На главный сайтПервая страница базы данныхНовые поступленияСтруктурный каталог / А-ЯТематический каталог / А-Я |
19.01.2006 Новый год и Рождество Результаты исследования полностью см.:http://bd.fom.ru/map/projects/dominant/dom0603/domt0603_3 Похоже, что россияне быстро привыкают к длительным новогодним каникулам. По сравнению с прошлым годом доля респондентов, довольных тем, как они провели десять праздничных дней, выросла (с 69% до 78%), а доля недовольных снизилась (с 24% до 15%). На этот раз многодневный праздничный "марафон" не застал людей врасплох – они оказались готовы к тому, что у них будет много свободного времени, и, возможно, поэтому отдыхали более активно: чаще ходили в гости или принимали гостей у себя (41% против 36% год назад), проводили время на свежем воздухе (30% против 25% соответственно), встречались с друзьями (25% против 20%). Тем не менее, если бы у россиян была возможность выбирать, то они бы предпочли, чтобы длительный отдых был приурочен к майским праздникам (за это "голосуют" 47% опрошенных, тогда как за новогодние каникулы – 30%). Согласно данным социологических опросов, Новый год – самый популярный в России праздник (http://bd.fom.ru/report/map/d054413), тогда как Рождество занимает четвертое место по популярности. Никак не отмечали Новый год на этот раз 5% опрошенных, а Рождество – 37% (в том числе – 26% россиян, считающих себя православными). Рождество остается для россиян скорее светским, нежели церковным праздником: только 4% опрошенных посетили праздничные богослужения в храмах (среди считающих себя православными – 5%), а большинство просто отметили этот праздник дома, в кругу семьи (51%) или ходили в гости (7%). Опросы, ведущиеся с 1997 года, свидетельствуют, что храмы в Рождество посещают 3-4% россиян, и доля эта с годами не меняется. Трансляция же рождественской службы по телевизору привлекает сегодня меньше внимания, чем несколько лет назад: в 2001–2003 годах ее смотрели по 37% россиян, в 2004–2005 годах – 34%, а в последнее Рождество – 30%. Что касается Нового года, то традиционно большинство россиян отмечали его дома, в кругу семьи (79%) или в гостях (17%). Практически у всех был праздничный стол. Не имели возможности или не захотели отмечать Новый год за праздничным столом лишь 4% опрошенных. Ежегодно (с 1999 года) респондентам задается вопрос, что именно они пили за праздничным столом в новогоднюю ночь. Неизменные лидеры среди напитков – шампанское, чай, водка, сок. Однако прослеживается устойчивая тенденция: водки год от года в новогоднюю ночь пьют все меньше (так, в 1999 году "запивали" шампанское водкой 42% опрошенных, в 2004 году – 37%, в 2006 – 33%), а соков – все больше (16%, 23% и 29% соответственно). Обязательным элементом новогоднего праздника является телепоздравление президента – ежегодно его смотрят более 70% россиян. На это раз поздравление В. Путина видели 74% опрошенных, и подавляющему большинству оно, как обычно, понравилось (58%). 81% респондентов заявили, что довольны тем, как они встретили Новый год. В начале 2005 г. довольных было заметно меньше (74%), а по числу недовольных новогодним празднованием (19%) прошлый год оказался рекордным. Возможно, это произошло потому, что люди не были настроены на длительные новогодние каникулы и многие попросту устали от них, а свое плохое настроение, чувство неудовлетворенности перенесли и на сам праздник. Теперь, когда длинные каникулы не стали неожиданностью, постканикулярное настроение россиян изменилось к лучшему, и на этом фоне доля недовольных встречей Нового года снизилась до обычной – 12%. Анна Петрова Фонд "Общественное мнение". Всероссийский опрос городского и сельского населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик всех экономико-географических зон. Метод опроса - интервью по месту жительства. Статистическая погрешность не превышает 3,6%. 14 января 2006 года. 1500 респондентов.
|
|