|
Более половины россиян (61%) считают Германию дружественным по отношению к России государством. Чаще других так полагают респонденты в возрасте от 18 до 35 лет, а также оптимистически настроенные люди (внутри этих групп соответственно 69% и 68%). Противоположного мнения (что Германия – недружественная по отношению к России страна) придерживаются 20% опрошенных. Эта точка зрения наиболее характерна для сторонников Г. Зюганова (36%) и респондентов старше 50 лет (25%). Следует также отметить, что негативнее других оценивают отношения между нашими двумя странами жители Дальневосточного, Южного и Уральского федеральных округов (соответственно 29%, 27% и 26%).
На вопрос о том, какой город является столицей Германии, правильно ответило подавляющее большинство россиян – 78% (затруднились ответить 15% респондентов). Высокую информированность проявили люди с высшим образованием (87%) и жители больших городов (83%).
На вопрос 'Что в первую очередь приходит Вам в голову, когда Вы слышите слово 'Германия'?' затруднились ответить 19% опрошенных, и еще 2% респондентов заявили об отсутствии каких-либо ассоциаций, связанных с этой страной.
В представлениях россиян о Германии прослеживаются четыре основных ассоциативных линии: 'историческая' (29%), 'экономическая' (29%), 'этнокультурная' (14%) и 'геополитическая' (9%).
Исторические ассоциации – это, как правило, события Великой Отечественной войны (22%): 'нашествие немцев, Великая Отечественная война', 'концлагеря'; 'Рейхстаг'. Касаются темы фашизма 6% респондентов: 'рассадник фашизма'; 'нацизм'. Об относительно недавних исторических событиях говорят 3% опрошенных: падение берлинской стены, объединение и последующий вывод советских войск с территории Германии.
В экономическом контексте Германия, по оценкам россиян, – это высокоразвитая, цивилизованная, благополучная страна. Респонденты говорят о 'мощной стране, сильной экономике, высоком уровне жизни'; 'высокой цивилизации и культуре' (24%). В 5% ответов упоминаются конкретные товары, производимые в Германии: 'надежные, престижные автомобили', продукты ('баварское пиво', 'сосиски') – или просто отмечается высокое качество продукции.
В этнокультурном разрезе представления россиян связаны с чертами характера и образом жизни немцев ('народ умный, аккуратный, чистоплотный'; 'потрясающая честность людей'; 'нация, которая любит порядок и чистоту, и справедливость'; 'люди работящие') – 10%. Часто, размышляя об ассоциациях, связанных с Германией, россияне обращаются к личному опыту ('вспоминаю жизнь: там была три года с мужем'; 'вспоминаю свою службу там'; 'я с ними работал – нормальные мужики') – 4%.
Геополитические ассоциации со словом 'Германия' у россиян возникают реже (9%), чем исторические, экономические и этнокультурные. Большую часть ответов здесь составляют стереотипы отчуждения: 'заграница'; 'другая страна, не наша'; чужая страна' (7%). В геополитическом контексте одинаково редко возникает как образ 'друга' ('наш партнер и союзник', 'помогают нам'), так и образ 'враждебного государства' ('вечный враг'; 'враг номер два после Америки') – соответственно по 1% ответов
|