|
Отношение россиян реформам ФОМ измеряет регулярно. Результаты общероссийского опроса от 19-20 августа 2000 года не были неожиданностью. Лишь треть респондентов (32%) оценивают реформы, проводившиеся в России впоследние годы, хоть в чем-то положительно, а подавляющее большинство (52%) выражает негативное отношение к преобразованиям:
Отношение представителей региональной элиты к итогам реформ, проводившихся в России в последние годы, складывается в картину, аналогичную полученной во время общероссийского опроса рядовых граждан: 44% экспертов относятся к итогам реформ отрицательно, 34% – в равной степени положительно и отрицательно, и только 21% – положительно.
Опросы показали, что общественное мнение достаточно противоречиво в отношении того, необходимы ли новые реформы вообще.
Так, на вопрос анкеты общероссийского опроса 'Как Вы думаете, простые россияне сегодня считают или не считают реформы необходимыми?' 34% респондентов ответили, что простые россияне не считают реформы необходимыми. Тех, кто уверен – простые россияне считают проведение реформ необходимостью, – оказалось лишь немногим больше (39%).
- 'Нужны-то они везде'
(ДФГ, Самара).
- 'Россия нуждается в реформах, которые бы устранили ряд вредных последствий предыдущих реформ. То, что здесь Вы называете 'путинские реформы', – это фактически подготовительные шаги к возможным будущим реформам. Вот так можно их расценивать'
(ДФГ, Москва).
Представители региональных элит более скептично оценили готовность россиян к реформам: чуть больше трети экспертов (36%) думают, что рядовые граждане считают реформы необходимыми, и половина (51%) – рядовые граждане не считают реформы необходимыми.
Вместе с тем, судя по результатам опросов и фокус-групп, общественное признание потребности в новых реформах скорее всего существует. Причем более половины опрошенных россиян (56%) уверены, что ответственность за результаты проводимых реформ должен взять на себя Президент (только 27% считают, что ответственность должно взять Правительство).
Показателем того, что надежды рядовых граждан на успешность реформ связаны именно с В.Путиным, являются и высказывания участников ДФГ:
- 'У меня возникло какое-то доверие, или, может быть, мне хочется верить кому-то'
(ДФГ, Москва).
- 'У меня впервые после того, как я прослушал эту программу, создалось впечатление, что все-таки, пусть не на 100%, но это выполнимая программа. Что действительно под ней есть какая-то экономическая база. Это, я считаю, реформа Путина'
(ДФГ, Новосибирск).
- 'Я не знаю, реформа или не реформа, но, во всяком случае, Путин что-то пытается сделать отличное от ельцинских преобразований. То есть, не идти по проторенной уже дорожке, а что-то пытается делать свое. Получится или не получится, правильно или неправильно, это трудно судить. Но он пытается что-то сделать'
(ДФГ, Новосибирск).
- 'В этом плане он последовательный. Если что-то не получится, то это было невозможно'
(ДФГ, Самара).
Эксперты также уверены в том, что сегодня для рядовых граждан очень важно, чтобы преобразовательные инициативы исходили от Президента, а не от Правительства:
- 'Деятельность Правительства сегодня воспринимается, как факт вторичный по отношению к деятельности Путина. Правительство давно воспринимается как организационный придаток его деятельности, не более'.
- 'Я считаю, что инициатива всегда должна быть за Президентом, потому что у нас испокон веков в России должен был быть царь. Потому что русский человек только под давлением начинает маленько шевелиться'.
Представители региональных элит настроены более 'про-реформенно', чем рядовые россияне: 78% экспертов считают, что Правительству следует сегодня активно проводить реформы, и только 12% придерживаются противоположной точки зрения. При этом представители региональных элит еще более категорично, чем рядовые граждане, заявляют, что ответственность за преобразования должен взять на себя Президент (83%); только 8% экспертов считают, что это должно сделать Правительство.
Эксперты более оптимистично оценивают шансы реформ науспех: 69% считают, что Правительству удастся добиться результатов, и 22% – что не удастся.
Мнения россиян о том, как изменится жизненный уровень населения в результате реформ, разделились почти поровну: 29% считают, что он повысится, 24% – не изменится, 25% – понизится. Оптимистов здесь больше среди избирателей В.Путина (среди них 36% считают, что жизненный уровень повысится), пессимистов – среди избирателей Г.Зюганова (33% сторонников лидера КПРФ считают, что жизненный уровень понизится).
Региональные эксперты намного более оптимистичны в этом вопросе, нежели рядовые граждане. Более половины представителей региональных элит (62%) считают, что жизненный уровень населения повысится, 15% – не изменится, 14% – понизится.
Россияне, ожидающие от реформ повышения жизненного уровня, предполагают, что это произойдет лишь спустя несколько лет после начала преобразований: только 10% ждут результата менее чем через три года, а 16% считают, что для этого должно пройти четыре и более лет. Те же, кто ждет понижения жизненного уровня, в большинстве своем уверены, что это произойдет в первый же год реформ (18%). Большинство региональных экспертов, полагающих, что жизненный уровень понизится, также убежденно, что это произойдет в первый же год сначала преобразований.
Более половины опрошенных россиян (54%) считают, что в случае снижения жизненного уровня в результате новых реформ в стране могут начаться массовые выступления протеста. Треть опрошенных (34%) придерживаются противоположного мнения – массовых выступлений протеста не будет. Мнения экспертов распределились по-другому: только 21% считают, что массовые выступления протеста произойдут, 77% уверены, что этого не случится.
- 'В нашем регионе набастовались уже настолько, что уже дальше некуда, никто никуда не выйдет уже'
(эксперт, Кемерово).
- 'Самое главное, что народ стал настолько инертен, что даже самые крайние ситуации не заставят выйти на улицу'
(эксперт, Самара).
- 'Все живут плохо, но как-то приспосабливаются'
(эксперт, Волгоград).
- 'Выступлений в нашем регионе ожидать не приходится, а по всей России – трудно сказать. У нас есть Кузбасс, есть другие регионы, в общем-то. Поэтому сложно здесь. Это от ситуации... Приморье: в общем, там люди на грани, т.е. вполне возможно, но это не будет тенденцией развития ситуации по всей России, но локальные очаги могут быть'
(эксперт, Уфа).
- 'Опыт последних лет показал, что это ни коим образом не приведет к массовым выступлениям населения, но это просто приведет к росту политической апатии населения'
(эксперт, Владимир).
Оживленную дискуссию на московской ДФГ вызвал вопрос о том, должно ли население 'платить' за реформы:
- Модератор: 'Только что сами говорили, что перемены нужны'.
Респондент: 'Ну, нужны'.
Модератор: 'За перемены придется расплачиваться'.
Респондент: 'Придется'.
Модератор: 'Но при этом считаете, что общество не будет...'
Респондент: 'Я считаю, что расплачиваться не нам всем, а может, расплачиваться будут те, у кого оказалась собственность. Может, с них какие-то будут брать'.
Некоторые респонденты считают, что общество в любой ситуации не готово 'расплачиваться' за преобразования:
- 'Почему сегодня не готовы платить за реформы? Вот кто-то сказал, что в90 году были готовы платить. Вы знаете, насколько я помню себя, никто не был готов платить. Все считали, что мы сейчас коммунизм скинем и будем жить, как в Америке. Не было у людей убеждения, что это будет трудно... А почему тогда Гайдара очень сильно не любят, который начал всю эту оргию в 91-й год? Отмена этих фиксаций цен и т.д. Людей не приучили кмысли, что им придется платить'
(ДФГ, Москва).
- 'Была группа людей, которым было душно, которым нужна была свобода. Они понимали, что они должны заплатить, они как раз и выходили на митинги. Несчастье в том, что и эта группа растаяла. Уже те, кто из демократов, которые действительно поддерживали, они лет через пять перестали активно поддерживать, потому что они поняли, что платить-то мы платим, только мало чего получаем'
(ДФГ, Москва).
В этом смысле декларированная правительством позиция 'меньше обещать, а обещанное – исполнять' импонирует многим участникам ДФГ:
- 'На самом деле люди поняли, которые там сидят, что необходимо хоть не много обещать, но это выполнить. Иначе у нас уже и вера потихоньку начинает пропадать'
(ДФГ, Новосибирск).
- 'А кому вообще нужны все эти программы, обещания и все прочее? Нам это не нужно. Надо просто дело делать. Пусть молча, пусть как партизан, но делать дело'
(ДФГ, Новосибирск).
Вместе с тем, некоторые участники ДФГ высказывают скепсис относительно того, будет ли Правительство выполнять то, что обещало:
- 'Государство не обманешь, а оно тебя может, как угодно, обкрутить. Впринципе сейчас так и происходит'
(ДФГ, Самара).
- 'Чем меньше обещаешь, тем меньше придется выполнить'
(ДФГ, Самара).
В целом же отношение россиян к новым реформам можно определить как 'скорее положительное'. Граждане чувствуют потребность в преобразованиях, хотя и не вполне ее осознают. Надежды граждан на успешность реформ связаны сименем В.Путина, и успех преобразований во многом будет зависеть от динамики отношения общества к Президенту. Пока россияне довольно оптимистично настроены по отношению к реформам испособности власти их реализовать. От власти граждане ждут не пустых обещаний, а реальных дел. Вместе с тем, завышенные, неоправданные ожидания граждан в отношении реформ могут стать одной из причин разочарования в преобразованиях и повлечь трудности в их реализации.
|