|
Данные общероссийского опроса позволяют выявить спектр мнений рядовых граждан о значении понятия 'патриотизм' и сущности патриотизма.
Вот как распределились ответы на вопрос: 'Одни считают, что патриот должен любить и родину, и государство, власть своей страны. Другие считают, что патриот может любить только родину, а государство, власть любить не обязан. С какой точкой зрения Вы согласны?':
|
Все опрошенные |
Возраст |
Образование |
Доход на чл.семьи |
Тип населенного пункта |
18-35 лет |
36-50 лет |
Ст. 50 лет |
ниже средн |
среднее общее |
среднее специальн |
высшее |
до 400 руб. |
400-700 руб. |
более 700 руб. |
мегаполисы |
бол. города |
мал.города |
села |
Доли групп (%) |
100 |
34 |
32 |
34 |
21 |
33 |
33 |
13 |
26 |
30 |
36 |
15 |
21 |
35 |
23 |
С первой |
44 |
39 |
42 |
50 |
50 |
44 |
42 |
37 |
47 |
48 |
39 |
38 |
44 |
47 |
45 |
Со второй |
50 |
54 |
55 |
41 |
37 |
50 |
53 |
60 |
47 |
43 |
56 |
56 |
51 |
47 |
47 |
Затр. ответить |
7 |
7 |
3 |
9 |
13 |
6 |
5 |
3 |
7 |
9 |
4 |
6 |
6 |
6 |
8 |
|
Половине респондентов (50%) государство представляется как чуждая (в лучшем случае), а то и враждебная сила. Из таблицы видно, что первой установки (патриот должен любить и государство) чаще придерживаются низкоресурсные респонденты – пожилые и малообразованные. Образованные, состоятельные, жители мегаполисов, чаще считают себя свободными от этой обязанности.
Участники фокус-групп обосновывают мнение, что гражданин не обязан любить государство, следующим образом:
- 'Государство для меня – это монстр, который борется с народом'.
- 'Выбираешь людей, а потом бывает стыдно, когда их показывают по ТВ'.
- 'Государство не выполняет своих функций. Милиция нас не защищает, в собесе всего нужно добиваться, рождаемость падает, а поддержки детям от государства никакой'.
- 'Они нас обкрадывают'.
- 'Промышленность стоит'.
Эксперты, как представители группы, обладающей социальными ресурсами, отвечая на аналогичный вопрос, также чаще заявляли, что патриот не обязан любить государство, власть своей страны (78%). Противоположной точки зрения придерживаются только пятая часть коммуникаторов (21%).
Один из экспертов так сформулировал свою позицию:
- 'Патриот должен любить Родину, а власть существует для того, чтобы любить гражданина. Любить власть патриот не обязан'.
Эксперты в большинстве не согласны с мнением, что россияне сейчас меньшие патриоты, чем до начала либеральных реформ:
- 'Либеральные ценности предполагают, что человек берет ответственность на себя, а это означает, что он начинает понимать, что без этой страны он не сможет прожить'.
Более того, 'сейчас некоторые люди стали большими патриотами, чем были'.
Коммуникаторы убеждены, что не либерализм, а социальная политика государства, оставляющая без защиты своих граждан, – причина того, что россияне, оставаясь патриотами страны, плохо относятся к государству:
- 'Есть сколько угодно стран с либеральными ценностями, но патриотизм там на высоком уровне'.
Некоторые соглашаются, что такая ситуация ненормальна, поскольку 'если государственная власть выбрана демократическим путем, то она выражает волю народа'.
Но проблема в том, что сама власть демонстрирует отсутствие патриотизма, и в этом случае любить ее – непатриотично:
- 'Здесь приходится не гордиться, а болезненно переживать'
Высказывается мнение, что стыд, недовольство, страх перед властями переносится на страну в целом, поскольку жить в стране, где правит чиновничий произвол, становится невозможным. И здесь кроется причина того, что, оставаясь патриотами, т.е. продолжая любить свою землю, социально активные люди покидают Родину.
Только один опрошенный коммуникатор согласен с утверждением, что патриот должен любить власть. Он обосновал свою точку зрения так:
- 'В правительстве работают умные, талантливые люди, которые трудятся на благо народа'.
Большинство же экспертов не разделяет такую позицию. Более того, некоторые считают ее 'страшно опасной', потому что 'государство в 90% случаев действует против общества и против Родины'.
В качестве технологий воспитания патриотизма эксперты предлагают стратегию 'маленьких консолидированных целей' (например, борьба с наркоманией, восстановление музеев, и проч.), т.е. такие дела, которые, с одной стороны, конкретны, а с другой – имеют общее, а значит, патриотическое значение. Но 'Чечня – не место для воспитания патриотизма'.
|