|
Праздник 8 марта как нельзя кстати пришелся на самое начало весенней суеты и оказался своего рода смыслособирающим центром, не только сфокусировавшим на себе все радостные ожидания, но и объединившим главные весенние символы и темы.
Подавляющее большинство опрошенных (77%) на вопрос о том, что им приходит в голову, когда они слышат слова '8 марта', говорили о празднике, праздничной атрибутике и приподнятом настроении.
Еще один тематический блок ассоциаций связан с весной, солнцем, пробуждением природы (10%) и, конечно же, с цветами (14%).
Разумеется, что лейтмотив всех высказываний – 'женская тема'. В первую неделю марта мир обыденных вещей и привычных отношений реструктурируется особым образом, преломляется сквозь тематическую призму 'женственности'.
- 'На 8-е марта все выходят, все с цветами – какое-то многолюдье. И все равно какое-то на душе приятное настроение. И какие бы затраты ни были, они каким-то весенним настроением окупаются!.. Ждем подарков. Много цветов. Обычно всегда дарят цветы, в основном... Все равно очень приятно, чувствуешь себя в этот день особенной женщиной'
(ДФГ, Самара).
- 'Ну, я считаю, что это праздник для женщин, для матерей наших, девушек. Они в этот день чувствуют себя как-то возвышенно. Чувствуются улыбки и веселость какая-то. Немножко раскрепощаются от своих мыслей, от забот'
(ДФГ, Новосибирск).
- 'Для меня это праздник весны. С весной связано, с ожиданием зелени, цветения, солнца'
(ДФГ, Москва).
- 'Это первый весенний праздник, праздник надежды'
(ДФГ, Самара).
Таким образом, смысловое и ценностное значение дня 8 марта образуют две четко выраженные доминанты: 'женственность', 'весна, пробуждение природы'. Объединенные праздничной атмосферой и атрибутами праздника, эти более или менее самостоятельные темы оказываются символически надстроенными и дополненными, что делает исполнение гендерных ролевых предписаний в ритуализированном контексте 'женского дня' столь же легитимными, сколь 'естественно-закономерными' являются наступление весны и цветение природы.
Как показывают данные опроса, идеологическая и историческая составляющие этого праздника почти безразличны для респондентов. Так, говоря о своем восприятии 8 марта, примерно 2% опрошенных использовали 'старое' наименование праздника – 'Международный женский день', а приблизительно 1% воспринимают его как искусственный, идеологически устаревший.
- 'Не считаю праздником, так как человек православный, а это коммунистический праздник'; 'это устаревший праздник'; 'надуманный – такой же, как и 23 февраля'; 'что это за праздник, выдуманный Розой Люксембург и Кларой Цеткин?!'
(открытый вопрос).
Участники фокус-групп с трудом вспоминали исторический контекст возникновения праздника, но нисколько этим не смущались, считая исчезновение излишней идеологической нагрузки правильным и по большей части для вида вспоминая, что 'историю следует помнить'. Однако разговор о том, зачем об этом помнить, выводил скорее на тему воспитания, нежели на темы истории и памяти.
- '
Модератор: Скажите мне, вам известно, как сложилась традиция отмечать этот день?
1-й участник: Клара Цеткин. Роза Люксембург.
2-я участница: Пожалуй, мне неизвестно.
3-й участник: Мне неизвестно.
4-я участница: Неизвестно.
5-й участник: Мне тоже.
6-я участница: Неизвестно совершенно...
7-я участница: Это не нужно совершенно. Не надо им ничего рассказывать, это не нужно. Зачем это нужно? Предположим, молодому человеку рассказывать о том, что когда-то где-то там до революции... возник такой-то – такой-то праздник – зачем?!
8-я участница: История – очень хорошо. Это прелесть – знать историю.
9-й участник: Пусть знают, кто его организатор... Я о молодежи говорю. Пусть он не такой сейчас политизированный, но это очень хороший праздник, я считаю. Молодые люди бывают тоже разные. Моему сыну 15 лет, но интерес-то есть. И неплохо будет, если будет знать молодежь, как вести себя следует. Девочки любят принимать подарки. Они знают, что 8 Марта – это их праздник. Например, на работе у себя я взял на себя обязанность накрыть стол для женщин...
8-я участница: Просто женщины приняли, что это праздник 8 марта. Это просто праздник – 8 марта. А на историю не обращали внимания, как говорили, «политическая сторона этого вопроса». Просто праздник.
9-й участник: Праздник для души женщин, вот так можно сказать' (ДФГ, Москва).
- '
1-й участник: Я-то знала, я даже лекции читала на эту тему – и забыла. Я просто удивляюсь себе...
Модератор: А вот, допустим, нашей молодежи сейчас следует об этом знать?
1-й участник: Не только следует, а необходимо знать. Особенно для юношей.
2-й участник: Я согласна. Надо, чтобы наши дети знали, откуда он произошел, когда и что в этот день нужно делать. Все-таки это день женский. Многие не помнят, откуда он, хотя в школе мы все это проходили. Забывается всё.
3-й участник: С самого детства надо парням, мужчинам будущим, прививать уважение к женщинам – понимание я имею в виду элементарное. Допустим, в автобусе та же бабушка стоит – и чтобы мужчина проявил уважение к женщине. Это надо делать с детства, когда он еще поглощает, как губка, информацию... Молодым людям надо действительно разъяснять, что женщина – это продолжение рода. И к ней не должны относиться, как к вещи. Сейчас ценности потеряны у молодого поколения, у парней. Они относятся к женщине, как к вещи, просто так. И никакой любви, никакого уважения нет' (ДФГ, Новосибирск).
- 'Вначале у 8 марта была политическая окраска. А сейчас, на мой взгляд, он потерял эту окраску. Он должен быть семейной традицией. И таким он и будет. Каждая... ну, не каждая, но большинство женщин ждут какого-то особого внимания. И мужчины – не каждый, но многие – связывают 8 марта с тем, чтобы сделать что-то особо приятное женщине – независимо от того, что были там Клара Цеткин и Роза Люксембург. Это хороший человеческий праздник. Уже он на уровне семейном. У него нет политической окраски. Он вне политики'
(ДФГ, Новосибирск).
- 'Я рад, что он из политического праздника у нас в стране превратился в день внимания и заботы женщинам. К сожалению, в повседневности мы про них больше забываем. Обделяем вниманием, чего там греха таить'
(ДФГ, Самара).
Таком образом, 8 марта на сегодняшний день не является 'институтом памяти' – с ним не связывается значимая историческая традиция, хотя в сознании людей он еще ассоциирован с темами революции и 'советского прошлого'. Наиболее выраженными и наиболее субъективно важными являются две компоненты – гендерная и воспитательная. Если первая мобилизует в сознании людей определенные образы и нормативы 'надлежащего' мужского и женского поведения ('мужчины относятся в этот день к женщинам по-должному и стараются об этом задуматься более серьезно'; 'я чувствую себя в этот день особенной женщиной'; 'любимая, красивая, жизнерадостная женщина'), то вторая оказывается тематически связанной с фреймами семьи, ценностной социализации молодежи, навыками и правилами межличностного общения и повседневных отношений между людьми.
Еще одна 'факультативная' тематика дня 8 марта – сравнение с 23 февраля. Впрочем, в разговорах о 'женском празднике' на фокус-группах и в ответах на открытые вопросы это сравнение представлено слабее, чем когда обсуждался 'праздник мужчин'. Так, в трех фокус-группах, посвященных 23 февраля, словосочетание '8 марта' употреблялось 18 раз, и этот праздник становился темой обсуждения шесть раз. А в трех фокус-группах, посвященных 8 марта, словосочетание '23 февраля' упоминалось трижды, и лишь один раз 'день мужчин' стал предметом обсуждения. На основании материалов групповых дискуссий можно предположить, что в субъективном ощущении атмосферы этих дат они различаются тем, что 8 марта делает мужчин и женщин равно необходимыми, и в этом смысле – равноправными, участниками общего праздника, тогда как 23 февраля больше воспринимается в качестве праздника в гендерном отношении 'односубъектного'.
- 'Неважно, каков подарок, главное – как его преподнести. Раньше я дарил мимозы и тюльпаны. Сейчас с мимозами проблема какая-то. А так обычно празднуем на работе, собираются свои потом. На работе просто великолепно празднуем, бывают подарки от администрации, поздравления. Нам на 23 февраля приятно слышать много теплых слов в наш адрес, и наоборот. Тем более что когда делаешь приятное, даришь подарки, цветы, ты сам радость испытываешь. Всё это весело, интересно. Кому с утра подаришь подарок, кому непосредственно на банкете'
(ДФГ, Новосибирск).
Из фокус-группы, посвященной 23 февраля:
- '
1-я участница: Вроде как считается, что это такой некоторый аналог ко дню 8 марта, только мужской.
2-й участник: Да ни в коем случае. Восьмое марта – это все-таки действительно праздник, это чувствуется. Это не просто для женщин, но и для мужчин хлопоты приятные. А 23-е – я бы не сказал, что это для всех радостно' (ДФГ, Москва, 11 февраля 2003 г).
Есть еще одно важное различие двух праздников, свидетельствующее об их разном статусе в субъективном восприятии людей. Это неоднократно упоминавшаяся и в открытых вопросах, и на фокус-группах необходимость дарения подарков – и, как следствие, затрат на них. В этой связи понятна обнаруживаемая связь между восприятием нашими согражданами дня 8 марта как праздника важного, значимого, с одной стороны, и уровнем их дохода и социальной адаптированностью – с другой. В отношении 23 февраля такой корреляции не обнаруживается.
|
Все |
Социальная адаптация |
Доход |
оптимисты |
адаптированные пессимисты |
неадаптированные пессимисты |
до 1000 руб. |
1000 – 1700 руб. |
более 1700 руб. |
Вопрос: 'Для одних 23 февраля – особый день, важный, значимый. Для других 23 февраля не является особенным, важным, значимым днем. Если говорить о Вас лично, какая позиция Вам ближе – первая или вторая?' (См.: 23 февраля // Доминанты. Поле мнений. 2003. № 007 (http://www.fom.ru/survey/dominant/698/1480/5362.html)) |
Доли групп (%) |
100 |
28 |
29 |
40 |
25 |
34 |
31 |
Первая |
63 |
64 |
66 |
60 |
60 |
65 |
65 |
Вторая |
32 |
32 |
29 |
35 |
34 |
29 |
32 |
Затр. ответить |
5 |
4 |
5 |
5 |
6 |
6 |
3 |
Вопрос: 'Для одних 8 марта – особый день, важный, значимый. Для других 8 марта не является особенным, важным, значимым днем. Если говорить о Вас лично, какая позиция Вам ближе – первая или вторая?' |
Доли групп (%) |
100 |
29 |
29 |
39 |
35 |
29 |
29 |
Первая |
60 |
66 |
65 |
51 |
56 |
58 |
67 |
Вторая |
32 |
26 |
29 |
39 |
34 |
33 |
29 |
Затр. ответить |
8 |
8 |
5 |
9 |
10 |
10 |
4 |
|
Это различие двух праздников объясняет довольно частые (по сравнению с аналогичным опросом, посвященным 23 февраля) высказывания о финансовых затруднениях и больших расходах (4%), а также о тяжелых условиях жизни (6%), которые мешают ощущению праздника и из-за которых исчезает 'особенность' дня 8 марта.
- 'Большая трата денег на подарки'; 'нет денег – нет праздника'; 'всё дорого в магазинах, очень дорого сделать подарок'; 'на что этот праздник отмечать, если мы перебиваемся еле-еле?!'; 'не на что готовить стол и подарки'; 'не доставляет радости из-за теперешней жизни'; 'в семье нет денег, отсюда и никаких радостей'
(открытый вопрос).
|