|
Любой праздник предполагает наличие определенного ритуала – способа действия, которым подтверждается значение и значимость определенной даты в качестве праздничной. Ритуал может быть более или менее формализованным и обязательным, ориентированным на участие в нем самих разных по численности и составу групп. В многообразные задачи ритуала входят в том числе и такие, как выработка 'общего значения' праздника, закрепление за датой или определенным отрезком времени статуса неординарного (в противовес рутинному), особенного, торжественного (праздничного) события, а кроме всего – выстраивание или укрепление общей идентичности через участие в совместном действовании.
Вместе с тем, у любого праздника есть еще одна важная и неотъемлемая компонента – хабитуализация: в масштабах отдельного индивида и группы, с которой он непосредственно связан, происходит 'опривычивание' праздника и той деятельности, которая с ним связана. Речь здесь идет не о девальвации значения праздника – он остается праздником. Но в то же время в 'сценарий' праздника оказываются включены привычные дела и заботы ('праздничные хлопоты'), в нем появляются собственные, локальные традиции создания и переживания праздничной атмосферы, которыми человек 'приближает' к себе общий праздник и которые дают выход его собственным переживаниями и желаниям. Хабитуализация, с одной стороны, может привести к смещению значения праздника, а с другой – является мощным инструментом его поддержки и воспроизводства.
Судя по данным опроса, в отношении дня 1 мая мнения россиян разделились: 45% считают этот день особым, важным, значимым, и столько же – 45% – придерживаются противоположной позиции. Разумеется, первых значительно больше среди сторонников Г. Зюганова (66%) и КПРФ (64%), среди тех, кому больше 50-ти лет (55%). Как показывают ответы на открытый вопрос: 'Что в первую очередь приходит Вам в голову, когда Вы слышите слова '1 мая'?', значительная часть россиян (48%) обращается к изначальному тематическому фрейму: праздник труда и трудящихся (15%), праздник, связанный с советской эпохой (8%), праздник, связанный с определенной атрибутикой и ритуалами – демонстрациями и массовыми гуляниями (17%), лозунгами (7%), субботниками (1%).
Примерно треть ответов (38%) указывают на сниженное значение праздничного дня: выходной (36%) или выезд на природу, на дачу (2%).
- 'Просто праздник'; 'был хороший праздник и дополнительный выходной'; 'праздники – выходные'; 'обыкновенный праздник'
(открытый вопрос).
- 'Отдых на природе'; 'огород, весенние посадки'
(открытый вопрос).
- 'Первомай – именно начало мая, первая его декада, это какой-то подъем. Потому что считаем: тут 1-е и 2-е, 3-е и 4-е отдыхать будем, здесь отгул возьмем, тут 9-е мая. Ребята, у нас есть неделя! У нас получается незапланированное, оплачиваемое время отдыха. Политических чувств никаких – сразу говорю'
(ДФГ, Воронеж).
Кроме того, еще в 18% ответов содержалось реинтерпретированное значение праздника – ассоциации с весной (праздник пробуждения и цветения природы). Об этом же говорили некоторые из участников фокус-групп.
- '
1-й участник: После зимы.
2-я участница: Возрождение организма.
3-я участница: Труд тяжелый, зима.
2-я участница: Надежды возвращаются.
4-я участница: Пробуждение природы. И люди пробуждаются.
1-й участник: Когда приходит Новый год, люди еще от зимы не устали. В снежки поиграть, там новогодняя елка, снежных баб слепить, в компании, а тут уже...
1-й участник: Первомай – это уже предвестник лета' (ДФГ, Воронеж).
Как показывают данные опроса и обсуждение темы Первомая на фокус-группах, привлекаемый исторический контекст праздника связан в основном с революционной эпохой и событиями рабочего движения начала ХХ века в истории нашей страны. Участники групповых дискуссий вспоминали в первую очередь революцию 1905 года и историю маевок. Существует более или менее отчетливое представление о том, что началом праздника послужили какие-то события, связанные с рабочим движением в Америке, но главным образом участники говорили о рабочем движении в России.
- ' Я сам повод точно не помню, но, по-моему, была вначале какая-то демонстрация 1 мая, а потом они уже собирались в лесах на свои маевки'
(ДФГ, Воронеж).
- '
1-й участник: Это демонстрация трудящихся в Америке, по-моему, в Чикаго.
2-я участница: По-моему, она была посвящена, чтобы был восьмичасовой рабочий день' (ДФГ, Москва).
- 'Честно говоря, кроме Сакко и Ванцетти мне ничего больше в голову не приходит – что за их освобождение вроде бы маевка была. А потом наши маевки по борьбе с царизмом'
(ДФГ, Москва).
- 'Рабочие движения собирались по воскресеньям на так называемые маевки. Именно рабочие люди. И у них потом возникла эта идея, как бы объединяющая всех, пролетариат всего мира. Это ведь там появились эти лозунги: 'Пролетарии всех стран, объединяйтесь!', 'Да здравствует Первое Мая!''
(ДФГ, Москва).
- 'В конце 19-го века, тогда еще РСДРП была. И первая маевка, если мне не изменяет память, проходила в парке Екатерингоф. И там рабочие Путиловского завода обсуждали свои насущные экономические проблемы. А потом уже большевики, которые преобразовались из социал-демократов, сделали это общенациональным праздником. Но сама идея пришла из Америки. Я не помню – то ли там был расстрел американских рабочих... А потом уже это все было подхвачено, принесено сюда, в Петербург как в столицу. И сначала эти собрания проходили нелегально. А уже в 1905-м году, точно не могу сказать, или, в крайнем случае, в 17-м... Вот уже после февральской революции 1-ого мая 17-го года проходила первая официально разрешенная майская демонстрация в Петербурге. Но, может быть, это было и после революции 1905-го года – когда Николай Второй подписал манифест о свободе слова, печати, собраний, в октябре 1905-го года, после начала первой революции русской. Вот тогда, действительно, и началось развитие демократического движения в России, ну и в Петербурге'
(ДФГ, Санкт-Петербург).
Если же говорить в целом, то исторический контекст праздника вспоминался с трудом (в этой связи неудивительно, что наиболее развернутые ответы давали жители Санкт-Петербурга). Охотнее всего люди обращались к недавнему прошлому, с которым их связывают собственный опыт и личные воспоминания. На открытый вопрос о том, почему 1 мая является особым, значимым днем, в 11% ответов говорилось о привычке и традиции отмечать этот день.
- '40 лет праздновал'; 'с детства привыкла, воспитаны так'; 'традиция – всегда отмечал'; 'многолетняя привычка'; 'мы как праздновали, так и будем праздновать'
(открытый вопрос).
- 'Когда-то мне сказала моя мама, что Первомайский сад, потому он и Первомайский, что он открывался только 1 мая. И тогда на газонах садились, приносили еду и праздновали 1 Мая в те далекие довоенные годы. Парк 1 мая открывался. Аттракционы... Новые традиции какие-то создавать надо – раз есть праздник, значит, должны быть и традиции. У нас-то были...'
(ДФГ, Воронеж).
Приблизительно в 7% случаев респонденты говорили о хороших воспоминаниях и о своей ностальгии по прошлому, о воспоминаниях детства и юности. Еще в 8% высказываний люди вспоминали демонстрации, митинги, праздничное общение и встречи с друзьями, что составляло в личной жизни человека важную часть первомайских дней. Причем иногда люди вспоминали и о собственной отстраненности от официальной компоненты праздника – тех же демонстраций.
- '
1-й участник: Были субботники, а кроме всего – еще и выход на демонстрацию. Иногда как: 'Плакат понесешь? – Нет, не понесу. – Отгул. – Давай. За отгул понесу'. Действительно так и было. Но под этой маркой, под этими демонстрациями, под 1 мая правительство то, социалистическое, оно проводило всевозможные политические акции, чтобы показать, что народ поддерживает – его политику поддерживают.
2-я участница: Именно показать, что не они сверху насаждают политику, а что это снизу. Что народ поддерживает.
3-я участница: Они еще и с трибун любовались этим всем. Когда их приветствовали, они, наверное, удовольствие, глядя на нас, от этого получали' (ДФГ, Воронеж).
- 'Мне кажется, это стандартный прием внедрения в сознание трудящихся социалистической идеологии. Один из инструментов – праздник. Демонстрация, массовость из-под палки, но с одной стороны – показуха, а с другой стороны – орудие. Мы собирались своей компанией – нельзя опоздать, надо прийти вовремя, чтобы найти свою колонну, свое место в этой колонне, надо смотреть, чтобы ты не отстал, потому что народу много, там тебя кто-то обгоняет, ты не дай бог, зазеваешься, не дай бог, тебя твой профсоюзный или партийный босс, пройдя Дворцовую площадь, не заметит'
(ДФГ, Санкт-Петербург).
- 'Честно сказать, вспоминается, действительно, демонстрация, именно не как политический акт – демонстрация в поддержку чего-то, а просто акт того, что мы все вместе работаем или учимся... Встретились – лишний повод для встречи с песнями, плясками и соответственно настроением'
(ДФГ, Москва).
- 'Раньше от каждой парторганизации – будьте любезны: там и знамена, ты понесешь это, ты понесешь три шарика, и т.п. Ну как?.. При Леониде Ильиче. И выйди, пожалуйста, на демонстрацию – уж будь любезен. А если ты не вышел, на тебя потом посмотрят после праздников... И поощряли еще в денежной форме за выход на демонстрацию. Да-да. Вышел – тебе пятерочку дали, а не вышел – на тебя посмотрят...'
(ДФГ, Санкт-Петербург).
- 'Да, мы с папой ходили – даже по телевизору нас показывали, я помню. Бабушка как-то видела нас по телевизору, я там с шариком такая, еще маленькая была, и папа там что-то кричал, был очень веселый. И как я как-то оторвалась от руки, и я: 'Папа, папа!', – а меня спрашивают – куда, чего... Говорят, потерялась...'
(ДФГ, Санкт-Петербург).
Содержание, значение праздника остается более или менее устойчивым: это праздник труда и трудящихся. Отвечая на открытый вопрос: 'Если говорить о будущем, как Вы полагаете, что должны знать, что помнить о 1 мая следующие поколения?', приблизительно 20% наших сограждан говорили именно об этой компоненте праздника. По всей видимости, данная тематическая рамка оказывается довольно прочной, о чем свидетельствуют интерпретативные переходы к сегодняшним проблемам на групповых дискуссиях – с правами трудящихся, с условиями работы, с новым трудовым кодексом и, конечно же, с зарплатами. Участники фокус-групп и некоторые участники массового опроса заявляли о том, что эти проблемы, не позволяющие в полной мере считать 1 мая праздником, многочисленны и актуальны.
- '
Участник ДФГ (67 лет, высшее образование): Это результат – когда принимали КЗоТ в Государственной Думе, все к этому отнеслись равнодушно. А теперь КЗоТ принят, и эти товарищи-работодатели действуют в соответствии с КЗоТом. Он работает на частном предприятии, он имеет право тебя уволить, и всё – и не сказать тебе об этом. Я хозяин своей фирмы – что хочу, то и ворочу. Меня это уже не волнует, какие-то права' (ДФГ, Москва).
- '
Участник ДФГ (27 лет, среднее специальное образование): Ну, так получилось. Ну и что дальше? Это сейчас, если сидеть на жопе, я ничего не получу вообще – ни копейки. Я если буду двигаться, зарабатывать, я могу себе позволить все, что захочу – начиная от квартиры и заканчивая машиной. Надо двигаться. Просто надо стараться, надо думать' (ДФГ, Москва).
- '
Участница ДФГ (60 лет, высшее образование): Сейчас такое сложное время – переходный период, и вот когда говорят, что люди едут на дачи, я считаю, это правильно. Люди как-то стали смотреть на себя – то, что они должны жить своей частной жизнью, что они должны думать о своем доме, о своих детях, а не о каких-то там идеях недосягаемых, утопических, от которых им, в общем-то, ни тепло, ни холодно. В других странах люди живут по-человечески, потому что там думают о человеке одном, а не о всем пролетариате всего мира' (ДФГ, Санкт-Петербург).
Вместе с тем, в ходе дискуссии в Воронеже тема труда и проблем в трудовой сфере неожиданно перешла в иную плоскость. По мнению респондентов, сегодня тематика труда, проблем и даже трудовых достижений оказывается почти маргинальной, незначимой, 'неинтересной'. А для самоощущения общества необходимо понимание, что люди живут разнообразным и нужным для этого общества трудом.
- '
1-я участница: В последнее время в СМИ очень мало говорят о позитивных моментах нашей жизни. Если в доперестроечном периоде почти не говорили о негативе, то сейчас этого у нас очень мало. Праздник этот – это хороший повод рассказать о тех хороших начинаниях, которые происходят у нас в стране. Есть же у нас хозяйства, которые хорошо работают.
2-й участник: А показать действительно положительное. Вот буквально, по-моему, вчера показывали вручение премии Петра Столыпина. А вручили кому? Монахам вручили! Монахи взяли под себя колхоз, и они подняли его до таких высот, что получили премию. Колхоз работает, значит, люди работают, и люди к ним идут. Вот об этом показать, тогда действительно праздник весны и труда.
3-я участница: Для того, чтобы показать, надо сделать, таким образом праздник надо подготовить. А что мы покажем? Что мы все на участках? Должны быть детские соревнования, тогда должны быть сделаны какие-то мероприятия к этому. Тогда можно и показать
2-й участник: ... Допустим, на предприятии сделать какую-то тематическую выставку. Потому что на каждом мало-мальски уважающем себя предприятии есть учебный класс, актовый зал, где собрать, пусть не сразу всех, но за два-три захода, людям сказать, чем мы занимаемся, какие у нас успехи, к чему мы идем' (ДФГ, Воронеж).
Еще один непременный атрибут Первомая – солидарность трудящихся. В высказываниях респондентов такое словосочетание встречалось довольно часто. Тема солидарности по классовому признаку сохраняется, с одной стороны, как идеологическое клише, с другой – как переживание сегодняшней 'разобщенности' (точнее – отсутствия объединяющих ценностей, озабоченности общими для всех жителей страны проблемами). Мобилизационная составляющая значения праздника на сегодняшний день слаба, она лишь отчасти подпитывается ассоциативной мнемонической связью с революционной эпохой, – связью, которая порождает не столько установку на восстановление прежнего коллективистского духа, сколько сожаления об его утрате (естественно – в разных социальных группах и категориях по-разному выраженные).
- '
Участница ДФГ (32 года, неполное высшее образование): После нашего перестроечного момента, мы, может, и доживем до того, что люди действительно рано или поздно... Такой, ну не скажу, революционный момент настал, но достали конкретно! Мы уже забыли об этом восьмичасовом рабочем дне – мы работаем уже десять, двенадцать, четырнадцать часов. Только что работала двенадцать – уже идет четырнадцать. Вот тогда рано или поздно мы поймем и устроим какую-то демонстрацию, и начнем взбухать' (ДФГ, Москва).
- 'Участник ДФГ (59 лет, неполное среднее образование): Раньше был Международный день солидарности трудящихся. То есть олицетворение единства со всем миром. Это сплоченность всех нас, чтобы мы встретились на 1 мая, чтобы могли общаться – хотя бы 1 мая, а не так сидеть, кто на даче, кто еще где. Это самый хороший момент был в жизни' (ДФГ, Воронеж).
Данные опроса позволяют говорить о том, что сегодня день 1 мая в качестве мнемонического инструмента не обладает развернутым и отчетливым историческим содержанием. Очевидными представляются революционные истоки праздника, но привлекаемый событийный и временной контекст связан главным образом с собственным прошлым и опытом личного участия в праздничном действии и традициях первомайского отдыха. Весьма показательны в этом отношении высказывания участников массового опроса: на вопрос о том, что должны знать, что помнить следующие поколения о 1 мае, примерно 20% опрошенных говорили, что в принципе следует знать историю страны, историю праздника и исторические факты, 6% отвечали: просто нужно помнить, что это – праздник, – а еще 3% сетовали на утрату исторической памяти, на то, что молодежи это не интересно и 'старые' праздники им не нужны.
- 'Историю нашей страны будущие поколения должны знать в полном объеме'; 'все должны знать и помнить историю России'; 'поколениям надо знать о советском прошлом'; 'должны знать историю, происхождение праздника'; 'историю должны знать: откуда пошло и для чего'
(открытый вопрос).
- 'Должны знать и помнить, что есть такой праздник'
(открытый вопрос).
- 'Сейчас по истории уже не говорят об этой дате'; 'ничего они не будут знать – истории сейчас нет'; 'идеал потерян, нечего передать следующим поколениям об этом'; 'они не знают этого праздника и знать его не хотят'; 'сейчас молодое поколение не прислушивается к старикам, наши праздники им не нужны'
(открытый вопрос).
По сути дела, это ответы не на тему, они в значительной степени являются сентенциями, ценностными утверждениями. Но это само по себе показательно: значение праздника слабо связано с историей, содержательно оно вырастает из некоей сферы общественной жизни, актуальной как в силу собственного опыта, так и в силу особенностей сегодняшней ситуации. Именно поэтому сегодня обнаруживаются столь существенные межпоколенческие различия в оценках значимости праздника 1 мая – социальный опыт поколений сейчас различается кардинально.
Вместе с тем, праздник 1 мая все-таки находится в зоне влияния процессов, связанных с реинтерпретацией советской истории. Люди это чувствуют и переживают по-разному: одни обращаются к ценностным доводам – 'необходимо знать собственную историю', другие – к утверждениям, что это праздник другой эпохи, утративший силу и уходящий в прошлое. Однако, как мы уже видели, исторический контекст даты и значение праздника в значительной мере не совпадают, первое не является безусловным источником второго. И именно такое положение вещей может стать источником нового содержания Первомая, непосредственно связанного с повседневными и актуальными проблемами людей.
- 'Нам всегда говорили, что Ленин – это хорошо, Сталин – это хорошо, много лет... А потом вдруг вот так вот – раз: Сталин – это плохо, Ленин – это тоже плохо. И люди уже не понимают, что хорошо, а что плохо, почему мы раньше шли за Сталина умирать, а он, оказывается, плохой был. История сейчас вся переписывается – та история, по которой мы учились. А наши дети совершенно по другой истории учатся. Поэтому все эти лозунги, праздники становятся неактуальными. Дети не понимают значения этих праздников, и им не объясняется. Вот 9 мая – это понятно, день Победы, наши победили. А это – ничего конкретного'
(ДФГ, Санкт-Петербург).
- '
1-я участница: Надо какие-то исторические кадры показать – о рабочих, о труде. Не только с царем связанные, а, допустим, советские... Пусть хоть отрицательное, но все равно – это было. Что у нас все в запасниках только лежит?!
2-й участник: К Октябрьской революции уже ведь не такое отношение.
3-й участник: Если этот праздник будет действительно соответствовать своему названию, то есть в этот день будут пропагандироваться достижения нашей российской промышленности, сельского хозяйства, культуры, практически всех отраслей, тогда – да, он имеет смысл, он будет нужен... А так – на чем все это зиждется? Ни на чем. Можно сказать, только на воспоминаниях да какие-то шашлыки, гулянки, отдых там – и всё' (ДФГ, Воронеж).
|