fom.ru · Поиск ·      








31.03.2000, Петрова А.С.

Мотивировки голосования на президентских выборах

Мотивировки голосования на президентских выборах

Накануне президентских выборов 1996 и 2000 годов респондентам предлагалось 12 утверждений, содержащих возможные мотивировки голосования за определенного кандидата, с просьбой выбрать из списка те утверждения, которые отвечают их представлениям об избранном кандидате. Число ответов не ограничивалось. Приведем полученные данные (в % от числа опрошенных):

Июнь-96 Март-2000
Я ему доверяю 23 27
Он мне нравится как человек 14 25
Он наведет в стране порядок 13 23
Он сможет вывести страну из кризиса 16 21
Он поможет лучше жить мне и таким людям, как я 14 17
Я думаю, что он победит 16 14
Мне нравится его предвыборная программа 15 14
Он лучше других кандидатов 8 11
Другие кандидаты хуже, чем он 14 9
Я всегда голосую за него 5 6
Меня убедили его предвыборные выступления 7 6
Голосовать за него мне советуют мои близкие, друзья 5 4


Как видим, основная мотивировка - доверие выбранному кандидату. Сторонники всех основных претендентов на президентский пост чаще всего указывали именно на эту причину своего выбора. Что касается остальных мотивировок, то степень их важности для представителей разных электоратов различна.

Так, голосующие за В.Путина особенно часто отмечали позицию "нравится как человек" (36%), затем - позицию "наведет в стране порядок" (32%), а также выражали уверенность в победе именно этого кандидата (25%). Сторонники Г.Зюганова прежде всего говорили о своих надеждах на то, что их кандидат в случае избрания "поможет лучше жить мне и таким людям, как я" (34%), что им "нравится его предвыборная программа" (30%) и что "он сможет вывести Россию из кризиса" (28%). Представители электората Г.Явлинского мотивировали свой выбор в первую очередь тем, что у него хорошая предвыборная программа (32%), что он способен "вывести страну из кризиса" (27%) и "нравится как человек" (27%).

Примечательно, что голосующие за Г.Явлинского чаще других выбирали такие доводы, как "другие кандидаты хуже, чем он" (16% по сравнению с 9% в среднем по опросу) и "меня убедили его предвыборные выступления" (17% по сравнению с 6% в среднем по опросу). Кроме того, в электоратах Г.Явлинского и Г.Зюганова 17% и 18% соответственно выбрали при ответе мотивировку "всегда за него голосую".

Фонд "Общественное мнение". Всероссийские опросы городского и сельского населения. 11 июня 1996 года, 22 марта 2000 года. По 1500 респондентов.



База данных ФОМ > Выборы и референдумы > Президентские выборы > Президентские выборы - 2000 > Мотивировки голосования на президентских выборах