|
Согласно результатам опроса, россияне относятся к визиту главы Римско-католической церкви Папы Иоанна Павла II в Украину скорее безразлично (50%), чем положительно (35%), но в тоже время редко высказывают явно отри-цательное отношение к данному событию (8%). Мнения представителей регио-нальных элит распределились иначе: почти половина относятся к предстоящему визиту положительно, каждый пятый - отрицательно, и каждый третий - безраз-лично.
Участники фокус-групп отмечают, что это событие имеет косвенное отношение к России, поэтому воспринимается оно отстраненно. Проблема взаимоотноше-ний католической и православной ветвей христианства довольно остро стоит в Украине, а россиянам представляется неактуальной.
- 'У нас нет проблемы Украины, это их проблемы. А как поездка... глава католиков приехал – это серьезно просто само по себе'
(ДФГ, Новосибирск).
- 'Я конкретно о визите не слышала, хотя я газеты читаю – просто мало информации. Но я знаю, что на Украине есть униаты, или католики, как они себя называют. И я слышала, что там как раз большие волнения, что им много лет препятствовали проводить обряды по-своему – католические'
(ДФГ, Новосибирск).
В диалогах участников фокус-групп визит понтифика рассматривается в двух основных контекстах: миссионерском - содействие религиозному диалогу меж-ду представителями различных христианских конфессий, и геополитическом - усиление влияния Запада на Украину. Однако респонденты затрудняются четко разделить дипломатические и религиозные мотивы, так как, по их мнению, рели-гиозные лидеры чрезмерно политизированы.
- Павел: 'По поводу визита Папы на Украину возникают споры между конфессиями. Православных это не устраивает – католики стремятся таким образом расширить свое влияние, привлечь Украину на Запад, оторвать от нас, ослабить наше влияние. И, естественно, это не всем нравится. Я считаю, это не просто визит руководителя одной из крупнейших конфессий в мире, а здесь какой-то геополитический контекст.
- 'Я хожу в церковь, и эти дела меня интересуют. Вы думаете, такая величина поедет просто так, за здорово живешь? Цель у него есть, он же уже встречался недавно с мусульманами' (ДФГ, Новосибирск).
Некоторые, наиболее мнительные респонденты расценивают визит Папы как ак-тивизацию экспансии католицизма на 'православные территории' и высказыва-ются достаточно резко:
- 'Это похоже на крестовый поход, только в другой форме. А насаждение католичества – это идеологическая диверсия. Поэтому я сравнил с крестовым походом. Разница в том, что если раньше крестовые походы были огнем и мечом, то сейчас – с помощью слова'
(ДФГ, Самара).
В отношении последствий визита Папы Римского в Украину респонденты не приходят к единому мнению: одни убеждены, что визит понтифика обострит конфликт между представителями двух христианских конфессий внутри страны и усилит националистические настроения, другие - полагают, что Папа Римский поможет сгладить возникшие разногласия.
- Владимир: 'Визит Папы на Украину для народа Украины не даст ничего хорошего, т.к. там сейчас идет вражда между католиками и православными, и визит Папы обострит ее. А с другой стороны, религиозной – я не знаю'.
Центральной темой дискуссий на фокус-группах стал вопрос о разногласиях ме-жду православием и католицизмом и возможностях объединения двух ветвей христианства. Данные массового опроса свидетельствуют о том, что в целом россияне относятся к католикам достаточно терпимо: о своем хорошем отноше-нии заявил 31% опрошенных, о безразличном - 54%. Только 8% респондентов относятся к католикам плохо. В отношении того, являются ли православие и ка-толицизм дружественными ветвями христианства, мнения респондентов разде-лились. Убеждены в том, что они дружественные, 40% россиян, противополож-ного мнения придерживаются 30% опрошенных, и столько же - затрудняются дать ответ.
Дискуссия участников фокус-групп показала, что респонденты поверхностно представляют себе различия между двумя ветвями христианства и причины конфликтов между католической и православной церквями.
- Лариса: 'Я не вижу конфликта. Люди должны быть терпимы к другой вере. Человек может быть представителем другой веры, но проповедовать общие гуманистические идеи. Общая идея – одна. А разница – только в обрядах'.
- Модератор: 'Итак, в чем основной конфликт между католической и православной церквями?'
Многие, говоря о проблеме взаимоотношений христианских церквей, в качестве решающего довода приводят позицию Алексия II по этому вопросу:
- Аня: 'Вот Патриарх – он придерживается мнения, что Папа Римский как бы не покаялся перед православной церковью за то, что было сделано, и поэтому он против. И я вам хочу сказать: я лично не против, чтобы Папа приехал к нам, но если Патриарх говорит, что это невозможно, то православный человек должен этому верить'.
- 'Очень настороженно о предстоящей встрече наш Алексий II выступал, по-моему, в программе 'Время'
(ДФГ, Самара).
Активизацию экуменического диалога со стороны Папы Римского респонденты оценивают положительно, хотя, по сути, считают это бесперспективной и абсо-лютно утопической идеей.
Показателен в этом отношении следующий диалог участников фокус-групп.
- Модератор: 'Надо ли нам стремиться к сближению с католиками?'
- 1-й участник: 'Если же его поездка связана с объединением веры, это бесполезно и бессмысленно. Тысячи лет все это было и будет. И крестоносцы объединяли, и огнем, и мечом это делалось – и ничего не вышло'.
В рассуждениях о препятствиях, возникающих на пути к экуменическому диало-гу, звучат два основных мотива. Во-первых, это консервативность православия по сравнению с католицизмом и, во-вторых, - несовпадение интересов религи-озной элиты и простых людей.
- 'Это сложно объяснить. Я думаю, что здесь зависит все от менталитета. Православная вера – это такая вековая вера, и она настолько консервативна, она настолько внедрена в народ. Много проводится бесед с католиками, и я не могу сказать, что у них есть какое-то такое, знаете, негативное отношение именно к православным'
(ДФГ, Москва).
- Модератор: 'Важно или нет объединение конфессий? И для кого?'
Можно предположить, что доброжелательное отношение к католикам, постоян-но звучащее в рассуждениях участников фокус-групп, во многом обусловлено симпатией к Иоанну Павлу II. О своем хорошем отношении к Папе Римскому заявляет 37% участников массового опроса и практически две трети опрошен-ных региональных экспертов. Негативно относятся к понтифику 3% рядовых граждан и 4% экспертов.
Позитивное отношение к главе Римско-католической церкви определяется двумя факторами: симпатией к нему как к человеку и его международным статусом. В нем видят, прежде всего, активного миротворца, прекрасного дипломата, мис-сионера, имеющего огромное влияние во всем мире, а также просто высокообра-зованного человека.
- 'Ну, вы знаете, он настолько расположен к людям, в нем ощущение любви; вот когда смотришь фильм – что он не просто идет, а что он этот народ любит. И в ответ – мне чувствуется, что его тоже любят. И нас воспринимают, что мы не агрессивно как-то настроены против тех же католиков или других конфессий' (ДФГ, Москва).
- Татьяна: 'Он очень хорошо говорит. Великолепный оратор. Я не понимаю языков, на которых он говорит, но я видела, как его слушали. Люди преображаются на глазах. Он действительно имеет большое влияние на толпу'.
- 'Молодец – по тому, что он делает. Опять, же наши журналисты пишут: за мир борется, и так далее. Соответственно, мы его поддерживаем' (ДФГ, Новосибирск).
Поэтому к возможности визита Иоанна Павла II в Россию почти половина рес-пондентов относится положительно (48%); отрицательно - 6% и безразлично - 41%. Для россиян - как для верующих, так и для атеистов - это событие пред-ставляется весьма значимым.
- 'Нормально отнеслась бы. И католики живут в России, и мусульмане. Почему бы католикам не увидеть Папу?'
- Наталья: ' Мы же гостеприимная страна'.
- 'Я бы даже хотела, чтобы он приехал в Новосибирск, мне бы это было очень интересно. Это был бы большой праздник!'
(ДФГ, Новосибирск).
Участники экспертного опроса восприняли бы оценивают визит Папы Римского в Россию еще позитивнее, чем рядовые респонденты. Более двух третей опрошенных экспертов отнеслись бы к такому событию положительно, отрицательно – лишь каждый пятый из них. В то же время, отвечая на вопрос: 'Как, по Вашему мнению, большинство россиян отнесутся к визиту Папы Римского в Россию – положительно, отрицательно или безразлично?', представители региональных элит нарисовали картину, достаточно близкую к реальной. Треть из них считает, что большинство россиян отнесутся к визиту Папы положительно, несколько менее половины – что они отнесутся безразлично и почти пятая часть – что отношение будет отрицательным.
|