|
Падение 'железного занавеса', распад СССР, изменение международной ситуации, атакже обстановки внутри России существенно трансформировали положение на российской государственной границе. Упростились правила выезда наших граждан за рубеж ивъезда иностранцев вРоссию; всилу различных политических иэкономических причин сами границы стали более 'прозрачными'. Все эти изменения порождают весьма неоднозначное отношение россиян кситуации вокруг государственной границы страны.
С одной стороны, респонденты положительно оценивают открытость границ – это дает россиянам возможность выезжать за рубеж:
- 'Сейчас такая жизнь, когда нужно обмениваться как можно больше. Потому что нужно видеть, интересоваться, итолько тогда можно научиться чему-нибудь. Потому что пока не увидишь, как хорошо там, сам не будешь лучше делать'
(ДФГ, Москва).
И рядовые россияне, ипредставители региональных элит считают, что сегодня нашим гражданам стало проще выехать за границу. Две трети экспертов отмечают, что впоследние годы многие россияне ездят за рубеж, только треть придерживается противоположного мнения. Что касается самих представителей региональных элит, то среди них за последние десять лет выезжали за границу чуть более половины, остальные – не выезжали.
Большинство опрошенных (60%) полагают, что правила выезда россиян за границу ужесточать не следует, итолько 26% считают иначе. Подавляющее большинство региональных экспертов также уверены, что не следует ужесточать правила выезда наших граждан за границу.
- 'Если никого не выпускать, то это огороженное пространство превращается втюрьму'
(ДФГ, Самара).
С другой стороны, 'прозрачность' нынешних российских границ вызывает унаселения беспокойство итревогу:
- 'Всякий, кто хочет пройти, пройдет'
(ДФГ, Москва).
- 'Да это решето!'
(ДФГ, Новосибирск).
- 'Я вот читал в'АиФ', по-моему, что унас воздушное пространство какое-то время всутки просто не отслеживается. То есть вполне может кто-то залететь – ивсе, что угодно, снять'
(ДФГ, Новосибирск).
- 'Плохое состояние границ – я сужу по технике, стоящей на границах'
(ДФГ, Самара).
Респонденты отмечают, что государственная граница страны защищает ее от разного рода угроз со стороны внешнего мира, – аих на сегодня немало:
- 'Защита от контрабанды, наркотиков'
(ДФГ, Самара).
- 'От шпионов себя защищаем'
(ДФГ, Самара).
- '...люди будут бежать туда, где лучше покушать иотобрать работу. Надо строго следить, зачем он сюда приехал? Ему там невыносимо жить – исюда он нищету, болезни привез, или что?'
(ДФГ, Самара).
- 'Кстати, совсем недавно я слышала: наши производители были недовольны, что сЛитвой исЛатвией границы 'прозрачные'. Они оттуда свои товары привозят исоздают конкуренцию'
(ДФГ, Новосибирск).
Основные направления, откуда, по мнению респондентов, исходит угроза для России, находятся на восточных июжных рубежах страны:
- 'А Сибирь очень интересует Китай: там идет вырубка леса, вывоз пушнины – выгребаются все ресурсы'
(ДФГ, Самара).
- 'Большие экономические иполитические потери. Возможны самые серьезные вторжения на территорию нашей страны – это китайское иисламское'
(ДФГ, Самара).
При этом прежние 'враги' – страны НАТО восновном больше не воспринимаются россиянами втаком качестве. Более того, по мнению участников фокус-групп, сэтими государствами следует поддерживать отношения, исними визовый режим должен быть упрощен, некоторые предлагают ивовсе 'демонтировать' западную границу:
- Модератор: 'Никто ничего не сказал о НАТО. Никто не боится его вторжения?'
Участница ДФГ: 'Нет'.
Участник ДФГ: 'Я жду – не дождусь, когда мы туда вступим' (ДФГ, Самара).
- 'Я считаю так: от слабых иголодных надо держать границу на замке, а ссильными ибогатыми нужно дружить – тут должны быть только паспорта'
(ДФГ, Самара).
- 'По восточной части нужно оставить границу, как была вСССР, а взападной исеверной частях – демонтировать'
(ДФГ, Самара).
И участники массового опроса, иреспонденты ДФГ, ирегиональные эксперты высказывают опасения, что нынешние 'прозрачные' границы не обеспечивают безопасности страны. Так, по данным всероссийского опроса, большинство россиян (89%) считают нужным усилить охрану государственной границы, итолько 5% не видят вэтом необходимости.
- 'Нужно. Технически их надо укреплять, конечно. Затем, чтобы не было нарушений любого рода, о которых говорили. Т.е. все, что связано сослаблением экономики страны, то, что утекает через границы'
(ДФГ, Москва).
- 'Обязательно нужно. Это самое первое'
(ДФГ, Новосибирск).
- 'Значит, сделать ее иплатить такие деньги, чтобы не было лестно брать взятки'
(ДФГ, Москва).
Участники групповых дискуссий считают, что российская граница должна быть 'на замке':
- 'Она должна быть на замке'
(ДФГ, Самара).
- 'Дверь должна быть закрытая' (ДФГ, Новосибирск).
- 'Мы своей дверью должны управлять сами'
(ДФГ, Новосибирск).
- 'Вообще граница – это забор, который строится для своей безопасности'
(ДФГ, Самара).
- 'Любой, кто живет дома, хочет, я думаю, чтобы дверь он открывал, кому хочет, ане выкидывал тех, кто сам кнему влез'
(ДФГ, Новосибирск).
Усиление охраны российской границы, по мнению респондентов, должно проявляться не только вхорошем техническом оснащении пограничных пунктов, но ивужесточении правил въезда иностранцев вРоссию. Так, 60% опрошенных считают, что правила въезда иностранцев вРоссию следует ужесточить, против этой меры выступают 30% опрошенных.
- 'Если унас страна, вкоторой мы сейчас живем, демократическая, то границы стоят для нашей безопасности, чтобы никого не впускать'
(ДФГ, Самара).
За ужесточение правил въезда иностранных граждан значимо чаще, чем всреднем по выборке, высказываются избиратели Г.Зюганова (72%), лица старше 50 лет (66%), респонденты собразованием ниже среднего (69%); противоположную позицию чаще разделяют оптимисты (35%), респонденты ввозрасте от 18 до 35 лет (37%), лица свысшим образованием (44%).
В ходе опроса экспертов распределение мнений было иным, чем вмассовом опросе. Более чем две трети представителей региональных элит полагают, что правила въезда иностранцев вРоссию ужесточать не следует, только четверть считают иначе. Более того, большинство экспертов придерживается мнения, что приезд иностранцев приносит России больше пользы, чем вреда.
Говоря об укреплении границ, респонденты часто имеют ввиду прежние, 'советские' границы синостранными государствами. Границы России со странами СНГ часто не воспринимаются респондентами как государственные рубежи нашей страны:
- 'Здесь как вопрос ивстает границ? С одной стороны, мы имеем ввиду то, что были раньше за границы, когда унас был единый Союз, а сдругой стороны – то, что получилось врезультате развала. Вот мы считаем ту границу – границей, авот здесь унас какие-то стенки такие пластиковые. И вот эти пластиковые стенки, содной стороны, вред нам дают большой; сдругой стороны, они не дают пользу, которая нужна'
(ДФГ, Москва).
Страны СНГ россияне нередко воспринимают как 'свою' территорию, ане суверенные государства, поэтому, когда речь заходит о границах состранами Содружества, многие говорят, что они 'должны быть прозрачными'. Соответственно ивопрос о введении визового режима со странами СНГ воспринимается населением неоднозначно: 45% не поддерживают эту меру, ичуть больше (46%)– поддерживают. Примерно поровну разделились имнения региональных экспертов по этому вопросу, однако противников введения визового режима со странами СНГ среди региональных экспертов несколько больше, чем сторонников.
Противники введения визового режима со странами СНГ выдвигают вкачестве основного аргумента то, что уроссиян многое связано сэтими государствами: умногих там живут родственники, друзья, знакомые, ивведение визового режима ударит именно по этим связям:
- 'Нет. Я первая могу сказать, что нет. Потому что Украина – наполовину родственные связи. Ну, то есть во всех странах СНГ – родственные связи. И вводить визовый режим – нонсенс'
(ДФГ, Новосибирск).
- '...ну втом же Казахстане 20 миллионов русских, ну как же там укреплять границу?'
(ДФГ, Москва).
Сторонники введения визового режима со странами СНГ мотивируют свою позицию тем, что открытые границы сэтими государствами могут использоваться для проникновения на российскую территорию 'нежелательных элементов':
- 'Потому что те, скем бы мы хотели бы поплотней границу поставить, они поедут вокруг через слабую границу. У тех будет слабая – они туда из слабых вслабую приедут кнам вобход. Так иделают'
(ДФГ, Москва).
- 'Таджикистан вообще не всостоянии ничего содержать: стоит одно пограничное отделение – на них вся надежда. У них там все рухнет, ивсе – заходи кнам. А тут ине поймешь, где Казахстан кончился, где Самарская область началась
' (ДФГ, Самара).
Тем не менее, не все респонденты уверены, что эта мера поможет укрепить российскую границу:
- 'Ну все равно, может быть, будет еще больше преступников, то есть тех, кто будут брать взятки, для того чтобы пропустить. И бывший честный человек станет преступником'
(ДФГ, Новосибирск).
Пятая часть опрошенных (19%) считает, что необходимо вводить визы совсеми странами СНГ:
- 'На данный период – сейчас какая обстановка идет – визовый режим должен обязательно быть слюбыми республиками: иБелоруссией, иУкраиной, Эстонией'
(ДФГ, Москва).
- 'Кавказ, Грузия – это боевики, Прибалтика – экономические. Так что трудно сказать, какие границы впервую очередь. Они все важны'
(ДФГ, Новосибирск).
Другие респонденты считают, что для жителей одних государств СНГ правила должны быть строже, для других – мягче:
- 'А я считаю, что выборочно это нужно сделать. Ну ладно, Украина – старые мы друзья, Беларусь иУкраина. А вот Таджикистан – что унас делается, посмотрите. На рынке я был вчера – ведь там засилие сплошное. Откуда они лезут, прут?'
(ДФГ, Новосибирск).
Из всех бывших 'братских' республик наиболее близкими респондентам оказались Белоруссия иУкраина. За введение визового режима сэтими государствами респонденты высказываются реже всего: сУкраиной – 6%, сБелоруссией – 3%.
Чаще всего граждане выступают за введение виз стакими странами, как Азербайджан (20%), Таджикистан (18%), Грузия (17%), Узбекистан (15%), Армения (14%), Туркменистан (14%), Казахстан (11%), Киргизия (10%). Представители региональных элит наиболее часто называют Грузию, Азербайджан, Таджикистан иУзбекистан.
В целом же, отношение населения кнынешним 'прозрачным' российским границам неоднозначно. Возможность выезжать за границу, безусловно, радует россиян, однако обратная сторона этого процесса – открытость для въезда вРоссию – тревожит. Вероятно, воснове массовой обеспокоенности по поводу открытости границ лежат не только рациональные соображения – например, стремление предотвратить вывоз ресурсов или проникновение на российскую территорию преступников ит.д., – но настороженность вотношении иностранцев, доставшаяся россиянам внаследство от советских времен.
Что касается вопроса о введении визового режима со странами СНГ, то здесь мнения россиян разделились. У многих наших граждан остались связи со странами СНГ, ивведение виз воспринимается ими как удар потаким связям. Вместе стем, другой частью населения введение виз состранами СНГ воспринимается как мера, необходимая для укрепления российских границ.
|