|
Накануне дня рождения основателя российской коммунистической партии к нашим согражданам обратились с вопросами о том, как они оценивают роль В. Ленина в истории.
По сравнению с апрелем 1999 г. оценки изменились весьма незначительно. Как и ранее, о положительной роли Ленина в истории России заявляет почти две трети опрошенных – 63% (по данным на апрель 1999г. – 65%). Несколько сократилось количество респондентов, признающих роль Ленина отрицательной, – сегодня их доля составляет 17% (в 1999 г. – 23%). Вполне естественно, что среди приверженцев Г. Зюганова число опрошенных, считающих вклад Ленина безусловно положительным, значительно выше (88%), чем среди сторонников В. Путина (60%).
Как свидетельствуют данные фокус-групп, сегодня респонденты значительно охотнее называют Ленина 'неоднозначной', 'двойственной' и 'неопределенной' фигурой, нежели дают ему определенно позитивные или негативные оценки.
- '
Модератор: Роль этого человека в истории как бы вы оценили?
Участник 1: Да, он талантливый.
Модератор: И какую роль он сыграл?
Участник 2: Глобальную, можно сказать.
Участник 1: И насколько она положительная?
Участник 3: Ой, а здесь очень трудно оценить...' (ДФГ, Москва).
- '
Модератор: Вера, какие у Вас ассоциации с этим именем?
Вера: Двойственные. Я хоть и не была коммунистом, но в Ленина очень верила. У меня с ним хорошие ассоциации. Хотя в последнее время его ругают...' (ДФГ, Воронеж).
- 'Во мне сильно воспитание, и я не могу дать резкую характеристику. Хочется все-таки сохранить... Там все-таки было какое-то рациональное зерно, не хочется думать... Хотя, конечно, трудно согласиться с тем, что те разрушения, которые были, могли принести пользу. Но хочется оставить какое-то все-таки...'
(ДФГ, Санкт-Петербург).
- 'Сложно сказать. Конечно, она [роль] сейчас неоднозначна'
(ДФГ, Москва).
Судя по ряду высказываний участников фокус-групп, для них исторический масштаб личности Ленина важнее каких-либо оценок.
- 'Гигант, просто гигант!'
(ДФГ, Санкт-Петербург).
- 'Оратор. Отличный оратор... В компартии такого нет сейчас'
(ДФГ, Москва).
- 'Великий человек – и соответственно: мы обычные люди, и у нас маленькие ошибки, а у него были большие ошибки, и поэтому его ругают. Но, в принципе, он великий человек'
(ДФГ, Воронеж).
По мнению участников ДФГ, адекватно оценить личность Ленина будет возможно только по истечении определенного времени – 'большое видится на расстоянии'. По всей вероятности, ссылка на то, что 'время покажет', – это не более чем предлог, чтобы уйти от необходимости дать однозначную оценку.
- 'Прошло слишком мало времени, чтобы оценить его действия'
(ДФГ, Москва).
Весьма примечателен список достижений 'вождя мирового пролетариата': по мнению респондентов, основными его заслугами являются ликвидация беспризорности, всеобщая грамотность, промышленный рост и вклад в обретение Россией статуса великой державы. Нетрудно заметить, что обозначенный здесь круг проблем выглядит чрезвычайно актуальным и довольно близок к перечню задач, стоящих, по мнению многих, перед сегодняшним руководством России. Иногда аналогии такого рода озвучиваются участниками фокус-групп.
- '
Участник 1: Его плюс – то, что он ликвидировал беспризорность. Хотя при нем она была.
Участник 2: но не то, что сейчас' (ДФГ, Воронеж).
- '
Модератор: В чем еще его заслуги?
Участник ДФГ: Грамотность... Сейчас вот у нас 10% – неграмотные совершенно' (ДФГ, Воронеж).
Иногда же подобные аналогии остаются 'в подтексте', но явно предопределяют высказывания респондентов, приписывающих Ленину – с ощутимыми 'натяжками' – решение проблем, которые созвучны проблемам сегодняшним.
- 'Именно при Ленине страна осуществила большой скачок в области развития промышленности'
(ДФГ, Москва).
- 'Он все-таки заложил какие-то основы, на основе которых мы стали великой державой'
(ДФГ, Москва).
В то же время ни создание большевистской партии, ни Октябрьская революция, ни радикальная смена социального и политического строя в России в контексте обсуждения достижений Ленина почти не упоминаются – хотя некоторые участники фокус-групп, несомненно, помнят о Ленине как о 'вожде мировой революции'.
- 'Ленина я прежде всего ассоциирую с мировой революцией, революцией во всем мире'
(ДФГ, Москва).
Однако, судя по ходу групповых дискуссий, тот факт, что Ленин возглавлял революционное движение, не только не является особенно значимым для респондентов, но и вообще представляется им во многом стечением обстоятельств.
- '
Участник 1: Когда он пришел, революция уже свершилась. То есть революция была бы... Может быть, было бы мягче без него, может быть, жестче. Мы не знаем, кто бы пришел вместо него. Пришел бы Плеханов или кто-то еще.
Участник 2: Генерал мог бы прийти – тот же Керенский' (ДФГ, Воронеж).
- 'Был бы не Ленин, а кто-то другой, но все равно что-то бы было'
(ДФГ, Санкт-Петербург).
- 'Просто Ленин вовремя подсуетился, приехал – и вот она, власть, бери, кто хочет'
(ДФГ, Москва).
Те же, кто считает, что влияние Ленина на российскую историю было негативным, в первую очередь вспоминают о гражданской войне, голоде, разрухе и предшествовавшем всему этому Октябрьском перевороте.
- 'Тот военный переворот, который сделали большевики во главе со Владимиром Ильичом, – это громадный скачок назад, и только самый большой враг своего народа мог сказать: переведем империалистическую войну в гражданскую'
(ДФГ, Санкт-Петербург).
- 'Надо было все по-другому делать. Вот начнем с раскулачивания: человек имел свое какое-то имущество, зачем надо было отбирать?'
(ДФГ, Воронеж).
- 'А вот зачем надо было рушить до основания-то все? Вот если ты живешь в доме и решил построить другой – ты же не будешь сжигать этот дом и строить под открытым небом себе новый дом...'
(ДФГ, Москва).
При этом на 'вождя мирового пролетариата' возлагается ответственность и за те процессы, которые шли в России уже после его смерти, – к примеру, за коллективизацию.
- 'Когда я говорил о Ленине, о коллективизации, я имел в виду не только деятельность самого Ленина, но и то, что делал его аппарат. Именно он заложил этот аппарат, который потом работал'
(ДФГ, Москва).
На вопрос о том, как необходимо поступить с покоящимся в Мавзолее телом Ленина, респонденты сегодня не могут дать однозначного ответа: 48% считают, что тело надо захоронить, 38% – что этого делать не следует.
Анализ динамики изменения позиций респондентов по данному вопросу свидетельствует об относительной устойчивости мнений в обществе:
Вопрос: 'В последнее время вновь стал обсуждаться вопрос о захоронении тела В.И. Ленина. А Вы лично – за захоронение тела Ленина или против захоронения?'
|
Январь 1994 г. |
Март 1997 г. |
Июнь 1998 г. |
Апрель 1999 г. |
Август 1999 г. |
Апрель 2002 г. |
За захоронение |
45 |
48 |
55 |
53 |
41 |
48 |
Против захоронения |
39 |
38 |
34 |
35 |
41 |
38 |
Затрудняюсь ответить |
16 |
14 |
11 |
12 |
18 |
14 |
|
Как показывают результаты массового опроса, сторонники захоронения в первую очередь руководствуются 'христианскими традициями' – тело усопшего обязательно должно быть погребено (именно этот аргумент выбрало 32% опрошенных). Участники ДФГ также часто выдвигают этот аргумент.
- 'Мне его стало жалко. Пришла я, посмотрела – неприятно, просто жалко, что лежит мертвый человек, по-христиански не захороненный' (ДФГ, Москва).
- 'По христианским обычаям было бы, конечно, легче прийти на могилу, эти цветы положить на могилу'
(ДФГ, Воронеж).
По мнению 6% участников массового опроса, захоронить тело Ленина необходимо, чтобы исполнить волю усопшего, т.е. его завещание.
- 'Он оставил в завещании, чтобы похоронить его рядом с мамой'
(ДФГ, Санкт-Петербург).
- 'В завещании своем Ленин говорил, чтобы его похоронили'
(ДФГ, Москва).
Среди 38% респондентов, выступающих против захоронения, около половины (18%) аргументируют это тем, что тело Ленина в Мавзолее – символ советского периода истории, памятник эпохи и одна из главных московских достопримечательностей.
- 'Это как чудо света. Это как быть в Париже – и не видеть Эйфелеву башню'
(ДФГ, Санкт-Петербург).
- 'Это было заложено у нас с детства. Просто как достопримечательность Кремля, действительно. Так воспринимается, по крайней мере'
(ДФГ, Москва).
- 'Это же история, а историю свою надо знать хотя бы немного'
(ДФГ, Москва).
Для этой категории опрошенных Ленин в Мавзолее в первую очередь ассоциируется с детскими воспоминаниями – экскурсиями на Красную площадь.
- 'Меня привезли специально родители... Мне было три с половиной года... Я в полусонном состоянии после зоопарка одним глазом видела, что он там, дедушка Ленин, там благоговение, мы прошли – и все'
(ДФГ, Москва).
Для 7% опрошенных в данном случае значим сам масштаб фигуры Ленина как исторического деятеля.
- '...Это выдающаяся личность в любом случае, это фактически история, на которую можно смотреть с разной стороны. Нельзя хоронить из-за того, что он стал плохим. Сейчас всплыло что-то – и поэтому надо его похоронить, потому что он теперь не как святой. Это история, великий человек, и все'
(ДФГ, Воронеж).
Часть респондентов (6%) считает, что пока имя Ленина свято для многих граждан нашей страны, его тело нельзя выносить из Мавзолея.
- 'Раньше это было как прикоснуться к святыне, отметиться'
(ДФГ, Москва).
Для 2% основным аргументом является то, что захоронение тела Ленина сейчас обострит и усилит социальный и нравственный раскол в обществе.
- 'Я думаю, что это очень большая ошибка нашей правящей партии, что она его хоронит. Да, наверное, им надо говорить правду, но, наверное, это надо делать как-то умеренно... Поэтому он для кого-то идеалом остается, а если они сейчас начнут поднимать это все, из Мавзолея выносить, это будет самое плохое, что они могут сделать'
(ДФГ, Воронеж).
В целом, как сторонники, так и противники захоронения Ленина считают, что сейчас не самый подходящий момент для активного муссирования этой темы – Ленина трогать не надо, 'пусть пока полежит'.
- 'Может быть, действительно, не надо было Мавзолея. Но раз он есть, пусть пока он есть'
(ДФГ, Воронеж).
- 'Со временем его можно будет захоронить, но сейчас это не столь насущно'
(ДФГ, Воронеж).
Те же, кто считает, что тело 'вождя мирового пролетариата' нужно предать земле, также согласны на компромиссные варианты:
- 'Ну пусть его там и оставят, пусть только положат... Мумию сделать – а его самого надо захоронить'
(ДФГ, Москва).
Наиболее категорично требующие захоронения Ленина чаще всего аргументируют свою точку зрения тем, что с тех пор как коммунистическая партия утратила руководящую позицию, мумифицированный труп, выставленный на всеобщее обозрение, становится объектом насмешек и издевательств.
- 'Чем дольше он будет лежать, тем больше над ним будут издеваться, всякие причуды про него рассказывать – зачем?'
(ДФГ, Воронеж).
- 'Это такое издевательство над человеком'
(ДФГ, Москва).
Для определенной категории респондентов (14%) вынесенный на обсуждение вопрос не представляет особого интереса:
- 'Не знаю... Если по христиански рассматривать, можно сказать, что его надо захоронить. Если рассматривать как медицинский эксперимент, можно сказать, что и не надо его захоронить. Мне как-то все равно'
(ДФГ, Москва).
Две трети участников опроса (62%) полагают, что вопрос о теле Ленина и о Мавзолее должен решаться путем референдума, 19% – что указом президента В. Путина, и 7% опрошенных считают, что принятие подобного решения надо доверить Государственной Думе и Совету Федерации.
В целом, сегодня для большинства россиян Ленин в Мавзолее – это символ ушедшей советской эпохи, вызывающий у одних – ностальгические воспоминания, у других – воспоминания мрачные, у третьих – полное равнодушие. Но несмотря на то, что почти половина опрошенных считают необходимым предать тело 'вождя мирового пролетариата' земле, практически никто не настаивает на немедленном решении этого вопроса. Лейтмотивом всех высказываний является мысль о том, что сейчас – не самое подходящее время для принятия радикальных действий, нужно дождаться того момента, когда имя Ленина не будет вызывать у российских граждан столь сильных эмоций:
- 'Надо, чтобы люди успокоились, чтобы это было само по себе. Естественно, что он уходит как фетишизм из нашей жизни. Но пусть он естественным путем уйдет, когда все успокоится и никому это не будет нужно'
(ДФГ, Воронеж).
- 'Мы почему-то решаем обязательно все выкинуть, все убрать, и у нас будет идти все лучше... Давайте подождем чуть-чуть'
(ДФГ, Воронеж).
|