fom.ru · Поиск ·      








06.10.1999, 

Интервью А.Ослона "Рекламному журналу"


- Как вы создаете свои рейтинги, которые потом показывают по ОРТ и НТВ?

- Проводим опросы населения по общероссийской выборке.

- Это постоянная панель?

- Нет, случайная выборка, фиксированная на несколько лет территориально.

На первом этапе мы по специальной процедуре отбираем городские и сельские районы России. Всего таких районов чуть более двух тысяч. Отбор производится на основании переписи населения 1989 г. плюс те данные, которые имеет Госкомстат по частичной переписи в течение пяти лет. Районы отбираются по численности населения и типу территории - городские и сельские районы. Учитывается и принадлежность районов к крупным экономико-географическим регионам. Эти районы представляются в выборке пропорционально населению в целом.

Затем в каждом районе строится выборка "точек опроса". Для городских районов это избирательные участки, для сельских - поселения.

Далее для каждого избирательного участка строится выборка жилищ, которая осуществляется либо по списку жилищ (если он есть) либо по маршруту, которым будет ходить интервьюер. В сельских районах, поселениях основой является список домохозяйств.
Затем интервьюер отправляется в отобранные жилища либо, идя по маршруту, отбирает жилища по специальному алгоритму. В жилище по специальной процедуре отбирается человек, которого надо опрашивать. Человек может отсутствовать, тогда интервьюер еще дважды посещает это жилище.

Далее проводится интервью по месту жительства. Интервьюер зачитывает вопросник, если надо, предъявляет карточки с вариантами ответов или картинки. Сам опрос занимает от 25 минут до одного часа. В еженедельных социально-политических опросах интервью длится около 40 минут. Те, кто уже попадал в выборку, повторно не опрашиваются. Если исчерпывается точка опроса, делается переход к следующей.

Каждые три года мы меняем территориальную выборку.
Сейчас в нашей выборке 29 субъектов Федерации, 56 районов во всех больших регионах (Восток, Западная Сибирь, Восточная Сибирь, Урал и т.д.). Всего таких больших регионов 12, включая Москву и Петербург. Объем выборки - 2000 человек.

- Какова точность получаемых результатов? В предпоследнем выпуске "Итогов" Е. Киселеву так не понравился рост путинского рейтинга, что он даже усомнился в достоверности ваших данных.

- Надо сказать про рейтинги. Основной заказчик этих еженедельных опросов - Администрация президента. Она оплачивает около трети всех расходов.

Кроме того, заказчиками, получающими в полном объеме результаты, являются еще несколько крупных структур. Сейчас их пять или шесть.

Кстати, результаты опросов появляются на нашем сайте еще до того, как их показывают в передаче у Киселева. Все эти данные открыты.

- ОРТ и НТВ получают эти данные бесплатно?

- Нет, они являются подписчиками и получают эти данные за деньги. Но при этом все основные результаты есть и на сайте тоже, хотя, конечно, подписчики получают гораздо больший объем информации, чем все остальные.

Последние три года данные открыты. Каждую неделю мы задаем вопросы, связанные с основными политическими фигурами и партиями.
Есть ежемесячные вопросы - там мы отслеживаем менее знаковые фигуры. Есть такой ежемесячный вопрос - долги по зарплате и пенсиям. Сейчас мы по нашим данным видим, что государство действительно с этими долгами расплатилось. Всю динамику долгов (бюджетники, стипендии, пенсии) с того момента, когда вопрос стал острым (осень 1996 г.), мы у себя имеем.
Есть вопросы ситуативные, по текущим делам.

Теперь по поводу рейтингов. То, что воспроизводит Киселев, - ответы только на один из вопросов: "За кого вы будете голосовать, если выборы будут в следующее воскресенье?" - (даем карточку с фамилиями). "Какие политики вам кажутся приемлемыми на посту президента?" - число ответов не ограничено. "Кого бы выдвинули на пост президента?",- уже без карточки. Это то, что стал использовать Шеремет.

Данные по вопросам Доренко готовятся только для него, по специальному заказу, их никто больше не получает. Он придумал вопросы в 94-м или 95-м году и постоянно нам их заказывает. Это его эксклюзивные вопросы: "Какие политики близки вам политически, независимо от личных качеств?" и "Какие политики близки вам по личным качествам, независимо от их политических интересов?".

- Иными словами получается такой "омнибус", к которому заказчик может подключить те вопросы, которые его интересуют?

- Да, правда немного - до десяти вопросов можем подключать. В частности, так и делаем для Доренко.

Вопросы по партиям тоже начали задавать еженедельно. Спрашиваем, конечно же, и о доверии к конкретным политикам - нерегулярные вопросы для сопоставления восприятия людей. Например, список фамилий - список качеств. И люди сопоставляют, какие качества кому наиболее присущи. Финал: на самом-то деле ответы людей на все вопросы, где упоминается конкретная фамилия, диктуются базисными факторами, главными из которых являются образы этих политиков. Колебания цифр в зависимости от формулировок - это в разной степени проявления специфики вопроса.

- Ответ зависит от формулировки вопроса?

- Соотношение ответов - да, зависит.

ВЦИОМ спрашивает: "Чью деятельность вы одобряете?" А мы: "Кому вы больше доверяете?" Понятно, что одобрение всегда больше, чем доверие: можно одобрять действия, но не доверять. А те, кто доверяет, всегда одобряют.
Мы специально исследовали это вопрос: корреляция между ответами достаточно сильная, но цифры разные.

Вообще, ответы людей на вопросы о политиках определяются базисными факторами, и чтобы строить некую шкалу рейтингов, нужно проводить факторный анализ ответов на разные вопросы. Естественно, широкой публике это будет непонятно, и никто этого не делает: каждый берет те вопросы, которые ему нужны.

Теперь насчет точности. Если вы выполняете случайную бесповторную выборку, то точность репрезентации генеральной совокупности определяется объемом этой выборки, независимо от того, репрезентируете вы миллион человек или тысячу человек. Самое главное здесь - соблюсти правило случайного отбора.
Если вы отберете 2000 человек, то истинное значение будет с вероятностью 90% лежать в интервале плюс-минус 3,6%. Это зависит не от социологии, а от статистики.

- Этого в передачах не говорят.

- Сейчас не говорят, потом будут говорить.

Все, что я рассказывал про отбор респондентов, делается для того, чтобы максимально приблизиться к процедуре случайного отбора.
Полагая генеральной совокупностью взрослое население России (от 18 лет и старше) - это примерно 106 млн. человек, - мы стараемся сделать так, чтобы каждый человек имел шансы попасть в нашу выборку. Хотя, несомненно, есть факторы, которые вносят очень существенные ошибки, и гораздо более серьезные, чем погрешность выборки.




База данных ФОМ > Культура, религия и наука > Наука > Социология > Интервью А.Ослона "Рекламному журналу"