На главный сайтПервая страница базы данныхНовые поступленияСтруктурный каталог / А-ЯТематический каталог / А-Я |
23.08.1999, Петренко К.В. О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ И СРОКАХ ПАРЛАМЕНТСКИХ ВЫБОРОВ ИСТОЧНИК ДАННЫХ Стандартизованные телефонные интервью, проведенные с 15 по 25 июня 1999 года в 9 регионах Европейской части РФ. В опросе принимали участие 90 экспертов - руководители и ведущие аналитики региональных СМИ. В ходе интервью эксперты в свободной форме отвечали на следующие вопросы:
ПРИНЦИПЫ АНАЛИЗА В качестве исходного элемента наблюдения взято высказывание - ответ одного эксперта на один вопрос исследования. За единицу анализа было принято суждение - часть высказывания, логически завершенная и самостоятельная по мысли.В связи с тем, что характер задаваемых вопросов предопределил явное преобладание в ответах позиционных оценок, проводился только позиционный анализ суждений. Результаты приведены в процентах от общего числа суждений. Для одиночных суждений проценты не указываются. РЕЗУЛЬТАТЫ АНАЛИЗА 1. О порядке проведения выборовПри анализе ответов на первый вопрос было отобрано 118 суждений, в которых можно выделить три основных позиции:
Значительная часть экспертов высказывается за кардинальные перемены. Так, в 36% суждений утверждается, что выборы необходимо проводить по мажоритарному принципу (по одномандатным округам). Мотивации такой позиции разнообразны:
В суждениях, касающихся отдельных нововведений, предлагалось следующее:
Для анализа ответов на второй вопрос быловыделено 83 суждения. В подавляющем большинстве суждений (75%) утверждается, что выборы будут проведены в срок ("выборы пройдут в положенный срок. И не потому, что они кому-то выгодны или невыгодны, а потому, что в принципе власть имущие все решили, все акценты расставили, им откладывать незачем»; "парламентские выборы будут тогда, когда это будет выгодно Президенту. Если президентское окружение не пойдет ни на какие авантюры, то рациональнее для сегодняшней власти провести выборы в положенные сроки"). В 15% суждений делаются прогнозы в пользу отмены или переноса выборов:
3. О вероятности появления президентского Указа об изменении порядка выборов Для анализа ответов на третий вопрос было отобрано 89 суждений. Мнения экспертов разделились следующим образом:
Треть из тех, кто ждет от Президента изменений в Законе о выборах, считают, что вероятность есть, но небольшая («скорее всего, Ельцин будет слишком занят поиском преемника»; «вероятность того, что Президент может издать какие-то Указы, невелика - процентов 25-30. Но Дума не пойдет на перенос и совмещение выборов, потому что коммунистическая фракция заинтересована, чтобы выборы прошли как можно быстрее. Тогда к новым выборам (президентским) новый аппарат сформируется... и у них уже думские структуры будут использованы для проведения выборов»). В пользу того, что Президент не станет вносить изменения в порядок проведения выборов, эксперты в своих суждениях приводят разные аргументы («этот шаг без изменения Конституции невозможен. Или должна быть политическая провокация очень мощная. Достаточно осторожный премьер, осторожная Дума, будут взаимные уступки - ни нашим, ни вашим, но с преобладанием политики премьера»; «лично его инициатива не конституционна. В принципе это, конечно, вариант... Я не считаю, что это вероятно, хотя, наверное, есть и такой сценарий, но сценариев всегда много. А в итоге Ельцин ощупью движется к относительно спокойным берегам. Нет у него сил физических и моральных, чтобы воду мутить, как в предыдущие времена»; «вероятность невелика. Потому что Закон устраивает все силы... Президент наш, хоть все заявляют, что он неуправляем, на самом деле хорошо управляем косвенным образом, и вряд ли его подвигнут изменить то, что всех устраивает»). 4. О вероятности изменения Закона о выборах При анализе ответов на четвертый вопрос было выделено 83 суждения. При этом центром обсуждения оказался способ проведения выборов - переход от комбинации партийных списков и представительства по одномандатным округам к чисто мажоритарной системе или снижение проходного процента для партий (в качестве компромиссного варианта). Более чем в половине суждений (54%) утверждается, что скорее всего никаких изменений внесено не будет. Причина этого кроется и в том, что нынешняя система выборов устраивает КПРФ - коммунисты от проведения выборов по партийным спискам не откажутся (9% суждений). Возможность различных более или менее серьезных изменений в Законе о выборах допускается в 23% суждений, причем на равных обсуждаются и более капитальные изменения, и "косметические" поправки. В 2% суждений говорится о том, что на поправки в Закон (хотя они и вероятны) практически нет времени. Среди одиночных суждений высказывается мнение о нежелательности изменений, так как к ним «общество настроено негативно". РЕЗЮМЕ
Большинство прогнозов сводится к тому, что выборы будут проведены в срок. Парламент не станет вносить изменения в Закон о выборах. Вместе с тем эксперты не исключают возможности президентского Указа об изменениях, несмотря на неконституционность такой акции. Эксперты склонны рассматривать переход к чисто мажоритарной системе как перспективу усовершенствования российской выборной практики. По мнению экспертов, существующая система выборов наиболее выгодна КПРФ, поскольку голосование по партийным спискам позволяет ей получить дополнительные места в Думе. |