|
'Красивая южная страна', 'родина макарон' – таково, согласно результатам всероссийского опроса, наиболее распространенное представление об Италии. Именно географические и климатические особенности этой страны наиболее часто фигурируют в ответах на открытый вопрос: 'Что прежде всего приходит Вам в голову, когда Вы слышите слово 'Италия'?' В этой группе суждений – упоминания о жарком климате, море, солнце, а также об очертаниях государства на карте:
- 'Далеко, где-то в море, тепло там'.
- 'Солнечная страна на берегу моря'.
- 'На карте выглядит, как сапог'.
- 'Сапог в географическом смысле'.
В то же время, хотя значительная часть опрошенных весьма четко представляет себе очертания Италии и ее местоположение, Рим, Милан и Венеция являются практически единственными географическими точками, о которых вспоминают участники опроса. Именно с этими городами ассоциируется Италия у 6% опрошенных.
- 'Рим – красивый город, древний'.
- 'Рим, Венеция – красивый город'.
Следует также отметить, что верно назвали столицу Италии 68% опрошенных, 28% затруднились ответить на этот вопрос, 4% дали неправильные ответы.
Примечательно, что среди мужчин правильно называют столицу Италии 78%, а среди женщин верно ответили только 60%. Столь серьезную разницу может частично объяснить тот факт, что на слуху у российских граждан в основном два крупных итальянских города – Рим и Милан. Последний является одним из центров европейской моды, поэтому, возможно, женщины чаще мужчин затрудняются вспомнить, какой именно из городов является столицей.
Помимо особенностей географии, респонденты особо отмечают итальянские товары и культурные достижения (по 9%).
Среди предметов итальянского ширпотреба опрошенные называют обувь, одежду, мебель, сантехнику и автомобили, при этом особое внимание уделяется высокому качеству итальянской продукции.
- 'Одежда хорошего качества, обувь итальянская'.
- 'Дорогие, качественные вещи'.
- 'Стиральная машина, очень довольна'.
- 'У них хорошая сантехника, люстры, насосы'.
Следует отметить, что если, например, Франция ассоциируется у опрошенных с элитной продукцией, недоступной для большинства населения, – 'Шанель', 'Вдова Клико' и т.д., – то Италия известна именно своими товарами народного потребления – колготками, сапогами и др.
- 'Обувь, сапоги, спагетти'.
- 'Обувь, шубы, мебель'.
Что касается итальянской культуры, здесь участники опроса выделяют архитектуру, живопись, музыку и кинематограф.
Среди основных архитектурных сооружений опрошенные называют Пизанскую башню, Колизей, а также красоты Венеции.
- 'Пизанская башня, Колизей'.
- 'Венеция, флорентийская архитектура'.
- 'Колизей, Рим'.
Примечательно, что практически все ассоциации с Италией носят неполитический характер. Среди политиков называют фактически только два имени: Бенито Муссолини (3%) и Сильвио Берлускони (1%).
Среди итальянских живописцев наиболее часто упоминаются Леонардо да Винчи (5%), Микеланджело и Рафаэль (по 3%).
Но лучше всего россияне знают итальянских музыкантов и композиторов: Дж. Верди, Н. Паганини, А. Страдивари. Также в числе знаменитых людей Италии – оперные певцы: Л. Паваротти (7%), П. Доминго (1%) и М. Кабалье.
Но чаще всего среди известных итальянцев респонденты называют Адриано Челентано – 16%.
- 'Челентано, песни, культура'.
- 'Адриано Челентано – хороший актер'.
- 'Спагетти, фильмы с Челентано'.
Кстати, итальянских эстрадных певцов прошлых лет, как свидетельствуют результаты опроса, россияне помнят значительно лучше, нежели современных исполнителей, – среди знаменитых людей Италии были названы Тото Кутуньо (2%) и Робертино Лоретти (1%), реже упоминаются современные 'звезды' – такие как Э. Рамадзотти.
А 3% опрошенных в числе знаменитых итальянцев называют поляка Иоанна Павла II:
- 'Папа Римский Иоанн Павел II'.
Также опрошенные вспоминают об итальянской мафии (6%), в первую очередь – сицилийской.
- 'Корень мафии, оттуда все сюда распространяется'.
- 'Эта мафия знаменита на весь мир'.
- 'Государство, живущее по негласным законам мафии'.
В то же время влияние итальянской мафии на жизнь страны в ответах респондентов упоминается лишь несколько раз:
- 'Там много криминала и аварий'.
- 'Коррумпированная страна'.
В основном, несмотря на репутацию 'колыбели мафии', Италия представляется опрошенным вполне тихой, мирной и спокойной страной.
- 'Что-то благостное, приятное'.
- 'Хорошая страна с хорошей культурой'.
- 'Там живут прекрасно, там чистота и порядок'.
Для 4% респондентов Италия знаменита в первую очередь своим футболом:
- 'Итальянский чемпионат по футболу'.
- 'Футбольная команда 'Ювентус''.
- 'Футбольная команда 'Милан''.
- 'Футбольная держава'.
- 'Я был там, болею за итальянский футбол'.
Особое место респонденты отводят итальянским кулинарным традициям: паста – макароны и спагетти – это первое, что приходит им в голову при слове 'Италия'. О не менее знаменитом итальянском блюде – пицце – россияне вспоминают значительно реже.
Вообще, макароны в ассоциативном ряду россиян – это уже не только прозаическое блюдо национальной кухни, но едва ли не символ Италии, достойный упоминания в одном ряду с наследием античности и звездами 'Ла Скала':
- 'Древняя страна, любят макароны'.
- 'Макароны, оперные певицы'.
- 'Красивые женщины и макароны'.
В целом, наиболее кратко отношение россиян к Италии можно охарактеризовать словом 'красивая'. По их мнению, в Италии красиво все: женщины, природа, архитектура, машины и сапоги.
- 'Богатая, красивая страна'.
- 'Красивые машины, покрышки'.
- 'Красивая обувь итальянская'.
- 'Мебель красивая и сантехника'.
- 'Красивое место, отдых'.
|