fom.ru · Поиск ·      








26.05.2009, Опрос населения

Новое поколение бизнесменов: в кризис лучше больше работать, чем экономить

Фонд "Общественное Мнение" в рамках мартовского мегаопроса «Георейтинг» провел исследование среди молодых предпринимателей 18–30 лет1. Данные опроса показывают, что новое поколение бизнесменов отличается от своих старших собратьев (тех, кому за 30) большей активностью в решении финансовых проблем и большим оптимизмом в отношении своего материального положения. У каждого четвертого за последний год улучшилось материальное положение и каждый третий ожидает изменений к лучшему в ближайший год.

Экономический кризис – это испытание для всех, в том числе и для молодых предпринимателей, которых среди молодежи в целом – 1%. Более половины из них (57%) столкнулись с теми или иными проблемами; 22% сказали, что зимой у них снизилась прибыль, столько же заявили о сокращении числа заказов. Почти каждый пятый (18%) был вынужден задерживать выплату зарплаты наемным работникам (всего о том, что у них есть постоянные наемные работники, сказали 27% молодых предпринимателей).

Ухудшение положения дел в бизнесе негативным образом сказывается и на личном благополучии респондентов: растет доля тех, чье материальное положение ухудшается. Так, в марте 32% молодых предпринимателей заявили об ухудшении материального положения за последний год, в то время как в ноябре таких было втрое меньше (10%). Почти вдвое сократилась доля тех, у кого произошли перемены к лучшему: 21% против 39%.

Тем не менее молодые бизнесмены демонстрируют больший оптимизм, нежели старшее поколение. Так, среди молодежи выше доля тех, кто у кого, по их словам, материальное положение за последний год улучшилось (21% против 15% среди старших бизнесменов) и ниже доля тех, у кого ухудшилось (32% против 42%). Процент респондентов, заявивших, что их благосостояние не изменилось, почти одинаков – 45% и 41%.

График. 1. Ваше материальное положение за последний год улучшилось, ухудшилось или практически не изменилось? (данные в % от групп)

В будущее молодые бизнесмены также смотрят с большим оптимизмом, нежели старшее поколение: среди них доля ожидающих улучшения материального положения почти вдвое выше – 27% против 15% среди предпринимателей старше 30 лет. А вот доля негативных прогнозов ниже – 18% против 25%.

График. 2. А в ближайший год Ваше материальное положение, вероятнее всего, улучшится, ухудшится или практически не изменится? (данные в % от групп)

В ситуации снижения доходов молодые предприниматели не намерены отказываться от привычного уровня потребления; они чаще выбирают активные стратегии адаптации к кризису, чем предприниматели старшего возраста. Подавляющее большинство молодых бизнесменов (74%) заявили, что начнут искать дополнительный заработок (среди предпринимателей старше 30 лет эта доля ниже и составляет 68%). Кроме того, 34% (против 19% среди более старших) выразили готовность сменить работу и 17% (против 8%) – освоить новую профессию. При этом экономить они не собираются. Доли молодых бизнесменов, готовых покупать меньше продуктов и вещей или пользоваться более дешевыми товарами и услугами, составляют всего 12% и 10% соответственно.

График. 3. Если Ваши доходы сильно уменьшатся (или уже уменьшились), то что из перечисленного Вы, скорее всего, станете делать (или уже делаете)? (Карточка. Не более пяти ответов.) (данные в % от групп)

За дополнительной информацией обращайтесь к директору проекта «Новое поколение» Ларисе Паутовой.

Тел. +7 (495) 745-87-65, доб.: 2221,

e-mail:pautova@fom.ru

Блог директора проекта «Новое поколение» Ларисы Паутовой: www.fomgeneration.wordpress.com

1 Всероссийский мегаопрос «Георейтинг» проходил с 27 февраля по 19 марта 2009 г. Объем выборки – 34000 респондентов старше 18 лет. Репрезентативная выборка в 1930 населенных пунктах 68 субъектов РФ – областей, краев и республик всех экономико-географических зон России. Метод опроса – интервью по месту жительства респондента. Статистическая погрешность не превышает 1,0%. Количество предпринимателей 18–30 лет – 248 человек, старше 30 лет – 775 человек. Для изучения динамики используются также данные опроса «Георейтинг», проходившего с 13 октября по 28 ноября. Количество предпринимателей 18–30 лет 276 человек, старше 30 лет – 681 человек.




База данных ФОМ > Экономический кризис > Новое поколение бизнесменов: в кризис лучше больше работать, чем экономить