fom.ru · Поиск ·      








05.09.1996, Анна Петрова, Анна Воронцова

Избиратели учатся делать осмысленный выбор

Проводимые последние четыре года Фондом "Общественное мнение" регулярные опросы россиян накануне выборов показывают, что постепенно голосование электората становится все более мотивированным, осмысленным, избиратель чаще знает точно, за кого он собирается проголосовать, и на избирательном участке не меняет спонтанно своего решения. Все меньше становится голосующих стихийно – тех, кто делает свой выбор в последние часы, под воздействием случая, настроения; тех, кто до последней минуты сомневается, правильное ли решение принял, и за три дня до выборов не уверен, будет ли в них участвовать.

Как показывают приведенные ниже данные (данные в % от числа опрошенных), доля стихийных голосований во втором туре президентских выборов по сравнению с парламентскими выборами 1993 г. сократилась в два раза (данные в % от числа опрошенных):

ГолосованиеДума-93Дума-95Президентские выборы-96
1-й тур2-й тур
мотивированное38496772
стихийное20161210
"болото"42352118

Эти данные показывают также, что доля тех, кого по ответам на вопросы анкеты нельзя однозначно отнести ни к группе голосующих мотивированно, ни к группе голосующих стихийно("болото"), то есть тех, из-за кого результаты выборов становятся труднопредсказуемыми, постепенно размывается.

Всероссийские опросы городского и сельского населения. декабрь 1993, декабрь 1995 года и июль 1996 года. По 1500 респондентов



База данных ФОМ > Выборы и референдумы > Мотивы голосования > Избиратели учатся делать осмысленный выбор