|
Одним из негативных последствий развала СССР стал практически неконтролируемый поток переселенцев из бывших союзных республик, хлынувший на территорию России. Межэтнические конфликты и кризисное экономическое положение в новых независимых государствах лишь стимулируют этот процесс. 'Мы, Россия, – как дойная корова. Распался Союз, и там никто не работает. Они, как тараканы, поползли к нам', – говорит участник новосибирской фокус-группы. Сегодня уже становится очевидным, что без продуманной политики властей в этом вопросе наша страна зайдет в тупик. Респонденты убеждены, что 'надо стараться это дело под контролем держать', потому что 'нерегулируемый поток мигрантов обостряет социальную обстановку'. Пока же, судя по реакции опрошенных, ситуация во многих регионах остается неконтролируемой. Отвечая на вопрос модератора о том, какие эмоции вызывает у них миграционная политика властей, участники дискуссий говорят:
Вячеслав: Обиду.
Галина: Возмущение и гнев' (ДФГ, Воронеж).
- 'И вообще у нас политика ведется странная: всех бездомных сюда принимаем...'
(ДФГ, Воронеж).
Некоторые разногласия у участников дискуссий вызвал вопрос о том, кто же вправе жить в нашей стране. Респонденты предложили целый комплекс разнопорядковых оснований для подобного разрешения. Так, некоторые считали, что для этого следует быть русским по национальности (они же предлагали переселить в Россию русских, оказавшихся за ее пределами). Другие достаточным основанием для разрешения проживания на территории нашего государства называли законопослушность человека и ту пользу, которую он приносит российскому обществу.
- '
Модератор: Как вы считаете, кто имеет полное право жить в России?
Вера: Это надо заслужить.
Галина: Мы будем рады любому, пусть он только 'мозги вливает' в нашу экономику и ведет себя соответственно нашему закону' (ДФГ, Воронеж).
- '
Модератор: Кто, с вашей точки зрения, имеет право жить в России?
Виктор: Кто родился здесь.
Катя: Тот, кто платит все налоги, и кто способствует росту этой страны. Именно тот, кто укрепляет нашу страну' (ДФГ, Москва).
- 'Если он какой-нибудь ученый, если он приносит пользу России, то, конечно, выдать ему гражданство – и пусть работает на благо нашей Родины. А если от него никакого толку, если он ничем не занимается, безработный, то пусть уезжает обратно'
(ДФГ, Воронеж).
- '
Катя: Миграционные службы должны смотреть: легал – нелегал, что он сделал.
Игорь: Чем он занимается.
Катя: Какую пользу приносит' (ДФГ, Москва).
Прагматичный подход к миграционной политике, при котором мигранты рассматриваются преимущественно как 'дешевый' ресурс, который может быть использован для решения экономических проблем России, вообще распространен довольно широко. 'Есть густонаселенные районы, перенаселенные, – рассуждает эксперт из Брянска, – но есть и такие территории, где один-два человека на тысячу квадратных километров. Эти регионы и надо осваивать'. С его точкой зрения согласны и представители региональных элит из других городов, и рядовые россияне, полагающие, что 'распределение мигрантов по регионам, где они необходимы как рабочие руки', закономерно будет способствовать снижению уровня социальной неудовлетворенности в этих группах, а значит, принесет пользу и определенную стабильность обществу в целом.
К принципу целесообразности апеллируют и участники столичной фокус-группы, желающие придать Москве особый статус 'закрытого' города – ведь именно столица является сегодня наиболее привлекательным направлением для легальной и нелегальной иммиграции.
- '
Оля: Надо принять закон, чтобы легально мигрировать в Москву было бы крайне сложно. То есть чтобы Москва имела такой статус, чтобы трудно было именно сюда переселиться.
Модератор: Почему?
Оля: Ну, потому что достаточно, хватит.
Лена: Москва же не резиновая. Столица должна как-то защищена быть' (ДФГ, Москва).
- '
Юля: Да, слишком открытый город Москва стал.
Ира: То-то и оно.
Оля: Немножко закрыть его, конечно, надо' (ДФГ, Москва).
Составными частями новой, более жесткой миграционной политики, по мнению опрошенных, должны стать как меры, препятствующие повышению (или сохранению на прежнем уровне) темпов миграции, так и санкции против тех переселенцев, которые не стремятся легализовать свое пребывание в нашей стране и интегрироваться в российское общество.
Респонденты убеждены, что ограничению переселенческих потоков могло бы способствовать введение визового режима с приграничными странами СНГ. Процедура получения разрешения на въезд, а также налог, взимаемый обычно при пересечении границы, создаст дополнительные препятствия для определенной части потенциальных мигрантов.
- 'Границу надо закрывать. Ни одна страна не позволяет себе такого, чтобы приезжали все, кому не лень. А у нас почему-то можно. Те, кто уже живет здесь, – их противоправно выгонять. Нужно не допустить возможности приезжать еще новым и новым'
(ДФГ, Санкт-Петербург).
- 'Паспортный режим очень жесткий: зачем и почему въехал, место проживания, в декларации указывать, сколько наличных денег'
(ДФГ, Воронеж).
- 'Ограничить поток беженцев и ограничить срок пребывания. Если он приехал в командировку на три дня – значит три дня, и все'
(ДФГ, Москва).
- 'Надо сделать ограничение на въезд. Въехал ты на неделю, поторговал и уехал'
(ДФГ, Воронеж).
Участники фокус-групп настаивают, что приезжие 'должны быть под прессингом здесь каждый час', нужно 'постоянно проверять, чем они занимаются'. Однако будучи единодушными в том, что контроль необходим, респонденты разошлись относительно того, что предпочтительнее для российского государства – ассимиляция мигрантов, предполагающая их растворение в массе коренного населения, или компактное проживание. Одни полагают, что 'волей-неволей получится, что одной нации люди рядышком жить будут', и 'их контролировать проще, когда они в кучке'. Однако другие убеждены, что именно подобная компактность, с одной стороны, затрудняет интеграцию, а с другой – закономерно приводит к повышению криминального уровня в этой среде:
- '
Оля: Это очень опасно. Вот как американцы попадают в квартал, где негры живут. Грабят, раздевают полностью.
Игорь: И так же у нас будет.
Юля: И у нас не пройдешь тогда' (ДФГ, Москва).
- 'Я думаю, они должны жить ассимилированно. Сложнее будет, если будут отдельные территории. Один – он среди всех, а когда какая-то общность людей, она всегда к себе большего внимания требует'
(ДФГ, Воронеж).
Еще одним немаловажным барьером, который должен быть поставлен на пути переселенцев, может, по мнению опрошенных, стать ужесточение процедуры легализации пребывания на территории России. Процедура получения российского гражданства для большинства желающих должна быть сложной и включать учет определенного ценза оседлости, требования выполнения законов и некоторые другие условия. Респонденты убеждены, что нашей стране в этом отношении необходимо заимствовать опыт западных стран – в частности, Соединенных Штатов, чья система 'грин карт' является своеобразным эталоном в области регулирования миграционного потока.
- '
Модератор: Как местные власти должны вести себя в отношении некоренного населения?
Лена: Всем прописку не разрешать.
Оля: А в Америке запрещено. Вы не можете просто приехать в Америку и просто так там работать. То есть их защищают. А у нас любой и каждый может приехать и работать. Вот они все и понаехали' (ДФГ, Москва).
- 'Если сразу выдавать гражданство, то оно не ценится людьми. Америка, самая демократичная страна, всем показывает жесточайший пример. Сколько нужно прожить по 'грин карт', чтобы получить американское гражданство?'
(эксперт, Вологда).
- 'Вот имеешь ты 'грин карту' – получаешь меньше. Проживи тут 15 лет, когда ты полностью корнями врастешь в эту землю, вот тогда еще и посмотрим, давать ли тебе гражданство и имеешь ли ты право быть наравне со мною. Если не имеешь – извини, подвинься'
(ДФГ, Санкт-Петербург).
- 'Как в цивилизованных странах, должна быть довольно сложная, но выполнимая процедура получения гражданства. Должна быть система типа американских 'грин карт', дающая право на проживание и работу без получения гражданства. Своеобразная легализация проживания. Карта может выдаваться на приемлемый срок – на несколько лет. Если человек законопослушен, платит налоги, работает – значит, она может пролонгироваться. При длительном проживании законопослушный человек может подать заявление на получение гражданства. И получить его'
(эксперт, Брянск).
Таким образом, в совершенствовании миграционного законодательства многие опрошенные видят ключ к решению назревшей проблемы. 'Разобраться с законодательством – и все будет в порядке', – уверенно заявляет участница московской ДФГ. Ей вторит респондент из Самары: 'Решить эту проблему можно только совершенствованием закона, больше никак'. Причем опрошенные убеждены, что специфика обсуждаемого вопроса предполагает тесное сотрудничество федеральных и местных властей. По своей структуре эта проблема является общенациональной – недаром по Конституции данный комплекс вопросов находится в ведении федерального центра. Однако без учета региональной специфики ситуация тоже не может быть разрешена адекватно.
- 'В любом случае, должен быть сначала федеральный закон, который определит право Федерации и субъектов в этой части. А уже нормативные акты субъектов Федерации ни в коем случае не должны нарушать нормы федеральных законов'
(эксперт, Ставрополь).
- 'Должна быть действительно федеральная политика, но в каждом регионе это могут быть свои нюансы, которые на местах лучше решать'
(эксперт, Санкт-Петербург).
- 'Я считаю, что лучше все установить на федеральном уровне, а на местах следить за выполнением федерального законодательства. Россия едина, и если в каждом регионе будут приниматься свои законы, то это приведет к развалу'
(эксперт, Кемерово).
Однако настаивая, что данный комплекс вопросов должен решаться на федеральном уровне, респонденты не отказывают местным властям в возможности самостоятельного решения проблематичных ситуаций, если верховная власть государства бездействует. О планах губернатора Краснодарского края А. Ткачева выслать с территории края некоторые национальные группы (турок-месхетинцев) оказались осведомлены около половины опрошенных (44%). Но отношение к этим планам смогли высказать 76% опрошенных, и относительное большинство (41%) поддержали репрессивные меры.
- 'Настолько большое перенаселение, что правоохранительных органов просто не хватает. Беспредел идет полнейший. Они стабилизировать не могут ситуацию'
(ДФГ, Новосибирск).
- 'Там возникает криминогенная ситуация, и они не находят другого способа изменить эту ситуацию, как только отрегулировать миграционную политику административным путем'
(эксперт, Иваново).
- 'Если речь идет о незаконных мигрантах, которые пребывали на территории края, и он (Ткачев) их депортировал, то я это поддерживаю. Но только с оговоркой, что это должно быть согласовано с теми регионами, куда они хотят их выселить'
(эксперт, Нижний Новгород).
Совершенно очевидно, что жесткие действия краснодарского губернатора особенно охотно одобрили люди, которым свойственны националистические установки. Однако даже среди тех респондентов, которые, с одной стороны, убеждены, что сохранение каждым народом своей социокультурной самобытности является благом для России, а с другой – видят в полиэтничности нашего государства больше плюсов, чем минусов, уровень поддержки действий А. Ткачева достаточно высок (29% при 41% в целом по выборке). При этом наиболее высокие показатели одобрения характерны для сторонников Г. Зюганова, пожилых людей старше 50 лет, а также для жителей Южного федерального округа.
Треть всех респондентов (35%) не поддержала репрессивную политику краснодарского губернатора, сочтя ее слишком жестокой, неправомерной и даже опасной. Причем интересно, что осуждающие эту политику участники фокус-групп апеллировали исключительно к ценностям гуманизма, тогда как довод о неправовом и антиконституционном характере действий А. Ткачева ими совершенно не применялся.
- '
Модератор: Вы одобряете эти действия Ткачева?
Катя: Извините, это похоже на то, как из Крыма депортировали татар, их ссылали в Сибирь.
Наташа: Да, это ужасно, так нельзя.
Юля: Такого нельзя допускать, чтобы потом не устраивать репрессии' (ДФГ, Москва).
- 'То же самое в 37-ом году – взял всех Сталин и сослал в Сибирь'
(ДФГ, Самара).
- 'Чисто с человеческой точки зрения мне кажется это неправильно. Кем бы он ни был, он остается человеком, а к нему так относятся по-свински...'
(ДФГ, Самара).
- 'То, что турки-месхетинцы стали гонимым народом – это преступление советского режима. Их сначала согнали с исконного места жительства, потом согнали оттуда, где они более-менее прижились. Теперь их сгоняют с третьего места жительства. Куда людям деваться? Взять и выселить народ – это сталинизм'
(эксперт, Воронеж).
- 'Это уже попахивает фашизмом: всех евреев – вон из Германии!'
(эксперт, Санкт-Петербург).
Как уже упоминалось выше, составной частью новой миграционной политики, по мнению респондентов, должны закономерно стать жесткие санкции против тех переселенцев, которые обостряют криминогенную обстановку в нашей стране, не стремятся приобрести легальный статус на своем новом месте жительства. Принудительное выселение этих лиц – вот решение данной проблемы, считают некоторые опрошенные. Респонденты уверены, что 'добропорядочный человек стремится подтвердить принадлежность к России и все-таки получить гражданство'. А те, кто не стремится найти себя в нашем обществе, виноваты сами.
- '
Виктор: Должен ехать домой.
Игорь: Если ничем не занимается. Или побирается в переходах.
Лена: Тогда зачем он нам здесь?
Юля: У нас своих бомжей полно' (ДФГ, Москва).
Однако грань между установкой на депортацию маргиналов и асоциальных элементов и стремлением к массовым этническим чисткам в массовом сознании оказывается очень зыбкой. И идея выселения инородцев с девиантным поведением достаточно легко трансформируется в предложение выселить национальную группу в целом.
- 'Я бы их всех отсюда выгнал. Пусть бы ехали они в свои края. У каждого своя республика – пусть там и живут. А у нас – своя'
(ДФГ, Новосибирск).
- 'Да, жалко чисто по-человечески, что люди куда-то переедут, бросят нажитое, но они сами этого добиваются. Они нарушают законы и тем самым ставят себя в такие условия'
(ДФГ, Самара).
А некоторые вообще полагают, что России в этом вопросе нет нужды 'изобретать велосипед' – достаточно обратиться к опыту западных стран и даже некоторых ближних соседей. Но и обращаясь к этому опыту, респонденты тоже часто не ощущают грань между правовым подходом, предполагающим защиту собственного населения от асоциальных элементов, и массовыми этническими чистками.
- 'И англичане, и французы, и американцы, если ты не имеешь гражданства или вида на жительство, выкинут тебя, как мальчишку или тряпку, за борт немедленно. А мы это терпим 10 лет. Я считаю, что депортация – правильное направление. Есть мировой опыт – по нему и надо работать. Почему мы должны быть демократичнее в тысячу раз того, что в Америке делается, в Англии, во Франции? Почему?'
(эксперт, Ставрополь).
- '
Модератор: Как бы вы поступили с некоренным населением?
Павел: Так же, как в Прибалтике с нами.
Алексей: Выселить' (ДФГ, Воронеж).
Судя по результатам опроса, любые активные действия властей, направленные на конструктивное решение проблемы, будут одобрены. Впрочем, нельзя не отметить и пессимизм некоторой части опрошенных, полагающих, что любые благие стремления не принесут ожидаемых результатов вследствие коррумпированности и взяточничества мелкого и среднего чиновничества в России, вершащего свою собственную 'иммиграционную политику'.
- 'Реально сейчас наши власти стоят на стороне 'чужих'. Они взяточники все, поэтому их поддерживают'
(ДФГ, Самара).
- '
Ира: Здесь действительно нужно принимать какие-то жесткие законы, но в то же время деньги вершат все.
Володя: Законы-то примут, а кто их будет исполнять?
Оля: Получается замкнутый круг' (ДФГ, Москва).
- 'Кто больше заплатит, тот тут и будет жить. И прописку получит'
(ДФГ, Санкт-Петербург).
- 'Необходимы до предела карательные меры относительно продажности наших чиновников, включая милицию, т.е. тех, кто прописывает приезжающих сюда. Под максимальным контролем должна осуществляться вся эта работа'
(эксперт, Краснодар).
|