fom.ru · Поиск ·      








24.04.2003, Опрос населения

Пасха и Великий пост



1.Народная семантика Пасхи в России
2.Графики и открытые вопросы
3.Приложение.Таблицы

 
1.Народная семантика Пасхи в России


В христианской традиции Пасха занимает особое место 'Праздника праздников'. Подготовка к нему предполагает последовательное соблюдение ряда религиозных предписаний. Упорядочивая социальную действительность, религиозные обряды регламентируют жизнь верующего человека. Кроме этого, через выполнение определенных ритуалов, человек соотносит себя с той или иной религиозной традицией и тем самым осуществляет процесс идентификации с тем или иным вероисповеданием. Но существует и иная, 'народная', традиция отношения к Пасхе, в рамках которой множество примет, суеверий и обычаев сосуществуют, а порой и переплетаются, с элементами церковной традиции, и вместе с тем создают свою сеть значений.

Прежде всего, следует отметить, что Пасха является для наших сограждан одним из самых 'популярных' праздников (по числу отмечающих его этот праздник неизменно занимает третье место – выше только доли отмечающих Новый год и собственный день рождения (Согласно данным исследования ФОМ от 16 января 2003 г., весь список ежегодно отмечаемых празд-ников состоит из 17 позиций, среди которых такие праздники и памятные даты, как Международный женский день, дни рождения детей, День Победы, День защитник Отечества. При этом Пасха занимает первое место среди 'популярных' православных праздников)).

Почти две трети (65%) респондентов заявляют, что этот день является для них 'особым праздником, важным, значимым', и только 24% говорят, что он не является для них таковым. Оценки субъективной значимости Пасхи зависят от социально-демографических характеристик респондентов.

Во-первых, это гендерная принадлежность опрошенных: для женщин Пасха чаще является особым праздником (72%), чем для мужчин (57%).

Во-вторых, это возраст респондентов: в группе 18 – 35-летних Пасха значима для 58%, в группе 36-50-летних – для 64% и, наконец, среди тех, кому за 50, – для 72%. Как правило, среди людей старшего поколения несколько выше доля лиц с неполным средним образованием. Поэтому объяснимо, что в данной образовательной группе выше доля называющих Пасху значимым праздником (71% против 63 – 64% в остальных группах).

И еще одна зависимость, которая несколько 'выбивается' из традиционного представления, что религиозных людей больше в сельской местности (Старые церкви, новые верующие: Религия в массовом сознании постсоветской России / Под. ред. проф. К. Каариайнена и проф. Д.Е. Фурмана. СПб. - М.: Летний сад, 2000. С. 31.): согласно данным ФОМ, жители больших городов чаще, чем сельчане, называют себя православными верующими (63% против 53%) и говорят о важности Пасхи (71% против 57%).

Наконец, существует очевидная связь между конфессиональной принадлежностью респондентов и значимостью для них Пасхи: для тех, кто причисляет себя к православным, Пасха чаще является особым праздником (85% против 65% среди всех опрошенных).

Респондентам был задан открытый вопрос: 'Почему для Вас Пасха – особый праздник, важный, значимый?'. Полученные объяснения с определенной долей условности можно разделить на три группы – по типу восприятия праздника.

Около трети респондентов объясняют значимость Пасхи тем, что это 'очень важный религиозный праздник', участие в котором – необходимая составляющая религиозного опыта верующего. Стоит заметить, что в большинстве случаев респонденты говорят именно 'о большом христианском празднике', и значительно реже характеризуют его как праздник православный.

Восприятие Пасхи как традиции характерно для другой трети респондентов. При этом в таком восприятии можно выделить три составляющие:
  • историческая традиция русского народа ('в крови старая христианская традиция', 'издавна праздновалась на Руси', 'древний русский обычай') – 'кровная' связь и идентификация с коллективным предком;


  • семейная традиция ('связана с воспоминаниями детства', 'в нашей семье было принято отмечать этот праздник')символическое и практическое объединение с близкими, живыми и мертвыми, идентификация с семьей;


  • 'языческая' традиция, придающая Пасхе статус 'дня поминовения близких' ('поминать ушедших надо', 'связывается с памятью, кладбищем друзей'), которая позволяет 'отдать дань' умершим и тем самым обеспечить связь и подчеркнуть преемственность с уже ушедшими людьми (идентификация с родом).
Наконец, восприятие Пасхи именно как радостного, красивого праздника со всеми соответствующими атрибутами (веселье, гости, трапеза, ритуалы) характерно для очень небольшой группы респондентов (около 5%).

Хотя признают Пасху особым и важным праздником 65% опрошенных, так или иначе отмечать ее в этом году собирается намного большая доля наших сограждан – 81% респондентов. Для большинства опрошенных празднование Пасхи будет состоять в первую очередь из застолья в кругу семьи (42%), освящения куличей и яиц (36%), посещения кладбища (32%), приема гостей или похода в гости (25%). Меньше всего респондентов – 16% – собирается присутствовать в церкви во время пасхальной службы. Согласно данным предыдущих исследований ФОМ, сценарий празднования Пасхи практически не меняется: в предшествовавшие годы доли респондентов, предпочитавших отмечать этот праздник именно так, были примерно такими же.

Известно, что признание себя верующим человеком само по себе не свидетельствует о глубине веры, а скорее – о формальной религиозности. В какой степени Пасха является для россиян религиозным праздником, можно судить на основе таких показателей религиозности, как соблюдение Великого поста и посещение пасхальной службы. Среди респондентов, причисляющих себя к верующим, православным (Вопрос: 'Считаете ли Вы себя верующим? Если да, то к какой конфессии Вы себя относите?'), только 14% заявили, что соблюдают в этом году Великий пост, и 24% – что собираются пойти в церковь на пасхальную службу (В ответе на вопрос: 'Собираетесь ли Вы в этом году отмечать Пасху, и, если да, то как?' сумма отве-тов больше 100%, так как можно выбрать любое число ответов). Как и в случае оценки значимости Пасхи, пост чаще соблюдают женщины, люди старше 50 лет и лица с образованием ниже среднего.

Данные исследования ФОМ свидетельствуют о многозначности восприятия Пасхи российским массовым сознанием. В отношении к Пасхе можно выделить религиозную и ритуально-традиционную составляющие. Представляется, что сейчас в России Пасха – это не столько религиозный праздник, сколько традиция, что этот праздник актуализирует не столько конфессиональную, сколько национальную идентичность.


 
2.Графики и открытые вопросы

СОБИРАЕТЕСЬ ЛИ ВЫ В ЭТОМ ГОДУ ОТМЕЧАТЬ ПАСХУ, И ЕСЛИ ДА, ТО КАК? (Карточка, любое число ответов.)

ДЛЯ ОДНИХ ЛЮДЕЙ ПАСХА - ОСОБЫЙ ПРАЗДНИК, ВАЖНЫЙ, ЗНАЧИМЫЙ. ДЛЯ ДРУГИХ ПАСХА НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ОСОБЕННЫМ, ВАЖНЫМ, ЗНАЧИМЫМ ПРАЗДНИКОМ. ЕСЛИ ГОВОРИТЬ О ВАС ЛИЧНО, КАКАЯ ПОЗИЦИЯ ВАМ БЛИЖЕ - ПЕРВАЯ ИЛИ ВТОРАЯ?

СОБЛЮДАЕТЕ ЛИ ВЫ ВЕЛИКИЙ ПОСТ В ЭТОМ ГОДУ?

ОТКРЫТЫЙ ВОПРОС: ПОЧЕМУ ДЛЯ ВАС ПАСХА – ОСОБЫЙ ПРАЗДНИК, ВАЖНЫЙ, ЗНАЧИМЫЙ?



Суждения респондентов

(в % от числа опрошенных по России)

Это религиозный праздник

17

Большой христианский праздник

11

  • 'Православный праздник'; 'большой христианский праздник'; 'во всем мире христиане отмечают этот праздник'; 'для всех христиан значимый праздник'; 'святой день'; 'от Бога праздник'; 'очень важный религиозный праздник'; 'великий праздник'.

Воскресение Иисуса Христа

6

  • 'Это самый главный праздник для православных – воскрес Христос'; 'Пасха – великий день, Христово Воскресение'; 'Воскресение Христово'; 'в этот день Христос воскрес'; 'этот праздник связан с важным моментом в вере – Воскресением Христовым'.

Это традиция русского народа

14

  • 'Издавна праздновалась на Руси'; 'это традиция России'; 'древний русский обычай'; 'народный праздник'; 'его всегда на Руси отмечали'; 'старинный обычай'; 'потому что я русский человек'; 'со старины идет'; 'в крови старая христианская традиция'; 'живем в православной стране'; 'Пасха связана с русскими традициями'; 'живем в России – большой праздник'; 'национальный праздник, православный'; 'народные традиции, которые переходят из поколения в поколение'.

Верю в Бога, верим в Бога

13

  • 'Потому что крещеные мы и верующие'; 'потому что верующий'; 'Бог есть'; 'я просто верю в Бога'; 'потому что для верующего человека иначе быть не может'; 'потому что мы с мужем – православные'; 'раз я верю в Бога, для меня это важный праздник'; 'веруем в Христа'; 'верующий я'; 'верю в Бога, убедилась в его помощи'; 'крещеная и верующая'; 'как верующая, я соблюдаю все праздники'$ 'в душе мы все-таки верим в Бога'.

Это наша семейная традиция

9

  • 'Семья праздновала'; 'от бабушки идет эта традиция'; 'всю жизнь так'; 'еще родители праздновали'; 'всегда с детства чтил этот праздник – мать приучила'; 'связан с воспоминаниями детства'; 'от родителей перешло ко мне'; 'в нашей семье было принято отмечать этот праздник'; 'всегда велось, с детства помню'; 'всю жизнь празднуем Пасху'; 'в нашей семье это как традиция'.

Это день поминовения близких

6

  • 'Сходишь на кладбище, помянешь – на душе спокойнее'; 'все родные – на кладбище'; 'это память о родителях – ходим на кладбище, не забываем их'; 'в этот день всех поминают, свечки ставят'; 'есть возможность сходить на могилы'; 'поминать ушедших надо'; 'отдать дань – помянуть родителей и остальных родственников'; 'вспоминаешь умерших, ходишь на кладбище'; 'для меня связывается с памятью – кладбищем – друзей'.

Радует атмосфера праздника

5

Светлое, праздничное настроение

3

  • 'Радуются все, веселятся'; 'чисто душевно ощущаешь себя в этот день'; 'в этот день много радости'; 'радостный, светлый праздник'; 'в Пасху солнце даже играет по-особому'; 'в этот день солнце играет, настроение улучшается'; 'все целуются'; 'массовые гуляния'.

Приготовления к празднику, пасхальная трапеза

2

  • 'Идет подготовка к празднику: красят яйца, пекут куличи'; 'люблю красить яйца, печь кулич, принимать гостей'; 'все святят куличи'; 'чистоту наводят в домах'.

Это красивый праздник

1

  • 'Красочный'; 'красивые ритуалы'; 'это очень красивый праздник'; 'это красиво'.

Это возможность встречи с родственниками, друзьями

1

  • 'Можно собраться всей семьей'; 'сейчас собираются семьями на этот праздник, общение'; 'еще раз повод встретиться с близкими'; 'встреча родственников за столом – это всегда торжественно'; 'можно встретиться с друзьями'.

Все отмечают

1

  • 'Все празднуют'; 'отмечают все'; 'стало модно праздновать'; 'все встречают – и я встречаю'; 'все празднуют – и я тоже'.

У нас верующая семья

1

  • 'У нас дома верующие живут'; 'бабушка и мать верили, не было церквей – все равно умудрялись освятить куличи, мы ждали разговения'; 'с детства меня воспитывали в православии'; 'я христианин, родился в христианской семье, был воспитан'; 'семья глубоко верующая'; 'моя бабушка была очень верующая'; 'бабушка есть верующая'.

Это праздник весны, тепла

1

  • 'После Пасхи всегда теплая погода'; 'когда яичко крашенное упадет на землю, сразу начинается тепло – это весна'; 'встреча весны'; 'олицетворение жизни, связан с весной, расцветанием природы'; 'с наступлением Пасхи жизнь оживляется, погода устанавливается солнечнее'; 'переход к теплому времени'; 'после Пасхи начинается сев'.

Это исторический праздник, культурный факт

1

  • 'Не только для меня это праздник – для многих народов'; 'в истории человечества праздник играет особую роль'; 'культурное наследие'; 'праздник, который имеет много традиций и обрядов'.

Другое

1

  • 'Всегда был атеистом'; 'безвыходная, тупиковая ситуация в стране – нужно обращаться к Богу'; 'такой день один раз в году бывает'; 'воодушевляет народ терпеть'; 'не похож на другие праздники'.

Затрудняюсь ответить, нет ответа

40

ОТКРЫТЫЙ ВОПРОС: ПОЧЕМУ ДЛЯ ВАС ПАСХА НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ОСОБЕННЫМ, ВАЖНЫМ, ЗНАЧИМЫМ ПРАЗДНИКОМ?

Суждения респондентов

(в % от числа опрошенных по России)

Это праздник только для верующих

10

  • 'Некрещеный, и особого внимания на церковь в жизни своей не обращал'; 'глубокой веры в Бога нет, надеюсь на себя'; 'не очень-то я верю в Христа, и в воскрешение Христа – тоже'; 'я не верю сказкам'; 'для меня поэзия – религия, другой религии нет'; 'я не фанатик и не очень верю в Бога'; 'я ни разу не крестилась и не молилась ни разу'; 'я не верую в Бога, если только чуть-чуть, в душе'; 'потому что мы не глубоко верующие люди'; 'мы неверующие'; 'верующим себя не считаю'; 'я не суеверный'; 'я к религии никогда не была расположена'; 'я всю жизнь была партийной и сейчас не представляю себя красящей яйца'; 'атеист'; 'воспитание в духе атеизма'; 'к религии отношусь нейтрально'.

У меня другое вероисповедание

6

  • 'Я исповедую ислам'; 'мусульманин'; 'я – татарин'; 'мы, мусульмане, просто из солидарности поддерживаем'; 'я мусульманка, мы этот праздник не празднуем, но соседей всегда поздравляем'; 'вера другая'; 'другая религия'; 'празднуем свои праздники'; 'я не православный'; 'у нас другая Пасха'; 'приверженец другой религии'; 'другое вероисповедание'.

Не отмечаем, обычный день

2

  • 'Из-за работы'; 'праздник как праздник – лишний повод побыть с семьей'; 'у нас не празднуют Пасху'; 'не отмечаем'; 'мне все равно'; 'непринципиальный праздник'; 'обыкновенный день'.

Это всего лишь традиция

1

  • 'Просто традиция древняя, мне не очень понятная'; 'просто традиционный праздник'; 'традиция такая, заведено праздновать'; 'просто традиция, я просто пеку много'; 'это традиция русская'; 'это традиция, и всего лишь'.

Это праздник людей старшего поколения

<1

  • 'Праздник пожилых людей'; 'молодежь это не понимает'; 'бабушки ближе к этому'; 'это праздник моих родителей, у меня один праздник – Новый год'.

Другое

1

  • 'Сейчас религию всю извратили'; 'в Библии нет такого праздника'; 'это личное дело мое – помяну родителей, и все'; 'вероисповедание – дело личное'; 'я не уверен в точной дате дня Пасхи и не уверен, что так она должна праздноваться'; 'это – языческий праздник'; 'просто слишком многие атеисты подались в веру, а верить надо в душе, а не напоказ'; 'для меня праздников нет: шесть свиней, корова, телята, огород – тут не до праздников'; 'муж очень болен, поэтому мне все не в радость'; 'он дан для евреев'; 'нужно успеть посадить огород'.

Затрудняюсь ответить, нет ответа

80

Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 19-20 апреля 2003 г. 1500 респондентов.


 
3.Приложение.Таблицы

СОБИРАЕТЕСЬ ЛИ ВЫ В ЭТОМ ГОДУ ОТМЕЧАТЬ ПАСХУ, И ЕСЛИ ДА, ТО КАК? (Карточка, любое число ответов.)

 Россия, все Голосовали бы за партию... Голосовали бы за... Адаптация Пол Возраст Образование Доход на чл.семьи Тип населенного пункта Федеральные округа Москва, все Пол Возраст
...Единая Россия ...КПРФ ...Путина ...Зюганова оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 1000 руб. 1000 - 2000 руб. более 2000 руб. мегаполисы бол.города мал.города села Центральный Северо-Западный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет
Доли групп (%)1001721461427294047533328392037311226343212183827259162291451004950303238
пойду в церковь на пасхальную службу 16171717141617151021151617151914151415181317191022111913131217262132352818
приглашу гостей или сам(-а) поеду в гости 25322029173023242624292323252525242128262622282328142328232729232125282220
пойду на кладбище 32313135293033333430283732323531282735332133382949233325421811323628233139
освящу куличи, яйца 36393640323340352743303838383735312938392937402952352934253023473658454650
устрою застолье в кругу семьи 42444145353847424143384244413847423943434041443938463041455844424738424838
другое 2322433223233223332342222014433314016
не собираюсь отмечать Пасху 1310171020141014161014131214141014211291381021710232071261014711119
затрудняюсь ответить 4414054453643344433445444753541444173


ДЛЯ ОДНИХ ЛЮДЕЙ ПАСХА - ОСОБЫЙ ПРАЗДНИК, ВАЖНЫЙ, ЗНАЧИМЫЙ. ДЛЯ ДРУГИХ ПАСХА НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ОСОБЕННЫМ, ВАЖНЫМ, ЗНАЧИМЫМ ПРАЗДНИКОМ. ЕСЛИ ГОВОРИТЬ О ВАС ЛИЧНО, КАКАЯ ПОЗИЦИЯ ВАМ БЛИЖЕ - ПЕРВАЯ ИЛИ ВТОРАЯ?

 Россия, все Голосовали бы за партию... Голосовали бы за... Адаптация Пол Возраст Образование Доход на чл.семьи Тип населенного пункта Федеральные округа Москва, все Пол Возраст
...Единая Россия ...КПРФ ...Путина ...Зюганова оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 1000 руб. 1000 - 2000 руб. более 2000 руб. мегаполисы бол.города мал.города села Центральный Северо-Западный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет
Доли групп (%)1001721461427294047533328392037311226343212183827259162291451004950303238
первая 65676571666271645772586472716364636168655971695775706562606242726182727569
вторая 24242521252622253119292421212624272823232922222718202631302615253416262227
затрудняюсь ответить 10101089127121291312781012101281212791671097111242342334


СОБЛЮДАЕТЕ ЛИ ВЫ ВЕЛИКИЙ ПОСТ В ЭТОМ ГОДУ?

 Россия, все Голосовали бы за партию... Голосовали бы за... Адаптация Пол Возраст Образование Доход на чл.семьи Тип населенного пункта Федеральные округа Москва, все Пол Возраст
...Единая Россия ...КПРФ ...Путина ...Зюганова оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 1000 руб. 1000 - 2000 руб. более 2000 руб. мегаполисы бол.города мал.города села Центральный Северо-Западный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет
Доли групп (%)1001721461427294047533328392037311226343212183827259162291451004950303238
да 981191571111613591316969910106612993912138121472191417
нет88898589829188869185938983818991878886888992868989928986848985849077918082
затрудняюсь ответить 2332421322223322423252222522313232061


Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 19-20 апреля 2003. 1500 респондентов. Дополнительный опрос населения Москвы - 600 респондентов.





База данных ФОМ > Культура, религия и наука > Религия > Православная воцерковленность > Пасха и Великий пост