|
Личность Патриарха Алексия II в очередной раз привлекла внимание СМИ и общественности в связи с недавним юбилеем – 10-летием пребывания его на посту предстоятеля Русской Православной церкви. В массовом сознании образ Патриарха преимущественно положителен. Судя по данным общероссийского опроса, 50% россиян относятся к предстоятелю положительно, 30% – безразлично, и 5% – отрицательно. Как и следовало ожидать, те, кто относит себя к православным, демонстрируют благожелательное отношение к Алексию II в большей мере, чем атеисты и представители других конфессий (61%, 30%, и 40% соответственно). Друзья и знакомые опрошенных тоже относятся к Патриарху чаще положительно, чем отрицательно или нейтрально (34%, 3% и 27% соответственно).
Отвечая на открытый вопрос о качествах Алексия II, большинство опрошенных дали ему позитивные характеристики. Россияне видят в Патриархе миссионера ('активно возрождает христианство, исполняет миссию миротворца'; 'возрождает православие'; 'внушает уважение к себе и к церкви'; 'вера Алексия II в то, что он говорит, его внушительность заставляют запомнить его слова и поверить ему'; 'старается молодежь приобщить к вере'; 'настоящий служитель Господа'); человека высокой духовности и мудрости ('величественный'; 'великодушный, благочестивый'; 'великой душевной доброты, принципиален и неподкупен, порядочен'); патриота России ('сплачивает нацию, всех православных, отражает нападки католической церкви'); умного, интеллектуального и образованного человек ('безусловно умный', 'вкарман за словом не лезет'). Их привлекает и манера поведения Патриарха ('дипломатичность, сочетание осторожности и активности'; 'очень приятно, что патриарх умеет говорить, держать стиль религиозного общения').
Те немногие, кто относится к патриарху плохо, вменяют ему в вину явную зависимость от правящей власти ('он политик, он работает под вождя и власть, подстраивается'; 'он не свободомыслящий, сотрудничает с КГБ'); поощрение безнравственного поведения некоторых церковных деятелей ('он нашему алкашу дал высокое звание – епископ'). В пышности церковного облачения этим респондентам видится демонстрация богатства в бедной стране ('очень пышно живет, нескромно').
В ходе обсуждения на фокус-группах роли Православной церкви и Патриарха всовременной России участники дискуссии имели возможность возражать друг другу. В частности, упреку в излишней вовлеченности Алексия II в политику был противопоставлен аргумент: церковнослужители не могут отстраняться от проблем своего народа и страны (при этом приводился исторический пример Сергия Радонежского). Сегодняшнему Патриарху ставили в заслугу то, что он не оставил без духовной поддержки солдат, воюющих в Чечне.
Упреки в безнравственности некоторых священнослужителей встретили более изощренные контраргументы, распространенные среди верующих: 'священник – это проводник, посредник между Богом и человеком, поэтому неважно, нравственный он человек или нет', 'осуждение – один из семи смертных грехов, и не нам судить, какой должен быть священник'.
В целом можно сказать, что сегодня в России Православная церковь имеет потенциал влияния на настроения людей благодаря своему институциональному статусу и авторитету личности Алексия II, которого большинство опрошенных нами россиян считает 'самым выдающимся религиозным политиком последних десятилетий'.
|