fom.ru · Поиск ·      








21.07.1999, Галицкая Е.Г., Черняков А.А.

ЭЛЕКТОРАЛЬНЫЕ ГРУППЫ ВЕДУЩИХ ПОЛИТИКОВ РОССИИ

ИСТОЧНИК ДАННЫХ

В основу исследования положены совокупные результаты еженедельных общероссийских опросов взрослого населения за период с 23 января по 27 июня 1999 года (всего 24 тыс. опрошенных).

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ

Одной из важнейших задач избирательной кампании любого политика является целенаправленная работа с теми социальными группами, от которых в наибольшей степени зависит расширение его электоральной базы.

Исходя из нескольких социально-демографических характеристик, ниже выделяются группы избирателей с разными уровнями электоральной ориентированности на каждого из четырех потенциальных участников борьбы за президентский пост - Е.Примакова, Г.Зюганова, Ю.Лужкова, Г.Явлинского.

Динамика выделенных в исследовании электоральных групп будет в дальнейшем отслеживаться ежемесячно.

ПРОЦЕДУРА ИССЛЕДОВАНИЯ

Для каждого из четырех политиков было специальным образом построено разбиение населения на социально-демографические группы. Разбиение осуществлялось с целью поиска групп, где наиболее высок рейтинг данного политика, то есть доля людей, назвавших его при ответе на вопрос: "Если бы очередные президентские выборы проводились в ближайшее воскресенье, за кого из перечисленных кандидатов Вы бы скорее всего проголосовали?".

При выделении групп учитывались следующие пять социально-демографических показателей: пол, возраст, образование, регион и тип места жительства респондента. Отбор показателей осуществлялся с помощью программы AnswerTree 2.0 из программного комплекса SPSS. Программа AnswerTree отбирает последовательно, один за другим, показатели, влияющие на интересующий нас параметр (в данном случае - рейтинг политика). На каждом шаге работы программы выбирается один социально-демографический показатель, который позволяет разделить опрошенных наиболее контрастным образом по величине рейтинга. На первом шаге отыскивается оптимальное разбиение всех опрошенных, на последующих шагах - оптимальное разбиение для каждой из полученных ранее групп. Процесс завершается, когда ни одну из полученных групп нельзя больше разделить на подгруппы со статистически разным значением рейтинга политика.

Таким образом весь массив опрошенных был разбит применительно к каждому из четырех политиков на ряд социально-демографических групп, наиболее сильно различающихся (в смысле статистического критерия хи-квадрат) по рейтингу этого политика.

СПОСОБ ИЗЛОЖЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ

Результаты исследования представлены в виде текста и таблиц, дополняемых графиками. Кратко охарактеризуем структуру таблиц и графиков.

"Электоральные группы политика" (таблицы)

В соответствующих таблицах приводятся данные, характеризующие социально-демографические особенности групп, представители которых входят в электорат того или иного политика.

Для каждой группы учитываются доля голосующих за данного политика (% от населения) и рейтинг политика в группе (% голосующих за него в группе).

Первый показатель характеризует число потенциальных голосов, которые политик может собрать в этой группе, а второй - фиксирует уровень популярности политика в группе. Произведение этих показателей является индикатором степени электоральной поддержки политика (далее - индикатор).

По указанному индикатору выделяются три типа групп - с высокой, умеренной и слабой электоральной поддержкой. К первому типу относятся группы, в которых электоральная поддержка политика существенно выше, чем в среднем по всем опрошенным; ко второму - те, в которых электоральная поддержка мало отличается от средней; к третьему - те, в которых электоральная поддержка значительно ниже средней. Эти три типа электоральных групп имеют буквенные обозначения соответственно А, В и С - с номерами в порядке убывания индикатора.

Кроме того, для справки по каждой электоральной группе приводится ее удельный вес (%) во взрослом населении России.

"Доли голосующих в электоральных группах политика"(графики)

Соответствующие графики приводятся после каждой из описанных выше таблиц и служат иллюстрациями к ним. Такой график представляет собой карту с обозначением всех выделенных для данного политика электоральных групп. Место каждой группы на карте определяется сочетанием двух координат - доли голосующих за данного политика и его рейтинга.

"Динамика рейтинга политика в электоральных группах"(таблицы и графики)

В соответствующих таблицах указан рейтинг того или иного политика для каждой электоральной группы по месяцам. Эти данные каждый раз иллюстрируются тремя графиками - отдельно для групп высокой, умеренной и слабой электоральной поддержки.

ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЭЛЕКТОРАЛЬНЫХ ГРУПП ВЕДУЩИХ ПОЛИТИКОВ

Е.Примаков

На рейтинг Е.Примакова самое большое влияние оказывает пол респондента (среди женщин - 20%, среди мужчин - 15%).

Следующий по значимости показатель - возраст. Так, у женщин старше 54 лет рейтинг Е.Примакова составляет 26%, а у женщин в возрасте до 40 лет - лишь 14%.

В некоторых возрастных группах респондентов рейтинг зависит от образования (20% среди мужчин в возрасте 46-59 лет со средним специальным и высшим образованием и 14% - среди мужчин того же возраста с начальным, неполным средним и средним общим образованием). В других возрастных группах на рейтинг больше влияет тип места жительства. Например, он составляет 30% для женщин старше 54 лет, живущих в Москве, Санкт-Петербурге, мегаполисах или больших городах, и 23% - для той же категории респондентов из малых городов и сел. Среди женщин старше 55 лет - жительниц малых городов или сел - рейтинг Е.Примакова зависит еще и от региона (30% - для проживающих на Севере РФ, в Московском регионе, Черноземье, Сибири и Дальнем Востоке, 18% - для женщин данной возрастной категории в остальных регионах России).

Е.Примаков: электоральные группы

НомерСоциально-демографические особенностиРейтингДоля голосующихДоля группы
группыПолВозраст,Место жительстваОбразованиев группев группев населении
п/п леттип населенного пунктарегион (% от группы)(% от населения)(%)
А1 ЖенщиныОт 55 Москва, Санкт-Петербург, мегаполисы или большие города--302,17,0
А2 ЖенщиныОт 55 Малые города или селаМосковский регион, Север РФ, Черноземье или Сибирь и Дальний Восток-301,65,3
А3 МужчиныОт 60 ---221,88,2
А4 Женщины41 - 54 --Среднее специальное, высшее221,77,9
В1 Женщины18 - 40 --Среднее специальное, высшее162,012,5
В2 Мужчины18 - 45 Москва, Санкт-Петербург, мегаполисы или большие города--151,610,5
В3 ЖенщиныОт 55 Малые города или селаНечерноземье, Юг РФ или Урал-181,26,5
В4 Мужчины46 - 59 --Среднее специальное, высшее200,94,3
В5 Женщины41 - 54 --Начальное, неполное среднее, среднее общее171,05,8
С1 Мужчины18 - 45 Малые города или селаМосковский регион, Черноземье, Юг РФ или Сибирь и Дальний Восток-141,17,8
С2 Женщины18 - 40 --Начальное, неполное среднее, среднее общее121,19,4
С3 Мужчины46 - 59 --Начальное, неполное среднее, среднее общее140,85,8
С4 Мужчины18 - 45 Малые города или селаСевер РФ, Нечерноземье или Урал-90,88,9
 Всего в населении 18 17,7 100,0 


Е.Примаков: доли голосующих в электоральных группах

Е.Примаков: динамика рейтинга в электоральных группах

 январьфевральмартапрельмайиюнь
А1263528283024
А2293333262728
А3182521212219
А4182320232422
В1172024171820
В2171718172016
В3161816151918
В4121517191816
В5131616141414
С1151714121317
С2111612141313
С3121211111713
С4111189912
рейтинг в населении161917171817


Г.Зюганов

На рейтинг Г.Зюганова наибольшее влияние оказывает тип места жительства респондента. Например, среди лиц, проживающих в селах, он составляет 24%, тогда как среди жителей Москвы - лишь 8%.

Следующий по значимости показатель - возраст. Так, среди сельских жителей старше 45 лет рейтинг Г.Зюганова составляет 32%, а среди людей в возрасте до 40 лет, живущих в Санкт-Петербурге или в мегаполисах, - всего 5%.

Для респондентов, проживающих в больших (не мегаполисах) или малых городах, рейтинг зависит от образования. Например, среди лиц с начальным и неполным средним образованием он составляет 24%, а среди имеющих высшее образование - 9%. У сельских жителей старше 45 лет рейтинг Г.Зюганова зависит еще и от региона (37% - для проживающих в Московском регионе, Черноземье, на Урале или Юге РФ, и 26% - в остальных регионах России).

Г.Зюганов: электоральные группы

Номер группы п/пСоциально-демографические особенностиРейтинг в группе (% от группы)Доля голосующих в группе (% от населения)Доля группы в населении (%)
Место жительстваВозраст, летОбразование
тип населенного пунктарегион
А1 СелаМосковский регион, Черноземье, Юг РФ, УралОт 46 -372,56,8
А2 Большие или малые города--Начальное, неполное среднее242,39,4
А3 СелаСевер РФ, Нечерноземье, Сибирь и Дальний ВостокОт 46 -261,76,5
А4 Села-31 - 45 -201,78,5
А5 Большие или малые города-От 50 Cреднее общее251,04,0
В1 Большие или малые города-От 41Среднее специальное161,48,4
В2 Большие или малые города 36 - 50 Cреднее общее161,17,2
В3 Санкт-Петербург или мегаполисы-От 41-141,07,2
С1 Села-18 - 30 -110,75,7
С2 Большие или малые города--Высшее90,77,5
С3 Большие или малые города-18 - 40 Среднее специальное80,79,4
С4 Москва---80,56,1
С5 Большие или малые города-18 - 35 Cреднее общее70,57,6
С6 Санкт-Петербург или мегаполисы-18 - 40 -50,35,6
Всего в населении 16 16,1 100,0 


Г.Зюганов: доли голосующих в электоральных группах

Г.Зюганов: динамика рейтинга в электоральных группах

 январьфевральмартапрельмайиюнь
А1303838393634
А2282624262618
А3262527262319
А4232425252421
А5171622202217
В1121817171617
В2141616161213
В3151316131313
С11411131189
С2111088911
С3789877
С4978867
С5787656
С6755543
рейтинг в населении151617161514


Ю.Лужков

На рейтинг Ю.Лужкова сильнее всего влияет тип места жительства респондента. Например, среди москвичей он составляет 38%, тогда как среди сельских жителей - всего 9%.

Следующий по значимости показатель - регион. Так, среди жителей малых городов рейтинг Ю.Лужкова составляет 22% в Московском регионе и на Севере РФ, а на Урале - только 5%.

У тех, кто проживает в больших (не мегаполисах) городах, рейтинг зависит от возраста (например, для лиц моложе 36 лет он составляет 23%, а для респондентов старше 35 лет - 12%). У сельских жителей Черноземья, Урала, Сибири и Дальнего Востока рейтинг Ю.Лужкова зависит еще и от образования (среднее общее, среднее специальное, высшее - 8%, начальное, неполное среднее - 3%).

Ю.Лужков: электоральные группы

Номер группы п/пСоциально-демографические особенностиРейтинг в группе (% от группы)Доля голосующих в группе (% от населения)Доля группы в населении (%)
Место жительстваВозраст, летОбразование
тип населенного пунктарегион
А1 Москва---382,36,1
А2 Малые городаМосковский или Север РФ--221,88,2
А3 Большие города-18 - 35 -231,56,6
В1 Малые городаНечерноземье или Юг РФ18 - 54 -171,59,1
В2 СелаМосковский регион или Нечерноземье--171,37,8
В3 Большие города-От 36 Cреднее общее, среднее специальное, высшее131,310,2
В4 Санкт-Петербург или мегаполисыСевер РФ или Черноземье--131,07,6
С1 Малые городаЧерноземье или Сибирь и Дальний Восток--90,77,7
С2 СелаЧерноземье, Урал или Сибирь и Дальний Восток-Cреднее общее, среднее специальное, высшее80,68,4
С3 Санкт-Петербург или мегаполисыУрал или Сибирь и Дальний Восток--90,55,1
С4 СелаСевер РФ или Юг РФ--80,56,1
С5 Большие города-От 36 Начальное, неполное среднее80,22,9
С6 Малые городаУрал--50,36,0
С7 Малые городаНечерноземье или Юг РФОт 55 -70,22,9
С8 СелаЧерноземье, Урал или Сибирь и Дальний Восток-Начальное, неполное среднее30,25,3
Всего в населении 14 13,9 100,0 


Ю.Лужков: доли голосующих в электоральных группах

Ю.Лужков: динамика рейтинга в электоральных группах

 январьфевральмартапрельмайиюнь
А1394037403941
А2182125242419
А3262221212121
В1171714201813
В2201718151817
В3151312121414
В4131313121611
С112999116
С210119876
С3111056106
С4898778
С511867711
С6775897
С7775363
С8432223
рейтинг в населении151413141513


Г.Явлинский

На рейтинг Г.Явлинского самое сильное влияние оказывает уровень образования респондентов. Например, среди лиц с высшим образованием он составляет 22%, тогда как среди не имеющих среднего образования - лишь 6%.

Следующий по значимости показатель - тип места жительства респондента. Так, среди лиц с высшим образованием рейтинг Г.Явлинского составляет 24% в крупных городах, а в селах - 19%.

В некоторых группах респондентов рейтинг зависит также и от региона. Например, для лиц со средним общим образованием, проживающих в малых городах, он составляет в среднем 8% в Московском регионе, Нечерноземье, на Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке, а в остальных регионах России - 14%. Для лиц со средним специальным образованием, проживающих в больших (не мегаполисах) и малых городах, рейтинг Г.Явлинского зависит еще и от возраста (среди респондентов в возрасте до 35 лет - 12%, среди лиц старше 35 лет - 16%).

Г.Явлинский: электоральные группы

Номер группы п/пСоциально-демографические особенностиРейтинг в группе (% от группы)Доля голосующих в группе (% от населения)Доля группы в населении (%)
ОбразованиеМесто жительстваВозраст, лет
тип населенного пунктарегион
А1 ВысшееМосква, Санкт-Петербург, мегаполисы или большие города--241,77,1
А2 Среднее спец.Большие или малые города-От 36151,710,8
А3 ВысшееМалые города или села--191,26,2
А4 Среднее спец.Москва, Санкт-Петербург или мегаполисы--181,26,6
А5 Cреднее общееСанкт-Петербург, мегаполисы или большие городаСевер РФ, Юг РФ или Сибирь и Дальний Восток-160,84,8
В1 Среднее спец.Большие или малые города-18 - 35120,87,0
В2 Cреднее общееМосква, мегаполисы или большие городаМосковский регион, Нечерноземье, Черноземье или Урал-110,87,6
В3 Среднее спец.Села--110,76,9
В4 Cреднее общееМалые городаСевер РФ, Черноземье или Юг РФ-140,53,5
С1 Cреднее общееМалые городаМосковский регион, Нечерноземье, Урал или Сибирь и Дальний Восток-80,78,9
С2 Cреднее общееСела--80,79,5
С3 Начальное, неполное среднееМосква, Санкт-Петербург, мегаполисы, большие или малые городаМосковский регион, Север РФ, Юг РФ или Сибирь и Дальний Восток-90,66,4
С4 Начальное, неполное среднееСела--50,49,5
С5 Начальное, неполное среднееМегаполисы, большие или малые городаНечерноземье, Черноземье или Урал-60,35,3
Всего в населении 12 12,1 100,0 


Г.Явлинский: доли голосующих в электоральных группах

Г.Явлинский: динамика рейтинга в электоральных группах

 январьфевральмартапрельмайиюнь
А1252524242118
А2151416161313
А3201622191516
А4171916181311
А5111718171113
В111101412910
В213101011109
В310913111010
В4121416121510
С1868978
С2479786
С37711997
С4335555
С5457646
рейтинг в населении111113121110





База данных ФОМ > Партии и политики > Электоральные рейтинги политиков > ЭЛЕКТОРАЛЬНЫЕ ГРУППЫ ВЕДУЩИХ ПОЛИТИКОВ РОССИИ