16.08.2001, Опрос населения
1.Школьный учитель - 'вторая мама'2.Графики и открытые вопросы 1.Школьный учитель - 'вторая мама' По мнению 82% россиян, государство уделяет школе недостаточно внимания (11% считают, что достаточно, 7% - затрудняются ответить), а 63% респондентов считают, что профессия учителя не пользуется в современном обществе достаточным уважением (противоположного мнения придерживаются 32%). Однако описывая типичного учителя, россияне, как правило, рисуют довольно привлекательный образ.
Отвечая на открытый вопрос: 'КАК ВЫ ПРЕДСТАВЛЯЕТЕ СЕБЕ ТИПИЧНОГО УЧИТЕЛЯ?', респонденты чаще всего говорили о том, что это 'внимательный, добрый человек', который 'любит детей', как 'вторая мама' (26%), и о том, что это специалист, 'знающий свой предмет, умеющий работать с детьми, найти подход' (22%).
Среди особенностей, черт типичного учителя важное место занимают ум (10%), образованность (10%) и требовательность (10%). По мнению 9% респондентов, учитель 'показывает достойный пример ученикам'. Учителей нередко считают 'интеллигентными, культурными и вежливыми людьми' (8%).
Непривлекательной профессию учителя делает, прежде всего, маленькая зарплата (7%) и перегруженность работой (3%): 'не сводит концы с концами', 'бедные люди - беднее нет', 'вечно голова занята уроками, тетрадями, не имеет свободного времени'.
Фонд 'Общественное мнение'. Всероссийский опрос городского и сельского населения. 11 августа 2001 года. 1500 респондентов.
2.Графики и открытые вопросы |
ОТКРЫТЫЙ ВОПРОС: КАКВЫ СЕБЕ ПРЕДСТАВЛЯЕТЕ ТИПИЧНОГО ШКОЛЬНОГО УЧИТЕЛЯ (УЧИТЕЛЬНИЦУ)? ОПИШИТЕ ЕГО (ЕЁ), ПОЖАЛУЙСТА.
Суждения респондентов
(в % от числа опрошенных по России)
Положительное описание |
|
62 |
Высокие деловые качества |
|
43 |
Профессионал, знает и любит свой предмет |
22 |
|
- 'Умно и грамотно объясняет урок'; 'знающий свой предмет, умеющий работать с детьми, найти подход'; 'понимающий детей, умеющий им объяснить свой предмет'; 'хорошо знающий свой предмет, умеющий держать дисциплину в классе, дающий детям знания'; 'профессионалы высокого класса'; 'педагог по призванию'; 'обладает глубокими знаниями по специальности, имеет знание психолога'; 'знания, умение преподавать'; 'преподаватели нормально учат своему предмету'.
|
|
|
Умный |
10 |
|
- 'Умный человек'; 'умная, толковая женщина'.
|
|
|
Образованный, культурная речь |
10 |
|
- 'Всесторонне развитый'; 'всесторонне образованный человек'; 'образованные во всем'; 'высокообразованный'; 'хорошо образованный'; 'эрудированный'; 'эрудит'.
|
|
|
Требовательный, строгий |
10 |
|
- 'Строгий'; 'требовательный характер'.
|
|
|
Ответственный, добросовестный, аккуратный |
4 |
|
- 'Относилась к каждому ученику серьезно, дополнительно оставляла заниматься, больше внимания уделяла слабым ученикам'; 'дисциплинированный'; 'времени на ученика не жалеет'; 'добросовестный'; 'аккуратный'.
|
|
|
Работоспособный, энергичный |
2 |
|
- 'Труженик'; 'работящие'; 'работает от звонка до звонка'; 'энергичный'; 'активный'.
|
|
|
|
|
|
Положительные нравственные качества, манера поведения |
|
42 |
Добрый, внимательный, любит детей |
26 |
|
- 'Помогают семьям, не только учат'; 'отзывчивая, добрая, чуткая'; 'добрый, ласковый'; 'вторая мама'; 'всегда с детьми, любит их'; 'добрая, ласковая, внимательная'; 'ласковая, милая, заботливая'.
|
|
|
Честный, порядочный, справедливый, пример для детей |
9 |
|
- 'Образцовая'; 'пример для подражания ученикам'; 'порядочный, не берет взяток'; 'пример для учеников'; 'показывает достойный пример ученикам'.
|
|
|
Воспитанный, интеллигентный, культурный |
8 |
|
- 'Интеллигент'; 'интеллигентный, культурный, вежливый'; 'культурный, воспитанный'; 'имеющий хорошее воспитание'.
|
|
|
Уравновешенный, спокойный, терпеливый |
4 |
|
- 'Терпеливый'; 'выдержанная, спокойная'; 'уравновешенный, спокойный человек, который может объяснить любому ребенку то, чего он не понял'; 'психически уравновешен'; 'спокойный, уравновешенный, не кричит, подход к ученикам имеет'; 'терпеливый, понимает учеников'.
|
|
|
Общительный, открытый, демократичный |
3 |
|
- 'Общительный с учениками'; 'наравне с другими людьми, с детьми'; 'внимательный, спокойный, с уважением относится к детям'; 'незашоренность, открытость, способный впитывать новое и отвечать на вопросы школьников'; 'демократичная, уважает ученика'.
|
|
|
Уважаемый человек, пользуется авторитетом в обществе |
2 |
|
- 'Заслуженный, уважаемый человек'; 'лучший из нас'; 'авторитетный, уважаемый'; 'уважаема и родителями, и детьми'; 'это заслуженные, уважаемые люди'; 'уважаемый человек, несущий людям грамоту, с которым советовались'.
|
|
|
Энтузиаст, бескорыстный труженик |
2 |
|
- 'Люди горят желанием преподавать, человек любит свою работу, ничто не интересует, кроме работы'; 'абсолютно предана работе – при такой зарплате можно работать только за идею'; 'несмотря на мизерную зарплату, болеющий душой за воспитание и образование детей'; 'энтузиаст, бессребреник'; 'настоящий фанат своего дела'; 'люди, работающие на энтузиазме, любящие свою профессию'; 'работает за любые деньги'.
|
|
|
Современный |
1 |
|
- 'Современный'; 'постоянно развиваются'.
|
|
|
|
|
|
Общая положительная оценка |
|
5 |
- 'Учитель – хороший человек'; 'обыкновенная, но чуть лучше остальных'; 'хорошая'; 'ближе стали к детям'; 'высоких душевных материй'.
|
|
|
|
|
|
Хорошо зарабатывает |
|
2 |
- 'Не затруднен материальными проблемами'; 'материально обеспечен'; 'свысокой зарплатой'; 'обеспечен'.
|
|
|
|
|
|
Привлекательный внешний облик |
|
1 |
- 'Пожилая женщина в очках, с доброй улыбкой, с журналом под мышкой'; 'обаятельная, опрятная'; 'милая, привлекательная'; 'в очках, с умным, интеллигентным лицом'.
|
|
|
|
|
|
Отрицательное описание |
|
13 |
Непривлекательный образ жизни |
|
9 |
Бедный, с маленькой зарплатой |
7 |
|
- 'Нищий человек'; 'бедные, несчастные, с маленькой зарплатой'; 'бедная, нищая, без зубов'; 'не сводит концы с концами'; 'бедные люди, беднее их нет'.
|
|
|
Перегружен работой, нервный, замученный |
3 |
|
- 'Нервный'; 'уставшая, никакой личной жизни'; 'измученный жизнью и работой человек'; 'вечно голова занята уроками, тетрадями, не имеет свободного времени'; 'в 8 часов на работу, в 20 часов – с работы'; 'замученная детьми'; 'большой объем занятости, неуделение времени семье'.
|
|
|
Неудачник |
1 |
|
- 'Несостоявшийся мужчина, слабый, безденежный'; 'часто без мужа и детей'; 'человек не поступил в другой институт и пошел в педагогический'; 'тот, кто не мог найти другую работу'; 'неудачники, не нашли себя в другом'; 'идеалист-неудачник, неудовлетворенный жизнью'; 'девочка после института не устроилась в нормальное место'.
|
|
|
|
|
|
Отрицательные нравственные качества |
|
2 |
Равнодушный, грубый, злой |
2 |
|
- 'Ненавидит детей'; 'безразличие, равнодушие к детям, личное ставящие выше профессионального достоинства'; 'раньше были – добрые, внимательные, а сейчас грубые и злые'; 'безразличные в большей части'; 'грубые люди'; 'не любят детей'; 'вредная'; 'сейчас они какие-то злые'; 'равнодушные, грубые'.
|
|
|
Меркантильный |
1 |
|
- 'Много думают о своих интересах, мало о детях'; 'все учителя пытаются навязать дополнительные занятия и оплату, деление детей по состоятельности'; 'сейчас не подойдешь, не попросишь объяснить без платы'; 'взяточник'; 'человек, думающий не о том, как дать знания, а как на этом заработать'; 'вымогатели'.
|
|
|
|
|
|
Работает не по призванию |
|
1 |
- 'Не любящий свою профессию'; 'учителя боятся учеников'; 'жалующиеся постоянно на головную боль от детей'; 'лично я считаю, что сегодняшние учителя – это скорее не учителя, а модельерши, думают не о детях'; 'мало добросовестных учителей: не отдают душу ребенку, работают не по призванию'; 'не педагог по призванию, человек случайный'; 'карьерист, мало уделяет внимания детям, отрабатывает часы'; 'отбыть свое время на работе'.
|
|
|
|
|
|
Непривлекательный внешний облик |
|
1 |
- 'Тупая, молодая, орущая'; 'забитое, пытающееся свести концы с концами существо'; 'замотанная женщина'; 'баба, заморенная жизнью'; 'плохо одет'.
|
|
|
|
|
|
Нейтральное описание |
|
13 |
Описание внешности |
|
5 |
- 'Неброско одетый'; 'в очках'; 'в очках, лысый, в костюме и галстуке'; 'высокая'; 'в очках, с указкой в руке'; 'современно одетая женщина, с непременной сигаретой в руках'; 'серость в одежде'; 'худенькая, небольшого роста'; 'полная, в очках, с темными волосами'; 'солидный, при галстуке'.
|
|
|
|
|
|
Характеристика пола и возраста |
|
5 |
Женщина-учительница |
2 |
|
- 'Это женщина'; 'скорее всего, женщина'; 'женщина'.
|
|
|
Молодой |
2 |
|
- 'Молодые'; 'молодость'; 'не старый – от 25 до 30 лет'.
|
|
|
Среднего возраста |
1 |
|
- 'Средних лет'; 'средний возраст'.
|
|
|
Пожилой |
1 |
|
- 'Пенсионерки – молодые в школе не работают'; 'в годах'; 'пенсионерка или близко к тому'; 'возраст от 50 до 60'; 'старушка в очках'.
|
|
|
|
|
|
Нейтральные оценки |
|
2 |
- 'Как обычный человек'; 'нормальный человек, как и все'; 'обычный человек, ничем не отличающийся от других'; 'обыкновенные люди'.
|
|
|
|
|
|
Метафоры, сравнения, ассоциации |
|
1 |
- 'Инженер человеческих душ'; 'Арнольд Шварценеггер со стальными кулаками и железными нервами'; 'по фильму 'Первая учительница'; 'в большей части – серенькие птички'.
|
|
|
|
|
|
Нет ответа, ответ не на тему |
|
24 |
|
Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 11-12 августа 2001 г. 1500 респондентов.
|
|