|
В нашей стране праздник 9 мая, день Победы является существенным и очень важным элементом культурной традиции. Знания, представления о важности этого праздника, ощущение живой связи с войной (личной – для современников, или же воплощенной в образах родителей, бабушек и дедушек) и устойчивые эмоциональные интерпретации и этого дня, и войны в целом связаны с конструированием и переживанием национальной и гражданской идентичности (См.: Климов И. Фашизм и современность // Доминанты. Поле мнений. 2001. №016 (http://www.fom.ru/survey/dominant/168/413/1521.html)). Практически все участники опроса (98%) знают, с каким событием в истории страны связан день 9 мая, и для 83% этот праздник представляется важным и значимым.
В ответах 46% опрошенных на вопрос, почему он важен для них, в том или ином виде фигурируют указания на общую значимость праздника: 9 мая – это общая история, день победы нашего народа над общим врагом; этот день вызывает патриотические чувства, гордость за страну.
- 'Великий праздник, победа нашего народа над фашистской Германией'; 'в этот день завершилась победой Великая Отечественная'; 'война закончилась, праздник всей страны'; 'освободили наш народ, земли от врага'; 'важная веха в истории России'; 'история нашей родины'; 'возникает гордость за наш народ, одержавший победу над фашистами'; 'в этот день в душе пробуждается гордость за народ, за свою страну'
(открытый вопрос).
На втором месте среди обоснований важности праздника – личная связь с войной, делающая ее 'близкой' (32%): собственные воспоминания о том времени, воспоминания о родных, вынесших тяготы войны на фронте или в тылу.
- 'В нашей семье были участники войны: дядя геройски погиб, мама – труженица тыла'; 'в семье были военные, дед – герой СССР'; 'воевал дедушка, бабушка была в концлагере'; 'в нашей семье погибло 9 человек в Великую Отечественную'; 'я воевала, это часть моей жизни – целых 4 года'; 'была на фронте и победила'; 'я была в оккупации, прошла через ад'; 'мне пришлось жить в войну, голод'; 'мы – дети войны: голодали, пережили войну; время очень тяжелое было – голод, работал с 8 лет'
(открытый вопрос).
На третьем месте (12%) стоит обоснование, в котором совмещаются мотив общности истории и мотив непосредственной связи с тем временем: 9 мая – это день памяти о погибших, благодарности ветеранам и тем, кто сопричастен войне.
- 'В этот день отдаем долг памяти павшим'; 'в этой войне погибли много советских людей, поэтому он должен быть важен для каждого россиянина'; 'не было победы – не было бы меня и моих братьев и сестер'; 'уважение к тем, кто дал мне жизнь'; 'если бы не было этой победы – и нас бы не было, не родились'
(открытый вопрос).
Таким образом, день 9 мая в сознании людей не просто связан с войной как с неким историческим фактом – знания и представления людей о войне и военном времени оказываются очень подробными, эмоционально и ценностно нагруженными, кроме того, они встроены в систему социальной идентичности и мировоззрения. Мнемоническое действие, вызывающее в памяти определенные образы, связанные с событием и историей в целом, оказывается очень 'коротким' и простым, в отличие от таких праздников и памятных дат, как, например, 23 февраля или 1 мая, когда процессы припоминания оказываются очень неустойчивыми, а реконструируемый исторический контекст – приблизительным и фрагментарным (См. об этом: Климов И. Праздник социальной идентичности и гендерной принадлежности // Доминанты. Поле мнений. 2003. № 007 (http://www.fom.ru/survey/dominant/698/1480/5362.html)); Климов И. 'Вчера' и 'сегодня' Первого мая // Доминанты. Поле мнений. 2003. № 016 (http://www.fom.ru/survey/dominant/806/1620/6219.html)). Это во многом обусловлено тем, что в сознании россиян сохраняется ощущение личной соотнесенности с войной – прямой или же опосредованной через близких и ближайших родственников.
День победы, в отличие от многих других праздников и памятных дат (как, например, 7 ноября или 22 апреля), не подвергся существенной реинтерпретации. Вместе с тем, определенные изменения в отношении к нему людей все-таки происходят. Это связано с несколькими процессами. Во-первых, память о войне, как органическая и непосредственная связь нынешних россиян с тем временем, истончается, проходит, заменяется знанием событий, фактов, представлениями об этом периоде как о части нашей истории (См. об этом: Климов И. 22 июня: прощание с памятью? // Доминанты. Поле мнений. 2002. № 24 (http://www.fom.ru/survey/dominant/438/1080/3577.html)). В этой связи закономерно и показательно, что молодые люди реже, чем представители старшего поколения, называют это день важным и особо значимым для себя.
Вопрос: 'Для одних людей 9 мая – особый день, важный, значимый. Для других 9 мая не является особенным, важным, значимым днем. Если говорить о Вас лично, какая позиция Вам ближе – первая или вторая?'
|
Все |
Возраст |
18 – 35 лет |
36 – 50 лет |
старше 50 лет |
Доли групп (%) |
100 |
34 |
26 |
40 |
Первая |
83 |
70 |
84 |
92 |
Вторая |
13 |
22 |
12 |
7 |
Затр. ответить |
4 |
8 |
4 |
1 |
|
Кроме того, среди ответов на вопрос, почему день 9 мая не является важным, значимым для респондента, становится заметным и довольно устойчивым как раз-таки мотив отсутствия или ослабленности 'органической' связи с военным прошлым (это праздник для фронтовиков, я не имею к нему отношения – 3%; это устаревший, неактуальный праздник – 2%):
- 'Не причастен'; 'я на войне не был, родственники не воевали'; 'нет таких родственников, дедушек и бабушек, кого бы я могла поздравить'; 'я же не участник войны – не считаю это за праздник'; 'у меня нет родственников, которые участвовали в войне и сейчас живы'; 'в памяти людей стираются события войны'; 'стирается из памяти людей сейчас – это уже прошлое'; 'это уже история, не будем же мы все победы праздновать?'; 'это советский праздник теперь, как и многие другие'; 'мне не важна та война, важнее для меня афганская – там воевал мой муж'
(открытый вопрос).
Во-вторых, статус праздника 9 мая оказывается сниженным в субъективном восприятии в силу ослабления его идеологической компоненты, что некоторыми россиянами воспринимается как забвение или пренебрежение значимостью этого дня, как болезненная утрата той самой общей идентичности, общего отношения к базовым мировоззренческим вещам. Этот мотив проявлялся и в ответах на открытые вопросы, и при обсуждении темы на фокус-группах.
- 'Нужно, чтобы молодежь знала, что была война, какая это была война, и кто в ней участвовал. А то ведь в Америке считают, что они являются освободителями Европы. Сколько она принесла жертв – молодежь этого не представляет, и никто им не напоминает и не хочет напоминать... У нас грядет впереди завоевание американцами... Промышленность приходит в упадок, патриотизма нет – бери нас голыми руками. Немцы не могли взять такой мощной военной машиной, а американцы взяли голыми руками...'
(открытый вопрос).
- 'Просто я в этот день, когда выхожу, я плююсь, потому что, как говорят, загубили Россию. Нет того, что было раньше. В тупичок загнали народ, они там чего-то покричали, побеседовали, и разошлись все. Все перекрыто, никуда не пойти. Я как-то несколько раз хотел выйти – отвратительно. Это специально, это все идет к тому, это такая политика, между прочим. Это отношение государства к празднику'
(ДФГ, Москва).
- '
1-я участница: День Победы – это гордость за Советский Союз. Какие были сплоченные, и патриотизм – у советского народа был патриотизм и гордость за свою страну, сейчас этого нет, сейчас только карманы.
2-я участница: Ну и я считаю, что те, кто собирается, у кого ностальгия, кто еще хочет единую страну, чтобы все было вместе, все, а не так – каждый где захотел, там и отметил. А вот все собираются именно в определенном месте, все идут на эту демонстрацию. То есть какая-то энергия, что ли, у страны. Страна не существует, когда нет таких сборищ. Я считаю, это очень нужно, и сейчас школьники, подростки непонятно вообще, чем живут. Мы раньше жили этими праздниками, мы знали, что там что-то есть, это наша история, а сейчас, мне кажется, каждый <сам> по себе живет' (ДФГ, Москва).
- 'Это день великой значимости, я считаю. Это эпоха целая. Великая Отечественная война – это целая идеология плюс то, что должно быть в пример поставлено нынешнему поколению. Вообще все забыли, праздниками такими пренебрегаем. Беспринципное поколение растет. Именно то поколение, которое защищало, именно у них была какая-то идеология и принципы. Они же защищали Родину, которая была Родиной! Сейчас же взять, такого уже не повторится никогда, девятого мая не будет!'
(ДФГ, Самара).
И третий момент, которым определяются тенденции к изменению субъективного статуса праздника, – это появление новых знаний о войне и изменение представлений о причинах, а также о роли и значении тех или иных военных событий. Безусловно, наиболее важные источники таких трансформаций – это, во-первых, 'открытие' новых знаний и, во-вторых, переоценка фигуры Сталина и распространение мнения о близости двух социальных феноменов – фашизма и коммунизма. Рефлексия в отношении двух данных тем оказывается довольно активной и зачастую – болезненной. Когда люди начинают размышлять об этом, им приходится решать довольно сложные проблемы – неоднозначность оценок, относительность знаний и информации, эмоциональное отторжение и т. д.(См. Климов И. Память о страхе или страх памяти? // Доминанты. Поле мнений. 2003. №008 (http://www.fom.ru/survey/dominant/702/1486/5394.html))
- 'Везде, где мы насаживали свою идеологию, везде все вернулось к тем, какие были там режимы. Это день памяти о погибших, которые в той ситуации, в условиях сталинизма, жертвовали своими жизнями... Они погибли или от ран, или от политики. Вообще это день памяти. Потому что сначала были данные – 20 миллионов, сейчас говорят – там 40 миллионов. Очень трудно, имея за своей спиной нищету, лагеря, голодных детей, встать в атаку под пулеметы, выйти на войну'
(ДФГ, Самара).
- '
1-я участница: Уже доказана даже вина Сталина в гибели стольких людей в первые дни войны. И Сталина, и Жукова, и Тимошенко. Ну понятно, что какими жертвам эта досталась нам победа, но мы не должны забывать об этом, я считаю.
2-й участник: Я хотел сказать, 9 мая – это не единственная трагическая дата у нас. В революцию также очень много погибло. Просто надо рассказывать молодежи правду и, действительно, как что обстояло, делалось, какие ошибки были с нашей стороны. Про то, что ведь наши два режима сотрудничали, брали Польшу вместе, можно сказать, потом поссорились. Ну, советский режим и фашизм' (ДФГ, Москва).
Вместе с тем, усложнение знаний о войне, оценочная сложность и неопределенность сензитивных тем и сюжетов, связанных с той эпохой (тоталитарный строй, влияние репрессий на готовность страны к войне, военные потери и ценность человеческой жизни, роль Сталина в войне), не затрагивают онтологического значения войны и победы в ней, значения, делающего этот праздник большим, чем просто элемент национальной идеологии.
- 'В моей семье не воевал никто, но я все равно с гордостью его всегда отмечаю. И сестренке младшей всегда рассказываю. Это просто, даже не знаю, это победа, может быть, громко слишком будет сказано, добра над злом. И не только для нас, а и для всего мира, я думаю. И это лишний повод для России, это один день из немногих, когда мы должны все вместе вспомнить, что мы вообще – великий народ, и что надо ощущать себя соответственно нашим победам'
(ДФГ, Самара).
- 'В любом случае, рабство, насаждаемое другим во вред человеку, – это всегда плохо. И когда человек идет, защищает другого человека, искореняет это рабство, это всегда надо помнить. Это великое дело, это великий дух человека, который это осознает. Помните, давали правду какую-то о войне: о репрессиях, о заградотрядах и уголовниках, но, мне кажется, она в этот день не сыграет никакой абсолютно роли, может только привести в другую сторону – недоверие, раздражительность, или еще... Нужно знать правду о войне, и об этом знать. Но я лично не хотела бы в этот день об этом... Чтобы что-то более нравственное показывали, чистое. Не подряд все эти фильмы про войну, а что-то, чтобы облагораживало вообще. Память о людях, которые отвоевали нашу свободу'
(ДФГ, Самара).
Таким образом, для россиян день Победы остается важным ценностным маркером, соединяющим историю и сегодняшний день. Многими ощущается 'органическая', активная связь с военным временем или же с 'сообществом опыта', сформированным войной: ветераны, воевавшие родители или родители родителей, дети военной поры. С течением времени чувство причастности к определенной эпохе неизбежно истончается, и ему на смену приходит память и историческое знание. Этот процесс неизбежен, и с ним закономерно связана одна очень важная проблема: расширение знаний о событиях и о времени может вступать в конфликт, противоречить избирательности опыта и памяти. В первую очередь это связано с ценностями, с оценочными суждениями. Как показывают опросы, посвященные темам фашизма или оценке Сталина, интеграция негативных суждений о прошлом (таких как суждение о родстве фашизма и коммунизма) в мировоззрение, в систему представлений россиян о себе и об историческом опыте своей страны затруднена, поскольку закономерно встречает ценностное сопротивление. Это, в частности, было продемонстрировано в приведенной выше цитате из самарской фокус-группы. Но это же высказывание показывает, что встраивание новых знаний, зачастую касающихся негативного исторического опыта, в систему мировоззрения, в 'обыденные теории' людей – при сохранении генерализованных ценностных значений событий и фактов биографии 'своего' общества – становится сегодня актуальной задачей.
|