|
Большинство россиян лишь в общих чертах осведомлено о предполагаемом введении 12-летнего срока обучения в средней школе. Между тем, не одобряют решение об увеличении срока обучения в средней школе 54% опрошенных (одобряют – 28%). Так же восприняли реформу региональные эксперты: не одобряет это нововведение половина опрошенных, одобряет – треть. Ни рядовым гражданам, ни представителям региональных элит пока еще не ясно, каким образом реформа будет воплощаться в жизнь. Возможно, негативное отношение объясняется именно этим:
- 'Реформа нужна! Только какая реформа? Что мы реформируем и чего мы хотим?'
(участник ДФГ, Воронеж).
- 'Никто ведь не подсчитал, не обнародовал – эксперты, комиссия, – какие плюсы, какие минусы. Мне кажется, что этот шаг – надуманный и не апробированный, хотя бы на одной какой-то области'
(эксперт, Киров).
Увеличение срока обучения в средней школе до 12 лет порождает много социальных и экономических проблем – об этом говорят и эксперты, и рядовые граждане. Так, реформирование приведет к тому, что в обществе будет больше инфантильных и безответственных людей:
- 'Дети инфантильные и в Европе, и у нас'
(ДФГ, Санкт-Петербург).
- 'Это породит еще большую рыхлую массу людей, очень взрослых людей, которые будут все еще заниматься не своим делом, детским'
(эксперт, Ставрополь).
- 'Вот 12-летнюю школу должен будет заканчивать 18-летний парень, который имеет уже пятилетний опыт сексуальной работы... Да рядом надо будет построить детсад в лучшем случае!'
(эксперт, Уфа).
Введение двенадцатилетнего срока обучения в средней школе увеличивает экономическую нагрузку на родителей, которым придется содержать ребенка еще два года. А не все могут позволить себе это в нынешних условиях:
- 'Мне кажется, вопрос еще чисто экономический, чтобы родители могли позволить ребенку учиться 12 лет, а чтобы ему не пришлось после 9 класса идти работать, и может, даже кормить родителей, потому что многие сейчас не в состоянии заработать, при всем желании'
(ДФГ, Санкт-Петербург).
- 'Не все семьи потянут 12 лет обучения своих детишек, ведь чем старше класс, тем, наверное, дороже будет...'
(эксперт, Самара).
Еще одна серьезная проблема, возникающая в связи с продлением срока обучения, – это призыв в армию. Введение 12-летнего среднего обучения означает, что мальчики будут заканчивать школу как раз к моменту достижения призывного возраста. Этот фактор становится одной из причин негативного отношения к школьной реформе:
- 'Плохо – со школьной скамьи сразу в армию'
(ДФГ, Воронеж).
- 'На сегодняшний день складывается ситуация: кончит школу – и сразу в армию, у него не будет времени поступить даже в институт. В армию я не хочу его отдавать. Я не доверяю государству'
(ДФГ, Москва).
В такой ситуации призывной возраст должен быть изменен – так считают 63% опрошенных россиян (противоположного мнения придерживаются 23%). Эту позицию разделяет и большинство экспертов:
- 'Их надо будет пересматривать, конечно. Потому что в таком случае у нас вся молодежь пойдет в армию, в том числе и самая талантливая, и в результате непонятно, кто будет учиться в вузах. Во-первых, после армии половина просто не пойдет, это точно – они после армии сразу будут искать работу, жениться, им уже не до учебы будет. И у нас в вузах будут одни только девочки. А это просто удар по перспективам государства, потому что, извините, одни девочки на всех руководящих должностях не справятся. Оголять всю промышленность, научную сферу, оборонку и т.д.'
(эксперт, Иваново).
Однако респонденты отнюдь не уверены в том, что призывной возраст будет пересмотрен, о чем красноречиво свидетельствует следующий диалог на фокус-группе в Москве:
- Модератор: 'Как вы думаете, эта проблема будет решаться, ...с отсрочкой?
Участники ДФГ: 'Трудно сказать'; 'Не будет решаться'.
Более половины опрошенных россиян (55%) считают, что введение двенадцатилетнего срока обучения не будет способствовать улучшению качества образования (считают, что будет – 27%). Среди экспертов почти две трети считают, что качество обучения не улучшится; треть придерживаются противоположного мнения. Более того, как заметил эксперт из Тулы, к подобной реформе 'большинство наших школ просто не готово'. Такое же мнение высказывают и респонденты на ДФГ:
- 'Вот эти вот реформы: то одну программу сделают, то другую программу, то третью. Ведь и преподавателю очень трудно перестроиться'
(ДФГ, Воронеж).
Однако и существующая система средней школы, по мнению россиян, не дает качественного образования. Так, половина экспертов считает, что сейчас качество среднего образования ухудшилось по сравнению с теми временами, когда они сами учились в школе, пятая часть – что качество осталось на прежнем уровне и столько же – что сейчас качество среднего образования лучше. Невысокого мнения о современной средней школе и участники ДФГ:
- 'В школе травмируют детей, травмируют родителей'
(участница ДФГ, Москва).
Вероятно, поэтому и респонденты на ДФГ, и эксперты говорят о необходимости реформирования школы и системы среднего образования:
- Модератор: 'Нужна ли школе нашей реформа?'
Участница ДФГ: 'Я думаю, что да'.
Модератор: 'В чем она должна заключаться?'
Участник ДФГ: 'По крайней мере, в организации более высокого уровня обучения'.
Модератор: 'За счет чего?'
Участник ДФГ: 'За счет квалификации преподавателей' (ДФГ, Москва).
- 'Вы знаете, реформу школы надо начинать с институтов. Т.е. нужно начинать готовить учителей'
(эксперт, Волгоград).
И обычные граждане, и эксперты уверены, что идея введения двенадцатилетнего срока обучения в средней школе не отвечает интересам детей. В этой реформе внаибольшей степени заинтересованы чиновники или учителя:
- 'Допустим, вы работаете в школе, у вас определенная нагрузка, вам нужны классы – это одна из причин. Это не о детях заботятся в первую очередь'
(ДФГ, Воронеж).
- 'Министр новый приходит... У нас беда какая: каждый, кто приходит в политику, норовит остаться в истории любыми путями'
(ДФГ, Воронеж).
- 'Отвечает интересам, наверное, школ и школьных ведомств, педагогов'
(эксперт, Калининград).
- 'Может быть, здесь и в интересах Министерства образования, потому что все-таки детей мало, и чтобы как-то сохранить кадры, учителей...'
(эксперт, Иваново).
- 'Но скорее всего ребята-академики премудрые выбивали себе финансирование под разные программы несколько лет назад'
(эксперт, Ульяновск).
Впрочем, у идеи продлить среднее образование до 12 лет есть и сторонники. По мнению участников ДФГ, продление срока обучения поможет уменьшить учебную нагрузку на детей, возможно, увеличится объем знаний школьников, у них будет больше времени на самоопределение и выбор профессии:
- 'Может, их действительно будут больше подготавливать, больше давать знаний, ориентировать на конкретный институт'
(ДФГ, Санкт-Петербург).
- 'Лучше пусть он попробует себя лишний год в школе, чем потом он пойдет учиться в институт, поймет на 3-ем курсе, что ему это не надо'
(ДФГ, Санкт-Петербург).
Есть сторонники увеличения срока среднего образования и среди региональных экспертов:
- 'Двенадцатилетнее образование – это для страны хорошо. Мы все прекрасно понимаем, что мы начинаем здесь отставать, уже отстали по уровню образования'
(эксперт, Волгоград).
- 'Мне кажется, что эта реформа – попытка снизить социальную обостренность в связи с безработицей, загнать побольше молодежи еще в один класс: лучше будет там, чем на улице, где их не обеспечивают работой'
(эксперт, Ставрополь).
В целом же отношение россиян к введению двенадцатилетнего срока обучения всредней школе скорее негативное. Предполагаемые позитивные последствия увеличения срока обучения пока не ясны ни населению, ни экспертам, зато потенциальные негативные следствия – очевидны. Это и социальные проблемы, когда дети будут позже взрослеть и дольше оставаться 'инфантильными', и экономические, когда родителям будет сложно содержать своих детей лишний год или два. Самая острая проблема – призывной возраст: он, согласно реформе, будет совпадать с моментом окончания школы, и это вызывает крайне негативное отношение у граждан. Подавляющее большинство россиян считают, что в связи с реформой призывной возраст должен быть пересмотрен.
Вместе с тем, потребность в реформировании средней школы существует. Однако оно, по мнению россиян, должно быть более глубоким, нежели просто увеличение срока обучения. Также стоит отметить, что школьной реформе необходима информационная поддержка, разъясняющая населению действия реформаторов, поскольку непонимание того, как и зачем реформа проводится, становится одним из источников негативного отношения кней.
|