fom.ru · Поиск ·      








21.07.1999, Кертман Г.Л.

РОССИЯ И НАТО: ПЕЙЗАЖ ПОСЛЕ БИТВЫ



Наши сограждане склонны считать, что сегодня, по окончании войны на Балканах, Россия должна укреплять сотрудничество с НАТО.

Вопрос: Боевые действия НАТО против Югославии прекращены. Как Вы считаете, следует или не следует сегодня России укреплять свое сотрудничество с НАТО?

 ВсеСреди электоратов
ЗюгановаЛужковаПримаковаСтепашинаЯвлинского
следует453959424251
не следует323826353431
затр. ответить232315232418


Особенно решительно настаивают на этом приверженцы Ю.Лужкова и - несколько менее уверенно - Г.Явлинского; в наибольшей степени отрицает целесообразность подобного сотрудничества, естественно, коммунистический электорат, но и среди респондентов, ориентирующихся на Г.Зюганова, сторонники укрепления взаимодействия с Североатлантическим альянсом чуть более многочисленны, чем противники.

Стоит отметить, что подобные позиции респондентов практически совпадают с их прогнозами в отношении перспектив сотрудничества России и НАТО: взаимовыгодного сотрудничества ожидают 44% опрошенных, а ухудшения отношений - 30%. Причем наиболее оптимистический взгляд на перспективы сотрудничества характерен для сторонников Ю.Лужкова и Г.Явлинского, которые, как мы только что видели, особенно активно высказываются в пользу налаживания контактов с НАТО, а наиболее пессимистический - для сторонников Г.Зюганова, чаще занимающих противоположную позицию.

Вопрос: Одни считают, что после окончания войны на Балканах между Россией и странами НАТО будет нарастать напряжение, "холодная война". Другие полагают, что отношения между Россией и странами НАТО постепенно наладятся, будет взаимовыгодное сотрудничество. С какой точкой зрения Вы согласны - с первой или со второй? (Опрос ФОМ 26-27 июня)

 ВсеСреди электоратов
ЗюгановаЛужковаПримаковаСтепашинаЯвлинского
с первой 303428323222
со второй444351474554
затр. ответить252321212325


Такое созвучие мнений и прогнозов, когда сторонники укрепления сотрудничества со странами НАТО в большинстве своем полагают, что это сотрудничество будет развиваться успешно, а его противники считают, что охлаждение отношений неизбежно, дает, по-видимому, определенные основания думать, что внешнеполитическая проблематика в обозримом будущем останется на периферии общественного внимания россиян - если, разумеется, на международной арене не произойдут какие-либо экстраординарные события.

Соглашаются с утверждением о том, что "действия НАТО в Югославии свидетельствуют от усилении роли этого военного блока в мировой политике", 45% опрошенных, а с тем, что они свидетельствуют об ослаблении роли ООН, - 43%. Вместе с тем несогласие с этими двумя тезисами, постоянно звучавшими в СМИ на протяжении военной акции, выражают соответственно 29% и 27% респондентов. Трудно сказать, почему так велика доля опрошенных, не принимающих то, что представляется очевидным едва ли не для всех экспертов и комментаторов, а также доля затрудняющихся с ответом на данные вопросы. Возможно, дело тут не только в недостаточной осведомленности, но и в нежелании признавать столь неблагоприятные, с точки зрения российских национальных интересов, изменения в расстановке сил на международной арене.

Еще в большей степени далеки российские граждане от единодушия в оценке последствий балканского кризиса для международного престижа России.

Вопрос: Одни считают, что в результате действий нашей страны по прекращению бомбардировок Югославии авторитет России в мировой политике заметно вырос. По мнению других, миротворческие усилия России не повысили ее авторитета в мировой политике. С каким из этих двух мнений - с первым или вторым - Вы согласны?

 ВсеСреди электоратов
ЗюгановаЛужковаПримаковаСтепашинаЯвлинского
с первым393838394946
со вторым434353433742
затр. ответить181910181412


Респонденты часто соглашаются с мнением о том, что миротворческие усилия нашей страны повысили ее авторитет, но еще чаще отвергают это суждение. При этом позиции опрошенных по данному вопросу довольно слабо варьируются в зависимости от их политических пристрастий. Во всяком случае, основной, обычно легко обнаруживающийся идейно-политический водораздел (между "левым", коммунистическим электоратом, с одной стороны, и относительно "правыми", не чуждыми либеральных ценностей электоратами Ю.Лужкова и Г.Явлинского, с другой), в этой ситуации не дает о себе знать. Заметнее другое различие: сторонники московского мэра несколько чаще прочих отрицают тезис о повышении престижа России, в то время как сторонники С.Степашина и Г.Явлинского чаще соглашаются с ним. Последнее легко объяснимо: респонденты, симпатизирующие премьеру, должны, по логике вещей, охотнее, чем остальные, признавать достижения действующего правительства; поклонники же "Яблока" на протяжении всего кризиса демонстрировали пацифистские наклонности, и, следовательно, предрасположенность к тому, чтобы оценивать миротворческие усилия как эффективные и политически рентабельные.

Несмотря на то, что относительное большинство респондентов считает укрепление сотрудничества России с НАТО желательным и вероятным, перспектива дальнейшего расширения альянса и его приближения к российским границам определенно не устраивает "среднего россиянина".

 ВсеСреди электоратов
ЗюгановаЛужковаПримаковаСтепашинаЯвлинского
Страны Балтии готовятся сейчас к вступлению к НАТО. Вас лично это тревожит или не тревожит?
мне это безразлично211414142116
тревожит536653605762
не тревожит181128171818
затр. ответить1086954
Как Вы думаете, расширение НАТО на Восток представляет угрозу для России или нет?
представляет667564756282
не представляет1471911208
затр. ответить211917141810


Меньше других опасаются расширения НАТО сторонники Ю.Лужкова и С.Степашина, но и среди них на каждого респондента, отказывающегося увидеть в этом процессе угрозу для России, приходится трое разделяющих мнение большинства. Электорат Г.Явлинского признает расширение НАТО опасным для нашей страны столь же решительно (в соотношении 10:1), как и электорат Г.Зюганова, хотя приверженцы лидера "Яблока" гораздо охотнее высказываются за укрепление сотрудничества с НАТО и в целом, безусловно, не столь подвержены антизападным настроениям. Очевидно, что военная акция НАТО на Балканах заставила многих граждан, в том числе и тех, кто не склонен в целом к подобным настроениям, опасаться приближения альянса к российским границам.

 ВсеКак Вы считаете, следует или не следует сегодня России укреплять свое сотрудничество с НАТО?
следуетне следует
Как Вы думаете, расширение НАТО на Восток представляет угрозу для России или нет?
представляет666278
не представляет141912
затр. ответить211910
Если Вы считаете, что расширение НАТО на Восток представляет угрозу для России, то что следует прежде всего предпринять для предотвращения такой угрозы?
Россия должна всеми доступными политическими и дипломатическими способами не допустить расширения НАТО на восток252327
Россия должна наращивать военную мощь, чтобы быть готовой отразить угрозу НАТО военным путем221927
Россия должна создать оборонительный союз с государствами, не вступившими в НАТО161424
угрозы со стороны НАТО для России не существует11168
Россия должна вступить в члены НАТО583
затр. ответить201710


Об этом свидетельствуют данные, приведенные в таблице: более половины респондентов, высказывающихся в пользу сотрудничества с НАТО, не считают его продвижение на Восток безопасным для России. Только каждый четвертый сторонник сближения с Североатлантическим альянсом не считает необходимым предпринимать превентивные меры, дабы предотвратить чрезмерно тесное соседство: 16% опрошенных, "голосующих" за сотрудничество с НАТО, категорически заявляют, что угроза со стороны альянса отсутствует, и 8% высказываются за самый радикальный способ сближения с НАТО - вступление в него.

При этом каждый третий сторонник сотрудничества готов не ограничиваться дипломатическими маневрами в противодействии угрозе с Запада: 19% выступают за наращивание военной мощи России, а 14% поддерживают идею о создании коалиции государств, направленной, по существу, против НАТО.

Ясно, почему эта идея пользуется довольно значительной популярностью и почему многие респонденты (каждый пятый из имеющих определенное мнение по этому поводу) считают, что именно создание подобной коалиции является оптимальным ответом на угрозу со стороны НАТО - более адекватным, нежели наращивание российской военной мощи или попытки оказания давления на альянс и его потенциальных новобранцев по дипломатическим каналам. Мысль о том, что Россия уже находится или может в обозримом будущем оказаться в изоляции на международной арене, постоянно воспроизводится СМИ, и, естественно, болезненно воспринимается массовым сознанием. Было бы, впрочем, небесполезно выяснить, в каком международном союзе, альтернативном НАТО, хотели бы видеть Россию те, кто в принципе поддерживает идею создания новой коалиции. Ведь здесь возможны две версии: одна - заведомо конфронтационная и авантюристическая, предполагающая союз с одиозными антизападными режимами (Ирак, Ливия и т.д.), другая - более "респектабельная", хотя и не лишенная утопизма: ориентация на поиск стратегических союзников из числа ведущих держав Азии (на нечто подобное, как известно, намекал Е.Примаков, говоря о перспективе создания оси Москва - Дели - Пекин).

В целом же следует признать, что перемены во внешнеполитических установках наших сограждан, обусловленные действиями НАТО на Балканах и спровоцированным этими действиями кризисом в отношениях России с альянсом, оказались не столь радикальными (и катастрофическими), как можно было ожидать в разгар военной акции против Югославии. Относительное большинство рассчитывает на нормализацию этих отношений и верит в то, что конструктивное сотрудничество с НАТО будет развиваться. При этом, безусловно, усилилось недоверие к этой организации, опасения по поводу ее территориальной экспансии. Приведенные данные позволяют предположить, что сегодняшнее состояние массового сознания не должно стать препятствием для проведения взвешенной, рациональной внешней политики, сочетающей прагматическое отстаивание национальных интересов во взаимоотношениях с НАТО с установкой на восстановление и развитие конструктивного взаимодействия с альянсом. Ни установка на конфронтацию с ним, ни, тем более, стремление вернуться к завершившейся, собственно, еще до балканского кризиса романтической фазе отношений, предполагавшей безграничное, но несколько одностороннее доверие России к западным партнерам, не являются сегодня доминирующими.

Особенно существенным представляется тот факт, что расхождения во взглядах российских граждан по этим вопросам в очень ограниченной мере сопряжены с их электоральными предпочтениями. Это дает основания полагать, что проблема взаимоотношений России с Западом и, в частности, с НАТО не будет играть слишком большой роли в межпартийной борьбе в ходе предстоящих общенациональных избирательных кампаний, и, следовательно, внутриполитическая конъюнктура не будет оказывать заметного воздействия на внешнеполитический курс страны.
Данные общероссийских опросов населения по репрезентативной выборке в 56 населенных пунктах 29 областей, краев и республик всех экономико-географических зон России. Интервью по месту жительства. Объем выборки в каждом опросе - 1500 респондентов. 10-11 июля 1999 г.


База данных ФОМ > Международные отношения > Блоки и международные организации > НАТО > РОССИЯ И НАТО: ПЕЙЗАЖ ПОСЛЕ БИТВЫ