Документ опубликован на сайте www.fom.ru
http://bd.fom.ru/report/cat/journ_socrea/number_1_05/gur050103




Незарегистрированные интимные союзы: "разновидности" брака или "альтернативы" ему? (Часть 1)

15.01.2005 [обзор] [ Вовк Е. ]






Вряд ли требуется обстоятельно и всерьез доказывать, что традиционный формат организации парного интимного союза – зарегистрированный брак – уже давно не является единственным и безальтернативным форматом организации близких личных отношений. Пары, имеющие общие кров, хозяйство и постель, а нередко и общих детей, но не заключающие официальный брак (иначе говоря, поддерживающие отношения-сожительство), стали обычным явлением, нормой жизни. Все более привычными становятся так называемые "гостевые браки" – когда двое поддерживают прочные устойчивые отношения (в том числе сексуальные), значительную часть времени проводят вместе и вообще мало чем отличаются от брачной пары – за исключением того, что живут они при этом порознь и также не регистрируют свои отношения официально.

Трансформацию переживает сама культурная модель сексуального партнерства и парных союзов. До недавнего времени фактически единственной легитимированной формой организации близких личных и сексуальных отношений был официально зарегистрированный брак, в идеале предполагавший "единственность и неповторимость" супругов друг для друга, сохранение друг другу верности "в горе и радости" "до гробовой доски". Конечно, реальная жизнь была весьма далека от этого идеала. Но доминировала культурная модель, согласно которой близкие личные отношения должны были перерасти и быть оформлены в брак, а брак был институтом с единственным "входом". На исходе ХХ века ситуация стала кардинально меняться: сексуальные связи до и помимо брака стали социальной и культурной нормой, разводы и повторные браки участились, а сожительство начало понемногу "теснить" брак. Появились альтернативные формы организации отношений, а сам брак стал трансформироваться в институт с несколькими "входами" и "выходами". Постепенно грань между браком и сожительством становилась все более зыбкой, а соответствующие понятия – все менее отчетливыми. Сегодня сложно однозначно сказать, чем пара, прожившая всю жизнь совместно и вырастившая троих детей, но не зарегистрировавшая отношения, отличается от пары, прожившей всю жизнь и вырастившей троих детей в браке; или чем браки человека, четырежды женившегося и разводившегося, отличаются от сожительств человека, четырежды сходившегося и расходившегося с теми, с кем он жил совместно без регистрации отношений.

О происходящих трансформациях социального и культурного смысла брачно-интимных отношений красноречиво свидетельствует изменение системы связанных с ними понятий: в последние пару десятилетий в зарубежных социологических публикациях, посвященных проблематике брака и семьи, все более говорят не о "браке" ("marriage") как единственной модели организации близких личных отношений, а об "интимных партнерствах" ("intimate relationships"), не о "супругах" ("spouses"), а о "партнерах" ("partners") и "парных союзах" ("couples"). Релевантность утратил не только критерий официальной регистрации союза, но даже критерий совместного проживания и общего хозяйства. Значимость имеют только сексуальная основа союза (как правило, но необязательно, подразумевающая сексуальные отношения с этим, одним партнером) и степень переживаемой общности жизни, исключительной значимости присутствия другого – ощущение себя "парой".

Для России процессы культурного переосмысления и изменения брачно-интимных отношений характерны в не меньшей степени, чем для западных стран. Считать высокий уровень разводов и распространенность сожительства абсолютно новым в российской культуре явлением было бы ошибкой – как-никак, после революции в стране была Коллонтай с теорией "крылатого Эроса", на рубеже 20-х годов – самое либеральное по тем временам брачное законодательство, а в 60-е годы – самый высокий в мире уровень разводов. Но все же вряд ли кто-нибудь станет возражать против того, что сейчас в России возникает некая новая конфигурация брачно-интимных отношений, некие культурно легитимированные альтернативы союзу, оформленному как зарегистрированный брак.

При всем том, что незарегистрированные союзы становятся все более частым и обычным явлением, их культурное значение, социальный смысл и социологический статус неочевидны и неоднозначны. Вроде бы, большинство пар сегодня начинают совместную жизнь с сожительства, и большинство из них вряд ли полагают, что их отношения хоть чем-то отличаются от отношений зарегистрированной пары или станут качественно другими после регистрации. Вместе с тем, для большинства людей заключение официального брака остается очень значимым, и нежелание партнера заключить его может быть серьезным препятствием для дальнейшего продолжения отношений. Впрочем, существуют и пары, для которых именно заключение брака приводит к краху союза. Говоря иначе, с одной стороны, сожительство выглядит как тот же брак, только "приватизированный" и потому уже не предполагающий официальных свидетельств и брачных церемоний, а граница между браком и сожительством кажется подвижной и абсолютно "прозрачной". С другой стороны, сожительство выглядит как самоценный, альтернативный браку институт (в ряде случаев "трансформирующийся" в брак, в ряде случаев – нет), а граница между браком и сожительством кажется четко прочерченной и довольно "закрытой".

Эти ощущения – ощущение социальной значимости незарегистрированных союзов и в то же время недостаточной определенности представлений о бытовании этой практики (а может, института? или даже ряда институтов?) в России – стали первопричиной исследования, проведенного Фондом "Общественное мнение" в конце прошлого года. Целью этого исследования (включавшего всероссийский опрос, с расширенной выборкой по Москве, и три дискуссионные фокус-группы) было изучение распространенности незарегистрированных союзов, а главное – отношения к ним, представлений об их сходствах и различиях с зарегистрированным браком. Ниже будут представлены "статистические" результаты исследования: описание распространенности и половозрастной структуры разных форматов близких интимных отношений. Вторая часть, посвященная особенностям незарегистрированных союзов по сравнению с зарегистрированным браком, анализу бытующего отношения к гражданским бракам, будет опубликована в следующем выпуске журнала.

Часть I. Браки и альтернативные им союзы: форматы близких интимных отношений в России


В российской социологии – а по большому счету, и во всей российской культуре – отсутствуют не только аналоги англоязычным понятиям "intimate relationships", "partners", "couple", но вообще какой-либо словарь, пригодный для разговора об отношениях, альтернативных традиционному зарегистрированному браку. Слова "сожительство", "партнер", "интимные отношения" в русском языке имеют явный привкус непристойности или протокола: фактически, о близких личных отношениях можно говорить либо эвфемизмами, либо оскорбительными клише. Культура, впрочем, изобрела термины "гражданский брак" (обозначающий отношения при совместном проживании двух людей) и "гостевой брак" (обозначающий отношения, при которых у пары отсутствует общий кров, общее хозяйство). Интересна попытка тем самым легитимировать, осмыслить любые сексуальные союзы через отождествление их с браком, но не сами по себе – любопытный показатель уровня ханжества культуры.

Пожалуй, наиболее точное русское словосочетания, эквивалентные по смыслу английским "intimate relationships" и "couple", – это "близкие интимные отношения" или "интимный союз" и "пара". В дальнейшем именно их мы будем использовать для обозначения отношений, альтернативных браку.

Все изложенные в предваряющей части соображения определенно свидетельствуют о культурной, социальной и социологической значимости интимных союзов, альтернативных зарегистрированному браку. Но о существующих в России форматах организации близких интимных отношений практически ничего неизвестно: исследований на эту тему не проводилось, а те сведения, которые можно получить из данных переписей, крайне скудны. Из них мы можем узнать только, что среди россиян старше 16 лет к состоящим в браке себя относят 57%, что 9% указали себя как разведенных или разошедшихся, а 11% – как вдовых (Рассчитано по данным всероссийской переписи 2002 года (http://perepis2002.ru/content.html?id=11&docid=10715289081467)). Благодаря тому, что в перепись 2002 года, помимо вопроса о брачном состоянии, был включен вопрос о том, зарегистрирован ли брак, мы можем узнать также, что 11% от общего числа заявленных россиянами брачных союзов (как известно, перепись учитывает самоидентификацию отвечающих, а не их брачный статус по документам) составляют незарегистрированные браки (Рассчитано по тем же данным (http://perepis2002.ru/index.html?id=7)). Если пересчитать этот показатель на общее число переписанных мужчин и женщин старше 16 лет, окажется, что по меньшей мере 7% россиян брачного возраста состоят в незарегистрированных отношениях, – сходных с браком по сути, но альтернативных ему по форме. Красноречивы данные о подростковых браках: среди россиян моложе 16 лет, назвавших себя состоящими в браке, более половины официально не зарегистрировали свой союз (Рассчитано по тем же данным (http://perepis2002.ru/index.html?id=7)).

К сожалению, данные о незарегистрированных браках были собраны впервые, но косвенные показатели свидетельствуют о росте популярности альтернативных браку интимных союзов. Так, к 2002 году по сравнению с переписью 1989 года снизилось количество зарегистрированных браков, а число лиц, никогда не состоявших в браке, увеличилось на 40%. Представляется логичным предположить, что снижение доли официальных браков не означает обесценивания близких личных отношений, и что это снижение компенсируется ростом доли неофициальных союзов. Данные переписи это подтверждают: за межпереписной период (1989 – 2002 годы) удвоилась доля детей, рожденных вне официального брака (она составила 30% от общего числа ежегодных рождений), и почти половина из них были зарегистрированы по совместному заявлению родителей (Рассчитано по тем же данным (http://perepis2002.ru/index.html?id=7)).

Этих данных достаточно, чтобы удостовериться в распространенности незарегистрированных интимных союзов, но недостаточно, чтобы получить более-менее полное и цельное представление о существующих в России альтернативных браку форматах организации отношений. Очевидно, что нередко люди могут состоять в очень близких, длительных и тесных отношениях, но не называть их браком – при этом они могут даже, как упоминалось выше, не проживать под одной крышей. Проведенное исследование позволяет учесть эти особенности.

Итак, нас интересуют брачные и альтернативные брачным союзы. Следует подробнее описать, какие союзы мы будем считать альтернативными браку: те, в которых мужчина и женщина поддерживают прочные отношения (в первую очередь сексуальные), становятся друг другу близкими людьми, ведут общую жизнь и считают, что они "вместе", "пара".

Судя по данным нашего опроса, замужними или женатыми себя считают 59% россиян, и 7% опрошенных признают, что их отношения не зарегистрированы (эти данные достаточно точно соответствуют данным переписи). Но, как уже говорилось, ответов на вопрос о брачном состоянии недостаточно для описания даже наиболее распространенных форматов и вариантов интимных союзов: многие могут поддерживать длительные, прочные интимные отношения, вести общую жизнь с близким им человеком, не называя эти отношения "браком". И действительно, на вопрос: "Сегодня нередко бывает так, что мужчина и женщина в течение длительного времени поддерживают интимные отношения, становятся близкими людьми, не вступая при этом официально в брак. Можете ли Вы сказать, что у Вас есть мужчина (женщина), с которым(-ой) Вы длительное время находитесь в близких, прочных отношениях?" – утвердительно ответили 9% опрошенных.

Вопросы о брачном состоянии и о наличии "пары" – прочных и продолжительных интимных отношений, как нам представляется, достаточно полно вычленяют совокупность парных интимных союзов: респондент либо официально состоит в браке, либо приравнивает свои отношения к браку, либо соглашается, что у него есть близкий человек, с которым он длительное время поддерживает прочные отношения интимного характера. Естественно, помимо брака и альтернативных ему форматов парных интимных союзов существуют еще разной степени близости "отношения-свидания", но они не являются объектом нашего исследования.

Итак, согласно данным массового опроса россиян, в зарегистрированном браке состоят 52% наших сограждан, а 16% поддерживают отношения, в том или ином смысле альтернативные браку. Как видим, альтернативные браку форматы интимных союзов весьма распространены в России – на каждые три зарегистрированных брака приходится одна пара с незарегистрированными отношениями.

Общие показатели довольно грубо описывают структуру бытующих в России форматов интимных партнерств: очевидно, что наличие супруга или "пары", равно как и относительная распространенность брака и его альтернатив, тесно связаны с возрастом. Руководствуясь предположениями о содержательных различиях "жизненных ситуаций" и соответствующих различиях "брачного поведения" респондентов разного возраста, мы выделили семь возрастных групп:
18 – 20 лет (9% от выборки);
21 – 24 года (7% от выборки);
25 – 29 лет (8% от выборки);
30 – 34 года (9% от выборки);
35 – 44 года (17% от выборки);
45 – 54 года (21% от выборки);
55 лет и старше (29% от выборки).

Группу до 20 лет, скорее всего, составляют респонденты, еще не имеющие стабильного материального и социального положения и, можно предположить, в силу возраста еще не склонные к браку. В возрастных группах 21 – 24, 25 – 29, 30 – 34 года респонденты, скорее всего, начинают постепенно обзаводиться супругами и детьми, в возрастных группах от 35 до 44 и от 45 до 54 лет респонденты, скорее всего, ведут стабильную семейную жизнь, а респонденты 55 лет и старше, скорее всего, уже закончили создавать свою брачную биографию и склонны сохранять имеющийся статус.

И действительно, доля замужних и женатых наиболее высока в средних и предпенсионных возрастах (30 – 54 лет), тогда как среди молодых респондентов (до 29 лет) многие еще не успели обзавестись супругом, а среди пожилых респондентов (55 лет и старше), по-видимому, немало овдовевших.

  Возраст, лет
18 – 20 21 – 24 25 – 29 30 – 34 35 – 44 45 – 54 55 и старше
Вопрос: "Скажите, пожалуйста, Вы сейчас замужем (женаты) или не замужем (не женаты)?"

Замужем (женат)

12 38 64 77 74 73 53


Более полное представление об уровне брачности дает распределение ответов на вопрос: "А когда-нибудь раньше Вы были замужем (женаты)?" – он задавался только тем, кто ответил, что на данный момент не состоит в браке. Как видим, с возрастом доля никогда не состоявших в браке (Те, кто на вопрос: "А когда-нибудь раньше Вы были замужем (женаты)?" - отвечает "не был".)(http://perepis2002.ru/content.html?id=11&docid=10715289081467) резко уменьшается (уровень окончательного безбрачия составляет порядка 5%), а доля состоявших в браке ранее, но не обзаведшихся супругом повторно, возрастает. Очевидно, что если в младших и средних возрастах основная причина завершения прошлого брака – это развод (обратим внимание: доля имевших неудачный опыт брачных отношений достаточно высока), то в старших – смерть одного из супругов.

  Возраст, лет
18 – 20 21 – 24 25 – 29 30 – 34 35 – 44 45 – 54 55 и старше
Вопрос: "А раньше Вы были или не были замужем (женаты)?"

Был(-а)

2 6 12 14 21 21 44

Не был(-а)

86 57 24 10 4 6 3


За счет того, что гендерно различаются средний возраст вступления в брак (женщины, как правило, выходят замуж раньше и за мужчину старше себя) и средняя продолжительность жизни (мужчины умирают раньше), среди женщин моложе 29 лет доля замужних заметно выше, а среди женщин старше 35 лет – напротив, ниже, чем доля женатых мужчин в соответствующей возрастной группе. Небольшой социологический курьез: среди опрошенных мужчин 18 – 20 лет ни один не сообщил, что он женат, тогда как среди опрошенных женщин этого же возраста замужней назвала себя почти каждая четвертая.

  Возраст, лет
мужчины женщины
18 – 20 21 – 24 25 – 29 30 – 34 35 – 44 45 – 54 55 и старше 18 – 20 21 – 24 25 – 29 30 – 34 35 – 44 45 – 54 55 и старше
Вопрос: "Скажите, пожалуйста, Вы сейчас замужем (женаты) или не замужем (не женаты)?"
Замужем (женат) 0 26 50 77 80 83 76 23 54 78 76 67 61 40


В связи с превышением (в молодых возрастах) доли замужних женщин над долей женатых мужчин нельзя не вспомнить получивший широкую известность парадокс "безмужних жен": согласно результатам переписи, замужних женщин в нашей стране больше, чем женатых мужчин (в 1989 году этот "разрыв" составлял 28 тысяч человек, а к 2002 году – 65 тысяч человек). Этот факт обычно интерпретируется как следствие и свидетельство более честного, ответственного отношения к гражданскому браку со стороны женщин и более "легкого", безответственного – со стороны мужчин: дескать, в незарегистрированных союзах женщины чаще чувствуют себя "обрученными", тогда как мужчины – "свободными".

Парадокс "безмужних жен" получил столь широкую огласку и столь активно обсуждался, что само собой напрашивается предположение, будто приведенная выше таблица иллюстрирует именно этот феномен. Но это объяснение – неубедительно. Во-первых, женщины молодого возраста чаще сообщают не только о незарегистрированном, но и о зарегистрированном браке (чего не могло бы быть, если бы "брачная диспропорция" была следствием большей, чем у мужчин, склонности женщин отождествлять незарегистрированные отношения с браком), а в целом по выборке доли незарегистрированных браков среди женщин и среди мужчин равны (по 7%).

  Возраст, лет
мужчины женщины
18 – 20 21 – 24 25 – 29 30 – 34 35 – 44 45 – 54 55 и старше 18 – 20 21 – 24 25 – 29 30 – 34 35 – 44 45 – 54 55 и старше
Вопрос: "Ваш брак официально зарегистрирован или не зарегистрирован?"
Да, зарегистрирован 0 14 40 70 66 75 74 9 46 64 67 55 58 37
Нет, не зарегистрирован 0 11 10 7 14 8 2 14 8 15 9 12 3 2


Во-вторых, данные опроса не дают оснований говорить о каких-либо значимых гендерных различиях в отношении к браку и сожительству: и мужчины, и женщины сходным образом отвечают, обязательно или не обязательно отношения живущих вместе людей должны быть зарегистрированы и почему, чем незарегистрированные отношения отличаются от зарегистрированных, и т.д.

Кстати, обратим внимание: 65 тысяч – это всего 0,2% от общего числа замужних женщин – этот показатель (По данным переписи, в браке состоят 33 967 тысяч женщин старше 16 лет (http://perepis2002.ru/index.html?id=39)) ни статистически, ни социологически незначим и не заслуживает того внимания, которое ему уделяют.

Но вернемся к распределению браков и альтернативных им форматов интимных союзов по возрастам.

Как уже говорилось, доля замужних и женатых среди молодежи гораздо ниже, чем среди респондентов среднего и пожилого возраста. При этом молодежь гораздо чаще других избирает незарегистрированные союзы в качестве альтернативы зарегистрированным бракам: среди назвавших себя замужними или женатыми респондентов 18 – 20 лет в незарегистрированных "браках" состоят две трети (по данным переписи, такое же соотношение наблюдается и среди "состоящих в браке" россиян моложе 16 лет), среди респондентов в возрасте 21 – 24 лет доля "незарегистрированных браков" составляет четверть, среди респондентов в возрасте 25 – 29 лет – пятую долю. Но и среди людей среднего возраста и даже относительно пожилых "незарегистрированные браки" – не такая уж редкость.

  Возраст, лет
18 – 20 21 – 24 25 – 29 30 – 34 35 – 44 45 – 54 55 и старше
Вопрос: "Ваш брак официально зарегистрирован или не зарегистрирован?"
Да, зарегистрирован 5 28 52 68 61 67 51
Нет, не зарегистрирован 8 10 12 8 13 6 2


Подчеркнем этот факт: не только молодежь, но и люди зрелого и пожилого возраста порой предпочитают незарегистрированные отношения зарегистрированному браку. Продолжаются эти отношения несколько десятков лет или сложились недавно – существенного значения не имеет, но отметим, что некоторые пожилые респонденты действительно прожили в незарегистрированном браке всю жизнь (об этом они говорили, отвечая на один из открытых вопросов).

Итак, альтернативные браку незарегистрированные союзы – не только "современная" и не только "молодежная" практика. Это видно и по ответам респондентов на вопрос, есть ли у них близкий человек, с которым они хотя и не вступают в брак, но находятся в длительных, близких и прочных отношениях.

 > Возраст, лет
18 – 20 21 – 24 25 – 29 30 – 34 35 – 44 45 – 54 55 и старше
Вопрос: "Сегодня нередко бывает так, что мужчина и женщина в течение длительного времени поддерживают интимные отношения, становятся близкими людьми, не вступая при этом официально в брак. Можете ли Вы сказать, что у Вас есть мужчина (женщина), с которым (с которой) Вы длительное время находитесь в близких, прочных отношениях?"
Да, могу 21 22 17 11 10 3 2


Обратим внимание, сколь многие россияне, в действительности поддерживающие прочные и продолжительные интимные отношения, остаются за пределами рассмотрения, если близкие интимные союзы сводятся единственно к браку (пусть и незарегистрированному): в младших и средних возрастных группах (до 44 лет) от четверти до половины респондентов, не отнесших себя к замужним или женатым, тем не менее признали, что у них есть близкий человек и длительные, прочные отношения с ним. Конечно, не все из этих союзов можно считать "конкурентами" и "альтернативой" браку. Некоторые (какая именно доля, определить, к сожалению, невозможно) могут быть жениховством, "пробным браком" и т.д. – союзами внутренне неустойчивыми, динамическими, склонными либо к скорому распаду, либо к скорому оформлению в официальный брак.

В целом же данные опроса свидетельствуют о том, что форматы организации близких интимных отношений, отличные от зарегистрированного брака, явление действительно не менее распространенное, чем брак, и заслуживают не меньшего внимания. Достаточно взглянуть на приведенную ниже таблицу.

  Возраст, лет
18 – 20 21 – 24 25 – 29 30 – 34 35 – 44 45 – 54 55 и старше
Зарегистрированный брак 5 28 52 68 61 67 51
Другие форматы интимных союзов 28 32 29 19 23 9 4


Как видим, среди респондентов в возрасте до 20 лет незарегистрированные союзы значительно популярнее зарегистрированного брака (на один зарегистрированный брак приходится 6 пар, не регистрирующих свои отношения). Среди респондентов в возрасте 21 – 24 лет незарегистрированные союзы пользуются не меньшей популярностью, чем зарегистрированный брак, и даже среди респондентов в возрасте 30 – 44 лет на каждые три зарегистрированных брака приходится один незарегистрированный союз. В более старших возрастных группах разрыв между долей зарегистрированных браков и долей незарегистрированных пар становится больше, но не настолько, насколько можно было бы ожидать. Среди 45 – 54-летних их соотношение составляет 7:1, а что касается респондентов 55 лет и старше, можно предположить, что доля незарегистрированных союзов среди них была бы выше, если бы не ранняя смертность среди мужчин.

Ответы респондентов на вопросы о браке или о наличии у них альтернативных браку длительных и близких интимных отношений дают богатое, но все же недостаточно полное и детальное представление о существующих в России практиках и форматах интимных союзов. Очевидно, что помимо вопроса об идентификации своих отношений, ключевым для описания брачных и альтернативных брачным союзов является вопрос об организации проживания – совместной или раздельной.

Нам представляется, что ситуации совместного или раздельного проживания в случае зарегистрированного брака и в случае незарегистрированных отношений качественно различны. Кроме того, так сложилось, что в отсутствие официальной регистрации отношений наличие общего домохозяйства является ключевым критерием для определения типа партнерства: совместные проживания принято относить к "сожительству", раздельные – к так называемым LAT-союзам (LAT – сокращение от "living apart together", в русском языке такие отношения называются "гостевым браком") – по сути, это пары, которые ведут общую жизнь, но живут порознь. Учитывая эти соображения, формы проживания в зарегистрированных браках и альтернативных браку союзах мы рассмотрим по отдельности.

Респонденты, которые состоят в зарегистрированном браке, в подавляющем большинстве случаев (98%) проживают совместно со своим супругом или супругой. Но были среди опрошенных и такие, кто указал, что проживает отдельно от муже или жены, а также такие, кто временами живет совместно с супругом (супругой), а временами – порознь (каждая из этих ситуаций встретилась примерно в 1% случаев от общего числа зарегистрированных браков).

Можно предположить, что проживающие отдельно от супруга респонденты – это те, кто по факту разошелся и разорвал свой брак, но формально не оформил развод. А вот что представляют собой браки, в которых супруги живут то совместно, то порознь, не совсем ясно. По-видимому, это браки, в которых оба супруга (или один из них) по роду деятельности часто подолгу отсутствует, либо в которых супруги по тем или иным причинам решили (или были вынуждены) поддерживать два раздельных домохозяйства. Статистически их доля незначима – в выборке встретились считанные единицы респондентов, практикующих такую форму брака. Но с социологической точки зрения факт существования таких браков небезынтересен. С одной стороны, было бы ошибкой считать такие браки веянием нового времени (как иногда это преподносится в публикациях, посвященных альтернативным браку формам близких интимных союзов) – достаточно вспомнить про семьи моряков, рыбаков, геологов и людей других профессий, связанных с отхожими промыслами. То, что может казаться новым для браков людей "среднего класса", для браков "рабочего класса" является абсолютно обычным и привычным. С другой стороны, респонденты, часто отлучающиеся из дома в командировки (или респонденты, чей супруг часто отлучается) вряд ли стали бы говорить, что они проживают порознь. Как бы то ни было, эти браки таковы, что жизнь в них воспринимается как временами раздельная. Отметим, что браки такого типа встречаются во всех доходных и возрастных группах – так что неверно объяснять их особенностями определенного социального слоя или определенной возрастной культуры.

Среди респондентов, состоящих в незарегистрированных близких интимных отношениях, совместно со своей "парой" проживают немногим более половины. Порядка четверти из них проживают порознь, остальные временами живут вместе, временами – раздельно. В целом доля "сожительств" (тех, кто, состоя в незарегистрированных отношениях, проживает совместно со своим партнером) составляет 9% от выборки. По данным переписи, напомним, доля сожительств составляет 7%. Но "переписной" и наш "опросный" показатели сложносопоставимы: в переписи не учитывались союзы, не идентифицируемые отвечающими как браки, и не учитывалась совместная или раздельная организация проживания в "незарегистрированных браках" (а в опросе – учитывались).

Среди участников опроса оказалось немало респондентов, которые, причисляя себя к состоящим в длительных и близких отношениях с каким-либо человеком, живут с ним разными домами. Доля проживающих порознь с партнером в целом по выборке составляет 4%; доля тех, кто проживает то совместно, то раздельно – 3%.

С определенными оговорками все эти союзы можно было бы отнести к LAT-союзам. Во-первых, потому, что в обоих случаях пара не организует совместного домохозяйства, а продолжает жить двумя раздельными домами. Во-вторых, потому, что в обоих случаях отношения в этой паре достаточно тесные, чтобы респондент мог сказать: хотя я и не состою в браке, у меня есть близкий человек, с которым мы поддерживаем длительные и прочные отношения. Конечно, можно возразить, что отношения людей, проживающих то совместно, то порознь, по сути очень схожи с сожительством. Но отсутствие постоянной совместной жизни, постоянного общего домохозяйства представляется нам достаточно существенным параметром, чтобы отличать пары, проживающие то совместно, то порознь, от пар, постоянно проживающих совместно. Ее одно возможное возражение – что пары, проживающие раздельно, являют собой некий не идентифицируемый однозначно тип отношений: это могут быть как устойчивые союзы, так и люди, встречающиеся от случая к случаю и не имеющие никакой общей жизни. Но нам представляется, что идентификация себя как "близких людей", а своих отношений – как "длительных и прочных" довольно значима, чтобы предположить достаточную степень общности в таких парах и отнести их к LAT-союзам.

Вообще, весьма вероятно, что грань между "раздельным" и "наполовину раздельным" форматами интимных союзов зыбка и условна: тот, кто проживает совместно с близким человеком, например, только в выходные (а среди молодежи таких немало), с равной вероятностью может сказать и что они живут раздельно, и что они временами живут совместно, временами раздельно. Но даже если респондент заявляет, что проживает раздельно с партнером, наличие достаточно близких, тесных и продолжительных интимных отношений позволяет предположить, что партнеры часто бывают друг у друга в гостях, могут оставаться на некоторое время и т.д., – иными словами, что присутствует целый ряд важных признаков совместного проживания. В качестве дополнительного аргумента можно сослаться на одно из зарубежных исследований, в котором опрашиваемым дали возможность самим определить свои отношения либо как LAT-союзы, либо как "отношения-свидания". К удивлению исследователей, те респонденты, которых они без сомнений идентифицировали бы как поддерживающих "отношения-свидания", без колебаний говорили о себе как о поддерживающих LAT-отношения – дескать, живут они с партнером общей жизнью, но в силу ряда причин не имеют общего крова.

Впрочем, оставить совсем без внимания разницу в ответах "проживаем раздельно" и "проживаем временами совместно, временами раздельно", не следует. Даже если эти ответы не дают совершенно определенной информации о действительной организации проживания, они немало сообщают о переживаемой отвечающим степени совместности и общности жизни партнеров. Кстати, и совместная, и раздельная, и полураздельная организация проживания пары, поддерживающей тесные прочные отношения, но не вступающей в официальный брак, в равной мере характерна для всех возрастов: соотношения типов проживания внутри каждой возрастной группы варьируют не так уж сильно.

  Возраст, лет
18 – 20 21 – 24 25 – 29 30 – 34 35 – 44 45 – 54 55 и старше
Вопрос: "Вы и мужчина (женщина), с которым (с которой) Вы длительное время находитесь в близких, прочных отношениях, сейчас проживаете совместно, под одной крышей или порознь? Или иногда совместно, иногда порознь?"
Совместно 11 17 15 13 16 5 2
Иногда вместе, иногда порознь 8 4 5 4 3 1 1
Порознь 9 9 9 2 4 2 1


В целом результаты опроса со всей очевидностью показывают, что близкие интимные союзы в России не ограничиваются форматами зарегистрированного и незарегистрированного брака. Вообще представляется, что привычная сейчас схема категоризации близких интимных отношений – учет только тех, которые участники этих отношений назвали браком, и членение их только по критерию зарегистрированности, – принципиально неполна. Эта схема неявно постулирует, что близкие интимные отношения подразумевают совместное проживание (недаром незарегистрированные союзы называют иначе "сожительством") и что если союз не назван "браком", то он недостаточно прочен, а отношения в нем – недостаточно близки и крепки, чтобы принимать такие союзы в расчет. При такой схеме категоризации союзы, которые отвечающие не сочли нужным назвать браком (хотя они могут быть не менее близкими, прочными и продолжительными), остаются за границами внимания, а пары, нарушающие "аксиому" совместного проживания, никак не выделяются из общей совокупности.

Построение двух аналитических осей: "зарегистрированный брак – альтернативные форматы интимных союзов" и "формы организации проживания" – открывает более богатые возможности для анализа проблемы совместного проживания. Так, мы можем сконструировать четыре типологические группы: зарегистрированный брак с совместным проживанием, зарегистрированный брак с частично раздельным проживанием (раздельно проживающие брачные пары нас не интересуют, т.к., скорее всего, это распавшиеся браки), незарегистрированные сожительства, незарегистрированные LAT-союзы.

Формат организации интимного союза Доля от выборки, %
Зарегистрированный брак с совместным проживанием 51%
Зарегистрированный брак с частично раздельным проживанием 1%
Незарегистрированные сожительства 9%
Незарегистрированные LAT-союзы 7%


То есть принятое ранее разделение на "любовь в браке" и "любовь вне брака" – разделение не только культурное, но и социологическое – становится крайне проблематичным.

  • Продолжение обзора смотрите во втором выпуске журнала "Социальная реальность", по адресу http://bd.fom.ru/report/cat/journ_socrea/number1_05/gur050205


  • Подробные ответы на вопросы и распределения по социально-демографическим характеристикам можете посмотреть в таблицах по адресу: http://bd.fom.ru/report/map/tb051029