|
РОССИЙСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ: СТОРОННИКИ И ПРОТИВНИКИ
Результаты опроса, проведенного перед Днем независимости, свидетельствуют о двойственном отношении граждан России к трансформации российской государственности, начавшейся в 1990 г.: последствия превращения России в суверенное государство оцениваются ими значительно более негативно, чем само это событие.
Как вы думаете, российская экономика выиграла или проиграла от того, что Россия стала самостоятельным государством? | Выиграла | В чем-то выиграла, в чем-то проиграла | Проиграла |
10 | 19 | 60 |
А если говорить о политическом влиянии России в мире – оно в результате приобретения ею независимости увеличилось, уменьшилось или осталось таким же? | Увеличилось | Не изменилось | Уменьшилось |
12 | 16 | 55 |
Как вы думаете, в результате приобретения Россией независимости российские граждане чувствуют себя в большей безопасности от внешней угрозы, в меньшей или так же, как раньше? | В большей | Так же, как раньше | В меньшей |
14 | 22 | 51 |
На ваш взгляд, после приобретения Россией независимости российские граждане чувствуют себя единым народом больше, меньше или так же, как раньше? | Больше | Так же, как раньше | Меньше |
5 | 20 | 62 |
Как вы считаете, в сегодняшней России государственная власть сильнее, чем была в СССР, слабее или разницы нет? | Сильнее | Разницы нет | Слабее |
6 | 12 | 71 |
|
Если по всем этим параметрам ситуация в России после ее превращения в самостоятельное государство, по мнению большинства респондентов, ухудшилась по сравнению с советской эпохой, то, казалось бы, логично предположить, что и само решение о ее государственном суверенитете столь же определенно воспринимается нашими соотечественниками как ошибочное.
Однако в действительности суждения россиян по этому вопросу не так однозначны.
Вопрос: «Как Вы считаете, хорошо или плохо, что Россия стала независимым, суверенным государством?»
| Все | Возраст | Образование |
18-35 лет | 36-50 лет | старше 50 лет | неполное среднее | среднее | среднее спец. | высшее |
Хорошо | 22 | 30 | 21 | 15 | 13 | 23 | 23 | 32 |
В чем-то хорошо, в чем-то плохо | 24 | 27 | 24 | 21 | 19 | 23 | 28 | 27 |
Плохо | 39 | 26 | 40 | 49 | 50 | 39 | 35 | 31 |
Затр. ответить | 15 | 15 | 15 | 15 | 18 | 15 | 15 | 10 |
|
| Все | Доход на чл. семьи | Тип места жительства |
до 250 руб. | 250-400 руб. | более 400 руб. | Москва +СПб | бол. города | мал. города | село |
Хорошо | 22 | 21 | 20 | 23 | 37 | 27 | 18 | 18 |
В чем-то хорошо, в чем-то плохо | 24 | 19 | 25 | 30 | 24 | 21 | 30 | 17 |
Плохо | 39 | 45 | 36 | 34 | 31 | 38 | 37 | 49 |
Затр. ответить | 15 | 15 | 18 | 13 | 8 | 14 | 16 | 16 |
|
Только 39% опрошенных определенно выражают сожаление по поводу обретения Россией статуса независимого государства. Такая позиция особенно характерна для сравнительно пожилых, малообразованных, малообеспеченных, для сельских жителей – то есть для представителей тех социально-демографических групп, в которых наиболее широко распространены протестные настроения. Отметим, что среди сторонников Г.Зюганова солидаризируются с этой позицией 59%, тогда как среди сторонников других потенциальных кандидатов на президентский пост доля разделяющих ее варьируется в диапазоне 26-39%.
Что же касается молодежи, высокообразованных россиян, обитателей столиц, то здесь однозначно негативное отношение к государственному суверенитету России выражают менее 1/3 респондентов; примерно такая же доля опрошенных позитивно оценивает превращение России в "независимое, суверенное государство".
Вопрос: «Как Вы думаете, российская экономика выиграла или проиграла от того, что Россия стала независимым государством?»
| Все | «Хорошо или плохо, что Россия стала независимым, суверенным государством?» |
хорошо | в чем-то хорошо, в чем-то плохо | плохо |
Выиграла | 10 | 32 | 5 | 2 |
В чем-то выиграла, в чем-то проиграла | 19 | 32 | 36 | 4 |
Проиграла | 60 | 29 | 52 | 89 |
|
Как явствует из этих данных, почти все противники (89%) новой российской государственности считают, что ее становление нанесло урон российской экономике, тогда как ее сторонники не имеют единого мнения по этому вопросу.
Аналогичным образом распределяются и суждения респондентов по поводу иных последствий обретения Россией статуса независимого государства – с той лишь разницей, что в прочих случаях доля сторонников российского суверенитета, оценивающих эти последствия позитивно, несколько ниже, чем в вопросе об экономике. Противники же российского суверенитета почти единодушны в негативной оценке таких последствий. Единственным исключением можно в какой-то мере считать вопрос о "внешней угрозе": только 2/3 противников российского суверенитета считают, что россияне чувствуют себя "в меньшей безопасности", чем раньше, в то время как 15% – полагают, что "в большей".
Вопрос об отношении к превращению России в независимое, суверенное государство – это, по существу, тест на легитимность новой российской государственности. Позитивное отношение к такому превращению означает признание конституционных и институциональных устоев этой государственности, сложившихся в ее рамках "правил игры". Негативное отношение означает отрицание этих устоев и, следовательно, неприятие обязательств, налагаемых ими на гражданина. Причем поскольку постановка вопроса предполагает сопоставление новой государственности с ее исторической предшественницей, государственностью советской, то вотум недоверия российскому суверенитету в данном контексте свидетельствует если и не об установке на реставрацию последней, то, во всяком случае, о предпочтении, отдаваемом ей респондентами.
Когда респондент выражает позитивное отношение к тому, что Россия стала суверенным государством, и вместе с тем – утверждает, что в результате такого превращения ситуация в стране ухудшилась, то в первом случае он оценивает потенциал новой государственности, причем, повторим, в сопоставлении с государственностью старой, а во втором – то, как этот потенциал реализуется сегодня.
С этой точки зрения позиция россиян, дающих "промежуточный" ответ на вопрос о российском суверенитете ("в чем-то хорошо, в чем-то плохо"), по существу, не является вполне "нейтральной". Она ближе к позиции сторонников новой российской государственности, чем к позиции ее противников, потому что признание за ней неких достоинств ("в чем-то хорошо") на фоне очевидных, называемых "поименно" неудач в различных сферах социальной жизни свидетельствует об относительно высокой оценке потенциала этой государственности. А такая оценка, в свою очередь, – об ее условной легитимизации.
ПРАЗДНИК, КОТОРЫЙ НЕ ПРАЗДНУЮТ
Правильно ответить на вопрос о том, какой, собственно, праздник отмечает Россия 12 июня (опрос, напомним, проводился 6-7 июня), смогли 70% сторонников российского суверенитета и лишь 55% его противников. Однако бурных эмоций эта дата не вызывает ни у тех, ни у других.
Вопрос: «Что лично для Вас означает День независимости России?» (задавался только тем, кто дал правильный ответ на вопрос о том, какой праздник отмечается 12 июня)
| Все | «Хорошо или плохо, что Россия стала независимым, суверенным государством?» |
хорошо | в чем-то хорошо, в чем-то плохо | плохо |
Ничего не означает | 20 | 16 | 24 | 20 |
Дополнительный выходной день | 19 | 24 | 27 | 13 |
Большой праздник | 2 | 5 | 3 | 2 |
Начало новой истории России | 7 | 15 | 8 | 3 |
Годовщина трагедии для нашей страны | 9 | 6 | 5 | 14 |
Затр. ответить | 3 | 4 | 2 | 3 |
|
Только 20% сторонников российского суверенитета признают годовщину его провозглашения значимой для себя праздничной датой, и только 14% противников – "годовщиной трагедии". Причем очевидно, что это – один из тех нередких случаев, когда сама постановка вопроса объективно стимулирует подобные признания: можно не сомневаться в том, что многие из тех, кто вполне искренне оценили День независимости как "начало новой истории России", никоим образом не торжествовали по поводу этой даты, пока перед ними не был поставлен этот вопрос. И точно так же можно не сомневаться, что отнюдь не все среди избравших ответ "годовщина трагедии для нашей страны" действительно воспринимают эту дату как день скорби по советской государственности.
При этом показательно, что для 6% сторонников новой российской государственности ее рождение – "оптимистическая трагедия". В чем смысл такой позиции? Очевидно, в уверенности в том, что происходящее в последние годы – при всем драматизме социальной, экономической, политической "ломки", переживаемой страной, – предпочтительнее сохранения изжившей себя советской государственности.
ВЫВОДЫ
День независимости России не стал для подавляющего большинства наших сограждан субъективно значимым праздником. По этому поводу можно, конечно, сожалеть, завидуя, например, США, где День независимости – 4 июля – неизменно актуализирует чувство национального единства. Но реалистичнее – признать, что в российских условиях личностное, эмоциональное восприятие этой даты значительной частью граждан способствовало бы не консолидации, а, напротив, поляризации страны. Поэтому энергично "внедрять" этот праздник в массовое сознание – в качестве альтернативы 7 ноября либо по каким-то иным мотивам – нецелесообразно.
Большинство россиян убеждены в том, что последствия формирования новой российской государственности для экономики страны и ее внешнеполитических позиций, для ощущения национального единства и "чувства защищенности" оказались скорее негативными, чем позитивными. Однако при этом лишь 39% опрошенных негативно оценивают сам факт превращения России в суверенное государство, тогда как 22% – позитивно и 24% – "условно" позитивно. В долгосрочной перспективе этот разрыв в значительной мере "компенсируется" тем, что социальный потенциал сторонников новой российской государственности значительно выше, чем ее противников: здесь гораздо больше молодых, высокообразованных, жителей мегаполисов. Кроме того, те, кто дает "нейтральные" оценки трансформации российской государственности, едва ли поддержат какие-либо "реставрационные" инициативы. Поэтому уровень легитимности новой государственности хотя и невысок по меркам стабильных демократий, но отнюдь не столь низок, как можно было бы предположить на основании суждений россиян по поводу сложившейся в стране социально-экономической ситуации и оценок действующей власти.
Соотношение потенциальных противников и сторонников новой российской государственности позволяет считать, что в случае "лобового" столкновения – например, в ходе президентских выборов либо референдума по каким-либо проектам радикальной конституционной реформы, – последние могут рассчитывать на успех. Однако широкое недовольство тем, как реализуется потенциал новой государственности, делает шансы на мобилизацию ее сторонников "партией власти" достаточно зыбкими, проблематичными. Грубо говоря, сценарий второго тура президентских выборов 1996 г. – мобилизация под антиреставрационными лозунгами – остается, по-видимому, актуальным; но сценарий первого тура – действующая власть как естественная и единственная альтернатива реставрации – представляется скорее "отработанным" и малоперспективным.
|