|
В октябре – по сравнению с сентябрем, когда был отмечен максимальный пик 'оптимизма' за весь период наблюдений, начиная с осени 1996 года, – результаты опроса зафиксировали нарастание пессимистических настроений в российском обществе. Доля 'оптимистов' уменьшилась на 4 п.п. (с 29% до 25%), а доля 'пессимистов', наоборот, возросла на 5 п.п. (с 69% до 74%).
И хотя существенно не снижались ни рейтинг доверия Президенту (по 40% вконце сентября и в конце октября), ни рейтинг доверия правительству (соответственно 14% и 12%) – эти институты власти выступают в сознании населения субъектами реформ, – отношение россиян к преобразованиям явно начинает утрачивать летнюю, интенсивно позитивную окраску.
Как в сентябре, так и в конце октября количество граждан с позитивной установкой на проведение реформ превосходило количество людей с негативной установкой, но если в сентябре превышение составило 17 п.п., то в октябре – лишь4 п.п, т.е. в четыре раза меньше.
Чаще других 'охлаждение' демонстрируют люди в возрасте от 18 до 50 лет, свысшим образованием, со средним уровнем семейного дохода (500–900 руб. вмесяц на члена семьи), а также сельские жители. Стоит обратить внимание на то, что именно в этих социальных группах (за исключением жителей сел) сосредоточены основные мобилизационные ресурсы общества. И еще одно наблюдение: сильнее всего – на 24п.п. (с 32% до 8%) – за истекший месяц снизился баланс позитивных и негативных установок среди респондентов с высшим образованием, т.е. в социальной группе с наиболее высоким уровнем развития рефлексии. Это, по сути дела, означает, что 'цвет нации' пересматривает свое отношение к правительственным реформам. Причина, вероятно, заключается в отмеченном нами ранее противоречии между идеализированным представлением отом, что 'хороши реформы, проводимые хорошим реформатором', и реальной ситуацией [См.: Сообщение № 023 (573). С.9-10].
Тем не менее, в октябре в качестве главных агентов поддержки правительственных реформ выступали те же социальные группы, что и в сентябре. Иными словами, социальный адрес поддержки реформ не трансформировался, но изменилась интенсивность этой поддержки.
Таблица 1
(данные приведены в п.п.)
Социально-демографические и психологические группы |
Сентябрь |
Октябрь |
&916 (изменение) |
Оптимисты |
+31 |
+18 |
-13 |
Мужчины |
+20 |
+11 |
-9 |
Со средним специальным образованием |
+17 |
+11 |
-6 |
С высоким доходом |
+22 |
+10 |
-11 |
Адаптированные пессимисты |
+19 |
+10 |
-9 |
С высшим образованием |
+32 |
+8 |
-24 |
От 36 до 50 лет |
+21 |
+5 |
-16 |
Старше 50 лет |
+9 |
+5 |
-4 |
В среднем по РФ |
+17 |
+4 |
-13 |
Со средним общим образованием |
+15 |
+4 |
-11 |
Со средним доходом |
+16 |
+3 |
-13 |
От 18 до 35 лет |
+19 |
+2 |
-17 |
С низким доходом |
+9 |
0 |
-9 |
Женщины |
+11 |
-1 |
-12 |
С образованием ниже среднего |
+5 |
-3 |
-8 |
|
Итак, на сегодня социальный адрес поддержки реформ правительства таков: оптимисты, мужчины, респонденты со средним специальным образованием, лица свысоким доходом.
Социальные очаги неприятия реформ пока локализованы в группах-аутсайдерах. Это весьма серьезный сигнал. Во-первых, в сентябре социальные адреса очагов неприятия реформ по результатам массового опроса вообще не просматривались. Во-вторых, наибольшее снижение уровня поддержки реформ зафиксировано – повторимся – именно в авангардных группах (высшее образование, возраст от 18 до 50 лет). В-третьих, в октябрьском опросе самое значительное снижение – на 7 п.п. – зафиксировано в ответах на вопрос мониторинга, следует ли правительству активно проводить реформы. То есть наибольшие сомнения возникли именно в ключевой, основополагающей позиции.
И последнее замечание. За истекший месяц заметно сузились территориальные границы поддержки реформ. В зоне поддержки из семи осталось лишь три федеральных округа.
Таблица 1
(данные приведены в п.п.)
Федеральные округа |
Сентябрь |
Октябрь |
&916 (изменение) |
Северо-Западный |
+23 |
+22 |
-1 |
Центральный |
+20 |
+20 |
0 |
Приволжский |
+22 |
+4 |
-18 |
В среднем по РФ |
+17 |
+4 |
-13 |
Сибирский |
+13 |
-5 |
-18 |
Южный |
+12 |
-6 |
-18 |
Уральский |
0 |
-19 |
-19 |
Дальневосточный |
-31 |
-23 |
+8 |
|
Если отмеченные выше тенденции – нарастающие сомнения рефлексирующих групп населения в необходимости проведения реформ – сохранятся, то в скором времени зона неприятия может распространиться и на Приволжский федеральный округ.
|