fom.ru · Поиск ·      








18.08.1999, Петренко Е.С.

ЭЛЕКТОРАЛЬНЫЙ ПЕЙЗАЖ



В ПРЕДДВЕРИИ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КАМПАНИИ

Какое бы социологическое исследование того, чего ждут от властных структур россияне, ни проводилось в последние два года, везде наивысший приоритет имеет требование ПОРЯДКА, преодоления анархии. Его единодушно "выкликают" сторонники и «Правого дела», и "Отечества", и коммунистов, и различных губернаторских партий.

Потребность в Порядке насущна и по сути своей «доидеологична» (скорее всего, именно здесь скрыт источник популярности Жириновского: вновь и вновь он будет собирать под свои «несистемные» знамена в день голосования куда более внушительные электоральные массы, чем это предполагают самые скрупулезные предвыборные опросы).

До тех пор, пока Порядка нет, людям не важно, каким он будет, этот желанный порядок, авторитарным или демократическим, патерналистским или либеральным. Если учесть это обстоятельство, становится понятно, что партийные программы важны исключительно для самоидентификации партийцев, для их внутреннего разграничения на "свой-чужой"; электорат же все значимые различия сводит к лидерам и их окружению (тогда делается очевидной несхожесть "Правого дела" и "Яблока", сразу понятая массовым электоратом). Чей авторитет (харизма, имидж и т.п.) - лидера или окружения - станет для избирателей ориентиром, сказать сразу бывает непросто. (Кстати, алогичные, с точки зрения избирателя, альянсы тоже не всегда идут на пользу дела.)

СИТУАЦИЯ НА СТАРТЕ ДУМСКИХ ВЫБОРОВ


По данным июльского опроса, электоральный рейтинг партий возглавляет КПРФ - 23% проголосовали бы за нее, если бы выборы проходили в ближайшее воскресенье (против февральских 26%). На втором месте - «Отечество» - 15% (в феврале было 16%), на третьем - «Яблоко» - 11% (11%), на четвертом - ЛДПР - 6% (4%) и НРП - 5% (4%).

Структура поля электоральных симпатий (хотели бы видеть в составе новой Думы; респонденты могут назвать любое число партий) очень похожа, хотя динамика здесь уже иная :

КПРФ - 30% (в феврале было 38%), Отечество - 28% (34%), Яблоко - 22% (32%), ЛДПР - 11% (10%), НРП - 13% (16%).

Что же касается поля неприятия (не хотели бы видеть в составе новой Думы), то оно имеет тенденцию к росту у ЛДПР - 37% (в феврале было 32%), КПРФ - 21% (18%) и "Отечества" - 7% (5%) и к снижению - (у НРП - 7% (8%).

Президентский рейтинг "ближайшего воскресенья" понизился у всех основных претендентов, кроме Примакова и Жириновского.

В рейтинге парных голосований (электорат каждого политика составляют те респонденты, кто выбрал его четырежды при гипотетическом голосовании второго тура в парах с Зюгановым, Лужковым, Примаковым, Степашиным, Явлинским) за этот период наиболее ощутимые потери понес лидер «Отечества», который потерял пять процентных пунктов (в июле - 11%, а в феврале было 16%) и оказался на четвертом месте, уступив третье место Степашину.

Судя по всему, летние месяцы принесли некоторый спад электоральной популярности мэра Москвы, пик которой по результатам опросов приходится на ноябрь 1998 года и на май 1999 года.

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРЕЗИДЕНТСКИХ ЭЛЕКТОРАТОВ


Анализируя результаты августовского опроса, посмотрим, как президентские электораты семи ведущих политиков различаются по самооценкам успешности и адаптированности к условиям нынешней жизни.

Примерно пятая часть россиян (18%, а в конце февраля было 17%) являются оптимистами : они полагают, что им удалось приспособиться к условиям сегодняшней жизни, и в ближайшие год-два надеются повысить свой жизненный уровень. Примерно четверть (23%, а в феврале - 26%) - скептики, которые к сегодняшней жизни адаптировались, но на улучшение в ближайшем будущем не рассчитывают. И больше половины - 56% (55%) - пессимисты, которые, с их собственной точки зрения, и не приспособились к жизни, и не рассчитывают на какие - либо позитивные изменения в будущем. Примерно такая же картина настроений россиян наблюдалась и летом прошлого года, лишь несколько деформировавшись в разгар кризиса в сентябре (соответственно 14%, 28% и 58%).

Сравнение поля неприятия, поля симпатий и электоральных предпочтений "ближайшего воскресенья" у основных претендентов на президентское кресло показывает, что сегодня пессимисты чаще других делают свой выбор в пользу Зюганова и сравнительно редко предпочитают Лужкова, Степашина, Примакова и Явлинского:

 НаселениеЛужковСтепашинПримаковЯвлинскийЖириновскийЛебедьЗюганов
Поле неприятия
Пессимисты5670696564595747
Скептики2316151519232224
Оптимисты1813141614171826
Поле симпатий
Пессимисты5644525748525767
Скептики2327262330222022
Оптимисты182922172224239
Электоральное поле
Пессимисты5628285651534064
Скептики2323192434182925
Оптимисты182828171528319


Cкептики чаще других и симпатизируют Явлинскому, и голосуют за него. Оптимисты заметно чаще, чем в среднем, симпатизируют Лужкову, Жириновскому и Лебедю, в равной степени предпочитая голосовать или за Лужкова, или за Степашина, или за Жириновского, или за Лебедя, а пессимисты симпатизируют и выбирают Зюганова, решительно не приемля не только Лужкова, Степашина и Явлинского, но и компромиссную, по заверениям политологов, фигуру Примакова.

При этом, если в президентском списке не будет Примакова, то каждый из претендентов получает дополнительно не так уж много голосов: Лужков и Степашин получают по 4% от списочного состава избирателей; Зюганов получает дополнительно 3%; Явлинский и Лебедь - по 1%; Жириновский -практически 0.

Популярность Е.Примакова - свидетельство усталости российского общества?

В сентябре 1998 г. Г.Явлинский предложил Е.Примакова в качестве премьер-министра страны. Среди его аргументов один звучал так: «Это должен быть человек..., не собирающийся баллотироваться в президенты...».

Тем не менее опросы общественного мнения уже на исходе 1998 г. показали, что каждый десятый россиянин был готов выдвинуть Е. Примакова кандидатом в президенты. А в августе 1999 г., почти четверть россиян (23%) были готовы отдать ему свои голоса, если бы выборы состоялись «в ближайшее воскресенье".

И не только «улица» по-своему приветствует Е. Примакова, но многие партии и движения демонстрируют активную заинтересованность в сотрудничестве с человеком, который на разных этапах жизни руководил правительством России, определял ее международную политику, возглавлял внешнюю разведку, был депутатом горбачевского парламента и Председателем Совета Союза Верховного Совета СССР, курировал крупные научно-аналитические проекты, имеет огромный опыт работы в журналистике. Складывается впечатление, что именно этот человек оказался востребованным обществом.

Его близость к коммунистам и к Зюганову в период премьерства была очевидной и, в частности, стала одной из причин его отставки. Тем не менее даже политические силы, демонстративно дистанцирующиеся от коммунистов, хотят с ним дружить.

Чем все это может быть объяснено? Почему избиратели и политическая элита выражают такую высокую степень единодушия по отношению к Е.Примакову?

Скорее всего, это объясняется тем, что за истекшее десятилетие российское общество безумно устало, оно разуверилось в возможности быстрого решения накопившихся социальных и политических проблем, оно потеряло ориентиры и не знает, за кем идти. В сентябре 1998 г. и в мае 1999 г. треть россиян высказывалась в пользу прекращения или замедления реформ, треть - за их ускорение и треть не могли ничего сказать по этому поводу.

Это естественная растерянность и усталость. И пока они не породили более серьезных заболеваний, общество хотело бы, пусть относительных, пусть временных, но покоя и стабильности. Похоже, оно готово принять приоритет бездействия, характерный для стиля Примакова, над действием по принципу "главное - начать, а там разберемся», которое в общественном сознании связано с политикой перестройки и с последующей активностью «молодых реформаторов».

Ошибочно думать, что в борьбе против Е. Примакова, а она, несомненно, начнется, можно будет успешно использовать его тесные контакты с левыми. Даже в феврале 1999 г. почти половина населения России (46%) не считала правительство Примакова коммунистическим. Особенно важно отметить, что эта точка зрения разделялась значительной частью электоратов и Ю.Лужкова (54%), и Г.Явлинского (56%), как правило, демонстрирующих высокую степень либерализма и привержености демократическим преобразованиям в стране.

Люди будут помнить и ценить другое. После тяжелейшего августовского кризиса 1998 г. именно при Примакове стали вовремя платить пенсию, начали гасить задолженность перед студентами и армией, остановилось падение рубля, была введена монополия на алкоголь, снижены цены на авиа- и железнодорожные билеты и т.д Для многих притягателен и стиль поведения экс-премьера. При ответах на прямой вопрос: Почему Вы симпатизируете Е.Примакову? - респонденты отметили: "внес определенную политическую стабильность", "у него хорошие идеи - о возрождении былой России","нет крайностей", "нравится его осторожность, самообладание", "успокоил партии, народ, устаканил положение", "Примаков - политик компромисса".

Опрос, проведенный непосредственно после отставки Е.Примакова, демонстрировал явное несогласие большинства россиян с этим решением Президента. Почти две трети жителей страны полагали, что кабинету смещенного премьера удалось стабилизировать экономическую ситуацию в стране, а половина опрошенных констатировала наличие стабилизации российского политического климата. В апреле 1999 г. 62% участников опроса сказали, что их огорчит известие об отставке Е.Примакова, ибо он рассматривался как некий гарант стабильности.

Возможно, многим хотелось бы, чтобы в новое тысячелетие Россию ввел молодой политик, с новыми идеями и грандиозными планами. Но скорее всего, этого не произойдет. Будет немолодой и консервативный человек, способный дать обществу возможность оглядеться, подумать и осознать, что же произошло с Россией за сто лет. Вряд ли он будет искать пути запрещения КПРФ, торопиться с перезахороненим тела основателя коммунистической империи; но одновременно он не будет реанимировать лозунги социального равенства и братства. Прагматика жизни начнет постепенно властвовать над политикой и идеологией. И это лучше всего поможет российскому обществу сделать все, чтобы в будущем ему не пришлось думать о возвращении коммунистов к власти.

Таковой видится политическая ситуация в России в момент официального старта выборов в Думу, который был дан президентским «выстрелом» 19 августа. Общий расклад сил и стратегии участников начинающейся гонки вырисовываются достаточно отчетливо.

Коммунисты и те, кто близок к ним, будут стараться удержать свое преимущество и за счет хороших стартовых номеров быть на финише первыми. Два других фаворита - «Отечество» и «Яблоко» - будут демонстрировать разные рисунки бега. «Отечество» попытается организовать мощную группу отрыва, полагая, что на финише призов хватит всем. «Яблоко» попробует пройти всю дистанцию в одиночестве, лишь иногда (на пунктах питания) перекидываясь фразами с теми, кто не очень мешает его движению. Правых и центристов могут смять еще на старте, но если они удержатся на ногах, то для победы им придется много поработать.

При этом все участники забега должны помнить о существовании «середнячков» - команд, возглавлямых В.Жириновским и А.Лебедем, - которые могут держаться вблизи фаворитов и получить на финише призовые очки.
Данные общероссийских опросов населения, проведенные Фондом "Общественное мнение", по репрезентативной выборке в 56 населенных пунктах 29 областей, краев и республик всех экономико-географических зон России. Интервью по месту жительства. Объем выборки в каждом опросе - 1500 респондентов. 24-25 июля 1999 года, 7 августа 1999г.


База данных ФОМ > Выборы и референдумы > Парламентские выборы > Парламентские выборы - 1999 > ЭЛЕКТОРАЛЬНЫЙ ПЕЙЗАЖ