|
Судя по данным опроса, Великобритания не является для россиян чем-то далеким и неизвестным – у 60% наших респондентов с этой страной связаны какие-то значимые ассоциации. При ответе на вопрос 'Что в первую очередь приходит Вам в голову, когда Вы слышите слово 'Великобритания'?' респонденты не ограничиваются банальными номинациями типа 'страна, государство', но демонстрируют знание культуры, истории и особенностей местного климата. В сознании россиян нет доминирующей области ассоциаций, связанных с Британией. Они охотно вспоминают культурные реалии (12% ответов), исторические события и персоналии (11%), а также погодные явления, характерные, по мнению россиян, для Англии (11%).
Из английской литературы и искусства в России наиболее популярны музыка 'Битлз', а также персонажи Конан Дойла – Шерлок Холмс и доктор Ватсон. Отметим, что Конан Дойл и его персонажи упоминаются в ответах респондентов чаще, чем Шекспир или Агата Кристи. На наш взгляд, это в очередной раз подтверждает правоту вождя мирового пролетариата: 'Важнейшим из искусств для нас является кино'. Наличие советского телевизионного фильма на базе литературного произведения сразу выделяет для наших респондентов это произведение и его героев из общего литературного контекста (Подобную ситуацию можно наблюдать и в отношении французской литературы, где в 'рейтинге попу-лярности' первое место занимает А. Дюма. См.: Поле мнений. Доминанты. 2001. №23. http://www.fom.ru/survey/dominant/224/566/1881.html.).
Среди памятников архитектуры респонденты выделяют замок Тауэр и башню Биг Бен – то есть те достопримечательности, которые, образно говоря, 'переросли' ранг собственно архитектуры, оказавшись в ряду государственных символов. Да и группа 'Битлз' также преодолела статус музыкального коллектива, превратившись (не без усилий со стороны официальных британских властей) в национальный символ (Впрочем, возможно, что частое упоминание 'Битлз' - относительно ситуативно. Незадолго до опроса умер Джордж Харрисон, один из участников группы, и его смерть вызвала широкий резонанс в мире.).
Безусловно, одним из национальных символов Великобритании является монархия. Для 8% респондентов эта страна в первую очередь ассоциируется именно с английской королевой, а также с королевой-матерью. Следует отметить, что монархия как таковая не всегда является для россиян отличительным признаком той или иной страны. Так, в опросе, посвященном Голландии (См.: Поле мнений. Доминанты. 2001. № 19; http://www.fom.ru/survey/dominant/203/518/1750.html), монархия практически не упоминалась, а в перечне известных россиянам голландцев королева уступает и художникам, и футболистам. Таким образом, для того чтобы стать значимой ассоциацией, связанной со страной, конкретная монархия должна чем-то выделиться из ряда монархических домов. Очевидно, что изо всех европейских королевских домов британский – наиболее известен, и в какой-то степени он является образчиком монархической власти в целом; но в данном случае мы видим, что значительная часть высказываний, посвященных британскому монархическому дому, связана не с правящей королевой, а со 101-летней королевой-матерью. Подобное долгожительство сегодня привлекает внимание.
В ответах респондентов практически не упоминаются английская живопись и кинематограф. Вероятно, это объясняется тем, что, по мнению россиян, в этих областях культуры британцы не создали произведений, обладающих значимостью, превосходящей национальные масштабы, которым нельзя было бы найти аналогов в других культурах.
У 11% респондентов доминирующими являются исторические ассоциации. Респонденты вспоминают не только те события мировой истории, которые связывают Британию и Россию – Вторая мировая война, Антанта, 'холодная война', – но и персонажей из далекого прошлого: Ричарда Львиное сердце, Марию Стюарт, Нельсона. Для некоторых образ Великобритании и сегодня связан с тем положением, которое она занимала когда-то на мировой арене: 'большая колониальная держава когда-то была'; 'раньше владычицей морей была'.
Образ 'типичного' англичанина в глазах россиян представляется достаточно цельным. Однако он получает противоположные оценки. По мнению одних, англичан характеризуют 'аккуратность, работоспособность', 'английская строгость', это 'благородные, воспитанные люди'; для других же отличительными чертами жителя этой страны являются 'чопорность, снобизм'; 'спесь'. Отмеченные черты характера не противоречат друг другу, но выдают различное отношение респондентов к господствующему образу типичного англичанина.
Широкие и глубокие познания в области истории и культуры страны обычно свидетельствуют о благожелательном к ней отношении, а преобладание среди устойчивых ассоциаций таких 'отписок', как 'страна, государство', – о более настороженном отношении (В этом плане можно сравнить восторженное отношение респондентов к Франции и настороженно-неодобрительное - к Польше и соотнести преобладающую оценку с наиболее часто упоминаемыми в связи с этими странами ассоциациями. См.: Поле мнений. Доминанты. 2001. № 23. http://www.fom.ru/survey/dominant/224/566/1881.html; Поле мнений. Доминанты. 2001. № 38 http://www.fom.ru/survey/dominant/295/729/2390.html.). При этом суть возникающих ассоциаций не имеет большого значения. В связи с Германией наиболее часто встречающейся ассоциацией является Великая Отечественная война, а второй по частоте упоминания персоналией – Адольф Гитлер. Однако это не мешает 61% россиян считать Германию дружественной по отношению к России страной, и только 20% придерживаются противоположного мнения (Поле мнений. Доминанты. 2001. № 12. http://www.fom.ru/survey/dominant/152/368/1369.html). В отношении Великобритании эта схема по каким-то причинам не работает.
Несмотря на хорошую осведомленность в сфере британской культуры, преобладание положительных ассоциаций, связанных с этой страной, россияне с большей, чем к другим странам, настороженностью относятся к Великобритании в целом. Менее половины респондентов – 48% – считают ее дружественным по отношению к России государством, а более четверти – 28% относят ее к недружественным странам. Последний показатель является самым высоким для всех европейских стран, в отношении которых ФОМ проводил соответствующие опросы за последний год. Если судить по соотношению 'дружественное – недружественное', то наиболее сдержанно к Англии относятся сторонники Г. Зюганова, люди с высшим образованием и жители мегаполисов. Среди сторонников Г. Зюганова доля тех, кто считает Великобританию недружественным государством, на 15 п. п. превышает долю тех, кто придерживается противоположного мнения. С большой долей вероятности можно утверждать, что сторонниками коммунистов движут идеологические мотивы неприятия внешнеполитической ориентации Великобритании на США. Но даже для данной категории населения этот мотив не является основным в структуре восприятия собственно Англии. В ответах на открытый вопрос 'Что в первую очередь приходит Вам в голову, когда Вы слышите слово 'Великобритания'?' практически не встречается ассоциаций, связанных с внешней политикой Англии и ее оценкой.
Структура мотивов двух других групп – респондентов с высшим образованием и жителей мегаполисов, – выразивших наиболее настороженное отношение к Великобритании, на сегодня проявляется еще менее четко.
Сходные противоречия между общей сдержанной оценкой и конкретными, вбольшинстве своем позитивными отзывами мы можем наблюдать и в отношении россиян к британскому премьер-министру Тони Блэру. Сложно говорить о том, насколько устойчиво это отношение. На данный момент 24% респондентов относятся к нему с симпатией, а каждому десятому россиянину он несимпатичен, но 'квалифицированное большинство' – две трети опрошенных – не смогли выразить какого-то определенного отношения к этому политику.
Итак, 10% респондентов относятся к Тони Блэру с антипатией, или признаются в отсутствии симпатии, однако лишь 3% опрошенных смогли сформулировать возможные мотивы своего негативного отношения. Одному проценту он просто неприятен: 'хитрый лис'; 'скользкий тип'; 'безграмотный'; такая же доля опрошенных недовольна тем, что он поддерживает политику США: 'шестерка' перед американцами'; 'американская марионетка'; 'что Буш говорит, то он и подтверждает'. По мнению еще 1% россиян, Тони Блэр проигрывает при сравнении со знаменитой Маргарет Тэтчер: 'далеко ему до Тэтчер'; 'Маргарет Тэтчер я больше симпатизировал'. Впрочем, при сравнении с М. Тэтчер встречаются и противоположные суждения: 'похож на Тэтчер – он очень сильный политик'.
Из тех 24% опрошенных россиян, которые относятся к Тони Блэру с симпатией, две трети (16%) смогли тем или иным образом мотивировать свое позитивное отношение. Отвечая на вопрос: 'Что бы Вы могли сказать о премьер-министре Великобритании Тони Блэре?', респонденты характеризуют его как делового, умного, веселого, пунктуального человека, обладающего приятной, пусть даже и не совсем солидной внешностью ('похож на Тома Сойера'; 'он лопоухий') и хорошего семьянина. Еще 4% опрошенных отмечают, что английский премьер-министр стремится к сотрудничеству с Россией.
Таким образом, мы видим, что доля тех, кто отмечает что-то негативное в образе или политике Тони Блэре, в три раза меньше доли тех, кто признается, что английский премьер им несимпатичен, а из тех, кто относится к нему с симпатией, свою позицию могут обосновать две трети опрошенных.
Итак, почему же, будучи хорошо знакомыми с английской культурой, широко осведомленными в сфере английской истории россияне с большей, чем к другим странам, настороженностью относятся к Великобритании в целом? Почему, отмечая множество позитивных качеств Тони Блэра – и личного, и делового характера, в том числе и стремление к сближению с Россией, – и почти не упоминая отрицательных черт, россияне отнюдь не единодушны в своей симпатии к английскому премьер-министру?
Материалы опроса не дают ответа на этот вопрос, если не считать таковым впечатление от пресловутого английского климата. Для 11% россиян первое, что приходит на ум в связи с Англией, – это погода, причем погода плохая: 'вечные дожди'; 'пасмурно, болото, туман и сырость'.
Настороженность в отношении Великобритании, неготовность считать ее дружественной России страной либо не до конца мотивирована в сознании россиян, либо эта мотивировка существует на более глубинном уровне, чем первичные ассоциации, и для раскрытия этой мотивировки требуются дополнительные исследования.
|