|
КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, СЕЙЧАС ПРОФЕССИЯ ШКОЛЬНОГО УЧИТЕЛЯ ПОЛЬЗУЕТСЯ ИЛИ НЕ ПОЛЬЗУЕТСЯ УВАЖЕНИЕМ?
НА ВАШ ВЗГЛЯД, СЕЙЧАС ГОСУДАРСТВО УДЕЛЯЕТ ШКОЛЕ ДОСТАТОЧНО ИЛИ НЕДОСТАТОЧНО ВНИМАНИЯ?
ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, СЕГОДНЯ В РОССИИ КАЧЕСТВО ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛУЧШЕ, ХУЖЕ ИЛИ ТАКОЕ ЖЕ - ПО СРАВНЕНИЮ С ТЕМ, КАКИМ ОНО БЫЛО В СОВЕТСКОЕ ВРЕМЯ?
СЕЙЧАС В РОССИИ ЕСТЬ ПЛАТНЫЕ СРЕДНИЕ ШКОЛЫ. КАК ВЫ ПОЛАГАЕТЕ, КАЧЕСТВО ОБУЧЕНИЯ В ПЛАТНЫХ ШКОЛАХ ВЫШЕ, ЧЕМ В БЕСПЛАТНЫХ, НИЖЕ ИЛИ ПРИМЕРНО ТАКОЕ ЖЕ?
В ЧЕМ, ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, СОСТОИТ ГЛАВНАЯ ЗАДАЧА ШКОЛЫ: ДАВАТЬ ДЕТЯМ ЗНАНИЯ ИЛИ ВОСПИТЫВАТЬ ДЕТЕЙ? ИЛИ ВЫ СЧИТАЕТЕ, ЧТО ЭТИ ЗАДАЧИ РАВНОЗНАЧНЫ?
КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ В ЦЕЛОМ ДИСЦИПЛИНА СЛИШКОМ ЖЕСТКАЯ, НЕДОСТАТОЧНО ЖЕСТКАЯ, ИЛИ ДИСЦИПЛИНА В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ ТАКАЯ, КАКОЙ ДОЛЖНА БЫТЬ?
СКАЖИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, ЕСТЬ ЛИ У ВАС ДЕТИ, ВНУКИ ИЛИ БЛИЗКИЕ РОДСТВЕННИКИ, УЧАЩИЕСЯ В ШКОЛЕ?
ПО ВАШИМ ОЦЕНКАМ, ШКОЛА, В КОТОРОЙ УЧИТСЯ ВАШ РЕБЕНОК (ВНУК), ДАЕТ ХОРОШЕЕ ИЛИ ПЛОХОЕ ОБРАЗОВАНИЕ? (Ответы заявивших, что у них есть дети, внуки или близкие родственники, учащиеся в школе.)
ЕСЛИ ГОВОРИТЬ В ЦЕЛОМ, УЧИТЕЛЯ, У КОТОРЫХ УЧИТСЯ ВАШ РЕБЕНОК (ВНУК), ВАМ НРАВЯТСЯ ИЛИ НЕ НРАВЯТСЯ? (Ответы заявивших, что у них есть дети, внуки или близкие родственники, учащиеся в школе.)
ОТКРЫТЫЙ ВОПРОС: КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, ПОЧЕМУ, ПО КАКОЙ ПРИЧИНЕ КАЧЕСТВО ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТАЛО ЛУЧШЕ, ПО СРАВНЕНИЮ С ТЕМ, КАКИМ ОНО БЫЛО В СОВЕТСКОЕ ВРЕМЯ?
(в % от числа опрошенных по России)
Увеличилось количество предметов, усовершенствовалась программа и методики обучения |
|
5 |
- 'Более расширенные знания'; 'более современные программы'; 'больше знаний стали дети получать, дополнительно стали давать знания'; 'больше интересных появилось предметов, которых у нас не было'; 'другая школьная программа, больше полезного и интересного'; 'очень много внимания уделяется тестированию, контрольным срезам, что повышает качество знаний у учащихся'; 'исчезли ненужные предметы'; 'программа в школе новая'; 'программа сложнее сейчас'; 'программы лучше, больше';
|
|
|
|
|
|
Появились компьютерные классы, увеличилось количество учебных материалов |
|
3 |
- 'Больше современной техники: компьютеры, телевизоры, микроэлектроника'; 'больше техники в школах появилось'; 'в школах стало больше компьютеров'; 'компьютеризировано образование сейчас, больше новых технологий в образовательном процессе стало'; 'лучше снабжается техникой, компьютерами'; 'учебников стало больше, в школе компьютеры поставили'; 'больше материала для обучения'.
|
|
|
|
|
|
Появилось много источников информации, Интернет |
|
2 |
- 'Больше информации сейчас и возможности получать ее'; 'больше информации, Интернет'; 'доступ к Интернету – много разного и много нового'; 'ребенок сейчас получает гораздо больше информации, чем раньше'.
|
|
|
|
|
|
Возросли потребность в получении качественного образования и требования к образованию |
|
1 |
- 'Больше стало требований к ученикам'; 'дети более заинтересованы в учебе'; 'задачи усложняются, и поэтому надо идти в ногу со временем'; 'сейчас нужны знания для конкретного дела'; 'требование жизни'; 'трудно поступать в институт – требуют все больше знаний'.
|
|
|
|
|
|
Повысилась квалификация учителей, учителя стали работать лучше |
|
1 |
- 'Более опытные учителя'; 'более квалифицированные учителя идут сейчас'; 'образованнее учителя'; 'уровень интеллекта учителей повысился'; 'уровень подготовки учителей выше'; 'учителя выкладываются больше'; 'учителя хорошо работают'.
|
|
|
|
|
|
Дети стали более развитыми |
|
1 |
- 'Дети стали более грамотными'; 'дети стали раскрепощеннее, много знают, во многом разбираются, умеют пользоваться ПК'; 'молодежь, дети сейчас более продвинутые...'; 'ученики стали пограмотнее, сфера знаний больше стала'.
|
|
|
|
|
|
Отпало влияние советской идеологии, больше стало свободы, возможностей для самовыражения |
|
1 |
- 'Больше свободы для творческого самовыражения'; 'меньше политики'; 'преподавание истории и литературы стало более правдоподобное, правдивое, отсутствие политической идеологии'; 'раньше больше запретов было, чем сейчас'; 'раскрепощенность учителей, нет рамок советского режима...'.
|
|
|
|
|
|
Улучшились условия обучения в целом |
|
1 |
- 'Выше стало образование в стране'; 'лучше условия сейчас'; 'лучше условия, чем раньше'; 'сейчас созданы все условия для развития высокого качества образования'.
|
|
|
|
|
|
Это влияние прогресса |
|
1 |
- 'Все совершенствуется'; 'жизнь прогрессирует'; 'мы же развиваемся'; 'прогресс'.
|
|
|
|
|
|
Расширились возможности выбора школ, профиля обучения |
|
1 |
- 'Выбор школ есть'; 'доступнее стало, можно любое образование получить, учится тот, кто хочет'; 'есть разделение на классы разноуровневого образования'; 'появилось много школ с уклоном'; '...разные программы, которые можно выбрать по желанию: гуманитарные, математические'; 'совершенно другой подход к детям: спецклассы, иностранный язык с первого класса'; 'свобода выбора'.
|
|
|
|
|
|
Стал более индивидуальным подход к детям |
|
1 |
- 'Подход к ребенку индивидуальный'; 'теперь стали детям больше внимания уделять'; 'учителя больше внимания стали детям оказывать'.
|
|
|
|
|
|
Другое |
|
1 |
- 'Больше финансируется'; 'в заработке учителей произошли изменения в лучшую сторону'; 'ездят по обмену, более открытое общение'; 'нет точного ответа, т. к. есть в советском времени и плюсы, и минусы'; 'ориентация на сильных учеников'; 'потому что стало все платно'.
|
|
|
|
|
|
Затрудняюсь ответить, нет ответа |
|
4 |
|
|
|
Вопрос не задавался |
|
83 |
|
ОТКРЫТЫЙ ВОПРОС: КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, ПОЧЕМУ, ПО КАКОЙ ПРИЧИНЕ КАЧЕСТВО ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТАЛО ХУЖЕ, ПО СРАВНЕНИЮ С ТЕМ, КАКИМ ОНО БЫЛО В СОВЕТСКОЕ ВРЕМЯ?
(в % от числа опрошенных по России)
Плохое финансирование, слабое материальное обеспечение школ |
|
13 |
Низкая зарплата учителей |
9 |
|
- 'Денег мало учителя получают'; 'зарплата маленькая у учителей'; 'какая зарплата, такая и работа'; 'мало зарплаты учителям, поэтому плохо учат'; 'мало платят педагогам'; 'материальное положение учителей'; 'учителя загнали в такое положение, что он занят зарабатыванием денег, а не качеством образования'.
|
|
|
Недостаточное финансирование школ в целом |
3 |
|
- 'Бюджет низкий для школ, недостаточно финансируются'; 'все дело в слабом финансировании'; 'недостаточное финансирование всей образовательной системы'; 'нет денег на развитие школы'; 'нужно больше выделять средств для образования'.
|
|
|
Плохое оснащение школ, недостаточное обеспечение учебными пособиями |
1 |
|
- 'Нет компьютеров...'; 'нет наглядных пособий, кабинеты не оборудованы'; 'нет условий, нет пособий'; 'уровень ниже, потому что у них не хватает соответствующего оборудования'; 'плохая материальная база'.
|
|
|
|
|
|
Общая атмосфера в школе |
|
12 |
Безразличие учителей к детям, разобщенность учителей и учеников |
5 |
|
- 'В советское время были все заинтересованы, чтоб ребенок учился'; 'детям нет никакого внимания'; 'изменилось отношение преподавателей – безразличие'; 'нет ответственности у учителей: свои часы отработали – и уходят домой'; 'отношение учителя к ученикам часто наплевательское'; 'сейчас учителя стали хуже к своим обязанностям относиться'; 'учителя больше заняты своими проблемами'; 'дети – сами по себе, учителя – сами по себе, нет единых стремлений'; 'детей не заинтересовывают, не прививают любовь к постижению нового'; 'между детьми, родителями и учителями нет взаимопонимания'.
|
|
|
Отсутствие дисциплины в школе |
3 |
|
- 'Дети пропускают уроки – никому нет до этого дела'; 'дети стали разбалованные'; '...совершенно нет дисциплины'; 'очень низкая дисциплина, поэтому плохие знания'; 'тогда было строго, порядок был в школе'.
|
|
|
Отсутствие у детей интереса к учебе |
2 |
|
- 'Дети не хотят учиться, не заинтересованы в этом'; 'интереса меньше у ребят к учебе'; 'сами ученики стали хуже относиться к учебе'; 'сейчас не хотят учиться сами дети'; 'у детей нет ни к чему интереса'.
|
|
|
Отсутствие воспитания, низкий уровень культуры и морали |
2 |
|
- 'Воспитание поколения отвратительное'; 'моральные ценности понизились'; 'моральный спад у учащихся'; 'не воспитывают'; 'не учат уважать старших и любить свою родину'; дети – обкуренные дебилы'; '...много распущенных детей, наркоманов'; 'у детей не осталось ничего святого'; 'учителя не оказывают должного воспитания ученикам'.
|
|
|
Отсутствие у детей уважения к учителям |
1 |
|
- 'Было больше уважения к школе и учителям'; 'отношение детей к учителям'; 'раньше учителей уважали, а теперь – нет'; 'учителя не пользуются авторитетом у учащихся'.
|
|
|
|
|
|
Плохие учебные программы, несовершенная система обучения |
|
6 |
Чрезмерная сложность программ, много ненужных предметов |
3 |
|
- 'В программу включают много лишнего'; 'дети не успевают осваивать материал, т. к. идет гонка и нет времени для закрепления'; 'дети с трудом втягиваются в учебу, т. к. школьное образование стало трудным для учащихся'; '...несмотря на все эти перепрыгивания в школе через класс, программы усложняются, но дети их не усваивают'; 'многое пихают'; 'очень заумно все преподают'; 'перегруженность детей ненужными предметами'.
|
|
|
Нестабильность программ, слишком много экспериментов |
1 |
|
- 'В реформах очень много ненужного'; 'нет единой школьной программы'; 'нет единой методики обучения для всех школьников: каждая школа сама по себе придумывает программу'; 'нет стабильности, слишком много перемен в программах'; 'очень много различных программ'; 'слишком много экспериментальных программ, и составляют их далеко не практики'; 'экспериментов много, систему не закрепили, нет постоянной системы обучения'.
|
|
|
Снижение требований к качеству образования |
1 |
|
- 'Мало спрашивают'; 'меньше требовательность'; 'не требуют с учеников ничего'; 'нельзя проконтролировать, как учится, оценки ставят нерегулярно, нет внимания на неактивных учеников'; 'раньше больше обращали внимания на качество образования'; 'стало меньше требований к ученику'; 'требования ниже'.
|
|
|
Другие недостатки системы обучения |
2 |
|
- 'Знаний не дают, не так открыто, все на компьютерах, читают мало'; 'значительно хуже преподавание русской классической литературы...'; 'плохо знают историю, т. к. ее перековеркали'; 'программа обучения другая, раньше была лучше'; 'программа плохая'; 'сейчас пользуются больше компьютерами, калькуляторами, а раньше – головой'.
|
|
|
|
|
|
Платное образование |
|
6 |
Образование стало платным |
5 |
|
- 'Без денег не учатся, а денег ни у кого нет'; 'все образование – платное'; 'все стало платным: нет денег – нет образования'; 'нужно отменить платное образование в вузах – поднимется качество образования в школе'; 'оплату ввели за обучение'; 'слишком много платных школ'; 'хорошее образование очень дорого'; 'семьям, у которых нет денег, двери в вуз закрыты'.
|
|
|
Учебники, пособия стали платными |
2 |
|
- 'Платные учебники...'; 'учебников нет из-за дороговизны – не каждый может купить, в школы не поступает никакая литература'; 'учебников нет, не дают детям, а не все могут их купить'; 'учились по бесплатным учебникам, а сейчас все платное'.
|
|
|
|
|
|
Коррумпированность школы |
|
5 |
Все покупается за деньги |
3 |
|
- 'Больше внимание делается на то, что можно купить себе оценку'; 'все делают деньги, все покупается и продается'; 'все – за деньги, никто ничего не учит, все откупаются'; 'все куплено за деньги, и дипломы – тоже'; 'сейчас знаний не дают, все можно купить за деньги'.
|
|
|
Поборы, взятки, вымогательство |
2 |
|
- 'Везде надо платить: оценки занижают, если нет денег'; 'взятки и подарки учителям могут сделать не все родители, значит к детям отношение у учителей разное'; 'все упирается в деньги, развилось поборничество с учащихся'; 'все учатся за взятки: хочешь знать предмет – плати'; 'кругом взятки берут, и все'; 'тогда работали на совесть все, а сейчас – за подарки'.
|
|
|
|
|
|
Проблема преподавательских кадров |
|
5 |
Нехватка квалифицированных учителей |
3 |
|
- 'Кадры недостаточно подготовлены'; 'недостаток учителей'; 'неквалифицированные учителя'; 'нет настоящих специалистов, по призванию'; 'нет образования приличного у учителей'; 'нет хороших специалистов в школе'; 'нехватка учителей: предметы не ведутся'; 'отток специалистов – работают неопытные, молодые'; 'плохие кадры'; 'хорошие профессионалы уходят'.
|
|
|
Плохая работа учителей |
2 |
|
- 'В нашей школе образование не дают, учат плохо, за учеников отчета нет'; 'не даются достоверные знания'; 'нет индивидуальной работы с учениками'; 'работают педагоги плохо'; 'учителя меньше дают знаний'; 'учителя не учат'; 'учителя стали хуже учить детей'.
|
|
|
|
|
|
Невнимание государства к сфере школьного образования |
|
2 |
- 'Государство забросило образование'; 'государство не уделяет школе внимания – образование должно быть одним из главных направлений внутренней политики'; 'недостаток внимания к образованию как системе'; 'недостаточно внимания государства'.
|
|
|
|
|
|
Низкий уровень образования в целом |
|
1 |
- 'Дети ничего не знают'; 'основная часть учеников слабее в знаниях'; 'поколение, которое обучалось в советское время, – более грамотное'; 'сейчас все хуже'; 'я учусь и вижу, что знания плохие у учеников'.
|
|
|
|
|
|
Отсутствие детских организаций в школе, внеклассной работы с детьми |
|
1 |
- '...Сейчас нет ни пионерской дружины, ни кружков, точнее, есть, но все это за деньги'; 'нет основной идеи, по которой бы жила школа, типа пионерии'; 'пионеры были – интереснее жилось'; 'раньше дети занимались в бесплатных кружках, были чем-то заняты'; 'нет внеклассной работы с детьми'.
|
|
|
|
|
|
Плохие учебники |
|
1 |
- 'Дети не понимают учебники'; '...нет хороших учебников'; 'учебники не продуманы, не раскрывающие темы'.
|
|
|
|
|
|
Общая ситуация в стране |
|
1 |
- 'По причине общего развала государства'; 'смена жизни повлияла на образование'; 'перестройка все сломала...'; 'такая сейчас жизнь – такое и образование'; 'потому что не до учебы сейчас всем, не до детей сейчас ни школе, ни родителям – сейчас одни деньги, все думают, как выжить...'; 'социальная обстановка такая...'; 'недостаточное развитие общества'; 'распад СССР, социальная незащищенность'.
|
|
|
|
|
|
Другое |
|
1 |
- 'Влияние ТВ, рекламы'; 'зависит от директора школы'; 'упал престиж профессии учителя'; 'отменено всеобщее среднее образование...'; 'сейчас и школы позакрывали'; 'у меня ребенок учится в 9-м классе, и учительница оскорбляет ребенка и родителей тоже в присутствии детей'.
|
|
|
|
|
|
Затрудняюсь ответить, нет ответа |
|
4 |
|
|
|
Вопрос не задавался |
|
54 |
|
Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 22-23 мая 2004 г.. 1500 респондентов. Дополнительный опрос населения Москвы - 600 респондентов, 100 из которых входят и в общероссийскую выборку. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.
|