На главный сайтПервая страница базы данныхНовые поступленияСтруктурный каталог / А-ЯТематический каталог / А-Я |
06.09.1998, Кертман Г.Л. КРИЗИС: СТРАХИ И ПРИОРИТЕТЫ Паника на потребительском рынке, приведшая к возникновению очередей и исчезновению ряда товаров из продажи, придала актуальность вопросу о предпочтительных методах регулирования в этой сфере. Вопрос: Вы лично предпочли бы, чтобы все товары оставались в свободной продаже, но по более высокой цене, или чтобы при умеренных ценах и дефиците товаров их продажа производилась в ограниченных количествах по талонам и карточкам?
Как явствует из этих данных, относительное большинство опрошенных готово скорее смириться с ростом цен при сохранении товарного изобилия, чем вернуться к полузабытой практике распределения дефицитных, но сравнительно дешевых товаров "по талонам и карточкам". Только среди наиболее пожилых и наименее образованных респондентов несколько преобладают те, кто считает такое распределение "меньшим злом". Как ни странно, дифференциация суждений по этому вопросу совершенно не зависит от места жительства респондентов и в сравнительно малой мере – от их доходов. Вопрос: Если в ближайшее время не удастся остановить политический и экономический кризис, то каких последствий Вы опасаетесь больше всего? (не более 3-х ответов)
При этом опрошенные опасаются возникновения дефицита не только втрое реже, нежели роста цен (что естественно – цены в той или иной степени растут постоянно), но и значительно реже, чем массовых бунтов и массовой безработицы. Это означает, по-видимому, что у большинства российских граждан за последние годы сформировалась довольно прочная привычка к товарному изобилию, и тотальное опустошение прилавков представляется им менее вероятным, чем, допустим, социальный взрыв. И "голод", которого опасаются 43% опрошенных, ассоциируется у них скорее с безденежьем, чем с исчезновением продуктов. Однако, хотя страх перед дефицитом втрое "слабее" страха перед инфляцией, за панику, захлестнувшую потребительский рынок, то и другое "ответственно" в равной мере. Как полагают 26% опрошенных, главная причина ажиотажа состоит в том, что люди "пытаются спасти рубли от инфляции", 28% видят ее в том, что граждане "опасаются возможного исчезновения товаров из продажи", а 41% – считают, что обе причины одинаково важны. При этом 58% респондентов полагают, что "люди, закупающие сейчас в большом количестве товары впрок", поступают правильно, и только 33% придерживаются противоположного мнения.
|