справляются со своими обязанностями – отлично, хорошо, удовлетворительно, плохо или очень плохо?'
|
Все опрошенные |
Впечатление от общения с преподавателями |
положительное |
отрицательное |
Доли групп |
100 |
12 |
4 |
Отлично и хорошо |
20 |
62 |
6 |
Удовлетворительно |
23 |
30 |
45 |
Плохо и очень плохо |
7 |
2 |
45 |
|
Кстати, следует отметить, что, судя по всему, оценка работы учителей и преподавателей вузов далеко не всегда становится для респондентов решающим критерием для оценки работы всей системы образования, и ведомства, отвечающего за эту систему. Так, многие из тех, кто считает хорошей или удовлетворительной работу учителей и преподавателей, склонны полагать, что педагоги хорошо справляются со своей работой отнюдь не благодаря работе министерства, а скорее вопреки ей. Представители этих групп дают последнему ничуть не меньше отрицательных оценок, чем в среднем по выборке. В то же время те, кто неудовлетворен работой школьных и вузовских педагогов, автоматически переносят свои негативные оценки и на работу министерства.
Вопрос: 'Работой учителей и преподавателей вузов руководит министерство образования. Как, по Вашей оценке, сегодня работает это министерство – хорошо или плохо?'
|
Все |
Оценка работы учителей |
Оценка работы преподавателей |
отлично и хорошо |
удовлетворительно |
плохо и очень плохо |
отлично и хорошо |
удовлетворительно |
плохо и очень плохо |
Хорошо |
16 |
23 |
17 |
8 |
38 |
17 |
4 |
Плохо |
33 |
29 |
43 |
58 |
29 |
46 |
71 |
|
Любопытно отметить, что хотя, как уже говорилось, позитивное отношение и к школьным учителям, и к преподавателям вузов преобладает, образы работников среднего и высшего образования весьма различаются, что довольно четко прослеживается в ответах респондентов на открытые вопросы, а также в их репликах на групповых дискуссиях.
Отвечая на открытый вопрос о том, какой образ учителя у них сложился, респонденты назвали вдвое больше позитивных (55% от всех ответивших, или 36% по выборке в целом), чем негативных качеств (24% от ответивших, или 16% по выборке).
Россияне видят типичного современного учителя умным, образованным человеком, профессионалом своего дела, тружеником (38% от ответивших), добрым, внимательным, порядочным, воспитанным и общительным (24%):
- 'Эрудированный, образованный', 'профессионал своего дела'; 'любит свою профессию'; 'очень умный'; 'строгий, требовательный друг'; 'серьезные, добросовестные'; ' ответственные'; 'труженик' (открытый вопрос).
- 'Добрый, отзывчивый'; 'порядочный'; 'вежливый'; 'положительно воспитан'; 'терпеливый'; 'общительный' (открытый вопрос).
Вдвое реже респонденты приписывают современным учителям такие характеристики, как меркантильность, взяточничество, равнодушие, грубость (14% от ответивших), недобросовестность, некомпетентность (8%):
- 'Ждут подачек'; 'вымогатели у родителей и учеников'; 'меркантильность'; 'равнодушный к работе'; 'безразличие к детям'; 'грубость в отношении к детям' (открытый вопрос).
- 'Учат кое-как'; 'халатное отношение к обязанностям'; 'неграмотные, неинтеллектуальные, косноязычные'; 'мало образованы учителя' (открытый вопрос).
Перевес положительных характеристик современного преподавателя вуза (54% от ответивших, или 20% по выборке в целом) над отрицательными (41%, или 15% по выборке) – гораздо скромнее, чем в случае со школьным учителем.
Преподаватель так же, как и учитель, представляется респондентам умным, высокопрофессиональным, образованным, компетентным и ответственным (43% от ответивших), честным, добрым, сдержанным (16%). Кроме того, у преподавателя появляется такое качество, как 'интеллигентность' (тогда как у учителя была 'воспитанность').
Однако, судя по репликам на фокус-группах, профессиональный и интеллектуальный уровень преподавателя вуза представляется респондентам значительно более высоким, нежели у школьного учителя. Преподаватели не просто хорошо образованы, они обязательно имеют научную степень, научные достижения:
- 'Люди, как правило, большие специалисты в своем деле, имеют богатый научный опыт, массу публикаций, ученую степень' (ДФГ, Новосибирск).
- 'Образование высшее, конечно, может быть – даже кандидат наук' (ДФГ, Москва).
- 'Высшее, обязательно степень должна быть' (ДФГ, Самара).
А вот школьные учителя в представлении участников ДФГ выглядят более ограниченными, менее интересными личностями, 'серыми мышками':
- 'Мне кажется, те, кому пойти некуда, идут в учителя' (ДФГ, Новосибирск).
- 'Такая немножко сероватая личность, ничего особенного, только вот зацикленная на своем предмете и все' (ДФГ, Москва).
Преподаватели, по мнению участников ДФГ, несколько более дистанцированы от бытовых проблем:
- 'А он – это человек, который всю жизнь посвятил этой науке. И счастлив, пока свою степень заработал, пока там стаж...' (ДФГ, Самара).
Учителя же, в отличие от преподавателей, наоборот, 'забиты бытом':
- 'Учителя были такие уставшие, замызганные какие-то все ... Я никак не могу её представить, что это учитель' (ДФГ, Самара).
- 'Думают не об уроке, а одежду купить, как принести, чем накормить, во что одеть детей своих' (ДФГ, Самара).
- 'Забитые бытовушкой' (ДФГ, Самара).
Вместе с тем, в морально-этическом измерении преподаватели отличаются от учителей, по мнению респондентов, далеко не в лучшую сторону. По сравнению со школьным учителем, преподаватель гораздо чаще выглядит непорядочным и нечестным человеком. Так, если о меркантильности учителей говорили 6% ответивших на открытый вопрос (или 4% по выборке в целом), при этом честными их называли 9% (или 6% по выборке), то преподавателей считают взяточниками треть ответивших на открытый вопрос (или 12% по выборке в целом), в то время как об их честности говорят всего 5% (или 2% по выборке в целом):
- 'Сплошь крохоборы, взяточники, знания студентов или абитуриентов не интересуют их'; 'корыстный – взятки и поборы'; 'за сдачу экзаменов берут деньги'; 'за деньги – зачеты'; 'нечистый на руку, взяточник'; 'вымогатели'; 'взяточники, жадные до денег' (открытый вопрос).
Кроме того, если учитель нередко видится как 'трудоголик', 'трудяга', то в описании преподавателей вузов подобные характеристики вообще отсутствуют. В то же время, присутствует такая характеристика, как высокомерие:
- 'Высокое самомнение'; 'высокомерный' (открытый вопрос).
Помимо профессиональных и личностных характеристик, в описаниях респондентов представлено и социальное измерение. По этой шкале преподаватель выглядит более успешным. Так, в ответах на открытый вопрос о неблагополучном материальном положении учителей говорили 20% ответивших (или 13% по выборке в целом):
- 'Бедный, голодает'; 'бедный, нищий'; 'голодный, денег нет, зарплату не платят'; 'бедные они, делают свое дело за гроши'; 'живут в нищенстве, зарплаты низкие' (открытый вопрос).
Об этом же много говорили и участники фокус-групп:
- 'Жалкий вид, когда детей привозят на джипах, а учительница идёт с авоськой, голодная, не выспавшаяся, уставшая, без копейки в кармане' (ДФГ, Самара).
В то же время о материальном неблагополучии преподавателей говорили всего 5% респондентов (или 2% по выборке в целом):
- 'Низкооплачиваемая работа'; 'нуждающийся в деньгах'; 'ему тоже мало платят' (открытый вопрос).
При этом еще 3% (или 1% по выборке), наоборот, говорили о материальном благополучии преподавателей:
- 'Обеспеченный'; 'с неплохим достатком'; 'богатые люди'; 'с хорошей зарплатой'; 'денежный' (открытый вопрос).
Профессия учителя – явно непрестижная, социальный статус у учителей весьма низок:
- 'Модератор: Престижная сейчас эта профессия?
Участница 1: Нет.
Участник 2: Нет' (ДФГ, Москва).
- '...Профессию учителя опустили совершенно... У меня мама учительница...Сейчас такое впечатление, как будто это приговор суда' (ДФГ, Москва).
'низкое социальное положение'; 'к нему относятся без уважения, стоит на последней ступени'; 'бесправный'; 'с ними никто не считается'; 'рабы, униженная категория работников'; 'человек, не уважаемый государством' (открытый вопрос, 6% от ответивших, или 4% по выборке в целом).
Причем непрестижность этой профессии, по мнению участников групповых дискуссий, обусловлена именно бедственным положением учителей:
- 'Непрестижно, потому что не денежно, потому что, как правило, у учителя нет машины, нет квартиры' (ДФГ, Самара).
- 'Сейчас всё зависит от получения денег' (ДФГ, Самара).
А вот профессия преподавателя вуза, наоборот, единодушно признается всеми респондентами престижной, статусной. Их материальное положение, как уже отмечалось, кажется респондентам несколько более благополучным, чем материальное положение учителей (в том числе и за счет моральной нечистоплотности преподавателей), и это также становится критерием престижности профессии:
- 'Модератор: Скажите, на сегодняшний день престижна ли профессия преподавателя вуза и почему?
Участник 1: Да тоже непрестижна, если не будешь взятки брать. И не просуществуешь.
Участница 2: Если преподаватели престижных вузов, то это престижно. Это денежно и надежно. Хотя не знаю, как дальше будет' (ДФГ, Самара).
Однако важно отметить, что материальное благополучие становится не единственным и далеко не главным критерием престижности профессии преподавателя. Престижной эту профессию делает своего рода 'эксклюзивность', некоторая элитарность высшего образования, которое представляется респондентам весьма ценным социальным ресурсом:
- 'Модератор: Престижна ли эта профессия – быть преподавателем вуза?
Участница 1: Престижно, конечно.
Участник 2: Высшее образование – это путевка в жизнь. Поэтому это престижная очень профессия, я считаю' (ДФГ, Москва).
Также важно отметить, что более престижной профессию преподавателя в глазах участников фокус-групп делает и представление о вузовских педагогах как о более компетентных, нежели учителя, специалистах:
- 'Модератор: И эта профессия престижна, Вы считаете?
Участник 1: Эта профессия престижна, в отличие от учителя школьного.
Участник 2: Потому что туда попадают уже ребята более серьезные' (ДФГ, Новосибирск).
- 'Это уважаемые люди. Умные очень' (ДФГ, Новосибирск).
Преподаватели вообще видятся респондентам представителями некоей замкнутой касты, принадлежащей к интеллектуальной элите:
- 'Модератор: Скажите, пожалуйста, кто и как попадает в эту профессию?
Участник 1: Папа и мама помогают. Папа завкафедрой – и сыночка пристроят в этот же институт.
Участник 2: Это в институтах всегда так и было – целые династии. Приветствовали это всегда. Так и было.
Участник 3: Тот, кто там учился. Случайный человек в вузе – это редкость. Он не пойдет' (ДФГ, Самара).
Причем преподаватели – это преимущественно мужчины:
- 'Мужчина от 40 до 60' (ДФГ, Москва).
- 'Да, тут уже скорее мужчина' (ДФГ, Самара).
В то время как учителя – это в основном женщины:
- 'В основном женщины' (ДФГ, Москва).
- 'В моем представлении это женщина 45 – 50 лет. Закончила институт, педагогическое образование. Семейная жизнь не очень хорошая' (ДФГ, Москва).
- 'Женщина, лет 45, полненькая такая' (ДФГ, Самара).
Причем у учителей, в отличие от преподавателей, – крайне низкие адаптационные возможности:
- 'Очень многие боятся покинуть школу, они не готовы. ...Непрестижно. Они больше ничего не умеют, поэтому боятся уйти из школы. У меня таких учителей знакомых очень много' (ДФГ, Самара).
Любопытно, что в плане возраста образы учителя и преподавателя схожи – это люди старшего возраста, 'от сорока и выше':
- 'Модератор: А возраст у них какой?
Участник: 40 – 50 лет' (ДФГ, Новосибирск).
- 'Даже постарше, мне кажется. Где-то 50 – 55' (ДФГ, Самара).
А вот молодежи и среди учителей, и среди преподавателей мало:
- 'Ну, я учителей вижу – усталые они. Молодежь туда не рвется' (ДФГ, Новосибирск).
- 'Мне кажется, молодых сейчас там мало, наверное, в институте. В основном это старые кадры' (ДФГ, Москва).
Причем в случае с учителями отсутствие молодежи в этой профессии интерпретируется как еще один показатель ее непрестижности, о чем явственно свидетельствует следующая реплика респондента в ответ на вопрос о том, как он представляет себе типичного учителя:
- 'Молодых очень трудно сейчас <найти>. Если была бы у них зарплата нормальная, я думаю, были бы и молодые' (ДФГ, Москва).
Зато в случае с преподавателями возраст, наоборот, может трактоваться в позитивном ключе, как своего рода показатель солидности, мудрости, опыта, компетентности, о чем говорят нижеследующие рассуждения участников фокус-группы о возрасте типичного преподавателя:
- 'Мне представляется в возрасте, солидный мужчина' (ДФГ, Новосибирск).
- 'Человек в возрасте, у него уже опыт преподавания, у него чуткость, понятие человека, студента' (ДФГ, Новосибирск).
В целом же, среди респондентов преобладает позитивное отношение и к школьным учителям, и к преподавателям вузов, хотя преподавателям намного чаще, чем учителям, предъявляются претензии в непорядочности и нечестности. Тем не менее, и те, и другие видятся респондентам как профессионалы, хорошо, или, по крайней мере, удовлетворительно справляющиеся со своими обязанностями. В то же время учителя в представлении респондентов – низкостатусные, социально и материально незащищенные люди, плохо адаптированные к нынешним социальным условиям. Преподаватели вузов, наоборот, обладают, в глазах респондентов, большими социальными ресурсами и представляются россиянам вполне приспособившимися к современной жизни.
Если учителя и преподаватели воспринимаются россиянами в целом благоприятно, то имидж министерства образования и его главы оставляет желать лучшего. Респонденты предъявляют в отношении этого ведомства довольно много претензий, касающихся как состояния нынешней системы образования, так и эффективности работы самого министерства. При этом россиянам далеко не всегда понятно, в чем, собственно, заключаются основные функции этого ведомства, им явно не хватает информации о работе Министерства образования. В. Филиппов, возглавляющий эту структуру, неизвестен подавляющему большинству опрошенных, причем эта неизвестность явно работает против него, поскольку трактуется респондентами как отсутствие результатов работы и достижений. Основным критерием оценки деятельности министра становится оценка работы всего министерства, которая, как уже было сказано выше, весьма далека от благоприятной.
|
2.Графики и открытые вопросы |
ЗА ПОСЛЕДНИЕ ПОЛГОДА ВАМ ПРИХОДИЛОСЬ ИЛИ НЕ ПРИХОДИЛОСЬ ИМЕТЬ ДЕЛО, ОБЩАТЬСЯ С УЧИТЕЛЯМИ? ЕСЛИ ПРИХОДИЛОСЬ, ТО КАКОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ У ВАС ОСТАЛОСЬ - ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ ИЛИ ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ?
КАК, ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, РАБОТАЮТ СЕГОДНЯ УЧИТЕЛЯ, КАК ОНИ СПРАВЛЯЮТСЯ СО СВОИМИ ОБЯЗАННОСТЯМИ - ОТЛИЧНО, ХОРОШО, УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО, ПЛОХО ИЛИ ОЧЕНЬ ПЛОХО?
ЗА ПОСЛЕДНИЕ ПОЛГОДА ВАМ ПРИХОДИЛОСЬ ИЛИ НЕ ПРИХОДИЛОСЬ ИМЕТЬ ДЕЛО, ОБЩАТЬСЯ С ПРЕПОДАВАТЕЛЯМИ ВУЗОВ? ЕСЛИ ПРИХОДИЛОСЬ, ТО КАКОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ У ВАС ОСТАЛОСЬ - ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ ИЛИ ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ?
КАК, ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, РАБОТАЮТ СЕГОДНЯ ПРЕПОДАВАТЕЛИ ВУЗОВ, КАК ОНИ СПРАВЛЯЮТСЯ СО СВОИМИ ОБЯЗАННОСТЯМИ - ОТЛИЧНО, ХОРОШО, УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО, ПЛОХО ИЛИ ОЧЕНЬ ПЛОХО?
РАБОТОЙ УЧИТЕЛЕЙ И ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВУЗОВ РУКОВОДИТ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ. КАК, ПО ВАШЕЙ ОЦЕНКЕ, СЕГОДНЯ РАБОТАЕТ ЭТО МИНИСТЕРСТВО - ХОРОШО ИЛИ ПЛОХО?
ПРИПОМНИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, КТО СЕГОДНЯ ВОЗГЛАВЛЯЕТ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ?
КАК ВЫ ПОЛАГАЕТЕ, НЫНЕШНИЙ МИНИСТР, ВОЗГЛАВЛЯЮЩИЙ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, СПРАВЛЯЕТСЯ ИЛИ НЕ СПРАВЛЯЕТСЯ СО СВОЕЙ РАБОТОЙ?
ОТКРЫТЫЙ ВОПРОС: ОПИШИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ШКОЛЬНОГО УЧИТЕЛЯ. КАКОЙ ОБРАЗ УЧИТЕЛЯ СЛОЖИЛСЯ В ВАШЕМ ПРЕДСТАВЛЕНИИ?
Суждения респондентов
(в % от числа опрошенных по России)
Положительные личностные и профессиональные характеристики |
|
36 |
Положительные деловые качества |
|
25 |
Образованный |
10 |
|
'Эрудированный, образованный'; 'высокообразованный'; 'должен все знать обо всем'; 'грамотность, образованность'; 'развитый, ведет политику в школе, широкий кругозор'; 'осведомленные'; 'высшее педагогическое образование'.
|
|
|
Профессионал, преданный своему делу |
7 |
|
'Профессиональный человек'; 'профессионал своего дела'; 'любит свою профессию'; 'знающий и любящий свое дело'; 'целиком отдает себя делу'; 'работа по призванию'; 'люди, преданные своему делу'; 'болеющие о своем деле'; 'умеют подходить к ученикам'.
|
|
|
Умный |
5 |
|
'Мудрый'; 'очень умный'.
|
|
|
Требовательный, строгий |
2 |
|
'Строгий, требовательный друг'; 'взгляд строгий, всегда можно определить по взгляду, что это учитель'.
|
|
|
Ответственный, добросовестный |
2 |
|
'Серьезные, добросовестные'; 'серьезные, ответственные'; 'аккуратный'; 'дисциплинированный'; 'обязательные люди'.
|
|
|
Трудолюбивый, энергичный |
2 |
|
'Редкий трудяга'; 'труженик'; 'трудолюбивые'; 'образ трудолюбивого человека'; 'деятельный'.
|
|
|
|
|
|
Положительные нравственные качества |
|
16 |
Добрый, внимательный |
7 |
|
'Добрая душа'; 'добрый, отзывчивый'; 'человечные'; 'задушевный, добрый'; 'гуманные'; 'добрый к детям';'желает добра ученикам';'внимательные к детям и родителям'; 'заботливая, внимательная'; 'вникает в проблемы детей'; 'чуткий, внимательный'.
|
|
|
Честный
|
6 |
|
'Порядочный'; 'должны быть честными'; 'справедливый'; 'правдивый'.
|
|
|
Воспитанный |
3 |
|
'Вежливый'; 'положительно воспитан';
|
|
|
Спокойный, сдержанный, терпеливый |
1 |
|
'Терпеливые'; 'терпимые'; 'строгий'; 'выдержанный'; 'море терпения'; 'очень терпеливые'.
|
|
|
Общительный |
1 |
|
'Коммуникабелен с детьми'; 'общительный'.
|
|
|
|
|
|
Общая положительная оценка |
|
5 |
'Положительный образ в целом'; 'хорошие люди'; 'все хорошие'; 'хорошее впечатление'.
|
|
|
|
|
|
Негативные личностные и профессиональные характеристики |
|
16 |
Отрицательные нравственные качества |
|
9 |
Меркантильный, взяточник |
4 |
|
'Ждут подачек'; 'берут деньги'; 'вымогатели у родителей и учеников'; 'продажные – не за знания, а за деньги'; 'больше стараются получить с родителей, чем учить детей'; 'вымогатель денег'; 'меркантильность'; 'жадный взяточник'.
|
|
|
Равнодушный |
4 |
|
'Несколько равнодушный'; 'равнодушный к работе'; 'невнимательные к ученикам'; 'безразличие к детям'; 'учителям все равно, как учатся дети'; 'перестали интересоваться детьми, работой'; 'не заинтересован в детях'.
|
|
|
Грубый |
1 |
|
'Хамье'; 'грубость в отношении к детям'.
|
|
|
|
|
|
Отрицательные деловые качества |
|
5 |
Недобросовестный |
3 |
|
'Учат кое-как'; 'дает неполный объем знаний'; 'не такие, как раньше, безответственные'; 'дают неполную программу знаний'; 'дают недостаточное образование детям'; 'халатное отношение к обязанностям'.
|
|
|
Малообразованный, некомпетентный |
3 |
|
'Плохо знают, что преподают'; 'неграмотные, неинтеллектуальные, косноязычные'; 'безграмотные – в школьных объявлениях делают ошибки'; 'мало образованы учителя'; 'низкий уровень знаний'; 'не очень компетентные в своей области'; 'малограмотный, мало подготовленный'.
|
|
|
|
|
|
Общая отрицательная оценка |
|
3 |
'Плохие педагоги'; 'отрицательные'; 'очень плохой, не люблю'; 'не очень хороший'; 'не очень положительный образ'; 'негативный образ'.
|
|
|
|
|
|
Оценка социального положения |
|
16 |
Маленькая зарплата, бедность |
|
13 |
'Бедный, голодает'; 'бедные или несчастные, зарплату не платят'; 'испытывает материальные проблемы'; 'бедные люди'; 'бедный, нищий'; 'голодный, денег нет, зарплату не платят'; 'бедные они, делают свое дело за гроши'; 'живут в нищенстве, зарплаты низкие'; 'нищенское существование у них'.
|
|
|
|
|
|
Социальная незащищенность |
|
4 |
'Низкое социальное положение'; 'к нему относятся без уважения, стоит на последней ступени'; 'бесправный'; 'с ними никто не считается'; 'рабы, униженная категория работников'; 'никому не нужные труженики'; 'человек, не уважаемый государством'.
|
|
|
|
|
|
Нейтральные характеристики |
|
6 |
'Красивый'; 'лет 25, солидный человек'; 'элегантный, в галстуке'; 'опрятный, чистый'; 'средних лет, мужчина'; 'обычный человек'; 'за школьной доской, с указкой и мелом'; 'женщина солидного возраста'; 'женщина среднего возраста'; 'женщина в очках'; 'обычные люди, без особых потребностей в жизни, живут как все'.
|
|
|
|
|
|
Нет ответа, ответ не на тему |
|
34 |
|
ОТКРЫТЫЙ ВОПРОС: ОПИШИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА. КАКОЙ ОБРАЗ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА СЛОЖИЛСЯ В ВАШЕМ ПРЕДСТАВЛЕНИИ?
Суждения респондентов
(в % от числа опрошенных по России)
Положительные личностные и профессиональные характеристики |
|
20 |
Положительные деловые качества |
|
16 |
Образованный, компетентный |
9 |
|
'Грамотный, образованный'; 'высоко эрудированный'; 'с хорошим образованием'; 'достаточно эрудированный и грамотный'; 'грамотные в своем деле'; 'образованные, компетентные'; 'всесторонне развитый'; 'еще более образованные, чем учителя'; 'с учёной степенью'; 'человек, компетентный во многих вопросах'; 'очень образованный'; 'всесторонне грамотный человек'; 'высокий образ, большая эрудиция'.
|
|
|
Умный |
5 |
|
'Интеллектуальный, живущий в мире знаний'; 'сильно умный'; 'должно быть, очень умные'.
|
|
|
Профессионал, хороший специалист |
4 |
|
'Профессионал высокого класса'; 'специалист в своей области'; 'хорошо работает, хороший специалист'; 'хороший специалист, знает свое дело'.
|
|
|
Требовательный, строгий |
1 |
|
'Более требовательный '; 'строгий'.
|
|
|
Ответственный |
1 |
|
'Добросовестный'; 'ответственный'; 'старательный'.
|
|
|
|
|
|
Положительные нравственные качества |
|
6 |
Интеллигентный |
3 |
|
'Интеллигентные люди'; 'это интеллигенты'; 'интеллигентный человек во всех отношениях'; 'интеллигентный, воспитанный'.
|
|
|
Честный |
2 |
|
'Честный, порядочный'; 'порядочность, честное отношение к работе'.
|
|
|
Сдержанный |
1 |
|
'Спокойные'; 'сдержанный'; 'выдержанный'.
|
|
|
Добрый |
1 |
|
'По-доброму относится к студентам'; 'человечный'; 'доброжелательный'; 'подобрее, чем учителя'.
|
|
|
|
|
|
Общая положительная оценка |
|
1 |
'Положительный образ'; 'у меня самое лучшее мнение о преподавателях'; 'положительный'.
|
|
|
|
|
|
Негативные личностные и профессиональные характеристики |
|
15 |
Незаконные действия |
|
12 |
Меркантильный, взяточник |
12 |
|
'Сплошь крохоборы, взяточники, знания студентов или абитуриентов не интересуют их'; 'корыстный – взятки и поборы'; 'за сдачу экзаменов берут деньги'; 'за деньги – зачеты'; 'они берут взятки'; 'нечистый на руку, взяточник'; 'вымогатели'; 'взяточники, жадные до денег'; 'его интерес – возле денег'; 'деньги любят чересчур'.
|
|
|
|
|
|
Отрицательные нравственные качества |
|
2 |
Грубый, наглый |
1 |
|
'Наглые'; 'грубый'; 'хам'; 'невоспитанные, неэтичные'.
|
|
|
Высокомерный |
1 |
|
· 'Высокое самомнение'; 'высокомерный'. |
|
|
|
|
|
Отрицательные деловые качества |
|
1 |
Недобросовестный |
1 |
|
'Недобросовестные, плохо преподают, халтурят'; 'халатно относятся к своим обязанностям'; 'работают не с полной отдачей'.
|
|
|
|
|
|
Общая отрицательная оценка |
|
1 |
'На троечку'; 'отрицательное'; 'раньше были лучше'.
|
|
|
|
|
|
Оценка социального положения |
|
4 |
Бедные люди |
|
2 |
'Низкооплачиваемая работа'; 'нуждающийся в деньгах'; 'бедные'; 'нехватка денег'; 'ему тоже мало платят'; 'обиженные низкой зарплатой'.
|
|
|
|
|
|
Богатые люди |
|
1 |
'Обеспеченный'; 'богатый бизнесмен'; 'с неплохим достатком'; 'богатые люди'; 'с хорошей зарплатой'; 'денежный'.
|
|
|
|
|
|
Нейтральные характеристики |
|
3 |
'Человек пожилого возраста'; 'мужчина пожилого возраста в деловом костюме с портфелем'; 'лысый'.
|
|
|
|
|
|
Нет ответа, ответ не на тему |
|
63 |
|
ОТКРЫТЫЙ ВОПРОС: ПОЧЕМУ ВЫ СЧИТАЕТЕ, ЧТО МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РАБОТАЕТ ХОРОШО?
Суждения респондентов
(в % от числа опрошенных по России)
Высокий уровень образования |
|
2 |
'В нашей стране образование – одно из лучших'; 'образование лучше у нас, чем у американцев, в целом'; 'наши специалисты ценятся в мире'; 'образование у нас в стране на высоте, держится на должном уровне'; 'неплохо преподают в школах'; 'российское образование продолжает оставаться одним из лучших в мире'.
|
|
|
|
|
|
Общая положительная оценка деятельности |
|
2 |
'Стало лучше, чем в предыдущие годы'; 'правнук говорит, что в школе все хорошо'; 'они все делают хорошо, только у них нет средств'; 'отзывы хорошие'; 'нет претензий'.
|
|
|
|
|
|
Реформы в сфере образования |
|
1 |
'Делают реформу, меняют программу'; 'видно, что реформирует, что работает, а результаты будут видны потом'; 'все налаживается, проводят реформы'.
|
|
|
|
|
|
Внимание к проблемам средней школы |
|
1 |
'Все-таки школам уделяют внимание какое-то'; 'есть положительные подвижки в школе'; 'проявляют интерес к работе школ'; 'в снабжении школьников учебниками'; 'в школах много нововведений – программы, учебники'; 'школы строятся новые – это здорово'.
|
|
|
|
|
|
Забота о педагогах |
|
1 |
'Стали выплачивать деньги, забастовки прекратились'; 'зарплату выплачивают'; 'вроде борются за хорошее: чтоб учителя работали нормально, чтоб зарплата была хорошей'; 'немного заботятся об учителях'; 'повышают квалификацию учителей'.
|
|
|
|
|
|
Возможность получения бесплатного образования |
|
1 |
'Есть бесплатное школьное обучение'; 'есть возможность получить бесплатное образование'; 'возможность получить бесплатное образование в школе'; 'потому что пока есть бесплатное образование'; 'в России бесплатное обязательное образование'.
|
|
|
|
|
|
Большое количество учебных заведений |
|
1 |
'Большое количество разнообразных учебных заведений'; 'открывается много вузов'; 'много учебных заведений'; 'больше стало учебных заведений'.
|
|
|
|
|
|
Нет ответа, ответ не на тему |
|
91 |
|
ОТКРЫТЫЙ ВОПРОС: ПОЧЕМУ ВЫ СЧИТАЕТЕ, ЧТО МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РАБОТАЕТ ПЛОХО?
Суждения респондентов
(в % от числа опрошенных по России)
Недостаточное внимание системе образования |
|
12 |
Плохое материальное положение педагогов |
8 |
|
'Обижают учителей – мизерные зарплаты'; 'жизнь преподавателей трудная, низко оплачиваемая – а отсюда и результат'; 'заработную плату учителям не платят'; 'нет заботы об учителях'; 'благодаря Министерству образования учителя совсем обнищали'; 'бедные преподаватели'; 'учителя брошены на произвол'.
|
|
|
Недостаточное финансирование школ и вузов |
4 |
|
'Плохое обеспечение учебных заведений'; 'недостаточное финансирование школ и вузов'; 'не финансируют школы'; 'не финансируются институты'; 'нет материального обеспечения'; 'не хватает материальной базы'; 'мало денег на образование'.
|
|
|
Нехватка учебников, оборудования |
3 |
|
'Учебников не хватает'; 'должны обеспечивать школы кадрами и инвентарем – кадров не хватает, инвентарь разрушенный'; 'мало учебников и другой литературы'; 'не обеспечивает ничем школу, все приходится детям покупать'; 'плохо снабжают учебные заведения учебными материалами'; 'в классах нет должного оборудования'; 'материальная база школ очень плохая'.
|
|
|
Отсутствие контроля со стороны министерства |
2 |
|
'Дают указания, а указания не выполняются'; 'мало проверяют школы – куда уходит финансирование'; 'необходим контроль за вузами'; 'плохой контроль'; 'много обмана, нет контроля за преподавателями'; 'плохо контролируют работу школ'; 'плохо, потому что нет хорошего контроля за работой учителей и преподавателей'.
|
|
|
|
|
|
Образование стало платным |
|
6 |
'Все образование стало платным – это плохо'; 'переход от государственного образования к коммерческому'; 'нет возможности получить бесплатное образование'; 'все платно – даже ремонты, книги, знания'; 'то есть все платно – хоть в школе, хоть в вузе'; 'очень отрицательно отношусь к платному образованию'.
|
|
|
|
|
|
Некомпетентные, безнравственные педагоги |
|
6 |
Коррупция, взяточничество |
5 |
|
'Вымогатели'; 'в институтах берут взятки'; 'в рядах преподавателей существует коррупция'; 'распространение взяточничества'; 'без денег не поступишь'; 'везде требуют деньги'; 'возросли коррупция и взяточничество в системе образования'.
|
|
|
Непрофессионализм |
1 |
|
'Не те люди сидят – непрофессионалы '; 'преподаватели мало знают'; 'учителей мало в школе, мало профессионалов'; 'плохо подобраны кадры в вузах'; 'низкий уровень преподавания'; 'некомпетентны'.
|
|
|
|
|
|
Низкий уровень образования |
|
2 |
'Уровень знаний детей стал очень низкий'; 'молодежь мало образована'; 'у выпускников уровень стал хуже, чем раньше'; 'знаний у детей нет'; 'мало знаний дают сейчас'; 'уровень образования упал'; 'образование в упадке'; 'нет хороших знаний'.
|
|
|
|
|
|
Постоянные реформы, эксперименты |
|
2 |
'Одни шараханья, занимаются реорганизациями'; 'бесконечные реорганизации и реформы, которые только ухудшают систему образования, понимание предметов'; 'реформы не нравятся'; 'слишком много экспериментов, поисков новых форм, очень много от этого мороки, а толку мало'; 'нет стабильности в обучении'.
|
|
|
|
|
|
Отсутствие единой программы обучения |
|
1 |
'Нет четкой программы образования'; 'нарушена единая система преподавания'; 'нет единой централизованной программы образования, велика доля влияния западных образовательных программ'; 'запутались в программах обучения'; 'нет единой программы'.
|
|
|
|
|
|
Общая отрицательная оценка |
|
1 |
'Не работает вообще'; 'результат нулевой'; 'их работы не видно'; 'результатов их работы или нет, или они не отвечают требованиям общества'.
|
|
|
|
|
|
Другое |
|
2 |
'Упразднить надо – слишком много чиновников'; 'не обеспечивает институты хорошими законами'; 'они трусливы, зависимы'; 'надо школы оставить в селах'; 'руководители не те'.
|
|
|
|
|
|
Нет ответа, ответ не на тему |
|
70 |
|
Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 3-4 августа 2002 г. 1500 респондентов.
|
3.Опрос экспертов |
ВОПРОС: КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, В ЦЕЛОМ РОССИЙСКОЕ ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ СООТВЕТСТВУЕТ МИРОВОМУ УРОВНЮ, ВЫШЕ ИЛИ НИЖЕ ЭТОГО УРОВНЯ?
ВОПРОС: РАБОТОЙ ШКОЛ И ВУЗОВ РУКОВОДИТ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ. КАК, ПО ВАШЕЙ ОЦЕНКЕ, СЕГОДНЯ РАБОТАЕТ ЭТО МИНИСТЕРСТВО – ХОРОШО ИЛИ ПЛОХО?
ВОПРОС: ПРИПОМНИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, КТО СЕГОДНЯ ВОЗГЛАВЛЯЕТ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ?
ВОПРОС: КАК ВЫ ПОЛАГАЕТЕ, ВЛАДИМИР ФИЛИППОВ, ВОЗГЛАВЛЯЮЩИЙ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, СПРАВЛЯЕТСЯ ИЛИ НЕ СПРАВЛЯЕТСЯ СО СВОЕЙ РАБОТОЙ?
ВОПРОС: КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, КАКАЯ ДОЛЯ РОССИЯН ОТВЕТИТ, ЧТО ГЛАВА МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ НЕ СПРАВЛЯЕТСЯ СО СВОЕЙ РАБОТОЙ? ПОПРОБУЙТЕ ОЦЕНИТЬ ЭТУ ДОЛЮ В ПРОЦЕНТАХ.
Телефонные интервью с представителями региональных властных, интеллектуальных и медиаэлит 30 июля - 1 августа 2002 г. 130 экспертов.
|
4.Приложение.Таблицы |
ЗА ПОСЛЕДНИЕ ПОЛГОДА ВАМ ПРИХОДИЛОСЬ ИЛИ НЕ ПРИХОДИЛОСЬ ИМЕТЬ ДЕЛО, ОБЩАТЬСЯ С УЧИТЕЛЯМИ? ЕСЛИ ПРИХОДИЛОСЬ, ТО КАКОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ У ВАС ОСТАЛОСЬ - ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ ИЛИ ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ?
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Доли групп (%) | 100 | 47 | 11 | 30 | 29 | 39 | 46 | 54 | 35 | 27 | 38 | 19 | 32 | 37 | 12 | 26 | 35 | 31 | 12 | 17 | 39 | 26 | 26 | 11 | 13 | 24 | 6 | 16 | 5 | 100 | 45 | 55 | 33 | 26 | 41 |
не приходилось | 58 | 56 | 65 | 55 | 60 | 59 | 63 | 54 | 52 | 46 | 73 | 79 | 61 | 51 | 40 | 54 | 59 | 61 | 69 | 60 | 54 | 58 | 60 | 65 | 62 | 56 | 63 | 53 | 46 | 63 | 66 | 60 | 53 | 59 | 73 |
положительное | 31 | 34 | 23 | 33 | 31 | 29 | 28 | 33 | 35 | 40 | 19 | 15 | 29 | 37 | 40 | 36 | 28 | 28 | 22 | 28 | 34 | 32 | 28 | 20 | 31 | 33 | 25 | 38 | 39 | 26 | 25 | 26 | 38 | 25 | 16 |
отрицательное | 8 | 7 | 8 | 9 | 6 | 9 | 6 | 9 | 8 | 12 | 5 | 4 | 7 | 9 | 14 | 7 | 8 | 8 | 6 | 10 | 8 | 7 | 9 | 10 | 7 | 9 | 3 | 7 | 6 | 9 | 7 | 11 | 8 | 10 | 9 |
затрудняюсь ответить | 3 | 2 | 4 | 3 | 3 | 3 | 2 | 4 | 4 | 2 | 3 | 2 | 4 | 3 | 6 | 2 | 4 | 3 | 2 | 2 | 5 | 3 | 4 | 5 | 1 | 2 | 9 | 1 | 9 | 2 | 2 | 3 | 1 | 5 | 2 |
КАК, ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, РАБОТАЮТ СЕГОДНЯ УЧИТЕЛЯ, КАК ОНИ СПРАВЛЯЮТСЯ СО СВОИМИ ОБЯЗАННОСТЯМИ - ОТЛИЧНО, ХОРОШО, УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО, ПЛОХО ИЛИ ОЧЕНЬ ПЛОХО?
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Доли групп (%) | 100 | 47 | 11 | 30 | 29 | 39 | 46 | 54 | 35 | 27 | 38 | 19 | 32 | 37 | 12 | 26 | 35 | 31 | 12 | 17 | 39 | 26 | 26 | 11 | 13 | 24 | 6 | 16 | 5 | 100 | 45 | 55 | 33 | 26 | 41 |
отлично и хорошо | 34 | 39 | 33 | 42 | 33 | 30 | 33 | 35 | 42 | 30 | 30 | 33 | 33 | 36 | 36 | 37 | 34 | 33 | 29 | 36 | 31 | 41 | 27 | 28 | 41 | 40 | 25 | 39 | 37 | 26 | 27 | 25 | 37 | 24 | 18 |
удовлетворительно | 32 | 32 | 33 | 34 | 33 | 31 | 33 | 31 | 35 | 32 | 29 | 23 | 32 | 36 | 36 | 30 | 32 | 35 | 36 | 31 | 37 | 25 | 32 | 31 | 40 | 30 | 21 | 32 | 38 | 33 | 32 | 34 | 33 | 41 | 28 |
плохо и очень плохо | 10 | 9 | 7 | 8 | 10 | 12 | 10 | 10 | 8 | 18 | 6 | 6 | 10 | 11 | 13 | 10 | 10 | 11 | 14 | 10 | 10 | 8 | 11 | 8 | 11 | 11 | 9 | 8 | 8 | 16 | 11 | 20 | 16 | 16 | 16 |
затрудняюсь ответить | 24 | 21 | 27 | 16 | 24 | 27 | 24 | 23 | 15 | 20 | 34 | 38 | 25 | 17 | 15 | 23 | 24 | 21 | 22 | 23 | 23 | 26 | 30 | 33 | 7 | 19 | 44 | 21 | 17 | 25 | 29 | 21 | 14 | 19 | 37 |
ЗА ПОСЛЕДНИЕ ПОЛГОДА ВАМ ПРИХОДИЛОСЬ ИЛИ НЕ ПРИХОДИЛОСЬ ИМЕТЬ ДЕЛО, ОБЩАТЬСЯ С ПРЕПОДАВАТЕЛЯМИ ВУЗОВ? ЕСЛИ ПРИХОДИЛОСЬ, ТО КАКОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ У ВАС ОСТАЛОСЬ - ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ ИЛИ ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ?
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Доли групп (%) | 100 | 47 | 11 | 30 | 29 | 39 | 46 | 54 | 35 | 27 | 38 | 19 | 32 | 37 | 12 | 26 | 35 | 31 | 12 | 17 | 39 | 26 | 26 | 11 | 13 | 24 | 6 | 16 | 5 | 100 | 45 | 55 | 33 | 26 | 41 |
не приходилось | 79 | 78 | 87 | 70 | 80 | 86 | 80 | 79 | 69 | 80 | 89 | 92 | 81 | 79 | 57 | 84 | 82 | 74 | 78 | 80 | 79 | 81 | 77 | 76 | 86 | 77 | 88 | 83 | 76 | 73 | 71 | 74 | 56 | 81 | 81 |
положительное | 12 | 13 | 9 | 18 | 12 | 7 | 12 | 12 | 20 | 11 | 5 | 3 | 12 | 11 | 30 | 10 | 8 | 17 | 11 | 12 | 13 | 10 | 15 | 14 | 8 | 15 | 5 | 9 | 12 | 19 | 23 | 16 | 31 | 12 | 14 |
отрицательное | 4 | 4 | 3 | 6 | 4 | 3 | 5 | 4 | 7 | 5 | 1 | 0 | 4 | 5 | 8 | 3 | 4 | 5 | 6 | 4 | 3 | 5 | 4 | 5 | 6 | 4 | 1 | 5 | 2 | 6 | 4 | 7 | 11 | 4 | 3 |
затрудняюсь ответить | 4 | 5 | 1 | 6 | 4 | 3 | 4 | 5 | 4 | 3 | 5 | 5 | 3 | 5 | 5 | 3 | 5 | 4 | 4 | 4 | 5 | 4 | 4 | 6 | 0 | 5 | 6 | 4 | 10 | 2 | 2 | 2 | 1 | 3 | 2 |
КАК, ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, РАБОТАЮТ СЕГОДНЯ ПРЕПОДАВАТЕЛИ ВУЗОВ, КАК ОНИ СПРАВЛЯЮТСЯ СО СВОИМИ ОБЯЗАННОСТЯМИ - ОТЛИЧНО, ХОРОШО, УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО, ПЛОХО ИЛИ ОЧЕНЬ ПЛОХО?
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Доли групп (%) | 100 | 47 | 11 | 30 | 29 | 39 | 46 | 54 | 35 | 27 | 38 | 19 | 32 | 37 | 12 | 26 | 35 | 31 | 12 | 17 | 39 | 26 | 26 | 11 | 13 | 24 | 6 | 16 | 5 | 100 | 45 | 55 | 33 | 26 | 41 |
отлично и хорошо | 20 | 21 | 20 | 30 | 18 | 14 | 20 | 20 | 27 | 17 | 16 | 16 | 17 | 20 | 34 | 17 | 20 | 23 | 24 | 26 | 17 | 18 | 16 | 23 | 24 | 19 | 17 | 23 | 24 | 22 | 21 | 22 | 27 | 21 | 17 |
удовлетворительно | 23 | 23 | 22 | 27 | 26 | 18 | 23 | 23 | 27 | 26 | 18 | 11 | 23 | 29 | 25 | 22 | 19 | 30 | 31 | 22 | 26 | 16 | 22 | 21 | 26 | 22 | 13 | 24 | 43 | 22 | 28 | 17 | 31 | 20 | 15 |
плохо и очень плохо | 7 | 7 | 8 | 7 | 6 | 8 | 8 | 6 | 8 | 8 | 6 | 5 | 8 | 6 | 11 | 7 | 8 | 6 | 7 | 10 | 6 | 7 | 5 | 7 | 11 | 11 | 3 | 4 | 4 | 7 | 7 | 8 | 8 | 8 | 7 |
затрудняюсь ответить | 49 | 48 | 50 | 36 | 48 | 60 | 48 | 50 | 38 | 49 | 60 | 67 | 52 | 45 | 28 | 54 | 52 | 41 | 37 | 42 | 51 | 57 | 58 | 49 | 38 | 46 | 67 | 49 | 29 | 50 | 45 | 53 | 34 | 51 | 61 |
РАБОТОЙ УЧИТЕЛЕЙ И ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВУЗОВ РУКОВОДИТ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ. КАК, ПО ВАШЕЙ ОЦЕНКЕ, СЕГОДНЯ РАБОТАЕТ ЭТО МИНИСТЕРСТВО - ХОРОШО ИЛИ ПЛОХО?
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Доли групп (%) | 100 | 47 | 11 | 30 | 29 | 39 | 46 | 54 | 35 | 27 | 38 | 19 | 32 | 37 | 12 | 26 | 35 | 31 | 12 | 17 | 39 | 26 | 26 | 11 | 13 | 24 | 6 | 16 | 5 | 100 | 45 | 55 | 33 | 26 | 41 |
хорошо | 16 | 16 | 17 | 26 | 13 | 10 | 15 | 17 | 21 | 16 | 11 | 12 | 18 | 15 | 18 | 16 | 15 | 17 | 14 | 15 | 17 | 16 | 11 | 17 | 12 | 16 | 18 | 22 | 22 | 14 | 16 | 12 | 21 | 15 | 8 |
плохо | 33 | 33 | 26 | 33 | 36 | 33 | 34 | 33 | 35 | 40 | 27 | 17 | 31 | 39 | 49 | 30 | 34 | 38 | 38 | 28 | 38 | 26 | 33 | 33 | 40 | 32 | 34 | 33 | 26 | 45 | 44 | 45 | 47 | 42 | 44 |
затрудняюсь ответить | 51 | 50 | 57 | 41 | 51 | 57 | 51 | 51 | 43 | 44 | 63 | 70 | 52 | 46 | 33 | 55 | 52 | 45 | 48 | 57 | 45 | 59 | 55 | 50 | 48 | 52 | 48 | 45 | 52 | 41 | 40 | 43 | 32 | 43 | 48 |
ПРИПОМНИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, КТО СЕГОДНЯ ВОЗГЛАВЛЯЕТ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ?
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Доли групп (%) | 100 | 47 | 11 | 30 | 29 | 39 | 46 | 54 | 35 | 27 | 38 | 19 | 32 | 37 | 12 | 26 | 35 | 31 | 12 | 17 | 39 | 26 | 26 | 11 | 13 | 24 | 6 | 16 | 5 | 100 | 45 | 55 | 33 | 26 | 41 |
не знаю | 76 | 77 | 69 | 75 | 76 | 77 | 77 | 76 | 79 | 77 | 72 | 87 | 82 | 71 | 58 | 81 | 76 | 71 | 80 | 74 | 74 | 80 | 76 | 62 | 79 | 80 | 73 | 84 | 54 | 71 | 64 | 77 | 79 | 73 | 64 |
правильный ответ (В. Филиппов) | 8 | 8 | 16 | 9 | 8 | 8 | 8 | 9 | 7 | 6 | 12 | 2 | 5 | 11 | 21 | 5 | 10 | 11 | 4 | 12 | 8 | 9 | 9 | 10 | 6 | 7 | 11 | 5 | 22 | 9 | 11 | 8 | 4 | 4 | 17 |
неправильный ответ | 1 | 1 | 4 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 3 | 2 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 2 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 3 | 3 | 2 |
затрудняюсь ответить | 14 | 14 | 11 | 15 | 14 | 13 | 14 | 14 | 13 | 15 | 14 | 9 | 12 | 18 | 18 | 12 | 12 | 17 | 16 | 14 | 17 | 9 | 14 | 26 | 14 | 11 | 16 | 9 | 21 | 17 | 20 | 14 | 14 | 20 | 17 |
КАК ВЫ ПОЛАГАЕТЕ, НЫНЕШНИЙ МИНИСТР, ВОЗГЛАВЛЯЮЩИЙ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, СПРАВЛЯЕТСЯ ИЛИ НЕ СПРАВЛЯЕТСЯ СО СВОЕЙ РАБОТОЙ?
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Доли групп (%) | 100 | 47 | 11 | 30 | 29 | 39 | 46 | 54 | 35 | 27 | 38 | 19 | 32 | 37 | 12 | 26 | 35 | 31 | 12 | 17 | 39 | 26 | 26 | 11 | 13 | 24 | 6 | 16 | 5 | 100 | 45 | 55 | 33 | 26 | 41 |
справляется | 19 | 19 | 19 | 28 | 18 | 11 | 17 | 20 | 23 | 17 | 15 | 16 | 16 | 21 | 24 | 16 | 18 | 23 | 16 | 21 | 20 | 17 | 14 | 17 | 21 | 14 | 22 | 23 | 41 | 16 | 16 | 16 | 20 | 12 | 16 |
не справляется | 25 | 25 | 24 | 23 | 26 | 26 | 27 | 23 | 26 | 30 | 21 | 21 | 24 | 28 | 26 | 24 | 27 | 26 | 28 | 16 | 29 | 24 | 22 | 31 | 44 | 21 | 21 | 21 | 20 | 28 | 27 | 30 | 31 | 26 | 27 |
затрудняюсь ответить | 56 | 56 | 58 | 49 | 55 | 62 | 55 | 57 | 51 | 53 | 64 | 63 | 61 | 51 | 50 | 60 | 55 | 51 | 55 | 63 | 52 | 60 | 64 | 53 | 35 | 65 | 57 | 56 | 39 | 55 | 56 | 54 | 48 | 61 | 56 |
Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 3-4 августа 2002. 1500 респондентов. Дополнительный опрос населения Москвы - 600 респондентов.
|
|